Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этностереотип русского в анекдотическом тексте

Работа №171950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы69
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Этнические стереотипы в современном мире 6
1.1 Понятие этностереотипа 6
1.2 Причины и источники формирования этностереотипов 11
1.3 Виды этностереотипов 15
1.4 История изучения этностереотипа в лингвистике 20
1.5 Изучение этностереотипов в современной лингвистике 23
Выводы 32
Глава 2. Этностереотип русского в отечественном анекдотическом
тексте 34
2.1 Взаимосвязь языка и культуры в анекдотах 34
2.2 Антропонимы и топонимы как языковые средства репрезентации
этнического стереотипа русского в анекдотах 38
2.3 Грамматические средства экспликации этнонима русского в
анекдотах 47
2.4 Особенности речевого портрета русского в анекдотах 54
Выводы 61
Заключение 62
Список используемых источников 65


В современном мире, под воздействием глобализации и быстрого обмена информацией, в социокультурных и политических процессах безостановочно происходят различные изменения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на взаимодействия внутри одной или между несколькими культурами.
В вопросе изучения межкультурной коммуникации важную роль играет явлении стереотипа, в частности, этнического, чье рассмотрение особенно важно с лингвистической точки зрения: язык может выступать как средством эффективного способа общения между народностями, так и средством отражения картины мира своего носителя.
Анекдоты же как фольклорный жанр являются важным примером изменения не только языковых тенденций, но современных общественных веяний и актуальных тем. По этой причине изучение анекдотических текстов позволит на глубоком уровне выявить отношение к описываемой в них этнической группе, а также определить современные этностереотипы.
Актуальность исследования обусловлена нехваткой современных работ, посвященных новым этностереотипам, в силу постоянных изменений в обществе, которые, в свою очередь, непрерывно оказывают влияние на формирование и преобразование картины мира представителей определенной народности.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы являются научные труды в сфере этнолингвистики А. Д. Шмелева, А. В. Павловской, Н. В. Уфимцевой, И. И. Токарева, Е. С. Кубряковой, Ю. В. Бромлей, Е. Ф. Тарасова, С. М. Трусова, И. А. Стернина, Г. У. Солдатова и др. При рассмотрении фольклорного жанра анекдота были рассмотрены исследования А. Д. Шмелева и Е. Я. Шмелевой, К. Ф. Седова, Г. Г. Слышкина, Е. Курганова и др.
Объектом исследования является этностереотип русского...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире процессы глобализации и межкультурной коммуникации становятся всё более интенсивными, вследствие чего активно появляется множество новых этностереотипов, а прежние не только сохраняют свою актуальность, но и продолжают крепнуть в общественном восприятии. В этом контексте анекдоты, будучи преимущественно речевым жанром, играют особую роль в формировании и распространении стереотипных образов различных этнических групп, в том числе и русского народа. Являясь частью фольклора, они выступают ярким выражением народного юмора, становятся не только источником смеха, но и важным культурным кодом, отражающим особенности восприятия социальной и этнической идентичности.
В данной работе было проведено изучение этностереотипов русского с лингвистической точки зрения на примере анекдотических текстов. Исходя из анализа, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, этностереотипы русского, представленные в анекдотах, формируют представление о «национальном характере» и могут быть как позитивными, так и негативными, в зависимости от контекста и цели рассказчика. Зачастую они показаны за счет введения в сюжет образа «чужака», представителя другой национальности. Противопоставление «Я» - «Другой» усиливает значение описываемых черт.
Во-вторых, в работе были отмечены особенности выражения этностереотипов с лингвистической точки зрения, в частности, в аспекте синтаксиса, к ним относятся сравнительные и фразеологические обороты, а также устойчивые конструкции с использованием атрибутивных элементов описываемой нации. Со стороны морфологии особое влияние на процесс этнической стереотипизации оказывает употребление личных (вы) и определительных (все, каждый, всякий) местоимений, модальной частицы «только», а также прилагательного «настоящий». Подобные средства присваивают стереотипные черты не одному представителю определенной народности, а всему этносу в целом, выражая его исключительность на фоне других национальностей. В результате анализа речевого портрета русских на примере анекдотических текстов были выявлены следующие характерные черты: множественное использование слов обсценной лексики, жаргонизмов, фразеологизмов, просторечий и диалектизмов, восклицательных интонаций, языковой игры, а также применение приема контраста при ответных реакциях...


1. Аллик Ю. Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые типичному русскому // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 1. - С. 2-19.
2. Барт. Р. Мифологии // Мифологии: сб. статей / Сост. Р. Барт - М.: Академический проект, 2017. - 351 с.
3. Белова О. В. «Другие» и «чужие»: представления об этнических соседях в славянской народной культуре // Признаковое пространство культуры: сб статей / Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая, Е. С. Узенева. - М.: «Индрик», 2002. - №6 - С. 71-86.
4. Белова О. В. Тело «инородца» / О. В. Белова // Тело в русской культуре: сб. статей / Г. И. Кабаков, Ф. Конт. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 147-158.
5. Белова О. В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян (этнолингвистическое исследование): автореферат дис. на соискание уч. степени докт. филол. наук: 10.02.03. - М.: 2006. - 38 с.
6. Березович Е. Л., Гулик Д. П. Ономасиологический портрет «человека этнического»: принципы построения и интерпретации // Встречи этнических культур в зеркале языка в сопоставительном лингвокультурологическом аспекте / Отв. ред. Г.П. Нещименко. -М.: Наука, 2002. - С. 232-253.
7. Бирюков Н. Г. Феномен русского грамматического анекдота: дис. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д.: 2005. - С. 161.
8. Бирюков Н. Г. Феномен русского грамматического анекдота: дис. канд. филол. наук: 10.02.01. - Ростов на Дону: 2005. - 161 с.
9. Бочкарева А. В. Этнические стереотипы: основные методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов: диссертация. - М.: 2014. С. 26.
10. Бромлей Ю. В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. - 1983. - №3. - С. 67-75.
11. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса - М.: «Наука», 1983. - 417 с.
12. Вилинбахова Е. Л. Речевые репрезентации стереотипов // Вестник СПбГУ. Сер 9. - 2010. - № 2. - С. 87-92.
13. Вилинбахова Е. Л. Стереотип в лингвистике: объект или инструмент исследования? // Проблемы языка: сб. науч. ст. по материалам Первой концеренции-колы «Проблемы языка: взгляд молодых ученых». - М: 2012. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/vilinbakhova-12.htm (дата обращения: 05.01.2025).
14. ВЦИОМ: офиц. Сайт. URL: https://wciom.ru/ratings/polzovanie-internetom (дата обращения: 13.01.2025).
15. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа, URL: https://vdahl.ru/ (дата обращения: 13.12.2024)...57

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ