ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическое исследование феноменологии патриотического сознания
молодежи в современном социально -коммуникационном пространстве 6
1.1 Исторические и терминологические основы исследования патриотического
сознания молодежи 6
1.2 Коммуникационные особенности формирования патриотического сознания
молодежи на современном этапе 10
2 Анализ деятельности организации СПб ГБУ «ЦПМИ «ВЕКТОР» 20
2.1 СПб ГБУ «ЦПМИ «ВЕКТОР» как базисный субъект 20
2.2 Анализ целевой аудитории 24
2.3 SWOT-анализ 31
2.4 PEST-анализ 34
2.5 Анализ социальных сетей 48
3 Разработка программы формирования патриотического сознания молодежи с
помощью социальных сетей 55
3.1. Программа формирования патриотического сознания молодежи с помощью социальных сетей 55
3.2 Критерии и методы оценки эффективности 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Приложение 1. Пост к 9 мая, Дню Победы в Великой Отечественной Войне ... 76
Приложение 2. Интерактивный пост, приуроченный ко Дню рождения Санкт -
Петербурга 77
Молодежь в современной России играет решающую роль в преобразованиях общества. Будучи наиболее мобильной и восприимчивой к изменениям, молодежь чутко улавливает новые смыслы и идеи. Исследователи в России и за рубежом пристально изучают молодежную культуру и ее проблемные аспекты.
Этот интерес обусловлен тем, что молодежь является движущей силой прогресса, воплощая потенциал для социально-культурного и экономического роста страны. Молодые люди, отличающиеся своим возрастом и маргинальным положением в обществе, особенно чувствительны к изменяющимся условиям. Они легко адаптируются к новым социальным реалиям и лидируют в процессах социокультурных трансформаций.
Культурный плюрализм и повсеместное использование интернета в России оказывают непосредственное влияние на формирование ценностно-смысловой основы молодежной культуры. Проблема ценностных ориентиров и их динамики у молодежи становится особенно актуальной в условиях кризиса российского общества, сопровождающегося переоценкой ценностей и распространением гедонистических и потребительских установок.
В настоящем обществе, где социальные медиа играют важную роль в повседневной жизни, каждый человек часто ощущает себя в «информационном вакууме», где закрепляются устойчивые модели поведения. Особенно молодежь гибко реагирует на эти трансформации и принимает правила игры в виртуальном мире, создавая идеальный образ себя на страницах социальных сетей.
Молодые люди создают свой собственный путь общения, который соответствует их собственному восприятию смысла и жизненным установкам. Они получают одобрение за свои действия, мысли и представление о себе в виртуальном пространстве, что в конце концов создает положительный социальный эффект...
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что социальные сети обладают значительным потенциалом в формировании патриотического сознания современной молодежи. Анализ теоретических основ и коммуникационных особенностей этого процесса продемонстрировал, что в условиях цифровизации общества использование онлайн-платформ становится эффективным инструментом патриотического воспитания подрастающего поколения.
В современном мире социальные сети прочно вошли в повседневную жизнь молодых людей, став не только площадкой для общения, но и мощным инструментом влияния на их сознание и мировоззрение. Для многих представителей молодого поколения интернет-пространство является основным источником информации, определяющим их взгляды и ценности. Именно поэтому использование социальных медиа для патриотического воспитания молодежи представляется крайне перспективным и актуальным направлением.
Изучение деятельности организации СПб ЦПМИ «ВЕКТОР», занимающейся профессиональной ориентации и воспитании патриотического сознания у студенческой молодежи Санкт-Петербурга, выявило как сильные стороны и возможности, так и ряд существующих проблем и угроз в данной сфере.
Разработанная программа формирования патриотического сознания с помощью социальных сетей основана на комплексном подходе, учитывающем специфику целевой аудитории, ее информационные потребности и коммуникационные предпочтения.
Предложенная программа включает систему интерактивных мероприятий, таких как разработка подкаста, организация конкурса и публикация тематических постов, а также методику оценки эффективности реализуемых мероприятий. Ее внедрение будет способствовать более глубокому вовлечению молодых людей в процесс патриотического воспитания, формированию устойчивых гражданских и национально- культурных ценностей, а также противодействию деструктивным информационным воздействиям.
Таким образом, использование социальных сетей как инструмента формирования патриотического сознания молодежи является важным направлением государственной молодежной политики, позволяющим эффективно транслировать идеи гражданственности, любви к Родине и готовности к её защите среди подрастающего поколения в современных условиях. Это позволит транслировать позитивные ценности, связанные с историей, культурой и достижениями страны, и противодействовать деструктивному влиянию и искажению исторических фактов в интернет - пространстве. В результате такого подхода будет воспитано поколение молодых людей, готовых к реализации важных инициатив на благо Родины.
1. [Электронный ресурс] // Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями : [сайт]. — URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/ (дата обращения: 19.04.2024).
2. Абрамов М.А, Савеленко В.М. Патриотизм в системе современного социального сознания: феноменологический и социоструктурный аспекты : специальность 09.00.11 «Социальная философия» : Диссертация на соискание доктора философских наук / Абрамов М.А. Савеленко В.М. ; Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». — 2022. — 277 с.
3. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2020. - 224 с.
4. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: АЙРИС-Пресс, 2022. - 224 с.: ил.
5. Асеева О.В. Влияние социальной сети интернет на развитие социальной активности молодежи // Научные ведомости . - 2022. - №2. - С. 12-16.
6. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра, 2020.
7. Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи: автореф. дис. канд. соц. наук: 19.00.05. - М. , 2021. - 25 с.
8. Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое
пособие. - СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т, 2021. - 135 с.
9. Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель ХХХ век. -
2020. - №11. - С. 4-10.
10. Влияние социальных сетей на жизнь подростка. / [Электронный ресурс] // Влияние социальных сетей на жизнь подростка: [сайт]. — URL:http://iamtiptop.ru/p/iam_866.html (дата обращения:14.04.2024).
11. Габриелян Г.В. Исторический патриотизм и патриотизм
повседневности (проблемы формирования гражданственности патриотизма у современной молодежи) // патриотическое воспитание молодежи как фактор сохранения исторических ценностей. - М.: Московский дом
национальностей, 2022. - С. 36.
12. Гончукова М.Г. Подкасты как эффективная платформа рекламных коммуникаций / М.Г. Гончукова, А.В. Пряхина // Коммуникации в условиях цифровой трансформации. Сборник материалов V Международной научно- практическои конференции (29-30 ноября 2021) / Под редакцией проф. А.Д. Кривоносова. - СПб.: АНО «София», 2021. - С. 159-164.
13. Гуляев, И. И. Гражданская и правовая культура российской молодежи : учебное пособие для вузов / И. И. Гуляев. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11996-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542704 (дата обращения: 11.04.2024).
14. Гуркина О. А., Новикова Е. М. Чем так привлекательны социальные
сети для подростков? [Электронный ресурс] // Лаборатория мониторинговых исследований МГППУ. 2023. URL:http:// xn--c1arkau.xn--
p1ai/projectpages/index/202 (дата обращения: 21.04.2024).
15. Дронова Т.А., Дронов А.А. Патриотизм - символ сопричастности судьбе отечества (еще раз о воспитании патриотизма в студенческой среде) // Вестник Воронежского Государственного Университета. серия: проблемы высшего образования. - 2023. - №4. - С. 41-45...31