Символика числа в романе Е.И. Замятина «Мы»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЧИСЛОВАЯ СИМВОЛИКА КАК КОД КУЛЬТУРЫ, ЕЕ МЕСТО И
ФУНКЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Трактовка определений числа и их значение в разных науках и культурах 7
1.2. Символика числа в литературе, ее место и значимость для эмоционального
воздействия на читателя 15
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ЧИСЛА В
РОМАНЕ Е. И. ЗАМЯТИНА «МЫ» 21
2.1. Жанровые особенности антиутопии и построение художественной
символики 21
2.2. Числовая символика в романе Е. И. Замятина «Мы» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА 1. ЧИСЛОВАЯ СИМВОЛИКА КАК КОД КУЛЬТУРЫ, ЕЕ МЕСТО И
ФУНКЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Трактовка определений числа и их значение в разных науках и культурах 7
1.2. Символика числа в литературе, ее место и значимость для эмоционального
воздействия на читателя 15
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ ЧИСЛА В
РОМАНЕ Е. И. ЗАМЯТИНА «МЫ» 21
2.1. Жанровые особенности антиутопии и построение художественной
символики 21
2.2. Числовая символика в романе Е. И. Замятина «Мы» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Творчество Евгения Ивановича Замятина является одним из наиболее значительных явлений в отечественной литературе XX веке, так как оно не вписывается в большинство литературных художественно-эстетических систем как эпохи Серебряного века, так и послереволюционного времени, но при этом раскрывает уникальное мировидение писателя и проблематизирует целый ряд предельно важных для человечества бытийных вопросов.
Проза Е. И. Замятина оказала мощное воздействие на многих русских и советских писателей, так как в ней он, следуя традициям «орнаментальной прозы» начала XX века и конструируя гротескно-сатирическую модель мира, предлагает собственную версию неореализма, совмещающего в принципы реалистической и модернистской поэтики. В замятинском творчестве обнаруживается тяготение к простоте повествовательных структур, сопряженное с максимальной метафоричностью художественного стиля. Произведения Е. И. Замятина, созданные в 1917-1922 годах являют собой один из образцов новой литературной поэтики, в которой на первый план выдвигаются жестко структурированное и лаконичное повествование и метафорический стиль, превращающий художественную символику в основной принцип смыслообразования.
Многие исследователи творчества Е. И. Замятина склонны рассматривать писателя как творца жанра романа-антиутопии в русской литературе, акцентируя внимание на его главном и наиболее масштабном произведении - романе «Мы», написанном в 1920 году. В данном произведении осуществляется соединение различных художественных и философских концепций и воззрений мировой (отечественной и европейской) культуры. При этом «объективная» действительность и представления об идеальном бытии вступают в контрастные отношения с «орнаментализмом» повествования и его насыщения символической образностью. Опыт осмысления сущностных основ саморазвития человечества, взаимодействия природы, цивилизации и культуры, репрезентируемый в романе «Мы» в то же время соотносим с писательской иронией, саркастическим видением реальности и нарочитой стремительностью развертывания сюжета в повествовательной структуре текста.
Роман Е. И. Замятина «Мы» заострил проблему «коллективизма» и социального уравнивания человека. Сам писатель считал это произведение одновременно и самым серьезным, и самым смешным своим художественным творением. Первое издание романа осуществилось за границе в 1924 году на английском языке; в 1927 году роман был опубликован на русском языке пражском эмигрантском издательстве без ведома самого автора. В СССР же впервые романа был напечатан только в конце 1980-х годов, в период «возвращения» ранее запрещенной или «забытой» литературы...
Проза Е. И. Замятина оказала мощное воздействие на многих русских и советских писателей, так как в ней он, следуя традициям «орнаментальной прозы» начала XX века и конструируя гротескно-сатирическую модель мира, предлагает собственную версию неореализма, совмещающего в принципы реалистической и модернистской поэтики. В замятинском творчестве обнаруживается тяготение к простоте повествовательных структур, сопряженное с максимальной метафоричностью художественного стиля. Произведения Е. И. Замятина, созданные в 1917-1922 годах являют собой один из образцов новой литературной поэтики, в которой на первый план выдвигаются жестко структурированное и лаконичное повествование и метафорический стиль, превращающий художественную символику в основной принцип смыслообразования.
Многие исследователи творчества Е. И. Замятина склонны рассматривать писателя как творца жанра романа-антиутопии в русской литературе, акцентируя внимание на его главном и наиболее масштабном произведении - романе «Мы», написанном в 1920 году. В данном произведении осуществляется соединение различных художественных и философских концепций и воззрений мировой (отечественной и европейской) культуры. При этом «объективная» действительность и представления об идеальном бытии вступают в контрастные отношения с «орнаментализмом» повествования и его насыщения символической образностью. Опыт осмысления сущностных основ саморазвития человечества, взаимодействия природы, цивилизации и культуры, репрезентируемый в романе «Мы» в то же время соотносим с писательской иронией, саркастическим видением реальности и нарочитой стремительностью развертывания сюжета в повествовательной структуре текста.
Роман Е. И. Замятина «Мы» заострил проблему «коллективизма» и социального уравнивания человека. Сам писатель считал это произведение одновременно и самым серьезным, и самым смешным своим художественным творением. Первое издание романа осуществилось за границе в 1924 году на английском языке; в 1927 году роман был опубликован на русском языке пражском эмигрантском издательстве без ведома самого автора. В СССР же впервые романа был напечатан только в конце 1980-х годов, в период «возвращения» ранее запрещенной или «забытой» литературы...
Подводя итог исследования символики числа в романе Евгения Ивановича Замятина «Мы», необходимо привести ряд выводов, сделанных в ходе работы.
Роман «Мы» является загадкой русской литературы XX столетия, который наполнен символикой, играющей важную роль для понимания проблематики произведения. Очевидно, что писатель воплотил в своем романном повествовании представление о том потенциале художественной словесности, который нацелен на вскрытие человеческой природы, сущности отношений человека и мироздания. Роман «Мы», безусловно, оказал воздействие на последующее развитие литературного творчества и на бытование жанра антиутопии в словесности второй половины XX - начала XXI веков.
Особый облик замятинского текста проявляется в его художественных, стилистических и языковых свойствах. Роман Е. И. Замятина «Мы» не стал бы столь важным явление в истории отечественного литературного процесса, если бы не было заложено в нем значения символического с помощью использования чисел, которые в первую очередь помогают читателю понять структуру внутреннего пространства в романе, душу и характер героя.
Роман «Мы» признан повсюду как единственное классическое произведение одновременно русской и утопической, и научно-фантастической литературы. Замятин требует пристального читательского внимания, так как в его структуре обнаруживаются нарочитые смысловые и логические ошибки. Например, ряд математических формул являет неверные данные и решения, представая онтологической ловушкой или актуализирует действие в изображаемом художественном универсуме неких иррациональных, инфернальных, не подвластных человеческому разуму сил. Так как писатель практически не оставляет комментариев к своему произведению, очевидно, что множественность его интерпретаций закладывается автором в процесс читательского понимания текста...
Роман «Мы» является загадкой русской литературы XX столетия, который наполнен символикой, играющей важную роль для понимания проблематики произведения. Очевидно, что писатель воплотил в своем романном повествовании представление о том потенциале художественной словесности, который нацелен на вскрытие человеческой природы, сущности отношений человека и мироздания. Роман «Мы», безусловно, оказал воздействие на последующее развитие литературного творчества и на бытование жанра антиутопии в словесности второй половины XX - начала XXI веков.
Особый облик замятинского текста проявляется в его художественных, стилистических и языковых свойствах. Роман Е. И. Замятина «Мы» не стал бы столь важным явление в истории отечественного литературного процесса, если бы не было заложено в нем значения символического с помощью использования чисел, которые в первую очередь помогают читателю понять структуру внутреннего пространства в романе, душу и характер героя.
Роман «Мы» признан повсюду как единственное классическое произведение одновременно русской и утопической, и научно-фантастической литературы. Замятин требует пристального читательского внимания, так как в его структуре обнаруживаются нарочитые смысловые и логические ошибки. Например, ряд математических формул являет неверные данные и решения, представая онтологической ловушкой или актуализирует действие в изображаемом художественном универсуме неких иррациональных, инфернальных, не подвластных человеческому разуму сил. Так как писатель практически не оставляет комментариев к своему произведению, очевидно, что множественность его интерпретаций закладывается автором в процесс читательского понимания текста...
Подобные работы
- Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ М.ОНДААТЖЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект)
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ НА АНГЛИЙСКОМ, НЕМЕЦКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ В СОПОСТАВИТЕЛЬНО-ПЕРЕВОДЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ ПЕРЕВОДОВ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Ритмическая композиция романа Ю. К. Олеши «Зависть» в зеркале линий развития русской орнаментальной прозы (Н. В. Гоголь, А. Белый)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023





