Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА В ТВОРЧЕСТВЕ А.А.ЛИХАНОВА

Работа №34727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности христианской символики в творчестве А. А.
Лиханова 1970-х - 1990-х годов 11
Глава 2. Эволюция христианской символики в романах А.А. Лиханова 2000-х - 2010-х годов («Сломанная кукла», «Слетки»,
«Непрощённая») 22
Заключение 49
Список литературы 53



А.А.Лиханов, вошедший в литературу в 1960-е годы, всегда был привержен к постановке острых нравственно-социальных проблем, прежде всего, связанных со сферой жизни детей и подростков. В настоящее время возникает необходимость изучения его творчества, что, с одной стороны, способствует формированию целостной картины развития детско - подростковой литературы, с другой стороны, определяется тем фактом, что произведения писателя представляют собой достаточно сложные в жанрово - стилевом отношении явления, в которых соединяются художественное и публицистическое начала.
Всё творчество А.А. Лиханова обращено в равной мере и к миру детей, и к миру взрослых. Первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962) сразу получил читательское одобрение. Вслед за ним появляются повести «Звёзды в сентябре» (1967), «Тёплый дождь» (1968), трилогия «Семейные обстоятельства», роман «Мой генерал» (1975), повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» (1982), дилогия «Русские мальчики» и «Мужская школа», повести последнего времени «Никто», «Сломанная кукла», «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно» (2009), романы «Слетки» (2009), «Непрощенная» (2013).
Наряду с писательской деятельностью Лиханов активно занимается публицистикой. Его книга 1983 года «Драматическая педагогика» была переведена на множество языков, а в 1987 году удостоена Международной премии им. Януша Корчака.
Творчество писателя на сегодняшний день является достаточно исследованным. К 70-летию А. А. Лиханова вышла книга писателя В. А. Бахревского, представляющая собой эмоциональный, публицистически-заостренный рассказ о его жизненном и творческом пути. В книгу также включены эссе Е. О. Галицких, Н. А. Тураниной, Л. М. Курганской, Р. Л. Рождественской, занимающихся исследованием творчества писателя. В статьях ставится проблема читательского восприятия, связанная с ранними повестями «Благие намерения» и «Г олгофа», определяется тема человечности как основная тема творчества писателя, особенно проявившаяся в военных повестях («Деревянные кони», «Кикимора», «Последние холода» и др.), обозначена антропоцентричность картины мира писателя через характеристику образа главной героини рассказа «Свечушка».
В десятом выпуске журнала «Вестник детской литературы» 2015 года, посвященном 80-летию писателя, были опубликованы статьи И. И. Буровой, Л. У. Звонаревой, Е. О. Галицких, Н. А. Тураниной, Т. А. Федяевой, в которых обозначены основные темы и мотивы произведений писателя, исследованы образы героев таких произведений, как «Цирковые циркачи», «Непрощенная», «Сломанная кукла», «Никто».
И. И. Бурова в «Этюде о военной прозе А. А. Лиханова» пишет о существовании трех пластов детской военной литературы. Первый пласт, так называемый историко-биографический, по ее мнению, связан с появлением широкого круга произведений о пионерах-героях. Второй включает художественную прозу, повествующую о судьбах детей в партизанских отрядах, частях Красной Армии. Третий пласт, который, по словам Буровой, включает и творчество Лиханова, ставит во главу произведения образ ребенка, не принимающего непосредственного участия в боевых действиях, но ощущающего на себе последствия мировых событий.
Е. О. Галицких в статье «Биография писателя Альберта Лиханова в контексте времени» пришла к выводу, что «стиль жизни писателя А. Лиханова - это реализация осознанной позиции гражданина, «защитника детства», заинтересованного в общественном благе как единстве слова и дела» [Галицких 2015: 21].
Л. У. Звонарева отмечает одну из ономастических особенностей современного этапа творчества Лиханова - в название новых книг часто выносится образ-символ, «клеймящий бессердечное сообщество взрослых, предающих своих детей» [Звонарева 2015: 25]. В подтверждение своей мысли она приводит названия романов «Никто», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой все равно», «Сломанная кукла», «Слетки» и др. Более подробный анализ этих романов появляется в работах В. Г. Сибирцевой (статья «Повесть А. А. Лиханова "Сломанная кукла"»), Е. О. Галицких (статья «Роман А. А. Лиханова "Никто" в детско-взрослом чтении»), Н. Ю. Жулановой (статья «Рыцарь детства: о парных книгах А. А. Лиханова»).
Е. О. Галицких подчеркивает, что в названии многотомного романа Лиханова «Русские мальчики» отражается глубинная национальная традиция отношения к ребенку как камертону нравственного состояния общества, так как именно «русские мальчики всегда задавали мирозданию смысложизненные вопросы» [Галицких 2015: 38]. Она отмечает, что само название «возвращает нас к эпохе Ф. М. Достоевского, в творчестве которого тема детства "русских мальчиков" широко представлена и художественно раскрыта» [Галицких 2015: 37].
О военной прозе пишет Р. Л. Рождественская в статье «Заложники войны в романе А. А. Лиханова "Непрощенная"». Исследовательница, анализируя характер изображения войны, отмечает, что у Лиханова «война - это происки дьявола, выворачивающего всё во тьму, во зло... А пищей этой твари - без лика, без образа, без смысла - были виновные мерзавцы и невинные их жертвы; порушенные храмы и неосвящённые могилы с тысячами людей, живьём закопанных в землю...» [Рождественская 2015: 54]. Подобная трактовка, несомненно, имеет в своей основе религиозную мотивировку. К роману «Непрощенная» обращены также статьи Г. А. Кулюпиной и Н. А. Тураниной.
Существует и еще один сборник, посвященный исследованию творчества писателя, - «Слово и дело Альберта Лиханова».
Заметки о творчестве Лиханова опубликованы Л. Аннинским в книге «Круг бытия Альберта Лиханова». Литературный критик размышляет о достоинствах реалистической прозы писателя, затрагивающего острые вопросы современности. Он исследует произведения, акцентируя внимание на общей направленности творчества, личном вкладе Лиханова в дело защиты российского детства. Фактически, труд Аннинского представляет собой описание «круга бытия» Лиханова, начиная от самых ранних его произведений и доходя до рассказов 2012 года. Такой всеобъемлющий характер исследования подтверждает мысль Аннинского, что тексты Лиханова представляют собой единую исповедь, в которой все части продолжают одна другую.
К 60-летию творческой деятельности был подготовлен
библиографический указатель, который включает в себя хронологический перечень печатных трудов Лиханова, интернет -ресурсы и литературу о нем.
Написана по его творчеству и диссертационная работа Е. В. Федотовой «Время и герой в повестях А. Лиханова» (2006). В ней наряду с широким обзором творчества писателя были выявлены основные проблемнотематические группы его произведений (об отношениях в семье, о Великой Отечественной войне и первых послевоенных годах, о сиротстве), охарактеризован процесс ухода Лиханова от малой и средней к большой эпической форме, проанализирован основополагающий прием создания образа героя («суммарно-обобщающий»).
Многие исследователи и сегодня продолжают активно обращаются к его творчеству. Е. О. Галицких рассматривает творчество Лиханова в контексте гуманитарного образования. О. Н. Биль исследует образ космоса как средства передачи эмоционального состояния героя в художественном мире произведений Лиханова, а также изучает перцептивные космические образы в его творчестве. Е. В. Руссих выявляет романтическую составляющую в книгах писателя и её возможное воздействие на читателя - подростка. В своих работах она рассматривает преимущественно поздние произведения писателя, такие, как «Солнечное затмение», «Сломанная кукла», «Никто», «Обман», «Русские мальчики», «Мальчик, которому не больно» и другие, повествующие о детях с нелегкой судьбой. Руссих заявляет, что поздние произведения писателя являются примером, с одной стороны, реалистической прозы, с другой стороны, они изображают мир детства, наполненный мечтами, что связывает их с романтическими традициями. Е. Ю. Жуланова предпринимает анализ жанровых особенностей книги Лиханова «Мальчик, которому не больно; Девочка, которой все равно». Л. У. Звонарева исследует зооморфную символику в прозе писателя.
Его произведения становятся и материалом для лингвистических исследований. Так, в работе 2017-ого г. Н. А. Туранина, Г. А. Кулюпина, Л. М. Курганская рассматривают использование в произведениях А. Лиханова синонимов и антонимов как изобразительно-выразительных средств русского языка. Ими выявлено употребление писателем синонимов, соединенных сочинительным союзом, что не типично для слов этого класса, использование антонимичных пар, образованных словами, которые относятся к разным частям речи. Такой прием, с точки зрения исследователей, позволяет Лиханову достичь высокой степени выразительности и более глубокого воздействия на читателя. З. Р. Харизова также рассматривает произведения Лиханова с лингвистической точки зрения. Она занимается выявлением особенностей функционирования дискурсивных слов, взяв в качестве основы прозу Лиханова. Как языковую личность героиню повести «Благие намерения» рассматривает Е. А. Дрягина.
Религиозный подтекст всегда присутствовал в произведениях Лиханова, но на современном этапе творчества тяготение к христианской символике становится более ощутимым. В его произведениях не только раскрываются общечеловеческие гуманистические ценности в их христианском преломлении, но и возникают многочисленные аллюзии на образы русских святых, церковная символика, произведения часто имеют общие черты с житием, а герои практически всегда - носители христианского сознания.
Исследователи в своих статьях и диссертациях отмечают появление христианских мотивов в произведениях Лиханова. В статье «Детство как территория счастья» Т. А. Федяевой отмечается, что во «всех его
произведениях человек и общество проходят испытание отношением к детству» [Федяева 2015: 7]. Указывая на мифологическую природу детского сознания и способность детей «ощущать мир как целостность, гармоничную в своей основе» [Федяева 2015: 6], исследовательница отмечает
естественную религиозность ребенка, обладающего особым доверием к миру и людям. Детская тема, утверждает Т. А. Федяева, «вносит особую одухотворенность в произведение» [Федяева 2015: 6], даже когда о ней рассуждают вне религиозной символики.
Е. В. Федотова дала характеристику отношения писателя к христианской вере как важную составляющую изучения его творчества, Т. О. Бобина отметила тенденцию накопления христианских мотивов в романах писателя, возвращения к духовно-религиозным ценностям, И. Н. Кузнецова акцентировала внимание на христианской символике числа три в романе «Сломанная кукла», а также указала на семантику имени, связанного с религиозной традицией. Константин Комаров в статье 2009 года отмечает особую роль христианских мотивов в романе «Слетки». Он пишет, что «имена героев - Борис и Глеб - сразу же вызывают аллюзии с известным житием святых Бориса и Глеба, невинно убиенных их братом Святополком. Да и само повествование строится по модифицированной и усложненной структуре канонического жития... Даже свет кубков, выигранных Борисом, может вызвать параллели со святым свечением нимба» [Комаров 2011: электр. ресурс]. Румен Шомов в рецензии на роман «Слетки» указывает на своеобразие религиозных отсылок. Он обозначает христианскую символику, связанную не только с образами главных героев Бориса и Г леба, но и святого солдата Евгения Родионова, и Ольги Константиновны, являющей «воплощение физической и духовной красоты» [Комаров 2011: электронный ресурс]; проводит параллель между ее образом и иконой как берегиней от зла.
Однако данные христианские образы, мотивы и символы не становились предметом системного исследования. В обращении к нему и заключается новизна представленной работы.
Цель работы — выявление специфики христианской символики в творчестве А. А. Лиханова.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить мировоззренческие основы появления в творчестве А. А. Лиханова христианских символов;
2) проанализировать особенности функционирования христианских символов в раннем творчестве писателя на материале повестей «Голгофа», «Благие намерения», рассказа «Свечушка»;
3) выявить религиозные параллели в романах «Слетки», «Сломанная кукла», «Непрощенная»;
4) обозначить характер эволюции христианской символики в творчестве писателя.
Объектом исследования являются повести А. А. Лиханова «Г олгофа», «Благие намерения», рассказ «Свечушка», романы «Слетки», «Сломанная кукла», «Непрощенная».
Предметом - христианские символы в указанных произведениях.
Теоретическая основа исследования: работы А. Н. Веселовского и И.
В. Силантьева по теории мотива, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, А. Ю. Нестерова, Е. В. Ерошкиной по теории символа.
Методы: историко-литературный, историко-культурный с элементами сопоставительного.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость данной работы.
В первой главе дается характеристика особенностей религиозного сознания Лиханова, рассматривается характер функционирования христианской символики в произведениях 1970-х - 1990-х годов: повестей «Голгофа», «Благие намерения», рассказа «Свечушка».
Во второй главе ведется анализ христианских мотивов в романах 2000-х - 2010-х годов «Сломанная кукла», «Слетки», «Непрощенная», отмечается специфика христианских символов на современном этапе творчества писателя.
В заключении подводятся итоги исследования и намечаются его перспективы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
На процесс бытования и трансформации христианской символики в творчестве А.А. Лиханова оказали влияние три группы факторов - социальные, психологические, культурные.
Сложность нравственно-философских исканий, характеризовавшая периоды «оттепели» и «застоя», проявилась в том числе и в феномене «скрытой» религиозности, которая нашла свое выражение и в творчестве А.А. Лиханова. Религиозные акценты в его произведениях 1970 -х - 1980-х годов не носили ярко выраженного характера, а проявлялись опосредованно - через образ духовно чистого героя.
Психологическими факторами, повлиявшими на устремленность писателя к духовным исканиям, стали, во-первых, его ярко выраженный личностный темперамент, не позволявший мириться с процессами утраты обществом ценностных ориентиров; во-вторых, сосредоточенность на сущностных проблемах бытия, обусловленная как возникшей в его жизни ситуацией на пороге смерти, так и чередой знаковых для писателя трагических событий 1990-х годов. Это тоже стало причиной усиления роли христианской символики в его творчестве.
И наконец, сам литературный материал, ориентированный на детскоподростковое восприятие, во многом подталкивал к выходу на духовный уровень рассмотрения проблем добра и зла, жизни и смерти, совести и предательства.
Таким образом, проявление религиозного начала в творчестве А. А. Лиханова 1990-х - 2000-х годов является результатом не столько эволюции миропонимания, сколько возможностью открытого обозначения собственной изначальной приверженности к вере. Это нашло выражение и в публицистике, и в общественной деятельности писателя.
Христианские аллюзии появляются и в произведениях 1970-х - 1990-х годов («Г олгофа», «Благие намерения», «Мужская школа»), однако обращения к ним не носят последовательного характера.
Явлением переходного характера можно считать рассказ рубежа веков «Свечушка», где христианская символика (свеча, ангел, храм, представители церкви, особая цветовая палитра, элементы молитвы) уже включена в образный, содержательный, идейно-тематический уровни текста. Само название несет в себе символический смысл, определяющий уровень изображения героев и событий, а открытое акцентирование внимания на христианской символике помогает в раскрытии темы аборта на религиозном уровне.
В романах 2000-х - 2010-х годов («Сломанная кукла», «Слетки», «Непрощенная») христианская символика призвана раскрыть центральную для них проблему безбожия.
В данных произведениях романное пространство определяется через семиотическую оппозицию «верх-низ», ориентированную на христианское сознание. Так, в романе «Сломанная кукла» пространство обыденной жизни противопоставляется пространству духовному, связанному с образами храма и неба. В следующем романе «Слетки» уже само повествование строится во многом по структуре канонического жития. Лиханов эксплицирует сравнение героев со святыми мучениками прямо в текст, вводя образ книги-жития. Писатель также использует прием соотнесения, включающий в роман и другие истории о святых: притчу о святом Петре, реальную историю солдата Евгения Родионова, соотносящегося с образом святого.
Структура романа «Непрощенная» тоже ориентирована на христианскую модель мира. Пространство концлагеря соотносится с адом, представляется как дьявольское, горнее пространство представлено обращением героев к небу. Обозначение горнего и дольнего миров происходит через ряд эпитетов, звуковые образы, церковной атрибутики (икон, молитв). Подобная структура, характерная и для романа «Сломанная кукла», усложняется здесь добавлением еще одной семиотической оппозиции
- «востока-запада» как оппозиции божественного и дьявольского.
Романная система образов также организована по принципу антитезы сакральное/дьявольское, однако данная оппозиция постепенно усложняется. Так, в романе «Сломанная кукла» в структуре образной системы четко обозначаются два полюса: на одном - ангелические образы Алеши Благого, Марии и Анечки, а на другом - образ отчима девочки. В романе «Слетки» возможность отнести героев к какому-либо из полюсов становится менее очевидной. Отношение к героям, носителям христианского сознания, становится менее категоричным, однако сохраняется присущий А. Лиханову как писателю дидактизм. В последнем романе «Непрощенная» писатель и вовсе отказывается от подобного деления, усложняя тем самым образ главной героини.
Символическое значение во всех трех романах приобретают имена главных героев, которые помогают углубить понимание их отношения к миру.
Значимой становится и христианская символика, также претерпевающая качественные изменения на протяжении творчества писателя. В романе «Сломанная кукла» - это образы иконы, свечи, храма, через которые реализуется идея обращения к вере. В романе «Слетки», наряду с собственно христианской символикой, большое значение приобретает наполнение образов религиозными смыслами. Например, особую семантическую нагрузку несут образы коровы и соловья, выступающие как символы душевной чистоты и жертвенности, образ спины
- символ защиты - у Лиханова оказывается связан с христианской идеей заступничества. В последнем романе «Непрощенная» автор уже почти не использует открыто церковную символику, обращаясь больше к интерпретации христианской категории греха. Лиханов оправдывает свою героиню обстоятельствами, в которых невозможно все подвести под одну категорию, однако ощущение экзистенциальной вины лишает героиню возможности обретения личного счастья.
Таким образом, христианская символика во всех трех романах помогает показать писателю опасность безверия и утраты традиционных ценностей, необходимость возвращения к общечеловеческим духовным основам. Однако на протяжении всего творчества она претерпевает эволюцию. Ее функционирование в произведениях конца 1990-х - начала 2000-х годов постепенно усложняет образ главного героя и всю идейно - тематическую структуру произведений последних десятилетий.
Перспективами исследования может стать изучение в заявленном аспекте других произведений А. А. Лиханова, а также сопоставление характера функционирования христианской символики в произведениях Лиханова и писателей-современников. Практическая значимость заключается в возможности применения основных его результатов при чтении курса по русской литературе ХХ века, проведении уроков внеклассного чтения.


1. Алькаева З. Интервью с А. А. Лихановым / З. Алькаева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://literalife.ru, свободный. - Проверено
02.05.2018.
2. Лиханов А. А. Собрание сочинений для детей и юношества: В 15 т. Т. 14: Сломанная кукла / А. А. Лиханов. - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2010.
- 311 с.
3. Лиханов А. А. Повести / А. А. Лиханов. - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. - 397 с.
4. Лиханов А. А. Повести / А. А. Лиханов. - М.: Худож. лит, 1983. - 599 с.
5. Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций / А. А. Лиханов. - М.: Педагогика, 1990. - 478 с.
6. Лиханов А. А. Конспект судьбы: Лирический дневник с отступлениями / А. А. Лиханов. - М.: Мол. гвардия, 1976. - 192 с.
7. Лиханов А. А. Собрание сочинений для детей и юношества: В 15 т. Т. 10: Солнечное затмение: [рассказ]. Мальчик, которому не больно: [не сказка для взрослых]. Девочка, которой все равно: [маленькая повесть] / А. А. Лиханов.
- М.: Детство. Отрочество. Юность, 2010. - 332 с.
8. Лиханов А. А. Собрание сочинений для детей и юношества: В 6 т. Т.6: Мужская школа / А. А. Лиханов. - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2010. - 544 с.
9. Лиханов А. А. Собрание сочинений для детей и юношества: В 15 т. Т. 15: Слетки / А. А. Лиханов. - М.: Детство. Отрочество. Юность, 2010. - 382 с.
10. Лиханов А. А. Представляя новую книгу / А. А. Лиханов // Путеводная звезда, 2009. - № 4-5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detfond.org/ru, свободный. - Проверено 06.05.2018.
11. Лиханов А. А. Русские мальчики: Роман в повестях / А. А. Лиханов. - М.: Дом, 1995. - 448 с.
12. Лиханов А. А. Повести / А. А. Лиханов. - М.: Дет. лит., 1982. - 389 с.
13. Лиханов А. А. Мужская школа: Роман / А. А. Лиханов. - М.: Дом, 1995. - 304
с.
14. Лиханов А. А. Непрощённая / А. А. Лиханов // Наш современник. - 2013. -
№5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nash-
sovremennik.ru, свободный. - Проверено 16.04.2019.
15. Лиханов А. А. Представляя свою книгу: из огня да в полымя / А. А. Лиханов // Наш современник, 2013. - №5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detfond.org/ru, свободый. - Проверено 13.05.2019.
Научно-теоретическая литература:
16. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 648 с.
17. Ерошкина Е. В. Категория художественного символа в русском
литературоведении XX века / Е. В. Ерошкина: дис канд. филол. наук. -
Москва, 2004. - 162 с.
18. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев.
- М.: Искусство, 1995. - 320 с.
19. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - СПб., 2000. - С. 240 - 250.
20. Нестеров А.Ю. Проблема символа в литературном произведении: текст и
читатель в акте моделирования эстетического объекта / А. Ю. Нестеров: автореф. дис канд. филол. наук. - Самара, 2002. - 23 с.
21. Силантьев И. В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.
Научно-критическая литература
22. Аннинский Л. А. Подлость, выворачивающая во тьму / А. А. Аннинский // Информпространство, 2015. - №189. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informprostranstvo.ru, свободный. - Проверено 20.03.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ