ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ИГРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Историко-культурное осмысление игры 8
1.2. Характеристика игр с различных точек зрения 21
1.3. Типологическая классификация игр 24
1.4. Игра как педагогическая технология 26
1.5. Классификации игр в методике преподавания 30
Выводы 32
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 34
2.1. Место игровых технологий в методике преподавания РКИ 34
2.2. Анализ представленности игровых технологий в учебных пособиях
по РКИ 46
Выводы 68
Заключение 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Современная методика преподавания русского языка как иностранного предполагает задействование самых разнообразных форм оптимизации учебного процесса. Совершенствование организации учебной деятельности студентов должно быть направлено на повышение эффективности обучения чужой лингвистической системе вместе с активизацией навыков коммуникации, при этом теоретические и практические знания иностранные обучающиеся должны получать в единстве. Изучение русского языка как иностранного является первостепенной необходимостью для студентов- иностранцев, поскольку с самого начала в России они включаются в ситуацию активного общения, будь то межличностные контакты, предполагающие определенный уровень владения
лингвокультурологической нормой, или учебная ситуация, в которой знание русского языка обусловливает получение профессиональной компетенции. Следовательно, современная методика преподавания русского как иностранного должна предлагать такую форму познавательной деятельности, которая позволяла бы иностранцу в единстве постигать различные аспекты русского языка: лингвистический, коммуникативно-прагматический,
лингвокультурологический.
Именно поэтому в последнее время в лингводидактических работах [Щукин, Азимов 2009; Верещагин, Костомаров 1999; Барышникова2000; Зиновьева, Юрков 2006; Молчановский1998; Соловова 2002 и др.] подчеркивается значимость игровых методов, которые способны моделировать ситуации языкового общения, создавать условия для формирования коммуникативных навыков, а также в особой, привлекательной для обучающихся форме преподноситьосновы языковых знаний. Формирование коммуникативной компетенции в условиях дидактических игр было проанализировано в работах А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, Е.В. Душиной, И.В. Бимурзиной, Л.Е. Азариной [Зимняя 1978;Леонтьев 1971; Душина 2014; Бимурзина 2013; Азарина 2009], концепции формирования речеповеденческих тактик иностранцев посвящены работыизвестных отечественных лингвистов Костомарова В. Г. [Костомаров 1982] и Митрофановой О. Д. [Митрофанова 1994]. Игровые формы преподавания русского языка активизируют гносеологический импульс обучающихся, предлагая модель проблемного обучения, интегрирующего теоретические и практические усилия его участников [Вербицкий 1999; Давыдов 1980]. На наш взгляд, игра может повысить коэффициент полезного действия всех образовательных систем на любом их уровне, поскольку она имеет важнейшее значение для активизации личного потенциала, аккумулирует деятельностный, творческий подход обучающихся...
В результате проведенного исследования были выполнены поставленные задачи и сделаны основные выводы.
Изучение игры как педагогической технологии, выявление ее положительного воздействия на обучающихся началось еще в Античности, в трудах Платона, Аристотеля и риторов Древнего Рима. Игра воспринималась как средство гармонизации и всестороннего развития личности, воспитания в ней способности следовать правилам, понятиям справедливости, честности. Игра пронизывала весь древний мир и с самого раннего детства ребенка готовили к тому, что и война, и политика, и повседневная жизнь действует по ее законам.
В классической немецкой философии большее внимание уделяется игре как средству обучения прекрасному, развития эстетического начала в человеке, которое стимулирует и нравственное преображение. Игра позволяет ему увидеть собственное существование со стороны, представить то, чего нет, становится залогом внутреннего освобождения человека. Она
позволяет, с одной стороны, реализовать гедонистические импульсы, с другой стороны, побуждает к мыслительной деятельности.
В ХХвеке представление об игре складывается на основе работ Й. Хейзинги и Л. Витгенштейна. Первый продемонстрировал, что игра является стержнем всей человеческой цивилизации, что у нее биологические основы и она, прежде всего, механизм передачи опыта из поколения в поколение и средство созидания нового культурного и коллективного знания. В ее основе - инстинкт соперничества, через который человек реализует свой потенциал. Л. Витгенштейн рассмотрел логические категории игры и осмыслил ее двупланово: как воссоздаваемую модель бытия, которая, приобретая все больше самостоятельных черт, становится особым явлением, виртуальным миром, действующим по своим законам. Работы последующих ученых дополняют и развивают эти концепции...
1. Азарина, Л. Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ. - № 3. -
Москва,2009. - С. 102-109.
2. Азимов, Э. Г., Щукин А. Н.Новый словарь методических терминов и
понятий (теория и практикаобучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Акишина, А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского
языка как иностранного - М.: Русский язык.Курсы, 2010. - 256 с.
4. Амирян, Т.Н. Мишель Фуко и литература - М.: Экон-Информ, 2011. -
299 с.
5. Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон,
искусство и другие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 413 с.
6. Барт, Р. Нулевая степень письма // Семиотика. - М.: Радуга, 1983. - С.
306 -349.
7. Барышников, Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в
школе. - М.: Просвещение, 2000. - 159 с.
8. Батраева, О. М., Бимурзина И. В. Интенсивные методы и технологии в
преподавании РКИ // Педагогика: традиции и инновации. -
Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 33 -36.
9. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990.
- 762 с.
10. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 316 с.
11. Бимурзина, И. В. Инновационные технологии: развитие
коммуникативной компетенции иностранных студентов в преподавании русского языка как иностранного // Вестник ТГПУ. - №13 (141). - [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/innovatsionnye-tehnologii- razvitiekommunikativnoy-kompetentsii-inostrannyh-studentov-v- prepodavanii-russkogo-yazyka-kak (дата обращения: 23.04.2017).
12. Бодрийяр Ж. В тени Тысячелетия или Приостановка Года 2000. -
[Электронный ресурс]. URL:
ZZhttp: //anthropology. ru/ru/texts/baudrillZshmill .html (дата обращения: 07.02. 2017).
13. Бычков, В. В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 701 с.
14. Валента М.В., Полинек М.М. Драматерапия - М.: Когито-центр, 2013. -
558 с.
15. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное
обучение. - М.: КАРО,1999. - 211 с...88