ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 6
1.1. Процесс развития связной речи и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Эпичные произведения как средство развития связной речи детей 12
1.3. Педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 32
2.1. Методики исследования и анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 48
2.3. Динамика уровня развития связной монологической речи у детей 5 -6 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность исследования. По причине происходящих изменений ы образовательной системе на первый план выходит развитие коммуникативных навыков ребенка. Так как фундамент знаний, умений, навыков закладывают специалисты дошкольных учреждений, поэтому так важно уделять особое внимание развитию речи детей дошкольного возраста. В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста отводят особую роль. В содержании ФГОС ДО указаны следующие навыки: «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы»[6].
Дошкольный возраст - ответственный период в жизни ребенка, поскольку в это время закладывается фундамент, который поможет детям обучаться в школе. Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д., бедность речи, недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, плохая дикция.
Было разработано большое количество методик по формированию связной речи у дошкольников. Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с дошкольниками, является использование сказки.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические и практические поиски в области речевого развития детей среднего дошкольного возраста отражено в трудах А.А. Богуш, М.Р. Львова, Г.М.Ляминой, Т.И. Науменко, Л.Н. Павловой, Т.М. Юртайкиной и др. Связь использования сказок на развитие языка у детей было предметом исследования следующих специалистов, включая В.А. Духновича, С.Ф. Русовой, И.И. Срезневского и др.
Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе дошкольниками. Работа со сказкой помогает детям обучиться творческому рассказыванию, представляет большие возможности для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, исправить неправильное произнесение звука и т.п.
В полной мере овладев, в соответствии со своим возрастными возможностями, связной речью, как монологической, так и диалогической, ребёнок получает возможность качественно решать разного плана и направления задачи - интеллектуальные, социальные, эстетические, нравственные, которые будет ставить перед ним жизнь, его развитие и дальнейшее обучение. Необходимо как можно раньше озаботиться планомерным и всесторонним обучением ребёнка его родному языку, родной речи. Именно поэтому можно утверждать, что исследованная в данной работе проблема актуальна и важна, особенно в настоящее время. Использование сказок помогает ребёнку связать события сказочные с событиями, происходящими в реальной жизни, и понять, как следует реагировать и действовать.
Исследование, представленное в данной работе, было нацелено на проверку предположения о том, что процесс развития связной
монологической речи у детей 5-6 лет посредством использования сказок будет возможным, если: обогащена развивающая предметно - пространственная среда речевого уголка атрибутами для обучения с использованием сказок; создана картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии; подобраны приемы сказкотерапии в соответствии с критериями развития связной монологической речи у детей 5-6 лет и включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»; вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи детей у детей 5-6 лет посредством использования сказок в форме консультаций, мастер-классов, встреч.
Учитывая любовь к сказкам у детей 5-6 лет, нами была предпринята попытка повысить их уровень связной монологической речи посредством использования эпичных произведений.
Проведённая экспериментальная работа помогла выявить возможность применения эпичных произведений во время непрерывной образовательной деятельности в ДОО и дома с родителями воспитанников, показав положительную динамику в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
В итоге проведённое контрольное исследование детей из экспериментальной и контрольной групп показало, что уровень владения связной монологической речью в экспериментальной группе вырос (владеющих речью на высоком уровне стало больше на 10%, а владеющих речью на среднем уровне - так же больше на 10%). В то же время число детей, владеющих связной монологической речью на низком уровне, уменьшилось с 30% до 10%. Показатели у детей из контрольной группы суммарно не изменились.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что цель эксперимента достигнута, и гипотеза нашего исследования подтвердилась: развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии является возможным.
1. Аксёнова Л. И., Лисеев А. А. Программа ранней комплексной диагностики развития ребёнка от рождения до 6 лет // Дефектология. 2012. № 5. С.75-79.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 400 с.
3. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Веселого дня дошкольника (ВеДеДо) практико-ориентированная монография / Научный редактор д-р филол. наук Сигал К.Я., М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 320 с.
4. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во ЛКИ, 2012. 218 с.
5. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2019. 143 С.
6. Богданова В. Г. Индивидуальные особенности детей // Социальная сеть работников образования /nsportal.ru. [Электронный ресурс]. -URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya roditeley/2012/02/24/individualnye-osobennosti-detey (дата обращения: 18.11.2022)
7. Бизикова О. А. Развитие монологической речи дошкольников. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 235 с.
8. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Детство-пресс, 2011. 146 с.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
10. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. 2014. №5. С.495-497
11. Величкова Л. В, Абакумова О.В. Путь к языку: Данные речевого онтогенеза. Билингвизм. Пособие по психолингвистике. Выпуск 1 / под редакцией доктора филологических наук, профессора Л. В. Величковой. Воронеж: издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. 58 с.
12. Гаврина С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2012. 165 с.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство- Пресс, 2017. 480 с.
14. Губанихина Е. В., Шикина К. Д. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений // Молодой ученый. 2015. №23. С. 3-5.
15. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе. М.: Гном и Д, 2010. 64 с. URL: https://www.liveinternet.ru/users/4652061/post-256091505 (дата обращения: 12.01.2023)....(63)