Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №171599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы123
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 7
1.1. Онтогенез речевого развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Диалогическая речь детей среднего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни сформированности 11
1.3. Комплекс игровых упражнений как средство формирования
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОП^ТТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 27
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно­экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

В условиях современной реальности перед дошкольными образовательными организациями стоит системная задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. При этом важным условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование диалогической речи дошкольников как основного средства коммуникации и повседневного взаимодействия как между собой, так и с окружающими людьми. Игра представляет собой один из ведущих видов детской деятельности, является весьма привлекательной для дошкольников, где в непосредственном формате они развивают и совершенствуют все аспекты своего интеллектуально-личностного становления. Таким образом, данными положениями детерминируется как актуальность настоящей работы, так и ее прикладная значимость при работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) систематизирует общую структуру речевого развития детей среднего дошкольного возраста по следующим основным направлениям:
1) владение речью как средством общения и культуры; 2) обогащение активного словаря; 3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 4) развитие речевого творчества; 5) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 6) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 7) формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [52].
В настоящее время изучению диалогической речи детей посвящены исследования многих ученых (Д.И. Азбукина, Е.С. Алмазова, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Е.А. Екжанова, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Современный подход к формированию диалоговой речи при помощи коммуникативно-игровых технологий у детей среднего дошкольного возраста представлен в работах H.A. Асташовой, В.Д. Ермоленко, Э.А. Несимовой, Е.А. Подольской, Е.В. Поленякиной, Л.В. Трубайчук, Е.А. Хачикян, А.Д. Шестакова и др.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребность общества и педагогического сообщества в личности способной выстраивать диалогическое взаимодействие и недостаточной разработанностью педагогических средств, нацеленных на формирование диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
С опорой на выделенное противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических средств, способствующих формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством комплекса игровых упражнений.
Цель исследования: обоснование, разработка и реализация комплекса игровых упражнений, нацеленного на формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста будет результативным, если разработать и реализовать поэтапно комплекс игровых упражнений (1 этап - формирование подготовительной диалогической речи, 2 этап - порождение подготовленной диалогической речи), содержание которого представлено коммуникативно-речевыми игровыми упражнениями.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Выделить особенности речевого развития детей среднего
дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность, структуру и уровни сформированности диалогичной речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Обосновать комплекс игровых упражнений как средство формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность комплекса игровых упражнений в формировании диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретические методы исследования:
• анализ научной психолого-педагогической литературы, анализ официальных документов;
• сравнение;
• обобщение.
Эмпирические методы исследования:
• эксперимент;
• количественный и качественных анализ эмпирических данных.
Диагностические методики:
• методика обследования диалогической речи А.В. Чулковой [56].
Теоретической основой исследования явились: идеи об уникальности дошкольного возраста для речевого развития детей (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); положения дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.И. Яшина); лингвистические положения о своеобразии диалогической формы речи (Е.А. Брызгунова, Т.Г. Винокур, A.B. Щерба, Л.П. Якубинский и др.); данные об онтогенезе диалога в дошкольном возрасте (Ж. Пиаже, Т. Слама-Казаку, Е. Гарви, А.О. Костылев, Н.И. Лепская и др.); педагогические 4
концепции развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова).
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Красноярского края. Выборку исследования составили дети среднего дошкольного возраста в количестве 40 человек.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и реализации педагогических условий формирования диалогического взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованные источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании рассматриваются теоретические основы развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых упражнений в качестве основного педагогического инструмента. Исследуются различные аспекты, охватывающие онтогенез развития речи в среднем дошкольном возрасте, основополагающие концептуальные рамки, структурные составляющие и прогрессивные этапы созревания диалогической речи. Кроме того, комплекс игровых упражнений направлен на развитие умений диалогической речи в данной возрастной группе. Благодаря междисциплинарному подходу, данное исследование стремится прояснить сложное взаимодействие между теоретическими конструктами и практическим применением в развитии навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Диагностика, проведенная среди детей, посещающих средние группы дошкольных образовательных учреждений, выявила распространенный недостаток в формировании диалогической речи, большинство из которых демонстрируют рудиментарный уровень владения. А ведь именно формирование навыков диалогической речи является важнейшим условием полноценного общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Для устранения этого дефицита была разработана специальная серия игровых упражнений, стратегически направленных на развитие определенных диалогических компетенций. Реализация этого вмешательства дала многообещающие результаты: у участников экспериментальной группы были отмечены заметные улучшения в формировании диалогической речи.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном развитии диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста, что требует повышенного внимания со стороны педагогов. Более того, исследование подчеркивает эффективность целенаправленных мероприятий, использующих игровые упражнения в качестве катализатора развития диалогических умений.
Признавая, что игры создают благоприятные условия для моделирования учебных и речевых сценариев, педагоги должны уделять приоритетное внимание интеграции таких педагогических подходов для оптимизации результатов развития в дошкольных учреждениях.


1. Аблитарова А.Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 2. С. 8-9.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников 4-е изд., перераб. и доп.: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования [Электронный ресурс]. М.: Сфера, 2013. 435 с. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml (дата обращения (10.09.2023)
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие
диалогического общения: 3-7 лет: Метод. пос. для воспитателей [Электронный ресурс]. М.: Мозаика Синтез, 2004. URL:
https://fictionbook.ru/static/trials/05/81/12/05811252.a4.pdf (дата обращения: 05.08.2023).
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 2001. 255 с. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0174/index.shtml (дата обращения: 07.12.2023).
5. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре:
учебное пособие [Электронный ресурс]. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 136 с. URL: https://studylib.ru/doc/5076075/tehnologiya-o.a.-
bizikovoj-razvitie-dialogicheskoj-rechi (дата обращения: 03.08.2023).
6. Ворошина Л.В. Хрестоматия к курсу теория и методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Пермь, 2001. 563 с. URL: https://azon.market/image/catalog/v 1/product/pdf/309/3081025.pdf (дата обраще ния: 09.12.2023).
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. Т.2 [Электронный
ресурс]. М.: «Педагогика», 2003. 340 с. URL:
https://studylib.ru/doc/6316749/vygotskij-l.s.--t.2. (дата обращения: 10.11.2023).
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Электронный ресурс]. М.: Просвещение, 1961. 406 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003112464 (дата обращения: 20.08.2023).
9. Глухарева О.С. Развитие диалогической речи детей среднего
дошкольного возраста посредством детского фольклора // Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: В 2х частях, Благовещенск, 19 апреля 2017 года. Том Часть I [Электронный ресурс]. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический
университет, 2017. С. 145-148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32467106 (дата обращения: 07.12.2023).
10. Гриднева Л.А. Реализация задач образовательной области
"Коммуникация" средствами дошкольного развивающего образования: специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Электронный ресурс]. Челябинск, 2011. 23 с. URL: https://www.dissercat.com/content/realizatsiya-
zadach-obrazovatelnoi-oblasti-kommunikatsiya-sredstvami-doshkolnogo- razvivayush (дата обращения: 10.12.2023).
11. Давлятова Я.С. Использование социокультурного потенциала
сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической формы речи дошкольников // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2023. № 4. С. 31­36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-syuzhetno-rolevoy-igry-v- razvitii-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения:
07.03.2024).
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / под ред. Т.И. Бабаева и др. СПб.: ООО Издательство «Детство - Пресс», 2016. 321 с. URL:
https://doshkolniki.org/images/obrazovanie/programma-detstvo-po-fgos.pdf (дата обращения: 07.03.2024).
13. Ерастов Н.П. Культура связной речи [Электронный ресурс]. Ярославль, 1982. 116 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007041992 (дата обращения: 08.12.2023).
14. Ерусланова Т.Е. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ // Инновационные педагогические технологии: теория и практика в реализации образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. 2015. № 2. С.181-182. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23248503 (дата обращения: 07.02.2024).
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Издательство Академии
педагогических наук, 1959. 378 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01006184637 (дата обращения: 09.12.2023)....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ