КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 7
1.1. Онтогенез речевого развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Диалогическая речь детей среднего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни сформированности 11
1.3. Комплекс игровых упражнений как средство формирования
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОП^ТТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 27
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 7
1.1. Онтогенез речевого развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Диалогическая речь детей среднего дошкольного возраста: сущность,
структура и уровни сформированности 11
1.3. Комплекс игровых упражнений как средство формирования
диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОП^ТТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 27
2.1. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
В условиях современной реальности перед дошкольными образовательными организациями стоит системная задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. При этом важным условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование диалогической речи дошкольников как основного средства коммуникации и повседневного взаимодействия как между собой, так и с окружающими людьми. Игра представляет собой один из ведущих видов детской деятельности, является весьма привлекательной для дошкольников, где в непосредственном формате они развивают и совершенствуют все аспекты своего интеллектуально-личностного становления. Таким образом, данными положениями детерминируется как актуальность настоящей работы, так и ее прикладная значимость при работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) систематизирует общую структуру речевого развития детей среднего дошкольного возраста по следующим основным направлениям:
1) владение речью как средством общения и культуры; 2) обогащение активного словаря; 3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 4) развитие речевого творчества; 5) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 6) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 7) формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [52].
В настоящее время изучению диалогической речи детей посвящены исследования многих ученых (Д.И. Азбукина, Е.С. Алмазова, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Е.А. Екжанова, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Современный подход к формированию диалоговой речи при помощи коммуникативно-игровых технологий у детей среднего дошкольного возраста представлен в работах H.A. Асташовой, В.Д. Ермоленко, Э.А. Несимовой, Е.А. Подольской, Е.В. Поленякиной, Л.В. Трубайчук, Е.А. Хачикян, А.Д. Шестакова и др.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребность общества и педагогического сообщества в личности способной выстраивать диалогическое взаимодействие и недостаточной разработанностью педагогических средств, нацеленных на формирование диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
С опорой на выделенное противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических средств, способствующих формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством комплекса игровых упражнений.
Цель исследования: обоснование, разработка и реализация комплекса игровых упражнений, нацеленного на формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста будет результативным, если разработать и реализовать поэтапно комплекс игровых упражнений (1 этап - формирование подготовительной диалогической речи, 2 этап - порождение подготовленной диалогической речи), содержание которого представлено коммуникативно-речевыми игровыми упражнениями.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Выделить особенности речевого развития детей среднего
дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность, структуру и уровни сформированности диалогичной речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Обосновать комплекс игровых упражнений как средство формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность комплекса игровых упражнений в формировании диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретические методы исследования:
• анализ научной психолого-педагогической литературы, анализ официальных документов;
• сравнение;
• обобщение.
Эмпирические методы исследования:
• эксперимент;
• количественный и качественных анализ эмпирических данных.
Диагностические методики:
• методика обследования диалогической речи А.В. Чулковой [56].
Теоретической основой исследования явились: идеи об уникальности дошкольного возраста для речевого развития детей (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); положения дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.И. Яшина); лингвистические положения о своеобразии диалогической формы речи (Е.А. Брызгунова, Т.Г. Винокур, A.B. Щерба, Л.П. Якубинский и др.); данные об онтогенезе диалога в дошкольном возрасте (Ж. Пиаже, Т. Слама-Казаку, Е. Гарви, А.О. Костылев, Н.И. Лепская и др.); педагогические 4
концепции развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова).
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Красноярского края. Выборку исследования составили дети среднего дошкольного возраста в количестве 40 человек.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и реализации педагогических условий формирования диалогического взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованные источников и приложений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) систематизирует общую структуру речевого развития детей среднего дошкольного возраста по следующим основным направлениям:
1) владение речью как средством общения и культуры; 2) обогащение активного словаря; 3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 4) развитие речевого творчества; 5) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 6) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 7) формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [52].
В настоящее время изучению диалогической речи детей посвящены исследования многих ученых (Д.И. Азбукина, Е.С. Алмазова, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Е.А. Екжанова, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Современный подход к формированию диалоговой речи при помощи коммуникативно-игровых технологий у детей среднего дошкольного возраста представлен в работах H.A. Асташовой, В.Д. Ермоленко, Э.А. Несимовой, Е.А. Подольской, Е.В. Поленякиной, Л.В. Трубайчук, Е.А. Хачикян, А.Д. Шестакова и др.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребность общества и педагогического сообщества в личности способной выстраивать диалогическое взаимодействие и недостаточной разработанностью педагогических средств, нацеленных на формирование диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
С опорой на выделенное противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических средств, способствующих формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством комплекса игровых упражнений.
Цель исследования: обоснование, разработка и реализация комплекса игровых упражнений, нацеленного на формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста будет результативным, если разработать и реализовать поэтапно комплекс игровых упражнений (1 этап - формирование подготовительной диалогической речи, 2 этап - порождение подготовленной диалогической речи), содержание которого представлено коммуникативно-речевыми игровыми упражнениями.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Выделить особенности речевого развития детей среднего
дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность, структуру и уровни сформированности диалогичной речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Обосновать комплекс игровых упражнений как средство формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность комплекса игровых упражнений в формировании диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретические методы исследования:
• анализ научной психолого-педагогической литературы, анализ официальных документов;
• сравнение;
• обобщение.
Эмпирические методы исследования:
• эксперимент;
• количественный и качественных анализ эмпирических данных.
Диагностические методики:
• методика обследования диалогической речи А.В. Чулковой [56].
Теоретической основой исследования явились: идеи об уникальности дошкольного возраста для речевого развития детей (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); положения дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.И. Яшина); лингвистические положения о своеобразии диалогической формы речи (Е.А. Брызгунова, Т.Г. Винокур, A.B. Щерба, Л.П. Якубинский и др.); данные об онтогенезе диалога в дошкольном возрасте (Ж. Пиаже, Т. Слама-Казаку, Е. Гарви, А.О. Костылев, Н.И. Лепская и др.); педагогические 4
концепции развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова).
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Красноярского края. Выборку исследования составили дети среднего дошкольного возраста в количестве 40 человек.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и реализации педагогических условий формирования диалогического взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованные источников и приложений.
В данном исследовании рассматриваются теоретические основы развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых упражнений в качестве основного педагогического инструмента. Исследуются различные аспекты, охватывающие онтогенез развития речи в среднем дошкольном возрасте, основополагающие концептуальные рамки, структурные составляющие и прогрессивные этапы созревания диалогической речи. Кроме того, комплекс игровых упражнений направлен на развитие умений диалогической речи в данной возрастной группе. Благодаря междисциплинарному подходу, данное исследование стремится прояснить сложное взаимодействие между теоретическими конструктами и практическим применением в развитии навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Диагностика, проведенная среди детей, посещающих средние группы дошкольных образовательных учреждений, выявила распространенный недостаток в формировании диалогической речи, большинство из которых демонстрируют рудиментарный уровень владения. А ведь именно формирование навыков диалогической речи является важнейшим условием полноценного общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Для устранения этого дефицита была разработана специальная серия игровых упражнений, стратегически направленных на развитие определенных диалогических компетенций. Реализация этого вмешательства дала многообещающие результаты: у участников экспериментальной группы были отмечены заметные улучшения в формировании диалогической речи.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном развитии диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста, что требует повышенного внимания со стороны педагогов. Более того, исследование подчеркивает эффективность целенаправленных мероприятий, использующих игровые упражнения в качестве катализатора развития диалогических умений.
Признавая, что игры создают благоприятные условия для моделирования учебных и речевых сценариев, педагоги должны уделять приоритетное внимание интеграции таких педагогических подходов для оптимизации результатов развития в дошкольных учреждениях.
Диагностика, проведенная среди детей, посещающих средние группы дошкольных образовательных учреждений, выявила распространенный недостаток в формировании диалогической речи, большинство из которых демонстрируют рудиментарный уровень владения. А ведь именно формирование навыков диалогической речи является важнейшим условием полноценного общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Для устранения этого дефицита была разработана специальная серия игровых упражнений, стратегически направленных на развитие определенных диалогических компетенций. Реализация этого вмешательства дала многообещающие результаты: у участников экспериментальной группы были отмечены заметные улучшения в формировании диалогической речи.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном развитии диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста, что требует повышенного внимания со стороны педагогов. Более того, исследование подчеркивает эффективность целенаправленных мероприятий, использующих игровые упражнения в качестве катализатора развития диалогических умений.
Признавая, что игры создают благоприятные условия для моделирования учебных и речевых сценариев, педагоги должны уделять приоритетное внимание интеграции таких педагогических подходов для оптимизации результатов развития в дошкольных учреждениях.
Подобные работы
- Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи П-Ш уровней
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Формирование умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе чтения литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





