Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностные ориентации молодой семьи г. Кызыла

Работа №17158

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
710
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения ценностных ориентаций молодых семей 6
1.1. Содержание понятия «ценностные ориентации» в зарубежной и отечественной науке 6
1.2. Понятие «молодая семья» в психологической науке 18
1.3. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций
среди молодежи 25
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций молодых
семейных пар г. Кызыла 36
2.1. Организация и проведение исследования по выявлению ценностных
ориентаций молодых семей г. Кызыла 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ценностных
ориентаций молодых семей г. Кызыла 39
Заключение 44
Список использованной литературы 45


Актуальность исследования. Для современного периода российской истории и культуры характерна смена традиционных ценностных ориентиров. Социальная трансформация российского общества коснулась многих сфер жизни и оказала огромное влияние на преобразование основополагающих ценностей, в частности, на морально-психологические, нравственные, духовные и эстетические отношения между родителями и детьми, супругами [38].
Безусловно, произошедшая трансформация не могла не отразиться на мировоззрении современной молодежи, в том числе молодой семьи. В современном обществе семьи как основная фундаментальная ценность занимает одно из ведущих мест. И это актуально, поскольку семья изначально была основным способом организации общества, характеризовалась как общность людей, объединенных единством жизненных ценностей и позиций; как транслятор культурного наследия этических норм и традиций. В семье закладывался фундамент ценностных ориентаций, выступающих критериями отбора информации, предпочтения одних ее форм и источников другим [44].
В условиях политических и социально-экономических изменений молодому поколению с его еще не устоявшейся системой ценностей приходится особенно сложно. Сегодня в обществе так высока активность всех информационных процессов, что подчиняет себе ценности и традиционные элементы высокой культуры. Под повсеместным воздействием и распространением культуры массовой, они переживают значительную трансформацию и теряют свой авторитет и значимость. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение;
нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Однако,делает его способным определять свое отношение к миру, к культурным и нравственным доминантам своего народа, к собственной жизни [38].
Большую тревогу вызывает тот факт, что ценностные ориентации и приоритеты формируются под стремительно растущим воздействием средств массовой культуры и информации на фоне снижения социализирующей функции семьи. Многие исследователи отмечают то, что в сознании и поведении молодых людей усиливаются прагматические установки, стремление к материальному достатку, благополучию и успеху. Именно материальное благополучие сегодня является у молодежи доминантой ценностных ориентиров и стимулом её жизненной активности.
Так, О.В. Сафронова в своей статье отмечает, что жизненный успех молодежи в преобладающем большинстве случаев связывается с деньгами, предприимчивостью, достижением материальной независимости, а не со знанием, трудолюбием, талантом. На первый план выходят такие принципы, как «успех - любой ценой», «ты - мне, я - тебе», отодвигая на задний план житейские мудрости: «чистая совесть важнее благополучия», «пусти душу в ад - будешь богат», «лучше быть честным, но бедным» [38].
В этой связи, особую актуальность приобретает изучение ценностей и ценностных ориентаций молодой семьи в современном обществе, поскольку важнейшая роль в социальном переустройстве общества отводится именно молодой семье [44]. Как отмечает В.В. Тихомирова, молодая семья вступает в общество, для которого характерны как социально-экономическая нестабильность, так и радикальная переоценка ценностей, что сопровождается перестройкой социально-психологических основ семейного образа жизни и жизненных ориентиров, целей, отсутствием ясных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий [41].
Цель исследования: изучение ценностных ориентаций молодых семей г. Кызыла.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет исследования: ценностные ориентации молодых семей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание понятий «ценностные ориентации» в зарубежной и отечественной науке;
2. Раскрыть понятие «молодая семья» в психологической науке;
3. Изучить факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций в молодёжной среде;
4. Определить методику и процедуру эмпирического исследования ценностных ориентаций молодых супругов;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у
молодых семейных пар будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.
Теоретико-методологическая основа исследования: составили работы зарубежных и отечественных авторов, непосредственно связанные с проблемой ценностных ориентаций: А. Маслоу, М. Рокича, В.Н. Мясищева, Д.А. Леонтьева и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, методика М.Рокича.
Выборка исследования. В исследовании приняли 48 респондентов, из них юношей 24 и девушек 24 человек (24 семьи), проживающие в г. Кызыле, возраст от 23 до 30 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ценностные ориентации - система фиксированных установок личности, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. Ценностные ориентации характеризуются осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, разной степенью побудительности к деятельности.
Молодые семьи обладают следующими характеристиками: молодые люди состоят в зарегистрированном браке либо проживают совместно и ведут общее хозяйство (гражданский брак); возраст супругов до 30 лет; продолжительность совместной жизни - до 7 лет (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности совместной жизни).
В эмпирической части данной работы мы провели изучение ценностных ориентаций, с целью выявления различий в ценностных ориентациях молодых семей по гендерному признаку.
В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили различия в ценностных ориентациях юношей и девушек, что подтверждает нашу гипотезу. Так для девушек наиболее значимыми ценностями являются «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье», также «воспитанность», «чуткость», «аккуратность». Для юношей выше значение «независимости» (самостоятельности), «наличия хороших друзей», «материально обеспеченной жизни» (финансовой независимости). Таким образом, можно предположить, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам, в исследовательских работах по изучению юношей и девушек.



1. Бабочкин, П.И. Положении молодой семьи в Российской Федерации. / П.А. Бабочкин, А.Д. Плотникова 2001 год. М.: Социум, - 2002. - 102 с.
2. Божович, Л. И. Проблема формирования личности / Л. И. Божович ; под рид. Д. И. Фильдштийна. М. ; Воронеж, 1995. - С. 191.
3. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. / С.С. Бубнова // Психологический журнал. 1999. № 5. С.38.
4. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечесцвеннеlх психологов. СПб.: Пи-тер, - 2000. - С.256.
5. Голод, С. И. Симья и брак: исцоиико-социологический анализ. / С.И. Голод - СПб.: Петрополис, 2009. - 236 с.
6. Голод, С.И. Сооиально-нимогиофичиский анализ состояния и эволюции симьи / С.И. Голод // Социологические исследования. - 2008. - № 1. _ С. 40-49.
7. Войцеховский, К. Развитие личности и ценности. / К. Войцеховский // Моральные ценности и личность. / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: Изд - во МГУ, - 1994. - С.249.
8. Винидова, Е.П. Структура семейных ценностей молодых супругов / Е.П. Винидова // Интеграция образования. 2008. - № 2. - С. 97-101.
9. Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи: Учебное пособие. / Ю.Р., В.Т. Шапко - Екатеринбург: Н, - 1999. - С. 108.
10. Донских, О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2005. - № 2. - С. 121-127.
11. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности. / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, - 2001. - С. 74.
12. Евграфова, Ю.А. Ценности современной молодежи и установки на семья и деторождение / Ю.А. Евграфова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1213-1216.
13. Исаков, А.В. Ценности родительства в образе жизни молодежи / А.В. Исаков // Ученые записки ЗабГУ. - 2014. - № 5 (58). - С. 36-41.
14. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М., 1994.
15. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб., 1997. - С. 35.
16. Карпухин, О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. Карпухин // Социс. 1998. № 12. - С. 12¬15.
17. Кон, И. С. Ребёнок и общество. / И.С. Кон - М.: Наука, 2011. - 74 с.
18. Кондратьева, И. Г. Ценностные ориентиры современной молодёжи и тенденции их изменения / И.Г. Кондратьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Выпуск 11 (127). - С. 1-5.
19. Кузьмин А. И. Ценностные и репродуктивные ориентации молодёжи. / А.И. Кузьмин. - URL: http://www. demographia.ru (дата обращения: 02.06.2015).
20. Лапин, Н.И. О многом и едином в российской трансформации / Н.И. Лапин // Общественные науки и современность. - 2002. - № 2. - С. 106¬109.
21. Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности. / Д.А. Леонтьев / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, - 2000. - С. 373-375.
22. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт много-мерной реконструкции. / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996.- № 5. - С.25.
23. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев / Д. А. Леонтьев. М., 1992. - С. 3.
24. Лагойда, Н.Г. Современная студенческая семья: особенности и проблемы функционирования / Н.Г. Лагойда // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 5. - С. 247-253.
25. Маркова, О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов / О.Ю. Маркова // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003. - 241 с.
26. Матвеев, П. Е. Моральные ценности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / П. Е. Матвеев. М., 2006. - С. 11.
27. Мачурова, Н. Н. Жизненные ценности в понимании студентов : дис. ... канд. психол. наук / Н. Н. Мачурова. СПб., 2000. - С. 28.
28. Могильчак, Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. / Е.А. Могильчок // Социологические исследования. №2. М., 2001. -
29. Мясищев, В. Н. Психология отношений / B. Н. Мясищев. М.,1995.
30. Новиченко О.В. Ценностные ориентации современной российской молодежи / О.В. Новиченко // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-4. - С. 84-88.
31. Овчарова, Р. В. Психология родительства. / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2012. - 362 с.
32. Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социологические исследования. - 2008. - № 2. - С. 83-95.
33. Психология личности: Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппeнеейтее, А.А. Пузырея. М.: Изд - во МГУ, - 1982. - С. 37.
34. Прохорова, Э.М. Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья / Э.М.Пфохофова, Ф.Ю.-В.Фадеева, А.Ю. Фодоря // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2010. - № 3. - С. 81-91.
35. Риккерт, Г. О системе ценностей / Г. Риккерт. М., 1914. Т. 1, вып. 1. - С. 61.
36. Рубинштейн, С. Л. Человек и Мир / С. Л. Рубинштейн. М., 1998. - С. 591.
37. Сафонов, А.Н. Ценностные ориентации молодых семей / А.Н. Сафонов, И.С. Ломакина // Вестник ЮУргу. - № 4. 2005. - С. 56.
38. Сафронова, О.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной российской молодёжи. / О.В. Сафронова // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 9. - С. 290-294.
39. Соколова, Е.Д. Ценностые предпочтения молодежи России и Германии / Е.Д. Соколов // О.Б. Лобанова // Гуманитарный вектор. - 2012. № 3 (31). - С. 227- 231.
40. Сурина, И. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии / И. Сурина. М., 1999. С. 11-12.
41. Тихомирова, В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи / В.В. Тихомирова // Сoциoлогичeекиeиеcлeдования. - № 2. - C. 118-124.
42. Ткачев, Е.В. Ценностно-смысловые аспекты образа жизни современной студенческой молодёжи. / Е.В. Ткачев // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - Т. 2. № 2 (82). - С. 81-84.
43. Третьякова, Е.Н. Российская молодёжь в контексте освоения духовных ценностей и социокультурного опыта / Е.Н. Третьякова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2008. - № 4 (17). - С. 167-174.
44. Федулова, А.Б. Семейные ленности и солиальное образование молодых родителей в современном обществе / А.Б. Федулова, Е.В. Рыбак [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Арктика и Север». - 2013. - № 11. - Режим доступа: http://narfu.ru/upload/iblock/f44/06.pdf.
45. Философия: учеб. /под ред.В. Н. Лавеиенко. М., 1998. С. 323-324..
46. Хайду, П. Воспитание ценностных ориентаций. / П. Хайду - М.: Школа, - 2001. - С. 88.
47. Харчтв, А.Г. Современная стмья и тт проблемы. / А.Г. Харчтв,М.С. Мацковский - М.: Мысль, 1989 - 218 с.
48. Харчтв, А.Г. Исследования стмьи: на пороге нового этапа/ А.Г. Харчтв //Социологические исслтдования. - 2006. - №3. - С.27.
49. Холодкова, Ю.А. Ценностные оеиенталии современной молодежи / Ю.А. Холодкова // В сборнике: научные дискуссии о ценностях современного общества. Сборник материалов VI-й международной научно¬практической конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. Липецк, - 2014. - С. 87-90.
50. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: 2-е изд., стер. / Л.б. Шнейдер - М.: Московский психoлого-солиальный институт, 2005. - 928с.
51. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г.Эйдемиллер, В-Юстицкис - СПб.: Питер, 2007. - 672 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ