ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Особенности становления познавательного интереса детей
дошкольного возраста 13
1.3. Условия развития познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста 21
1.4. Значение и роль проектной деятельности в развитии 28
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 38
2.1. Исследование актуального уровня развития познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития
познавательного интереса для детей старшего дошкольного возраста 61
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Одно из приоритетных направлений развития ребенка дошкольного возраста, которое указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) - познавательное развитие. Ключевые задачи данной области направлены на формирование познавательных интересов и развитие познавательной активности ребенка в различных видах деятельности. [44].
В научных трудах отмечается, что понятие познавательного интереса дошкольников имеет различные теоретические точки зрения и подходы . Некоторые авторы такие как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.Н. Кулюткин, Д.Б. Эльконин делают акцент на психологических аспектах познавательного интереса. Однако, работ, посвященных научно-методическому обеспечению развития познавательных интересов старших дошкольников не так много. Среди них особый интерес представляют исследования, которые раскрывают развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности, такие как работы Д.Б. Годовиковой [15] , Н.Г. Морозовой [34], Г.И. Щукиной [49].
За последнее десятилетие проектная деятельность стала очень популярной среди дошкольников. Этот вид деятельности не является типичным для детей, и им необходима помощь взрослых для организации и реализации проектов. Несколько исследований показали, что проектная деятельность положительно влияет на развитие познавательного интереса у старших дошкольников. Этот вид деятельности имеет многосторонние развивающие эффекты, включая интерес к различным областям знаний, развитие навыков сотрудничества, раскрытие потенциала и способностей детей. Проектная деятельность - это метод обучения, который позволяет детям разрабатывать и реализовывать свои собственные проекты. Это может быть все, что угодно - от создания модели здания до организации благотворительной акции. Проектная деятельность помогает детям развивать навыки, такие как креативность, критическое мышление, решение проблем и сотрудничество [1].
Доступные исследования позволяют выделить противоречия между:
• признанием необходимости развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в качестве субъектов познавательной деятельности и отсутствием целенаправленных методов развития таких интересов;
• важностью развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием проектной деятельности в современных дошкольных учреждениях.
Эти противоречия позволяют определить проблему исследования: «Какие условия необходимы для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности?». Формулировка проблемы определяет тему работы: «Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности».
Цель исследования: выделить и обосновать психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности .
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность и структуру понятия познавательного интереса;
2) описать особенности становления познавательного интереса детей в дошкольном периоде жизни;
3) раскрыть психолого-педагогические условия развития познавательного интереса детей в старшем школьном возрасте;
4) подобрать диагностический инструментарий для изучения познавательного интереса детей старшего школьного возраста;
5) в ходе проектной деятельности детей реализовать психологопедагогические условия развития познавательного интереса.
Гипотеза: развитие познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности, будет более эффективно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
1) если в основу содержания детских проектов будут положены актуальные познавательные интересы детей;
2) если в ходе реализации проектной деятельности дети будут оперировать не только известной им информацией и способами деятельности, но и знакомиться с новыми;
3) если в ходе проектной деятельности детям будет предоставлена возможность реализации своих идей, задумок, планов.
Методы исследования. В исследовании использовались теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение,
моделирование, аналогия, классификация; эмпирические методы исследования: наблюдение, формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ исследования, «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению» Э. А. Барановой.
База исследования: муниципальный детский сад г. Красноярска, Красноярского края.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны в работе дошкольных учреждений с целью их применения для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, а также для улучшения проектной деятельности старших дошкольников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проведенное исследование проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности следующих положений.
Познавательный интерес - это сильный стимул для человеческой деятельности, который влияет на различные действия и поступки, а также на жизнедеятельность в целом. Познавательные интересы становятся устойчивой чертой личности и играют важную роль в ее развитии. Познавательный интерес — это черта личности, которая проявляется в любых ситуациях, в любых условиях и в любой среде. Он способствует развитию познавательной активности, которая выражается в вопросах, возникающих у человека о природе явлений, фактов и событий, вызывающих его интерес. Познавательный интерес является одним из видов мотивации, побуждающей человека к исследованию мира и приобретению новых знаний. Основные характеристики познавательного интереса: 1) познавательный интерес направлен стихийно; 2) он является важным мотивом для деятельности; 3) познавательный интерес становится устойчивой чертой личности, которая влияет на жизнедеятельность человека; 4) под действием познавательного интереса формируется познавательная активность человека.
Анализируя информацию об особенностях становления и развития познавательного интереса в дошкольном периоде жизни человека, можно утверждать, что это качество личности, которое характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию и новым знаниям о предметах и явлениях окружающей действительности. Познавательный интерес является важным моментом в развитии ребенка, так как он позволяет ему активно и позитивно взаимодействовать с миром. В дошкольном возрасте формируются основы познавательной деятельности, именно здесь закладываются основы для будущего усвоения знаний. Стремление к познанию и новым знаниям 86
позволяет детям развивать свои интеллектуальные способности. На основе позитивной мотивации ребенок активно осваивает новые навыки и умения. Исследования показывают, что дети, имеющие высокий познавательный интерес, более успешно справляются с образовательными задачами и лучше адаптируются в школьной среде. Следовательно, познавательный интерес является неотъемлемой частью развития ребенка в дошкольном периоде.
В дошкольном возрасте познавательный интерес проходит несколько стадий развития: от любопытства до теоретического интереса. Ученые выделяют три группы познавательного интереса, которые характерны для старших дошкольников: аморфные интересы, многосторонние
познавательные интересы и стержневой интерес. Основными характеристиками познавательного интереса дошкольников являются широта, глубина, устойчивость и избирательная направленность. Существуют три уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий.
Познавательный интерес является важным фактором развития ребенка. Развитие познавательного интереса может происходить через игру и разнообразные виды деятельности, которые могут привлекать внимание и интерес ребенка. Рассмотрение проектной деятельности, ее характера, содержания и этапов, позволяет сделать вывод, что данный вид деятельности доступен детям дошкольного возраста только при непосредственном участии взрослых. В детском саду проектная деятельность может быть разной по объему заданий, по продолжительности, по характеру координации и контактов, по форме проведения, но она всегда ориентирована на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность ребенка в процессе решения личностно-значимых проблем. Уникальность и ценность такого подхода заключается в том, что проектная деятельность мотивирует ребенка самого искать ответа на интересующий его вопрос, получая в процессе поиска новые знания, опыт деятельности и общения.
Психолого-педагогическими условиями, способствующими развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проектной деятельности, будут выступать: в основу содержания детских проектов будут положены актуальные познавательные интересы детей; в ходе реализации проектной деятельности дети будут оперировать не только известной им информацией и способами деятельности, но и знакомиться с новыми; в ходе проектной деятельности детям будет предоставлена возможность реализации своих идей, задумок, планов.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты эмпирического исследования исследование, которое проводилось на базе муниципального детского сада г. Красноярска и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе исследования была подобрана методика «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению», разработанная Э.А. Барановой, для изучения уровня развития познавательного интереса детей.
Осуществлено первичное диагностирование актуального уровня развития познавательного интереса детей в двух группах, полученные результаты позволяют утверждать, что у детей обоих групп преобладает средний уровень развития познавательного интереса. Наиболее развитыми критериями развития познавательного интереса в первой группе выявлены «эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности» и «динамика эмоционального состояния», а наименее развитым критерием развития познавательного интереса выявлен критерий «отношение к перерыву в деятельности». Наиболее развитыми критериями развития познавательного интереса во второй группе определен «динамика эмоционального состояния», а наименее развитым критерием развития познавательного интереса выявлен критерий «отношение к перерыву в деятельности». И в обеих группах самым развитым оказался ориентировочно-мотивационный компонент, наименее развитым определен регуляционно-оценочный компонент.
На основе результатов диагностики были определены экспериментальная (первая группа) и контрольная (вторая группа) группы по 20 детей в каждой группе.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась реализация психолого-педагогических условий, способствующих развитию
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности в соответствии с гипотезой исследования.
С целью реализации первого психолого-педагогического условия - в основу содержания детских проектов будут положены актуальные познавательные интересы детей - проходила в два этапа. На первом этапе было проведено наблюдение за детьми экспериментальной группы (20 детей) во время организованной образовательной деятельности и в свободной деятельности детей с целью выявления актуальных познавательных интересов детей. Анализ зафиксированной информации позволил нам выделить и сформулировать основные направления познавательных интересов детей: животный и растительный мир, транспорт, строение тела человека, явления природы, космос, динозавры и другие.
Следующим шагом в реализации первого педагогического условия было создание педагогических ситуаций, в которых у детей возникает проблемный вопрос, т. е. возникает тема детского проекта. На этом этапе педагог создавал проблемную ситуацию, которая заинтересует детей, задавал вопросы по теме, которая им интересна, но на большинство из них дети не смогут ответить сразу. В процессе беседы интерес детей только усиливается, и они стремились найти ответ на свой вопрос. Дети активно и самостоятельно искали пути решения, используя ранее полученные знания и умения. Каждое новое знание открывало для них малоизвестные аспекты изучаемого объекта, вызывая вопросы и предположения.
Таким образом, в ходе реализации первого условия детьми были сформулированы вопросы, являющиеся темами индивидуальных проектов исследовательского типа.
С целью реализации второго педагогического условия - в ходе реализации проектной деятельности дети будут оперировать не только известной им информацией и способами деятельности, но и знакомиться с новыми - была организована работа по просвещению родителей по вопросам проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Просвещение родителей осуществлялось в трех направлениях: информирование родителей по вопросам проектной деятельности детей, ее роли и значении в развитии ребенка, особенностях организации и реализации проектной деятельности детей; формирование у родителей опыта организации проектной деятельности детей; вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми по реализации детских проектов.
Таким образом, в ходе реализации второго условия родители научились взаимодействовать с детьми в ходе проектной деятельности, приобрели и обогатили опыт совместной проектной деятельности, помогли детям в ходе проекта получить, осознать и оперировать новой информацией и способами деятельности по теме их исследовательского проекта.
С целью реализации третьего педагогического условия - в ходе проектной деятельности детям будет предоставлена возможность реализации своих идей, задумок, планов - педагог создавал такие ситуации, когда во время совместного обсуждения с детьми интересующей их темы, у них возникали разные вопросы в рамках одной темы или несколько детей одновременно задавали один и тот же вопрос. В таких случаях педагог давал возможность высказаться каждому ребёнку и предлагал им найти ответ на вопрос самостоятельно. В ходе своей исследовательской деятельности у детей была возможность делать свои умозаключения, на основе полученной информации и формулировать выводы, которые зачастую, с точки зрения
науки, не совсем точные, но ребенку они понятны, и он находит в них ответ на свой вопрос.
Таким образом, реализация третьего условия позволила детям в процессе работы над собственными проектами в полном объеме осуществлять все идеи, задумки и планы.
На контрольном этапе осуществлялось повторное диагностирование актуального уровня развития познавательного интереса детей экспериментальной и контрольной групп и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.
Повторное диагностирование актуального уровня развития познавательного интереса детей в экспериментальной группе позволяют зафиксировать прирост набранных детьми баллов по всем 15 критериям. Наибольший прирост произошел по критерию «устремленность на результат», наименьший прирост произошел по трем критериям: «эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности», «динамика эмоционального состояния» и «готовность к умственному напряжению». Наиболее развитым критерием развития познавательного интереса определен критерий «отношение к получаемому результату», а наименее развитым критерием развития познавательного интереса выявлен критерий «отношение к перерыву в деятельности»; самым развитым оказался ориентировочно-мотивационный компонент, наименее развитым определен операционно-технический компонент. Подводя итоги полученным результатам исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста на конец опытно-экспериментальной работы, можно утверждать, что преобладает уровень развития познавательного интереса выше среднего.....
1. Аблитарова А.Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 107-110. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11210/ (дата обращения: 23.04.2023).
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. № 16. С. 41- 60.
3. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет. М.: Мысль, 1991. 124 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 252 с.
5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Спб: Речь, 2005. 128 с.
6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Москва: Ярославль: Академический проспект, 2005. 256 с.
7. Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 2011. № 5. с. 129.
8. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В.Куликова. Спб: Питер, 2010. с. 160166.
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 195 с.
10. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности. Спб: Реноме, 2012. 49 с.
11. Венгер А.Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 66-74.
12. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 88 с.
13. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебно-методическое пособие. Свердловск, 1971. 13 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
15. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С.19-20....50