Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивная структура повести И.В Киреевского «Опал»

Работа №171457

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы55
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивного анализа в литературоведении 7
1.1 Категория мотива в современном литературоведении 7
1.1. Методы и приемы мотивного анализа литературного произведения 12
1.2. Особенности русской фантастической повести п.п. XIX века 19
1.3. Ключевые мотивы русской фантастической повести п.п. XIX в 22
Глава 2. Специфика мотивной структуры в повести И.В. Киреевского «Опал» 26
2.1. Развитие жанра фантастической повести в 1820-1840 годах 26
2.2. Система мотивов в повести И.В. Киреевского «Опал» 40
Заключение 51
Список источников 53

Иван Васильевич Киреевский (22.03.1806 - 11.06.1856) - русский
религиозный философ, литературный критик, известен как один из основателей славянофильства. Большая часть творческого наследия Киреевского имеет непосредственное отношение к философии, литературной критике и эстетике. Вместе с тем, литературное наследие И.В. Киреевского включает и ряд художественных произведений, одним из которых является повесть «Опал».
Повесть И.В. Киреевского «Опал» является ярким примером проявления романтических тенденций в литературы первой трети XIX века. Исследование мотивной структуры повести Киреевского остается актуальным вопросом для современных литературоведов, поскольку детальный анализ системы мотивов данного произведения помогает более полно изучить его поэтику.
В своей работе В. Маркович относит произведение «Опал» к фантастическому повествованию сказочного типа. Киреевский предлагает читателю «чудеса без всяких ограничений и оправданий» , что позволяет повести попадать под жанровое определение сказки. Однако, при дальнейшем рассмотрении автор статьи, принимая во внимание мотив двоемирия в «Опале», утверждает, что сходство с фольклорной сказкой - относительное. В народной (фольклорной) сказке совмещаются быт и чудо, в повести Киреевского два этих мира изолированы, а ощущение чуда возникает время от времени, когда герой перемещается между ними. Киреевский использует «средства фантастики для воплощения романтических представлений о скрытой сущности мира» . Эти представление воплощаются в образе прекрасной девушки, к которой стремится герой. В статье В. Маркович так же уделяет внимание мотиву музыки в повести. Возлюбленная Нуррредина носит имя Музыка Солнца. «Имя это служит проясняющим намеком, лишенным, однако, окончательной определенности» . Музыка - стихия, которая пребывает в постоянном движении, меняет облик. Таким образом, В. Маркович утверждает, что фольклорные мотивы в волшебной сказке «Опал» присутствуют, но не позволяют с уверенностью говорить, что это произведение - фольклорное.
Ранее мы уже говорили о мотиве музыки. Ему же уделяют большое внимание М.А. Можарова и С.И. Скороходова. В статье «Храм убежища» у И.В. Киреевского и Л.Н. Толстого» М.А. Мажарова проводит сопоставление текстов «Опала» И.В. Киреевского с «Альбертом» Л.Н.Толстого с целью рассмотрения роли музыки в этих произведениях. Киреевский нередко помещал свои произведения в музыкальный контекст, который позволяет понять поэтику этих произведений. Можарова отмечает, что в художественной ткани «Опала» «слова музыка, солнце, девица дополняются множеством сопутствующих и постепенно становятся самостоятельными образами». Эти сложные образы
сопровождаются описанием неразрывной связи внутреннего мира героя с самой музыкой. В работе С.И. Скороходовой большое внимание уделяется мотиву музыки в творчестве Киреевского. Проводя анализ волшебной сказки «Опал», автор приходит к выводу, что именно музыка позволяет Киреевскому воплотить свои взгляды в художественно-образной форме. Здесь музыка «наделяется онтологическим статусом и обретает живую душу» . Весь мир, в который попадает Нурредин, - это музыка. Она же воплощается в образе Девицы Солнца. Однако, отмечает автор, это не только мир героя, но и преображенный космос. В данной работе Скороходова утверждает, что Киреевский использовал библейские образы при описании мира, в который попадает непобежденный Царь. Описания места, где живет Девица Солнце, схожи с описанием Небесного Иерусалима. Христианская философская мысль не раз обращалась к музыке, наделяя ее способностью восстановить гармонию после грехопадения. Таким образом, нам удается проследить мысль о музыкальной основе преображенного космоса.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе исследуется термин понятие мотива, особое внимание уделяется анализу мотивной структуры произведения.
Опираясь на результаты проведенного нами исследования, можно утверждать, что мотив является одним из важнейших понятий в литературоведении, поскольку именно благодаря мотивному анализу мы получаем возможность наиболее полно раскрыть идею автора, а также понять произведение в целом.
Мотив можно рассматривать как простейшую и неделимую единицу повествования, способную на фабулу и развитие сюжета, а также раскрывающую дополнительные смыслы. С точки зрения реализации в жанре фантастической повести мотив может быть как фольклорным (отсылающим к реализации конкретной функции героев), так и не фольклорным.
Благодаря названным в работе особенностям мотива, а также специфике мотивного анализа произведения, выли выделены ключевые мотивы в повести И.В. Киреевского «Опал», и определена их структура.
Одна из особенностей повести «Опал» продиктована в том числе спецификой жанра фантастической повести в русской литературе. Обилие фантастического и волшебного в произведении имеет фольклорные корни. Так, например, в произведении четко прослеживаются некоторые функции волшебной сказки, выделенные В.Я. Проппом в работе «Морфология волшебной сказки». В «Опале» мы обнаруживаем реализацию функций вредительства, оправки героя, испытания и переправы. Выделяются в повести и волшебные предметы, которые в народной сказке призваны помогать герою. Однако, ключевой мотив народной сказки - двоемирие - не является в произведении Киреевского истинно фольклорным.
Все мотивы в произведении можно разделить на свободные и связанные. С точки зрения анализа произведения наибольший интерес представляют именно связанные мотивы, так как они имеют наибольшее влияние на развитие сюжета.
Под связанными принято понимать именно те мотивы, которые непосредственное влияние на фабулу произведения. С этой точки зрения мотивы любви, войны и славы являются ключевыми в повести «Опал», поскольку каждый из них в той или иной степени влияют на решения, принимаемые героями, а именно из этих решений и выстраивается цепочка, ведущая читателя к финалу произведения. Примечательным является вариативность презентации одного мотива внутри произведения. Она проявляется в прочной связи, формирующейся между некоторыми из них. Так, например, мотив любви прочно связан с мотивами музыки и красоты, поскольку все они воплощаются в образе прекрасной девушки, пленившей сердце царя Нурредина. Другим вариативным мотивом является война, которая связана с возмездием, здесь мы наблюдаем связь в парадигме «причина - следствие»: Нурредин развязывает войну с Оригеллом, в котором пробуждается желание добиться справедливого возмездия.
Свободные же мотивы помогают автору не только создать фантастическую атмосферу в повести, но и создать яркие образы персонажей, добавляют красочности, приближают читателя к пониманию сущности героя. Некоторые свободные мотивы в повести «Опал» помогают читателю составить наиболее полное представление о происходящих в произведении событиях, а также приближают его к пониманию философии автора. Таким, например, является мотив космоса. Автор создает в волшебной сказке «Опал» музыкальный космос, наполненный также библейскими мотивами. Для И.В. Киреевского музыкальный космос - воплощение эстетического, а сама музыка наделяется онтологическим статусом, обретает живую душу.



1. Аллахверанова Т.Ф. Мотивный анализ // Сибирский академический вестник. 2019 - №38 - с. 303-306
2. Антонов К.М. Философия И.В. Киреевского. Антропологический Аспект. [Электронный ресурс] // Национальная Электронная Библиотека (НЭБ), 2015 URL: https://rusneb.ru/catalog/000199 000009 02000007818/ (Дата обращения: 23.11.2024)
3. Белокурова С.П. Мотив. [Электронный ресурс]// Культура письменной речи. Словарь литературоведческих терминов. 2005. URL: http:// gramma.ru/LIT/?id =3.0&page=1&wrd=%CC%CE%D2%C8%C2&bukv=%CC (Дата обращения: 05.10.2024)
4. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный
ресурс]// Культура письменной речи: Электрон. науч. ж. - 2005 -
URL: http:// gramma.ru/LIT/?id=3.0
5. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.
6. Брагинская Н.В. Анализ литературного мотива у О.М. Фрейденберг //Ученые записки /Семиотика. XX. Труды по знаковым системам. Тарту, 1987.- №746 - 118 с.
Бучилина Ю.Н. К вопросу о соотношении сюжета и мотива как структурообразующих элементов в словесном творчестве. [Электронный ресурс] / Филология. Искусствоведение. Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009 - №2 - с.236-24.
URL:http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999 West 2009 2/40.pdf (Дата обращения: 20.09.2024)
7. Васильев С.А. Религиозные мотивы в поэме А.А.Блока «Возмездие» // Русская речь. 2015. - №3. - с. 19-25.
8. Веселовский, А. Н. Собрание сочинений Александра Николаевича Веселовского. Т. 2. Вып. 1. Серия I. Поэтика. Т. 2, вып. 1. Поэтика сюжетов. 1897-1906. // Веселовский Александр Николаевич: Монография - Издание Отд-ния Рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. - СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук,- 1913. - 148 с.
9. Волкова Е.В. Концепции мотива в современном литературоведении. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZkontseptsii-motiva-v-sovremennom- literaturovedenii/viewer (Дата обращения: 25.11.2024)
10. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века - М.: Наука Издательская фирма «Восточная», 1993 - 304с.
11. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М.: “Новое литературное обозрение”, 1996 - 352 с.
12. Групина Л.П., Салтыкова О.А. Методика исследования мотива в
художественном тексте. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка, 2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodik a-issledovaniya-motiva-v-hudozhestvennom-tekste/viewer (Дата обращения:
26.11.2023)
13. Еремеев А.Э.. И. В. Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820-1830): Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - 171 с.
14. Замятина Е.В. Философские повести И.В. Киреевского и Е.А. Баратынского: элементы фантастики и садово-парковая образность. // Филологические науки. Вопросы теории и практики, - 2013. - вып.11-1
15. Карпов А.А. «.. .Лучшее, что есть в мире, - это мечта» (О «волшебной сказке» И.В. Киреевского «Опал»)// Территория словесности: Сборник в честь 70- летия профессора И. Н. Сухих / Под ред. А. Д. Степанова, А. С. Степановой. - СПб.:Нестор-История, 2022. - 448 с.
... всего 51 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ