Введение 3
1. Основные составляющие речевого имиджа телеведущего ток-шоу 5
1.1. Имидж: к определению понятия 5
1.2. Особенности жанра ток-шоу 11
1.3. Речевое поведение и его структура 22
1.3.1. Речевые стратегии и речевые тактики как основные составляющие
речевого поведения 34
1.3.2. Речевое поведение телеведущего - основа создания его речевого
имиджа 41
Выводы 48
II. Сопоставительный анализ речевого имиджа телеведущих М. Галкина
и И. Урганта 52
2.1. Сравнительная характеристика речевого поведения М. Галкина
и И. Урганта 52
2.2. Речевые стратегии и тактики, используемые М. Галкиным и
И. Ургантом в своих передачах 56
2.3. Языковые средства, используемые М. Галкиным и И. Ургантом
для создания своего имиджа 60
2.4. Речевой этикет как средство создания речевого имиджа М. Галкина
и И. Урганта 62
2.5. Нарушения в речевом поведении М. Галкина и И. Урганта, ведущие
к снижению их речевого имиджа 64
Выводы 67
Заключение 71
V. Приложения 80
Приложение 1 80
Приложение 2
Имидж - важный источник информации об объекте в современном информационном обществе. Результативность деятельности политика, «звезды» шоу-бизнеса, телеведущего в прямом смысле зависит от того, насколько грамотно создан его имидж.
В последние десятилетия роль имиджа значительно возросла, существенным становится не только содержание, но и форма образ. Современное телевидение развивается намного быстрее, чем другие СМИ. Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На создание удачного имиджа телеведущего оказывают влияние его профессиональные требования: знание информационного продукта, наличие собственного мнения, умение держаться перед камерой, находить контакт с аудиторией. Составляющими имиджа коммуникатора являются внешние черты, характер, манера поведения, коммуникативные характеристики, «идейная платформа», а также психологические качества коммуникативного лидера, то есть впечатление о нём в комплексе [ Гуревич].
Создание позитивного речевого имиджа в общественном сознании, в данном случае телеведущего, - одна из наиболее значимых целей организации по связям с общественностью, потому что от этого зависит популярность телепередачи. В связи с этим анализ речи телеведущего определяет актуальность темы нашей работы.
Целью работы является характеристика речевого имиджа телеведущих развлекательных ток-шоу М.Галкина и И.Урганта.
Задачи работы:
1) Рассмотреть понятие «имидж»».
2) Охарактеризовать наиболее часто встречающийся жанр телевизионных телепередач - ток-шоу и его разновидности.
3) Проанализировать понятие «речевой» имидж телеведущего» и выявить
способы его создания.
4) Рассмотреть языковые средства создания имиджа телеведущего.
5) Представить сравнительно-сопоставительную характеристику речевого поведения известных телеведущих ток-шоу М. Галкина и И. Урганта в передачах «Вечерний Ургант» - рубрика «Взгляд снизу» и шоу «Лучше всех» с М. Галкиным.
Объект исследования - речевое поведение ведущих, работающих в жанре ток-шоу.
Предмет исследования - языковые и речевые особенности создания имиджа телеведущего.
Теоретическая основа работы - труды теоретиков и практиков телевидения по вопросам массовой коммуникации, связей с общественностью и имиджелогии В.М. Шепеля, П.С. Гуревича, Д.А. Вылегжанина, А.Б. Зверинцева и др., известных лингвистов, специализирующихся по речевому общению, стратегиям и тактикам в сфере коммуникации как среди политиков, так и телеведущих (Верещагин Л.Ю., Демьянков В.З., Иссерс О.С., Карасик В.И., Колесов В.В., Костомаров В.Г., Паршина О.Н., Шейгал Е.И. и др.).
Основная база исследования - речь телеведущих М. Галкина и И. Урганта, способствующая созданию их имиджа.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы на лекциях и практических занятиях по культуре речи, теории коммуникации, риторике, стилистике русского языка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений со справкой о телеведущих М. Галкина и И. Урганта и записями их речи на названных телепередачах с детьми.
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу речевого имиджа современных телеведущих в телевизионном жанре развлекательного ток-шоу на 1 канале. Целью работы является характеристика речевого имиджа телеведущих развлекательного ток-шоу.
В соответствие с поставленными задачами в данной работе нами было сделано следующее:
1. Были изучены теоретические подходы к понятиям «имидж», «жанр ток- шоу», «речевое поведение», «речевые стратегии и тактики». Имидж - важный источник информации об объекте в современном информационном обществе. Результативность деятельности политика, «звезды» шоу-бизнеса, телеведущего в прямом смысле зависит от того, насколько грамотно создан его имидж.
В последние десятилетия роль имиджа значительно возросла, существенным становится не только содержание, но и форма образ. Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На создание удачного имиджа телеведущего оказывают влияние его профессиональные требования: знание информационного продукта, наличие собственного мнения, умение держаться перед камерой, находить контакт с аудиторией.
2. Были выявлены особенности жанра развлекательного ток-шоу. Ток-шоу представляет собой разговорный телевизионный жанр, строящийся в вопросно-ответной форме с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересной историей. Непременными компонентами ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои»), зрители и, по возможности. компетентные эксперты.
Ток-шоу - это телевизионный жанр, характеризующийся предопределенностью ролей участников, целью и форматом их общения, специфической тематикой. Отличие жанра ток-шоу от интервью заключается в использовании игровых элементов, бытовом характере тематики с участием «третьего адресата» (аудитории) в студии. Сценарий ток-шоу тесно связан с «вопросно-ответной» основой этого жанра. Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, концентрируется вокруг личности ведущего.
3. Нами были выявлены основные речевые стратегии и тактики. входящие в структуру речевого поведения телеведущего. Стратегии, составляющие основу речевого взаимодействия коммуникантов в процессе создания телевизионного продукта (ток-шоу), представлены двумя основными системами: 1) реализуемые телекоммуникатором (стратегии неуклонного следования теме тол-шоу, вызова на откровенность, разъяснения); 2) реализуемые телезрителем (стратегии самовыражения и аргументирования).
4. В работе учитывался гендерный фактор. Телеведущие И.Ургант и М.Галкин проявляют истинно мужские качества общения: вступление с детьми сразу в разговор, часто минуя приветствие (приветствие почти всегда реализуется в форме «привет»), настойчивость в достижении цели (разными пулями постоянно возвращаются к вопросу, на который хотят получить отлет), в адрес собеседника используют комплименты и похвалу, могут перебить разговорчивого ребенка и повернуть беседу в иное русло.
5. На основании сопоставительного анализа речевого имиджа ведущих развлекательных ток-шоу Ивана Урганта и Максима Галкина можно сделать вывод о том, что существует значительное сходство в использовании телеведущими языковых и речевых средств, речевого этикета в обращении с детьми, но в то же время обнаружились и различия в речевом имидже названных телеведущих и даже некоторые речевые нарушения, не способствующие укреплению их имиджа.
В целом, можно констатировать, что цель данного исследования была достигнут