Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Субъекты права социального обеспечения
1.1. Государственные органы как субъекты права социального обеспечения…5
1.2. Организации и учреждения как субъекты права социального обеспечения…11
1.3. Граждане как субъекты права социального обеспечения………….17
Глава II. Объекты права социального обеспечения
2.1. Понятие и виды объектов права социального обеспечения………..21
2.2. Характеристика объектов права социального обеспечения……….24
Заключение………………………………………………………………...……31
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы……………………………………………………………………...34
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Право социального обеспечения как отрасль российского права всегда занимало и по настоящий день занимает особое место. В условиях стремительно развивающихся и изменяющихся общественных отношений вопрос социальной защиты граждан все острее нуждается во внимании не только со стороны законодателя, но и государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих это обеспечение.
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.
Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.
Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Вопросы установления, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению носят основополагающий характер, а потому исследование особенностей правоотношений, складывающихся в сфере социального обеспечения, является необходимым. Обозначенные обстоятельства указывают на актуальность темы настоящего исследования.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации права на социальное обеспечение.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы действующего российского законодательства, устанавливающего и гарантирующего права граждан на социальное обеспечение.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении особенностей субъектов и объектов права социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
1) определить правовое положение государственных органов как субъектов права социального обеспечения;
2) исследовать положение организаций и учреждений как субъектов права социального обеспечения;
3) рассмотреть правовое положение граждан как субъектов права социального обеспечения;
4) определить понятие и виды объектов права социального обеспечения;
5) дать характеристику объектов права социального обеспечения.
Методы исследования, используемые в выпускной квалификационной работе: монографический, общенаучный диалектический метод познания и методы анализа и синтеза, а также сравнительно-правовой, структурно-системный.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, каждая из которых содержит по 2-3 параграфа, заключение, список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной (иной юридической) практики и специальной литературы.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1) В развитом государстве за каждым человеком должно признаваться такое основное, неотъемлемое право, как право на социальное обеспечение, социальную защиту. Реализация указанного права – есть основание, предпосылка для создания и обеспечения достойного уровня жизни человека.
2) Социальное обеспечение является одним из направлений социальной политики государства, цель которой заключается в стабилизации социально-политической обстановки и вовлечении в общественную жизнь социально слабых слоев населения.
3) В настоящее время создана целая система органов социальной защиты. Отдельные полномочия в рассматриваемой сфере реализуются на всех уровнях реализации власти. При этом необходимо отметить, что речь идет об органах общей компетенции (например, Правительство РФ) и специализированных органах, деятельность которых непосредственно направлена на решение задач в сфере социальной защиты населения
4) Уполномоченным в данной сфере федеральным органом государственной власти признается Министерство труда и социальной защиты. Министерство труда и социальной защиты является органом государственной власти, в функции которого входят вопросы социального обеспечения и социальной защиты отдельных категорий населения. Через деятельность указанного органа осуществляется руководство и управление сферой социальной защиты населения в целом. Для этого данным органом разрабатываются и реализуются соответствующие программы, адресованные в отношении отдельных категорий граждан (например, безработные, женщины, имеющие детей и др.).
5) Юридические лица (организации, учреждения) являются участниками правоотношений, складывающихся в праве социального обеспечения. Цель участия указанных субъектов в рассматриваемых правоотношениях заключается в содействии органам государственной власти в решении задач, возложенных на них в целях обеспечения социальной защиты населения.
6) В целях оказания социального обслуживания граждан в стационарных условиях создана система специализированных учреждений, в которых создаются условия для поведения нуждающихся граждан под надзор медицинских, социальных работников для целей оказания своевременной помощи.
7) Стационарное обслуживание оказывается гражданам в учреждениях, которые могут быть классифицированы по ряду оснований (в зависимости от формы собственности, типа и видов учреждения, категории и группы населения, обслуживаемого в соответствующих учреждениях).
8) Кроме того, в настоящее время создано пять разновидностей детских учреждений, позволяющих учесть специфику той или иной категории несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Такие учреждения направлены на развитие отдельных качестве среди несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их жизни, воспитания в целом. Наибольшее распространение при этом получили детские дома, в том числе и их специальные виды, которые позволяют создать максимально приближенные условия для жизни несовершеннолетних к жизни в полноценной семье.
9) В качестве субъектов рассматриваемых отношений выступают физические лица как управомоченные субъекты, а также юридические лица, которые являются обязанными субъектами в возникающих правоотношениях. Обязательным участником данных правоотношений рассматривается государственный орган, уполномоченный законом на принятие соответствующего решения в сфере социального обеспечения (например, по установлению, выплате пенсии, пособия и т.п.).
10) Объектами данных правоотношений признаются различные виды предоставляемого управомоченным субъектам социального обеспечения (денежные выплаты, социальные услуги, социальная помощь и др.).
11) Социальное обеспечение граждан осуществляется посредством предоставления денежных выплат (пенсий, пособий), оказания социальных услуг, иных мер социальной поддержки. Связывается реализация указанного права с наличием к тому соответствующих юридических фактов, обстоятельств (например, утрата источника заработка, беременность, роды, инвалидность и др.).
12) Пенсия в настоящее время выступает в качестве основного вида социального обеспечения. Пенсия – это своеобразная компенсация, предназначенная гражданам, утратившим свою способность к трудовой деятельности в силу определенных причин, обстоятельств.
13) Другим видом социального обеспечения в России выступают социальные пособия. Данные меры поддержки предоставляются ограниченному кругу лиц, что связывается законодателем с наступлением определенных обстоятельств, событий, при наличии которых гражданин временно либо постоянно утрачивает способность к осуществлению трудовой деятельности, материальному обеспечению собственной жизнедеятельности.
14) Социальные услуги отличаются целевой направленности, сводятся к оказанию помощи лицам, нуждающимся в ее получении со стороны государства, компетентных государственных органов, должностных лиц, посредством использования различных технологий, средств, форм, методов воздействия.
15) Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
16) В качестве возможных предложений изменения законодательства в области социального обеспечения, а именно отдельных вопросов о субъектах и объектах права социального обеспечения, можно отметить, что было бы целесообразно рассмотреть вопрос расширения круга лиц, имеющих право на получение того или иного социального обеспечения, или расширить перечень пособий и выплат гражданам, имеющим детей, поскольку в настоящее время политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости .
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 01.07.2020. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 45. – Ст. 7061.
3. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ (ред. от 13.07.2024) «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» // Российская газета. – 2022. - № 154-155; 2024. - № 157.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – № 202; 2024. - № 288.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. - № 247; Парламентская газета. – 2024. - № 40с.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О накопительной пенсии» // Российская газета. – 2013. - № 295; 2023. - № 297.
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2334.
8. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 (ред. от 18.12.2024) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 26. – Ст. 3528; 2024. - № 52. – Ст. 8350.
9. Распоряжение Правительства РФ от 15.03.2025 № 615-р «Об утверждении Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года» // СПС КонсультантПлюс (документ опубликован не был)
II. Материалы судебной (иной юридической) практики
1. Решение Подольского городского суда Московской области от 16 сентября 2020 г. по делу № 2-4492/2020. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/eWBqPXQWgvlV/ (дата обращения: 29.03.2025).
2. Решение Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 12 мая 2020 г. по делу № 2-139/2020. – Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/9oDnSJnTE3WO/ (дата обращения: 29.03.2025).
3. Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 сентября 2020 г. по делу № 2-3232/2020. – Режим доступа: https://actofact.ru/case-42RS0009-2-3232-2020-m-3065-2020-2020-08-03-0-0/ (дата обращения: 29.03.2025).
III. Специальная литература
1. Альбов А. П. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – М.: Юрайт, 2021. – 461 с.
2. Буянова М. О. Пенсионное обеспечение: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2020. – 399 с.
3. Гафиуллин Х. И. Пенсия в Российской Федерации как фактор благосостояния общества // Экономика, социология и право. – 2020. – № 4. – С. 23-29.
4. Горохова С.С. О некоторых проблемах правоприменительной деятельности в сфере оказания государственной социальной помощи и поддержки малоимущим гражданам в России // Юридические исследования. 2023. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-pravoprimenitelnoy-deyatelnosti-v-sfere-okazaniya-gosudarstvennoy-sotsialnoy-pomoschi-i-podderzhki (дата обращения: 07.04.2025).
5. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 378 с.
6. Еремеева Т. С. Понятие и содержание предоставления социальных услуг // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – №96. – С. 172-180.
7. Кирова А. А. Социальное обслуживание населения: современные аспекты правового регулирования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №11-4. – С. 155-161.
8. Кононова Л. И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2019. – 404 с.
9. Кузенова Э. Р. Социальное обслуживание населения: сквозь призму контент-анализа // Скиф. – 2023. – №10 (86). – С. 525-534.
10. Кузнецова О. Н. Пенсионное обеспечение России: проблемы и перспективы развития // Вестник Брянского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 201-209.
11. Ладыгина Н. А. Социальные услуги в стационарном учреждении социального обслуживания для престарелых и инвалидов // Студенческий. – 2020. – № 21-3 (107). – С. 51-57.
12. Любашиц В. Я. Теория государства и права: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 424 с.
13. Маматказин И. Р. К вопросу о конструктивных элементах в содержании социально-обеспечительных правоотношений // Ex jure. – 2019. – №2. – С. 175-181.
14. Никифорова О. Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. – 382 с.
15. Нижечек Е.В. К вопросу о понятии «Нетрудоспособность» в праве социального обеспечения // Пролог: журнал о праве. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-netrudosposobnost-v-prave-sotsialnogo-obespecheniya (дата обращения: 07.04.2025).
16. Саттаров Т. А. Роль социального предпринимательства в системе оказания социальных услуг населению // Электронный экономический вестник Татарстана. – 2021. – № 1. – С. 42-45.
17. Тарасова Л. А. Деятельность органов государственной власти в сфере социальной защиты населения // Молодой ученый. – 2024. – № 14 (73). – С. 187-190.
18. Фурсов В. А. Социальная защита населения в Российской Федерации // Образование и проблемы развития общества. – 2020. – №1 (10). – С. 87-94.
19. Хайдарова М. К. Специфика и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения // Общество и государство. – 2023. – №1. – С. 79-81.
20. Шаманова Л. А. Исследование уровня удовлетворённости граждан пожилого возраста социально-медицинскими услугами, предоставляемыми учреждениями социального обслуживания и медицинскими организациями // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 482-492.