Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны (Томский Государственный Университет Систем Управление и Радиоэлектронники)
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование режима государственной тайны 5
1.1. Понятие, признаки государственной тайны 5
1.2. Сведения, составляющие режим государственной тайны, как объект информационных отношений 9
1.3. Полномочия субъектов в области обеспечение режима государственной тайны 13
Глава 2. Проблемы информационных правоотношений в области защиты и обеспечения режима государственной тайны 17
2.1. Проблемы правовой охраны сведений, составляющих государственную тайну, при осуществлении профессиональной деятельности 17
2.2. Проблемы допуска к сведениям, составляющих государственную тайну, лиц, признанных иностранными агентами 21
Заключение 25
Список использованных источников 28
Актуальность предотвращения различных угроз информационной безопасности в современном мире очевидна и не вызывает споров. Мы живем в условиях формирования нового типа общества – постиндустриального, в котором информация становится не только ценным ресурсом, но и объектом нападения со стороны злоумышленников, а также специфическим видом оружия в прокси-войнах.
Современный мир отличается развитостью информационных технологий хранения, сбора и обработки данных. Базы данных содержат самые разные и многочисленные сведения, в том числе, представляющую опасность для их разглашения посторонним лицам. К числу таких сведений относятся сведения, составляющую государственную тайну.
Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, давно уже определен законодателем, также применяются технические, организационные и правовые способы противодействия утраты сведений, относящихся к числу особо охраняемых государством в силу их секретности, между тем, вопросы и проблемы правовой охраны этих сведений при осуществлении профессиональной деятельности, не утратили своего значения.
Тем самым, защита государственной тайны становится приоритетной задачей любого государства. В этой связи необходимо ясное и четкое понимание, какие именно меры необходимо использования для обеспечения информационной безопасности государства при защите наиболее важных и секретных сведений, поэтому данная тема, бесспорно, является весьма актуальной.
В свете вышесказанного возникает первостепенная необходимость по совершенствованию механизма допуска должностных и граждан к сведениям, составляющих государственную тайну.
Степень научной изученности темы исследования. Данная тема является в достаточной степени изученной в научной литературе. Вопросами изучения способов и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, занимались такие ученые, как В.Н. Верютин, Д.В. Леонов, В.А. Мальцев, М.В. Пермяков, Е.И. Спектор и др.
Объект курсовой работы – субъекты и объекты в области охраны государственной тайны.
Предмет курсовой работы – общественные отношения, связанные с обеспечение режима государственной тайны.
Целью курсовой работы является анализ состояния и проблем правового регулирования информационных правоотношений в области правовой защиты государственной тайны.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи курсовой работы:
1. исследовать понятие государственной тайны;
2. рассмотреть группы сведений, которые составляют режим государственной тайны;
3. выявить полномочия субъектов правовых отношений в области охраны государственной тайны;
4. выявить проблемы правовой охраны сведений, составляющих государственную тайну, при осуществлении профессиональной деятельности;
5. определить проблемы допуска к сведениям, составляющих государственную тайну, лиц, признанных иностранными агентами.
В процессе выполнения курсовой работы использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, системный анализ, формально-логический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В работе были рассмотрены теоретические подходы к пониманию правовой сущности государственной тайны. Государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности российскому государству.
Был сделан вывод об особом приоритетном характере общественных отношений, связанных с обеспечением сохранности и защитой государственной тайны. Такой приоритет обусловлен тем, что сведения, составляющие этот вид тайны, имеет особую ценность для государства, его отдельных структур и институтов, в том числе, правоохранительных органов, органов государственной безопасности, армии и т.д. соблюдение режима государственной тайны является важным условием информационной безопасности государства и сохранение его внутреннего и внешнего суверенитета.
Изучение сущности государственной тайны и состава сведений, которые ее составляют, позволило сделать вывод о приоритетной задаче государства по обеспечению ее информационной безопасности. Эта задача решается путем установления правового режима государственной тайны, а также определения перечня сведений, которые составляют государственную тайну. Все сведения, подлежащие охраны в соответствие с законом о государственной тайне, группируются на сведения. Эта группировка имеет привязку к определенным областям государственной или общественной деятельности, которые критически важны для обеспечения суверенности любого государства. Кроме того, защищаемых законом о государственной тайне сведения подразделяются в зависимости от грифов ее секретности и ограниченности доступа. В любом случае, независимо от грифа секретности и сферы, в которой эта информация локализована, любая информация, отнесенная к государственной тайне, подлежит абсолютной и безусловной защите, в том числе, уголовно-правовыми средствами.
Уполномоченные в области обеспечения режима государственной тайны субъекты – органы государственной власти – обладают общими и частными полномочиями. Общие полномочия возложены на Правительство РФ и Президента РФ. Частные полномочия в области защиты государственной тайны возложены на специализированные правоохранительные органы – ФСБ РФ, СВР РФ, Министерство обороны и т.д.
Законодательство о государственной тайне имеет несколько недостатков:
1. Сведения, составляющие государственную тану, должным образом не сгруппированы, отсутствует такой классификационный признак, как размер причиняемого государству ущерба в процессе разглашения государственной тайны.
2. Вопрос о защите государственной тайны принимается на разных управленческих уровнях и в разных инстанциях органов государственной власти, которые слабо взаимодействуют друг с другом, в том числе, по вопросам повышения эффективности защиты сведений, отнесенных законом к государственной тайне.
3. Отсутствуют законодательно установленные критерии определения материального и иного ущерба, причиненного государству в связи с разглашением сведений, отнесенных законом к государственной тайне.
4. Иностранным агентом может быть признано не только физическое лицо (гражданина России), а также юридическое лицо. Между тем, уголовное законодательство исключает возможности привлечение иностранного агента-юридического лица к ответственности за разглашение государственной тайны. Более того, в правовых отношениях, связанных с охраной государственной тайны, ограничена правовая возможность участия иностранного агента - юридического лица;
5. )атруднены меры применения ответственности за разглашение государственной тайны в отношении иностранного агента, которых выехал за пределы России и находится под защитой иностранного государства. Часть иностранных агентов получают вид на жительство в зарубежных государствах или иностранное гражданство.
В целях совершенствования правовой охраны государственной тайны, как особого объекта информационных правоотношений, предлагается изложить абзац 1 ч. 1 ст. 21.1 Закона РФ «О государственной тайне» в следующей редакции: «Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, присяжные заседатели и судьи на период исполнения ими своих полномочий, иные лица, участвующие в судопроизводстве, права и свободы которых непосредственно затрагиваются, а также адвокаты (законные представители), участвующие в качестве защитников в судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона».
Предлагаемое изменение позволит устранить правовой пробел, обнаруженный в ходе анализа практики Конституционного Суда РФ, и привести положения Закона РФ «О государственной тайне» в соответствие нормам, закрепленным в процессуальном законодательстве РФ и Конституции РФ.
1. Конституция Российской Федерации 1993 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 04.10.2022 г. №8-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №32. – Ст.3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №1 (часть 1). – Ст.1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. – №25. – Ст.2954.
5. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 41. – Стр. 8220-8235.
6. О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1244 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. –№44. – Ст. 4536.
7. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента Российской Федерации от 11.02.2006 г. № 90 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 8. – Ст. 892.
8. О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1998 г. № 61 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 5. – Ст. 561.
9. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: Постановление Правительства Российской Федерации № 63 от 6 февраля 2010 (в ред. от 29.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – №7. – Ст. 762.
10. Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.1995 г. № 1050 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №43. – Ст.4987.
11. По делу о проверке конституционности статей 21 и 21.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в связи с жалобой гражданина Е. Ю. Горовенко: Постановление Конституционного Суда РФ № 32-П от 23 ноября 2017 года // Вестник КС РФ. – 2017. - №11.
12. Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года: Решение Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 // Вестник КС РФ. – 2018. - №2.
13. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив2, граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева: Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 г. № 10-П // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161690/ (дата обращения: 13.01.2025).
14. Антопольский А. А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2004. – 197 с.
15. Борзунов К. К. Системы защиты информации в ведущих зарубежных странах учебное пособие: в 2 ч. / К. К. Борзунов ; А С. Овчинский ; Н. И. Журавленко, В Е. Кадулин / под общ ред. А С. Обнинского. – М.: Московский университет МВД России, 2021. Часть 1. – С.90-95.
16. Верютин В.Н. Отдельные аспекты защиты государственной тайны в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspektyzaschity-gosudarstvennoy-tayny-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.01.2025).
17. Добрынская (Спиридонова) В. В. Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (постатейный) : подготовлен для системы КонсультантПлюс / В. В. Добрынская (Спиридонова), Э. Ю. Бадальянц, Е. А. Бевзюк. – М.: Норма, 2022. – 172 с.
18. Керамова С.Н., Абдуллаев М.М. Вопросы правового регулирования режима государственной тайны в России // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. –2018. – Т. 33. № 1. – С. 50-54.
19. Леонов Д.В. Анализ проблем системы защиты информации, защищаемой государством // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 3(37). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С.85-90.
20. Мальцев В.А. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – №4. – С.70-76.
21. Пермяков М. В. Категория «тайна» в системе правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. – Нижний Новгород, 2006. – 228 с.
22. Петрова-Ядреева Я.А., Назарова Н.Н. Статус иностранного агента в Российской Федерации: проблемы трансформации // Право и государство: теория и практика. – 2023. –№ 5(221). – С. 148-150.
23. Редкоус В. М. Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 9 (213). – С.143-148.
24. Смаженков Н.С. Понятие и признаки государственного суверенитета: история и современность // Теория государства и права. – 2020. – № 2. – С. 200-204.
25. Соколова О.С. Институт государственной тайны в российском законодательстве // Современное право. – 2021. – № 11. – С.25-32.
26. Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2023. – 132с.
27. Трунов И.Л., Трунова Л.К. Правовое регулирование государственной тайны // Юрист. – 2022. – №8. – С.60-65.
28. Шамаев В.Е. К вопросу об актуальных проблемах защиты государственной тайны // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 нояб. 2018 г.) / Ред. кол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2022. – С. 259-267.
29. Яблонский И.В., Харитонов И.К. Проблемы формирования правового статуса иностранных агентов в Российской Федерации // Общество и право. – 2022. – № 3(81). – С. 93.