Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования работы органа исполнительной власти 7
1.1 Теоретические аспекты государственного управления и местного
самоуправления 7
1.2 Правовые основы взаимодействия региональных органов исполнительной
власти и местного самоуправления 13
1.3 Теоретические аспекты эффективности органов власти и управления 22
Глава 2. Анализ деятельности сельского Администрации сельского поселения как муниципальной службы 28
2.1 Основные социально - экономические показатели сельского поселения.
Задачи и функции муниципальной службы сельского поселения 28
2.2 Оценка эффективности деятельности муниципальной службы сельского
поселения 48
3. Совершенствование деятельности муниципальной службы сельского поселения 67
3.1 Рекомендации по повышению эффективности управления МО
«Агалатовское сельское поселение» 67
3.2 Возможные пути решения для устранения существующих проблем
информационного обеспечения в администрации 71
3.3 Направления совершенствования работы с гражданами поселения 75
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Система организации муниципальной деятельности, направленная на становление и развитие гражданского общества в России как одной из главных задач, подразумевает, прежде всего, формирование единой взаимосвязанной системы управления, обеспечивающей высокий ур овень собственного функционирования, отвечающей потребностям всех социальных групп населения. Кроме того, сама система должна обладать необходимой устойчивостью со значительным потенциалом развития и совершенствования, способностью нивелировать различные с оциальные потрясения.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема эффективности местного самоуправления - одна из самых острых и злободневных проблем России. От правильности её решения и от того, что из себя будет представлять наша страна, как будет жить в ней народ, как он будет решать свои самые насущные проблемы, во многом зависит будущее России.
Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований в области деятельности местных органов управления, требуют новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения ее эффективности.
Целью данной дипломной работы является анализ системы местного самоуправления Агалатовское сельское поселение и выработки рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- определить сущность и содержание системы местного самоуправления;
- изучить правовые основы деятельности органов местного самоуправления;
- изучить основные положения деятельн ости Агалатовское сельское поселение;
- провести анализ бюджета Агалатовское сельское поселение;
- проанализировать показатели эффективности деятельности органов МО по отношению к гражданам;
- разработать комплекс рекомендаций по решению проблем относящи хся к вопросам системы местного самоуправления, а именно совершенствование взаимодействия бюджетов и повышение работы Администрации с обращениями граждан.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления Агалатовское сельское поселение .
Предметом исследования являются эффективность деятельности системы местного самоуправления Агалатовское сельское поселение .
Степень научной разработанности проблемы.
В науке проблема эффективности деятельности органов местного самоуправления разработана очень слабо.
Проблеме анализа эффективности деятельности системы местного самоуправления, а также практическим приемам повышения эффективности их деятельности посвящены труды зарубежных исследователей, среди которых особо выделяются работы Ю. ЛауринмякиЮ, Линкола Т., Прятта К. «Местное и региональное управление», Ауеркерк Х. «Местные органы власти», Э. Деттона, И.Люшера, Т.Брауна«Местноесамоуправление в США», Ф. Кнемайера«Организация местного самоуправления в Баварии« и др.
Вопросы теории и практики деятельности органов местного самоуправления исследованы в работах отечественных ученых: Кармалицкий А. А. «К вопросу о местной администрации как органе управления », Шугрина Е.С. «Муниципальное право», Савранская О.И. «Правовые основы местного самоуправления», Кутафин О.Е., Фадеев В.И. «Муниципальное право РФ», Бабич A.M. «Государственные и муниципальные финансы» и др. Однако проблемы эффективности деятельности данными авторами почти не затрагивались. Работы этих ученых представляют ценность с позиций теоретико-методологических основ.
В работе Анимица Е.Г. рассматривается понятие функций местного самоуправления, обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
В работе Чиркина В.Е. изучается система государственного и муниципального управления, проблемы и пе рспективы его развития.
Есть круг исследователей, которые разрабатывают проблемы эффективности в различных организационных системах. Ими исследуется рациональные модели трудовых отношений, понятие внешней и внутренней эффективности и как они сказываются на общей эффективности организации. К этой группе авторов можно отнести В. Бовыкина, Г. Минцберега, Р. Муэрс, А.Ю. Блинова и др. специалистов управления...
В результате изучения и проведенного анализа историко -правовых аспектов возникновения и развития института муниципальной службы в России можно сделать вывод о том, что после распада СССР началось формирование законодательства о российской муниципальной службе, сформировался понятийный аппарат, в том числе понятие государственная и м униципальная служба, должности муниципальной службы, муниципальный служащий и др. Тем не менее, до настоящего времени не сложилось единого мнения между учеными о правовой природе отношений, возникающих в связи с поступлением, прохождением и прекращением муниципальной службы. Специалисты в области трудового права относят такие отношения к области регулирования трудовым правом, специалисты в области административного регулирования - к регулированию административным правом.
В настоящий момент в целях совершенс твования системы муниципальной службы Российской Федерации, повышения результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих осуществляются мероприятия, направленные на дальнейшее реформирование и развитие системы муниципальной слу жбы Российской Федерации.
Характеристика МО «Агалатовское сельское поселение» позволяет утверждать, что территория МО является благоустроенной, население территории увеличивается. На территории МО располагается достаточное количество объектов социальной инфраструктуры, производственных предприятий, объектов культуры и т.д. Территория поселения частично газифицирована, имеется достаточный доступ к источникам пресной питьевой воды, электроснабжение обеспечено на всей территории МО.
Анализ деятельности Администрации МО «Агалатовское сельское поселение» за 2016 год показал, что на территории МО проведена обширная работа по развитию социальной сферы: закуплены новые детские площадки, доукомплектованы действующие, построена новая спортивная школьная площадка, библиотека переведена в более благоустроенные п омещения Администрации. В рамках обеспечения транспортной доступности проведены работы по ремонту дорог и строительству остановок, а также пункта техобслуживания. В течение года постоянно производился скос травы и уборка придорожных канав.
В рамках использования бюджета Администрация МО проявила достаточную эффективность. За 2016 год, доходная часть бюджета муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» по налоговым и неналоговым поступлениям исполнена на 115,87 %. Бюджет муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» за 2016 г. по расходам исполнен на 99,8 %.
Тем не менее, в деятельности Администрации МО «Агалатовское сельское поселение» можно выделить ряд проблем, которые рассмотрены в рамках задач на 2017 год. К основным проблемам относятся:
- недостаточность использования локальных внутренних сетей в органах местного самоуправления в МО «Агалатовское сельское поселение»
- низкое использование интернет технологий, которые являются необходимым компонентом для информационной мо дернизации
- недостаточная сформированность электронных баз данных в органах местного самоуправления, а так же низкий показатель доступа к ним
- низкая степень использования организациями интернета, для предоставления заполненных форм
Основная же проблема решения данных задач - скудное финансирование и необходимость изыскания дополнительных финансовых средств.
Рассматривая возникающие проблемы при работе с обращениями граждан в Администрации мы приходим к выводу о том, что контроль - важнейший вид обратной связи, при помощи которого муниципальные органы власти получают информацию о фактическом состоянии дел, выполнении принятых решений, он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения негативных про цессов, значит в Администрации необходимо создать комиссию для проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества рассмотрения обращений граждан.
Для повышения эффективности деятельности Администрации МО «Агалатовское сельское поселение» в рамках повышения эффективности управления финансами МО, предлагается работа в трех основных направлениях:
Формирование проекта бюджета и прогноза консолидированного бюджета Агалатовского сельского поселения.
Организация исполнения бюджета Агалатовского сельского поселения и формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета Агалатовского сельского поселения.
Создание условий для повышения качества управления бюджетом Агалатовского сельского поселения.
Таким образом, оптимизация планирования, исполнения и повышение качества управления бюджетом МО «Агалатовское сельское поселение» позволит Администрации МО значительно улучшить финансирование планируемых на 2017 год мероприятий.
Далее нами в целях совершенствования процедур работы с обращениями граждан предложен разработанный проект «Типовое положение о проведении плановых и внеплановых проверок полноты и качества рассмотрения обращений граждан», который может быть использован в муниципальных органах власти для достижения высокого уровня полноты и качества рассмотрения обращений граждан.
Для преодоления проблем, связанных с информационными услугами, с 2014 года в МО необходимо начать работу Многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, основными итогами исследования является, то, что действующее законодательство и целевые программы различных уровней являются лишь начальной стадией информационной модернизации органов местного самоуправления. Впереди предстоит огромная работа, возложенная на органы власти нашего государства. Но не стоит забывать о том, что хотя модернизация осуществляется постепенно, но уже имеет огромные положительные результаты.
1. Европейская Хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Собрание законодательства РФ».-07.09.1998.- № 36.- ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета, 2016, № 4831
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184- ФЗ (ред. от 29.03.2008) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ».- 18.10.1999.-№ 42.- ст. 5005.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». // Российская газета. - 2003. -№ 14.- ст. 50
5. Устав Санкт-Петербурга от 28.02.1998 (с изм. на 26.06.2012) // Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга. - 2002.- № 1
6. Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»// Вестник Законодательного Собрания СПБ. - 2009.- № 22
7. Закон от 6.06.2009 г. № 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга». // Российская газета. - 2009. -№ 34.- ст. 12
8. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 г. № 43 «Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга». //Санкт- Петербургские ведомости. - 2004.-№ 205
9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.8.2008 №1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» (с изменениями на 20 сентября 2016 года). //Санкт-Петербургские ведомости. - 2012.- №7
10. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление 6 -е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. -
Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
11. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 495 c.
12. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
13. Волкова, В.В. Государственная служба: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 207 c.
14. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата. 2 -е изд., перераб., и доп / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др.. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
15. Жеребцов, А. В. Разграничение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области): Диссертация, канд. юрид. наук. СПб.- 2015.- С. 8...40