Сохранение культурного наследия: роль классической музыки в формировании культурных потребностей учащихся общеобразовательных учебных заведений в рамках государственной культурной политики РФ
Сохранение культурного наследия: роль классической музыки в формировании культурных потребностей учащихся общеобразовательных учебных заведений в рамках государственной культурной политики РФ
Аннотация: статья посвящена исследованию роли классической музыки в формировании культурных потребностей учащихся общеобразовательных учебных заведений в рамках государственной культурной политики Российской Федерации с целью сохранения культурного наследия. Автор представляет классическую музыку как уникальный инструмент, как элемент духовного и культурного наследия, способствующего воспитанию гармонично развитой личности и укреплению национальной идентичности. В работе рассматриваются теоретические основы влияния классической музыки на развитие личности, включая её способность стимулировать когнитивные функции, эмоциональную регуляцию и формирование нравственных ориентиров. Приведены примеры влияния классической музыки на формирование национальной идентичности и межкультурного диалога. Автор подчёркивает важность системного подхода к формированию культурных потребностей школьников.
Ключевые слова: классическая музыка; культурные потребности; государственная культурная политика; национальная идентичность; когнитивное развитие; эстетическое воспитание; духовные ценности; культурное наследие; школьники.
Введение
Классическая музыка как драгоценное наследие прошлого, являясь живой частицей многовековой культурной традиции, продолжает играть ключевую роль в современном мире, несмотря на стремительные изменения в обществе и культуре и остаётся уникальным инструментом развития критического мышления, эмоциональной культуры и культурной памяти. Теоретическая и практическая интеграция классической музыки в образовательный процесс создает основу для формирования культурных потребностей, национальной идентичности и уважения к культурному наследию.
Культурные потребности – осознанные потребности, связанные с приобщением к духовным ценностям, творчеством, познанием и самореализацией. Они отличаются от биологических (физиологических) и формируются через взаимодействие с культурными институтами (театры, музеи, образование) [16]. Их удовлетворение формирует личность, способствует развитию духовных ценностей и интеграции в общество. По Маслоу, культурные потребности относятся к потребностям роста (самореализация, творчество), которые актуальны после удовлетворения базовых (безопасность, социальные связи) [16]. Целями и задачами формирования культурных потребностей являются: социализация и интеграция в культурное пространство [6]; развитие личности [12]; эстетическое развитие [11] и психическое здоровье [4]. Лучший возраст для формирования культурных потребностей – ранние этапы (дошкольный и младший школьный), когда сознание наиболее восприимчиво к новым ценностям. Однако процесс должен продолжаться и в подростковом возрасте, адаптируясь к потребностям самоутверждения и критического мышления.
Цель исследования – выявление роли классической музыки в формировании культурных потребностей у обучающихся общеобразовательных школ в рамках культурной политики РФ. Актуальность темы обусловлена значимостью педагогической ценности классической музыки. Научная проблема заключается в отсутствие системных подходов к её включению в образовательные программы.
Исследование
Древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства». В.А. Сухомлинский подчеркивал исключительную педагогическую ценность классической музыки, рассматривая ее как важнейший инструмент интеллектуального и духовного развития личности.
Классическая музыка как культурный феномен обладает уникальным потенциалом для формирования эмоциональной сферы и ценностных ориентаций личности. Её влияние на развитие детей и подростков подтверждается многочисленными исследованиями, которые демонстрируют её роль в стимуляции нейропластичности, эмоциональной регуляции, формировании нравственных качеств [3]), развитии эстетического вкуса [2] и эмпатии.
Исследования Стэнфордского университета зафиксировали при помощи МРТ, что музыка эпохи барокко активирует области мозга, ответственные за концентрацию внимания и обработку информации [15]. Работы Университета Земмельвайса (Будапешт) установили, что классическая музыка корректирует возбуждение нервной системы, что создаёт условия для оптимальной работы нейронных сетей, включая те, которые участвуют в эмоциональной регуляции [1]. Также, музыкальная деятельность развивает навыки анализа и критического мышления, улучшает пространственное мышление, память и концентрацию [13]. Таким образом, классическая музыка выступает комплексным инструментом эмоционально-ценностного развития школьников. При этом важно понимать, что прослушивание имеет такое же сильное воздействие на развитие личности, как и непосредственно занятия классической музыкой (игра на инструментах, занятия вокалом и т. д.).
Теоретическая и практическая интеграция классической музыки в образовательный процесс создает основу для формирования национальной идентичности, сохранения и уважения к культурному наследию. Можно утверждать, что музыка служит «мостом» между поколениями, способствуя межкультурному диалогу, что важно в условиях глобализации. Классическая музыка, особенно русская, несёт в себе культурный код, отражающий мировоззрение предков. Например, произведения Глинки, Рахманинова, Чайковского, посвящённые русской природе, быту и сказкам, становятся «связующим звеном» между прошлым и настоящим [14]. Также, по мнению исследователей она влияет на подсознание, передавая через мелодии и ритмы коллективные ценности. Произведения Бетховена или Моцарта, ставшие частью мирового культурного наследия, но также отражающие европейские традиции, которые исторически влияли на русскую культуру, помогают учащимся осознать свою принадлежность к европейской цивилизации [10].
Исходя из приведенных примеров, можно утверждать, что знакомство с классической музыкой помогает учащимся осознать свою культурную принадлежность через историко-культурные коды и эмоционально-ценностное восприятие.
1. Влияние классической музыки на физиологию мозга / Р. А. Зотова // Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Высшая школа практической психологии и бизнеса. 2022. – URL: https://psy-school.info/articles/vliyanie-klassicheskoj-muzyki-na-fiziologiyu-mozga (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
2. Значение классической музыки в духовно-нравственном воспитании детей / И. А. Фролова // Учительский журнал. – 2022. – URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/7/articles/1476 (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
3. Имена Продакшн: сайт. – 2025. – URL: https://imenapro.ru/knowledge-base/7-issledovaniy-o-vliyanii-klassicheskoy-muzyki-na-detskoe-razvitie/ (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный
4. Культурные потребности как ориентир развития мотивационно-потребностной сферы личности в детском возрасте / Л. С. Колмогорова, Л. А. Колмогорова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2023. № 54. – URL: Altai State Pedagogical University file:///C:/Users/maria/Downloads/a11.pdf (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
5. Министерство культуры Российской Федерации: официальный сайт. – 2025. – URL: http://mkrf.ru (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
6. Модель формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста / Е. Н. Азлецкая, Л. Г. Масич, Е. Г. Иващенко // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Том. 3. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-kulturnyh-potrebnostey-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
7. Правительство России: официальный сайт. – 2025. – URL: http://government.ru (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
8. Президент России: официальный сайт. – 2025. – URL: http://kremlin.ru (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
style.rbc.ru: сайт. – 2025. – URL: https://style.rbc.ru/health/5c6fb5d59a794705784689c3 (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
10. dslib.net: сайт. – 2025. – URL: http://www.dslib.net/soc-filosofia/rol-klassicheskoj-muzyki-v-formirovanii-lichnosti.html (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
11. infourok.ru: сайт. – 2025. – URL: https://infourok.ru/celi_i_zadachi_v_oblasti_formirovaniya_lichnostnoy_kultury_.-588905.htm (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
12. MAAM.RU: сайт. – 2025. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-nravstvenyh-i-kulturnyh-cenostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-sovmestnuyu-proektnuyu-dejatelnost.html (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
13. nsportal: сайт: - 2025. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/07/10/rol-klassicheskoy-muzyki-v-stanovlenii-lichnosti (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
14. nsportal: сайт: - 2025. URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2022/08/26/muzyka-programma-fgos2-5-klass (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
15. style.rbc.ru: сайт. – 2025. – URL: https://style.rbc.ru/health/5c6fb5d59a794705784689c3 (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.
16. Studfile: сайт. – 2025. – URL: https://studfile.net/preview/7866141/page:2/ (дата обращения 28.05.2025). – Текст: электронный.