Формирование исследовательских умений у младших школьников по математике
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников 9
1.1 Психолого-педагогические основы обучения детей в начальных классах 9
1. 2 Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в младшем
школьном возрасте 23
1.3 Исследовательские умения младших школьников по математике 28
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у младших школьников по математике 33
2 .1 Выявление сформированности исследовательских умений у учащихся 36
2.2 Развитие сформированности исследовательских умений учащихся по
математике 41
2.3 Анализ сформированности исследовательских умений у
учащихся 66
Заключение 66
Список литературы 69
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников 9
1.1 Психолого-педагогические основы обучения детей в начальных классах 9
1. 2 Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в младшем
школьном возрасте 23
1.3 Исследовательские умения младших школьников по математике 28
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у младших школьников по математике 33
2 .1 Выявление сформированности исследовательских умений у учащихся 36
2.2 Развитие сформированности исследовательских умений учащихся по
математике 41
2.3 Анализ сформированности исследовательских умений у
учащихся 66
Заключение 66
Список литературы 69
Модернизация российского образования способствует развитию инновационных процессов в школах, внедрение новых методов обучения, отличающихся от традиционных, которые основаны на изложении нового материала учителем. Исследовательская деятельность учащихся по математике прописана в ФГОС второго поколения образования, поэтому каждый учащийся должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И математика не исключение. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над исследовательской деятельностью лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет исследовательская деятельность. В то же время через исследовательскую деятельность формируются абсолютно
все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования включает в себя формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и исследовательской деятельности.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать вывод и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей
Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
История исследовательских умений связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Обоснование современного метода исследовательских умений базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического исследования разрабатывали Е. С. Заир-Бек, И: А. Зимняя, Т. М. Кауда, Н.В.Матяш, И. Д. Чечель.
Структура и содержание исследовательской деятельности младших школьников А.И. Савенков, В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов; Кравцова, Н. Б. Крылова, А. М. Новиков, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель); исследовательская деятельность как средство интеграции и дифференциации образования В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, Б. Павлова.
Говорят: «Новое - хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Закладка основных, содержательных линий математического образования, включающего в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходит также на начальном этапе обучения. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований, организованных как задания исследовательского характера.
Основная педагогическая задача при формировании исследовательской деятельности - научить младших школьников самостоятельно решать нестандартные задачи, возникающие в учебной деятельности, требует внести изменения в сложившуюся практику преподавания математик», нацеленной в основном на механическое запоминание основных понятий и отработку отдельных навыков. Поэтому проблему формирования исследовательских умении у младших школьников мы рассматриваем во взаимосвязи с познавательным интересом, мыслительными операциями, методами проблемного обучения.
Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования: формирование исследовательских умений у младших школьников по математике.
Гипотеза: мы предполагаем, что исследовательские умения у младших школьников будут успешно сформулированы, если будут соблюдены следующие условия:
- целенаправленность и систематичность работы;
- мотивированность работы;
- если будет создана творческая среда для учащихся;
- если будет создан психологический комфорт для учащихся.
Исходя, из цели, объекта, предмета выпускной квалификационной работы мы выделили следующие задачи:
- анализ психолого-педагогической и математической литературы;
- изучить организацию исследовательской деятельности учащихся по математике;
-выявить исследовательские умения младших школьников по
математике;
-разработать рекомендации по развитию исследовательской деятельности по математике в начальной школе;
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической и математической литературы;
-эмпирические: педагогическое наблюдение; ііелаі'оітиіеский
эксперимент.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет исследовательская деятельность. В то же время через исследовательскую деятельность формируются абсолютно
все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования включает в себя формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и исследовательской деятельности.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать вывод и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей
Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
История исследовательских умений связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Обоснование современного метода исследовательских умений базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического исследования разрабатывали Е. С. Заир-Бек, И: А. Зимняя, Т. М. Кауда, Н.В.Матяш, И. Д. Чечель.
Структура и содержание исследовательской деятельности младших школьников А.И. Савенков, В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов; Кравцова, Н. Б. Крылова, А. М. Новиков, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель); исследовательская деятельность как средство интеграции и дифференциации образования В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, Б. Павлова.
Говорят: «Новое - хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Закладка основных, содержательных линий математического образования, включающего в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходит также на начальном этапе обучения. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований, организованных как задания исследовательского характера.
Основная педагогическая задача при формировании исследовательской деятельности - научить младших школьников самостоятельно решать нестандартные задачи, возникающие в учебной деятельности, требует внести изменения в сложившуюся практику преподавания математик», нацеленной в основном на механическое запоминание основных понятий и отработку отдельных навыков. Поэтому проблему формирования исследовательских умении у младших школьников мы рассматриваем во взаимосвязи с познавательным интересом, мыслительными операциями, методами проблемного обучения.
Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования: формирование исследовательских умений у младших школьников по математике.
Гипотеза: мы предполагаем, что исследовательские умения у младших школьников будут успешно сформулированы, если будут соблюдены следующие условия:
- целенаправленность и систематичность работы;
- мотивированность работы;
- если будет создана творческая среда для учащихся;
- если будет создан психологический комфорт для учащихся.
Исходя, из цели, объекта, предмета выпускной квалификационной работы мы выделили следующие задачи:
- анализ психолого-педагогической и математической литературы;
- изучить организацию исследовательской деятельности учащихся по математике;
-выявить исследовательские умения младших школьников по
математике;
-разработать рекомендации по развитию исследовательской деятельности по математике в начальной школе;
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической и математической литературы;
-эмпирические: педагогическое наблюдение; ііелаі'оітиіеский
эксперимент.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности.
В ходе данной работы нами было проведено исследование, целью кото¬рого стала изучение формирования исследовательских умений младших школьников по математике.
Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.
Исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений::
- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный способ;
- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.
деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
При выявлении исследовательских умений младших школьников по математике мы использовали развивающие упражнения на уроках математики, как средства развития исследовательских умений у младших школьников.
Рекомендации по развитию исследовательской деятельности по математике в начальной школе:
Особенностью профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования: (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Работа над методическими рекомендациями позволили сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.
Необходимо использовать в своей работе современные методические материалы, в том числе мультимедийные сопровождения к внеурочным
занятиям.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Мы рассмотрели само понятие исследовательской деятельности младших школьников, а так же её особенности и организацию. Рассмотрели использование задач исследовательского характера на уроках математики. Систематизировали исследовательские задания и методические рекомендации по их использованию.
В процессе включения младших школьников в учебно¬исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем и включать темы, связанные с региональным компонентом которые более близки ученикам и их родителям вызывающие особый интерес.
В ходе данной работы нами было проведено исследование, целью кото¬рого стала изучение формирования исследовательских умений младших школьников по математике.
Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.
Исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений::
- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный способ;
- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.
деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
При выявлении исследовательских умений младших школьников по математике мы использовали развивающие упражнения на уроках математики, как средства развития исследовательских умений у младших школьников.
Рекомендации по развитию исследовательской деятельности по математике в начальной школе:
Особенностью профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования: (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Работа над методическими рекомендациями позволили сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.
Необходимо использовать в своей работе современные методические материалы, в том числе мультимедийные сопровождения к внеурочным
занятиям.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Мы рассмотрели само понятие исследовательской деятельности младших школьников, а так же её особенности и организацию. Рассмотрели использование задач исследовательского характера на уроках математики. Систематизировали исследовательские задания и методические рекомендации по их использованию.
В процессе включения младших школьников в учебно¬исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем и включать темы, связанные с региональным компонентом которые более близки ученикам и их родителям вызывающие особый интерес.
Подобные работы
- Формирование исследовательских умений у младших школьников в условиях STEM-образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка педагогов начального образования к формированию у младших школьников общелогических умений по математике
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2010 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование исследовательских умений во внеурочной математической деятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



