Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование этнических элементов для проектирования традиционного тувинского халата «Терлик-Тон»

Работа №17120

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

технология производства продукции

Объем работы57
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
816
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ХАЛАТА «ТЕРЛИК-ТОН»
1.1. Традиционный тувинский халат: Виды и особенности 7
1.2. Этнические элементы традиционного тувинского халата 21
ГЛАВА II . КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ХАЛАТА «ТЕРЛИК-ТОН»
2.1. Выбор и обоснование традиционного тувинского халата 23
2.2. Описание модели традиционного тувинского халата 25
2.3. Технологическая последовательность традиционного тувинского халата 27
2.4. Место темы в учебном процессе технология 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66


Актуальность темы. Первоначальным и главным назначением одежды была и остается защита тела человека от жары и холода, ветра и дождя.
Однако со временем ее функции расширились - она стала и предметом украшения. Кроме того, в нее стали закладывать определенное значение, как правило, сакрального порядка, а с формированием определенных человеческих сообществ (от немногочисленных племен вплоть до крупных этносов) она стала знаком отличия одних групп людей от других. Что касается национальной одежды тувинцев, то она также отражала социальные и исторические перемены в данном сообществе, и в ходе своей эволюции претерпела определенные, а иногда и кардинальные изменения.
Касаясь истории и сакральных аспектов национальной одежды в целом, в том числе народов Центральной Азии, в частности, тюрков и китайцев (как имевших различные взаимосвязи, в том числе и относительно одежды),следует сказать, что это была еще борьба: «... исконных китайских форм с формами одежды ... кочевых народов сопредельных северных и западных стран». У тюрков, например: «...ношение одеяния враждебного народа расценивалось...как подчинение ему».
Таким образом, одежда у народов Центральной Азии отличается не только этническим, но и глубоко символичным содержанием,способствовавшим, согласно их мировоззрению, не только сохранению этноса, но и государственности. Именно по этой причине завоеватели старались заставить побежденные народы носить свою одежду. С другой стороны, из-за чувства высокомерия к побежденным и нежелания смешиваться с ними в некоторых случаях победители, наоборот, запрещали носить свою одежду.
Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. [2,с 187]
Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Подобные платья предки этого края носили достаточно долго, исходя из подобия одежды древних тюрков,уйгуров, кыргызов, монголов.
Костюмы вышеперечисленных народов берут свои истоки в скифской культуре(УШ -VII в.до н.э.). В тувинской одежде это влияние запечатлелось в крое нижней плательной рубашки, брюк в облике головного убора «оваадай».
В середине XIII века алчные китайские маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии, Тувы. Захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Это были последние заметные изменения в формировании традиционного тувинского костюма. В таком виде он сохранился до наших дней.[14,с 38]
Маньчжурские изменения должны были свидетельствовать о том, что жители этих стран являются подданными Маньчжурии. Из желания заручиться поддержкой духовенства маньчжуры сделали исключения для лам, позволив им носить халаты прежнего кроя. А для зажиточных местных феодалов обновленная одежда становилась государственной формой наместников новой власти.
Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда «кандаазын»,короткополая «хурме» с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».
Одежда различалась и по своему назначению: повседневная,праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная. 
Степень разработанности темы. Проблемы, определяемые темой выпускной квалифицированной работы, были предметом исследования в отраслевой литературе.
До революции только русская наука занималась прошлым Тувы, что объяснялось общим интересом русских ученых к Центральной Азии.
Историю тувинской одежды в своих трудах попутно касаются русский синолог Н.Я. Бичурин (Иакинф), Л.М. Позднеев, Д.М. Позднеев, Г.Н.Потанин;
Работы вышеуказанных ученых, безусловно, обогатили представления об истории тувинского народа, они имеют большую научную и познавательную ценность.
Цель исследования - исследовать этнические элементы, для проектирования традиционного тувинского халата «Терлик-Тон».
На основе данной цели были поставлены следующие задачи:
Анализ научной и учебно-методической литературы по данной теме;
1. Проектирование тувинского национального халата «Терлик тон»;
2. Разработка внеклассного занятия по технологии для 8 класса на тему «Знакомство с тувинским традиционным национальным костюмом и изготовление отделочного элемента плетеной пуговицы «Дошка»;
3. Разработать мультимедийную презентацию для внеклассного занятия.
Объект исследования - материальная культура тувинского народа и процессы ее возрождения.
Предмет исследования - этнические элементы для проектирования традиционного тувинского халата «Терлиг-Тон».
4. Разработать мультимедийную презентацию для внеклассного занятия.
Гипотеза применение этнокультурного компонента в обучении технологии на внеклассных занятиях позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, решить учебно-воспитательные задачи,способствует мотивации к изучению предмета, формирует интерес к народно-художественным промыслам, традиционным технологиям. 
Развивает творческие способности, воспитывает толерантность,формирует уважительное отношение к мировоззрению предков, их представлениям о добре, красоте, счастье, справедливости и пробуждает интерес к истории своего народа.
Методы исследования:
1. анализ научной и методической литературы;
2. метод наблюдения;
3. метод проектирования швейного изделия;
4. метод изучения опыта специалистов;
5. метод беседы;
6. метод мультимедийной презентации.
Теоретической основой исследования являются труды ученых С.И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, М.О. Сиянбиль, В.П.Дьяконова, М.А. Дэвлета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современное время с развитием культуры успешно развивается декоративно-прикладное искусство и народно-художественные промыслы в Республике Тыва. Особо можно отметить следующее: камнерезное искусство, обработку дерева и бересты, обработку металла, обработку мягких материалов кожи, войлока и ткани, изготовление национальных инструментов и др.
Для развития народно-художественных промыслов большое значение имеет этнокультурная образовательная деятельность на разных ступенях образования. Содержание этнокультурного компонента учебного предмета «Технология» направлено на возрождение и сохранение народных ремесел и промыслов, позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, и пробуждает интерес к истории своего народа.
Этнокультурный компонент в обучении технологии: в общеобразовательной школе является дополнительным, который дает детям знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее. Поэтому этнокультурный компонент знакомит учащихся с народно-художественными промыслами, традиционным тувинским национальным костюмом,декоративно-прикладным искусством, развивает творческое мышление и навыки культуры труда на основе народных традиций, воспитывает трудолюбие.
Традиционный тувинский национальный костюм — прекрасный памятник самобытной культуры маленького народа. Его можно носить в быту, на отдыхе, и как нарядную и повседневную одежду. Тувинский национальный халат «Терлик тон» является одним из элементов традиционного национального костюма.
В современное время возрос интерес народа к национальному костюму в связи с развитием культуры. Таким образом, этнокультурный компонент в обучении технологии в общеобразовательной школе,согласно школьной программе по изготовлению плечевого изделия знакомит учащихся с традиционным тувинским костюмом, его разновидностями, национальным халатом «Терлик тон», историей и символикой цвета.
При проектировании традиционного тувинского национального халата нами были определены размерные характеристики, разработан эскиз национального халата «Терлик тон», который соответствует всем требованиям, предъявляемым к костюму. Построен чертеж конструкции халата. Сделаны детали кроя, раскладка лекал на ткани, раскрой изделия.
Разработана технологическая последовательность, технический рисунок и поузловая обработка национального халата.
Конструкция халата проста, целесообразна, удобна, комфортна.
При соединении воротника с горловиной одновременно обрабатывается асимметричная застежка. Для придания формы были использованы современные прокладочные материалы: флизелин, дублерин. Расчет себестоимости на изделие отражает доступность изготовления национального халата.
Разработанное внеклассное занятие по технологии для 8 класса на тему «Знакомство с тувинским традиционным национальным костюмом,изготовление отделочного элемента плетеной пуговицы «Дошка» и мультимедийная презентация для внеклассного занятия являются средством этнокультурного компонента в обучении технологии в общеобразовательной школе. Данная исследовательская работа подтвердила гипотезу о том, что применение этнокультурного компонента в обучении технологии на внеклассных занятиях позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, решить учебно-воспитательные задачи, способствует мотивации к изучению предмета, формирует интерес к народно-художественным промыслам, традиционным технологиям. Развивает творческие способности,воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков, их представлениям о добре, красоте, счастье справедливости и пробуждает интерес к истории своего народа.



1. Сухарева, О. А. Вопросы изучения костюма народов Средней Азии // Костюм
народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. - М., 1979.
2. Традицонная юрта тувинцев глазами иностранцев. - Кызыл, 2003.
3. Потапов, Л. П. Очерки народного быта тувинцев. -М., 1969.
4. Сат-Бриль, Л. Ш. Традиционная одежда тувинцев// Культура тувинцев: традиция и современность. - Кызыл, 1988.
5. Дьяконова, В. П. Материалы по одежде // Труды ТКАЭЭ, 1957-1958 гг. Т. 1.-М.-Л., 1960.
6. Вайнштейн, С. И. Тувинцы-тоджинцы. - М., 1961.
7. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников Центра Азии. -М., 1991.
8. Сиянбиль, М. О., Сиянбиль, А. А. Традиционный тувинский костюм. -Кызыл, 2000.
9. История Тувы // под общ. ред. С. И. Вайнштейна и М. X. Маннай-оола. - Том 1. - Новосибирск, 2001.
10. Дыртык-оол А. О. История музейного дела в Туве (1920 1940 годы). -Кызыл, 2007.
11. Драконы великие и ужасные / отв. ред. Е. М. Стрельцова. - М., 2010.
12. Вайнштейн, С. И. Историческая этнография тувинцев. - М., 1972.
13. Катанов, Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия,исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского Русского Географического Общества / подг. к рукописи,вступ. слово и комментарий А. К. Кужугет. - Кызыл, 2011.
14. Ховалыг, Р. Б. Проблемы сохранения музейного фонда Республики Тыва //
Музей в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Кызыл, 21-24 сентября. - Кызыл, 2005.
15. Ховалыг, Р. Б. Коллекция одежды в фондах Национального музея
Республики Тыва: проблема комплектования, реставрации и консервации //
Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. к 80-летию со дня рождения С. И. Вайнштейна. - Кызыл, 2006.
16. Итс, Р. Ф. К людям ради людей: этнографические новеллы. - Л., 1987.
17. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов
XIX - середины XX века. - М.: Издательство «Наука», 1979.
18. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-
этнографического фольклора). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. - 464 с.
19. Куулар М.М. Этнокультурологический подход к педагогической
деятельности в условиях среднего и высшего профессионального образования Р.Т. ...
20. Ламина.В.А. История Тувы: В 3 т. - Т. II/ под общ. ред. В.А. Ламина. - И 90 Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.
21. Лопсан А. Технология раскроя и пошива национального халата науроках обслуживающего труда. / АяЛопсан // Башкы. - 2009. - №4. - С. 16-20.
22. Маннай-оол М.Х. Тува в эпоху феодализма. - Кызыл, 1986, - 103 с.
23. Мартай-оол Г. Технология изготовления детской обуви «Бопук» //Башкы. - 2007. - №1. - Ар. 76-77.
24. Намзал З.Х. Терлик тон: [тыва тон дугайында] // Кадын. - 1996. -№ 1. - Ар. 23-25.
25. Намзал Э.Х. Технология. Примерные учебные программы для 5-9 классов. Кызыл - 2010.
26. Национально-региональный компонент государственного
стандарта общего образования Республики тыва. - Кызыл, 2006.
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 65000 слов и
фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова.
- 26-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир образование», 2008. - 736 с.
28. Ондар Л.М. Национальное самосознание личности: монография /
Л.М. Ондар. - Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2009. -172 с.
29. Педагогика любви: Материалы международной научно-
практической конференции «Этнографическое наследие народов Сибири и
Центральной Азии». 8-12 июля 2009 г. часть II. (под науч. Ред. А.С. Шаалы -
Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг» Института развития национальной школы. - 2010.- 112 с. 
30. Потапов Л.Н. Очерки народного быта тувинцев. М., «Наука»,
1969. 402 с. / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Михлухо-Маклая.ТНИИЯЛИ.
31. Русско-тувинский словарь: 32000 слов / М.Д. Биче-оол, А.К.
Делгер-оол, А.Ч. Кунаа и др. Под ред. Д.А. Монгуша. - М.: Рус. Яз., 1980. -664 с. - ТНИИЯЛИ.
32. Сат-Бриль Л.Ш. Традиционная верхняя одежда тувинцев. /Л.Ш.
Сат-Бриль // Культура тувинцев: традиция и современность. - Кызыл, 1988. -С. 41-51.
33. Серошевский В.П. Якуты, т. I. - СПб., - 1896.
34. Силаева М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам:
учебник для нач. проф. образования / М.А. Силаева. - 4-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2008. - 528 с.
35. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм.
/ История. Символика /. - Кызыл: Респ. тип., 2000. - 72 с.
36. Сономцерен Л. Введение. // Ядамсурен У. Народный костюм МНР.- Улан-Батор, 1967. - С.9.
37. Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской
мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну —
Туве; в 7 т. T.I: Древние племена Тувы и сопредельных территорий
Центральной Азии (II тысячелетие до н.э. - конец XX в.) / составитель
С.К.Шойгу, - М.:Слово/ Slovo, 2007. - 592 с.: ил.; 23,5 см - ISBN 978 - 5 —
850505 -921 -7 (т.1) (в пер).
38. Ховалыг Р. Так наряжались в Урянхае: [традиционный тувинский
костюм] / Роланда Ховалыг // Сокровища культуры Тувы. - М., 2006. - С.144-152.
39. Ховалыг Р. Тыва хепаймаа: тоогузуболгашхевирлери. // Башкы. -2006. -№3.-Ар. 91-94.
40. Ховалыг Р. Тыва хеп сын. // Башкы. - 2006. - №4. - Ар. 92-96.
41. Шалган Е. Тыва хептинонзагайхевирлери. // Башкы. - 1997. - №4.Ар. 54-55.
42. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии - М.: Наука, 1991. -294 с.
43. Вайнштейн С.И. Тувинцы - тоджинцы. - М., 1961.
44. Волков Г.Н. Этнопедагогика тувинского народа [текст] / Г.Н. Волков,
К.Б. Салчак, А.С. Шаалы. - Кызыл: Изд. - полиграф. Отдел «Билиг»,20(0). 212 с.,-С. 78-91.
45. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос. - М., - 1960. - С. 60-61.
46. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.III. -Л., - 1926.
47. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Т. 1. - Кызыл :Тувинское книжное издательство, 2009.
48. Дьяконова В.П. Материалы по одежде тувинцев. / В.П. Дьяконова
Труды тувинской комплексной археолого-этнографической
экспедиции: I материалы по археологии и этнографии им. Н.Н.Михлухо-Маклая. - М., I960. - С. 238-266.
49. Дэвлет М.А. Наскальные изображения тувинской национальной
одежды как исторический источник. / М.А. Дэвлет // Учен. Зап.ТИГИ. - Кызыл, 2002. Вып. 19. - С. 141-155.
50. Дэвлет М.А. Рисунки на скалах (XVIII - начало XX в.). // Новейшие
исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. - Кызыл.1980.-С. 124-130.
51 .Дэвлет М.А.. «Петроглифы на кочевой тропе». М.; 1982.
52.Закон о народных художественных промыслах Республики Тыва от 09.04.2010 г. (ст.2).
53. Иэрусалимская А.А. Адыго-аланский костюм VIII-XI вв на фоне
общих проблем изучения средневекового костюма Запада и Востока.// Культуры степей Евразии второй половины 1 тыс. н.э. из истории костюма. - Самара, 2000. - С. 58.
54. Кабо P.M. Очерки истории и экономики Тувы. - М., - 1934.
55. КейИй-Лопсай М.Б. Традиционная культура тувинцев / Монгуш
Кенин-Лопсан // Традиционная культура тувинцев. - Кызыл: Тувкнигиздат. 2006. - 232 с. - С. 17-21.
56. Кон Феликс. Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет. - М., 1934.
57. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX века. - М.: Издательство «Наука», 1979.
58. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко- этнографического фольклора). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. - 464 с.
59. Куулар М.М. Этнокультурологический подход к педагогической деятельности в условиях среднего и высшего профессионального образования Р.Т. ...
60. Ламина.В.А. История Тувы: В 3 т. - Т. II / под общ. ред. В.А. Ламина.- И 90 Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.
дЕЛо^ин А. Технология раскроя и пошива национального халата на
уроках обслуживающего труда. / Ая Лопсан // Башкы. - 2009. - №4. -С. 16-20. 
62. Маннай-оол М.Х. Тува в эпоху феодализма. - Кызыл, 1986, - 103 с.
63. Мартай-оол Г. Технология изготовления детской обуви «Бопук» //Башкы. - 2007. - №1. - Ар. 76-77.
64. Намзал З.Х. Терлик тон: [тыва тон лугайында] // Кадын. - 1996. - № 1.-Ар. 23-25.
65. Намзал Э.Х. Технология. Примерные учебные программы для 5-9 классов. Кызыл - 2010.
66. Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования Республики тывв. - Кызыл, 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ