Исследование этнических элементов для проектирования традиционного тувинского халата «Терлик-Тон»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ХАЛАТА «ТЕРЛИК-ТОН»
1.1. Традиционный тувинский халат: Виды и особенности 7
1.2. Этнические элементы традиционного тувинского халата 21
ГЛАВА II . КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ХАЛАТА «ТЕРЛИК-ТОН»
2.1. Выбор и обоснование традиционного тувинского халата 23
2.2. Описание модели традиционного тувинского халата 25
2.3. Технологическая последовательность традиционного тувинского халата 27
2.4. Место темы в учебном процессе технология 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ГЛАВА І. ИСТОРИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ХАЛАТА «ТЕРЛИК-ТОН»
1.1. Традиционный тувинский халат: Виды и особенности 7
1.2. Этнические элементы традиционного тувинского халата 21
ГЛАВА II . КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ТУВИНСКОГО ХАЛАТА «ТЕРЛИК-ТОН»
2.1. Выбор и обоснование традиционного тувинского халата 23
2.2. Описание модели традиционного тувинского халата 25
2.3. Технологическая последовательность традиционного тувинского халата 27
2.4. Место темы в учебном процессе технология 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Актуальность темы. Первоначальным и главным назначением одежды была и остается защита тела человека от жары и холода, ветра и дождя.
Однако со временем ее функции расширились - она стала и предметом украшения. Кроме того, в нее стали закладывать определенное значение, как правило, сакрального порядка, а с формированием определенных человеческих сообществ (от немногочисленных племен вплоть до крупных этносов) она стала знаком отличия одних групп людей от других. Что касается национальной одежды тувинцев, то она также отражала социальные и исторические перемены в данном сообществе, и в ходе своей эволюции претерпела определенные, а иногда и кардинальные изменения.
Касаясь истории и сакральных аспектов национальной одежды в целом, в том числе народов Центральной Азии, в частности, тюрков и китайцев (как имевших различные взаимосвязи, в том числе и относительно одежды),следует сказать, что это была еще борьба: «... исконных китайских форм с формами одежды ... кочевых народов сопредельных северных и западных стран». У тюрков, например: «...ношение одеяния враждебного народа расценивалось...как подчинение ему».
Таким образом, одежда у народов Центральной Азии отличается не только этническим, но и глубоко символичным содержанием,способствовавшим, согласно их мировоззрению, не только сохранению этноса, но и государственности. Именно по этой причине завоеватели старались заставить побежденные народы носить свою одежду. С другой стороны, из-за чувства высокомерия к побежденным и нежелания смешиваться с ними в некоторых случаях победители, наоборот, запрещали носить свою одежду.
Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. [2,с 187]
Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Подобные платья предки этого края носили достаточно долго, исходя из подобия одежды древних тюрков,уйгуров, кыргызов, монголов.
Костюмы вышеперечисленных народов берут свои истоки в скифской культуре(УШ -VII в.до н.э.). В тувинской одежде это влияние запечатлелось в крое нижней плательной рубашки, брюк в облике головного убора «оваадай».
В середине XIII века алчные китайские маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии, Тувы. Захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Это были последние заметные изменения в формировании традиционного тувинского костюма. В таком виде он сохранился до наших дней.[14,с 38]
Маньчжурские изменения должны были свидетельствовать о том, что жители этих стран являются подданными Маньчжурии. Из желания заручиться поддержкой духовенства маньчжуры сделали исключения для лам, позволив им носить халаты прежнего кроя. А для зажиточных местных феодалов обновленная одежда становилась государственной формой наместников новой власти.
Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда «кандаазын»,короткополая «хурме» с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».
Одежда различалась и по своему назначению: повседневная,праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.
Степень разработанности темы. Проблемы, определяемые темой выпускной квалифицированной работы, были предметом исследования в отраслевой литературе.
До революции только русская наука занималась прошлым Тувы, что объяснялось общим интересом русских ученых к Центральной Азии.
Историю тувинской одежды в своих трудах попутно касаются русский синолог Н.Я. Бичурин (Иакинф), Л.М. Позднеев, Д.М. Позднеев, Г.Н.Потанин;
Работы вышеуказанных ученых, безусловно, обогатили представления об истории тувинского народа, они имеют большую научную и познавательную ценность.
Цель исследования - исследовать этнические элементы, для проектирования традиционного тувинского халата «Терлик-Тон».
На основе данной цели были поставлены следующие задачи:
Анализ научной и учебно-методической литературы по данной теме;
1. Проектирование тувинского национального халата «Терлик тон»;
2. Разработка внеклассного занятия по технологии для 8 класса на тему «Знакомство с тувинским традиционным национальным костюмом и изготовление отделочного элемента плетеной пуговицы «Дошка»;
3. Разработать мультимедийную презентацию для внеклассного занятия.
Объект исследования - материальная культура тувинского народа и процессы ее возрождения.
Предмет исследования - этнические элементы для проектирования традиционного тувинского халата «Терлиг-Тон».
4. Разработать мультимедийную презентацию для внеклассного занятия.
Гипотеза применение этнокультурного компонента в обучении технологии на внеклассных занятиях позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, решить учебно-воспитательные задачи,способствует мотивации к изучению предмета, формирует интерес к народно-художественным промыслам, традиционным технологиям.
Развивает творческие способности, воспитывает толерантность,формирует уважительное отношение к мировоззрению предков, их представлениям о добре, красоте, счастье, справедливости и пробуждает интерес к истории своего народа.
Методы исследования:
1. анализ научной и методической литературы;
2. метод наблюдения;
3. метод проектирования швейного изделия;
4. метод изучения опыта специалистов;
5. метод беседы;
6. метод мультимедийной презентации.
Теоретической основой исследования являются труды ученых С.И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, М.О. Сиянбиль, В.П.Дьяконова, М.А. Дэвлета.
Однако со временем ее функции расширились - она стала и предметом украшения. Кроме того, в нее стали закладывать определенное значение, как правило, сакрального порядка, а с формированием определенных человеческих сообществ (от немногочисленных племен вплоть до крупных этносов) она стала знаком отличия одних групп людей от других. Что касается национальной одежды тувинцев, то она также отражала социальные и исторические перемены в данном сообществе, и в ходе своей эволюции претерпела определенные, а иногда и кардинальные изменения.
Касаясь истории и сакральных аспектов национальной одежды в целом, в том числе народов Центральной Азии, в частности, тюрков и китайцев (как имевших различные взаимосвязи, в том числе и относительно одежды),следует сказать, что это была еще борьба: «... исконных китайских форм с формами одежды ... кочевых народов сопредельных северных и западных стран». У тюрков, например: «...ношение одеяния враждебного народа расценивалось...как подчинение ему».
Таким образом, одежда у народов Центральной Азии отличается не только этническим, но и глубоко символичным содержанием,способствовавшим, согласно их мировоззрению, не только сохранению этноса, но и государственности. Именно по этой причине завоеватели старались заставить побежденные народы носить свою одежду. С другой стороны, из-за чувства высокомерия к побежденным и нежелания смешиваться с ними в некоторых случаях победители, наоборот, запрещали носить свою одежду.
Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. [2,с 187]
Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Подобные платья предки этого края носили достаточно долго, исходя из подобия одежды древних тюрков,уйгуров, кыргызов, монголов.
Костюмы вышеперечисленных народов берут свои истоки в скифской культуре(УШ -VII в.до н.э.). В тувинской одежде это влияние запечатлелось в крое нижней плательной рубашки, брюк в облике головного убора «оваадай».
В середине XIII века алчные китайские маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии, Тувы. Захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Это были последние заметные изменения в формировании традиционного тувинского костюма. В таком виде он сохранился до наших дней.[14,с 38]
Маньчжурские изменения должны были свидетельствовать о том, что жители этих стран являются подданными Маньчжурии. Из желания заручиться поддержкой духовенства маньчжуры сделали исключения для лам, позволив им носить халаты прежнего кроя. А для зажиточных местных феодалов обновленная одежда становилась государственной формой наместников новой власти.
Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда «кандаазын»,короткополая «хурме» с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».
Одежда различалась и по своему назначению: повседневная,праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.
Степень разработанности темы. Проблемы, определяемые темой выпускной квалифицированной работы, были предметом исследования в отраслевой литературе.
До революции только русская наука занималась прошлым Тувы, что объяснялось общим интересом русских ученых к Центральной Азии.
Историю тувинской одежды в своих трудах попутно касаются русский синолог Н.Я. Бичурин (Иакинф), Л.М. Позднеев, Д.М. Позднеев, Г.Н.Потанин;
Работы вышеуказанных ученых, безусловно, обогатили представления об истории тувинского народа, они имеют большую научную и познавательную ценность.
Цель исследования - исследовать этнические элементы, для проектирования традиционного тувинского халата «Терлик-Тон».
На основе данной цели были поставлены следующие задачи:
Анализ научной и учебно-методической литературы по данной теме;
1. Проектирование тувинского национального халата «Терлик тон»;
2. Разработка внеклассного занятия по технологии для 8 класса на тему «Знакомство с тувинским традиционным национальным костюмом и изготовление отделочного элемента плетеной пуговицы «Дошка»;
3. Разработать мультимедийную презентацию для внеклассного занятия.
Объект исследования - материальная культура тувинского народа и процессы ее возрождения.
Предмет исследования - этнические элементы для проектирования традиционного тувинского халата «Терлиг-Тон».
4. Разработать мультимедийную презентацию для внеклассного занятия.
Гипотеза применение этнокультурного компонента в обучении технологии на внеклассных занятиях позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, решить учебно-воспитательные задачи,способствует мотивации к изучению предмета, формирует интерес к народно-художественным промыслам, традиционным технологиям.
Развивает творческие способности, воспитывает толерантность,формирует уважительное отношение к мировоззрению предков, их представлениям о добре, красоте, счастье, справедливости и пробуждает интерес к истории своего народа.
Методы исследования:
1. анализ научной и методической литературы;
2. метод наблюдения;
3. метод проектирования швейного изделия;
4. метод изучения опыта специалистов;
5. метод беседы;
6. метод мультимедийной презентации.
Теоретической основой исследования являются труды ученых С.И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, М.О. Сиянбиль, В.П.Дьяконова, М.А. Дэвлета.
В современное время с развитием культуры успешно развивается декоративно-прикладное искусство и народно-художественные промыслы в Республике Тыва. Особо можно отметить следующее: камнерезное искусство, обработку дерева и бересты, обработку металла, обработку мягких материалов кожи, войлока и ткани, изготовление национальных инструментов и др.
Для развития народно-художественных промыслов большое значение имеет этнокультурная образовательная деятельность на разных ступенях образования. Содержание этнокультурного компонента учебного предмета «Технология» направлено на возрождение и сохранение народных ремесел и промыслов, позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, и пробуждает интерес к истории своего народа.
Этнокультурный компонент в обучении технологии: в общеобразовательной школе является дополнительным, который дает детям знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее. Поэтому этнокультурный компонент знакомит учащихся с народно-художественными промыслами, традиционным тувинским национальным костюмом,декоративно-прикладным искусством, развивает творческое мышление и навыки культуры труда на основе народных традиций, воспитывает трудолюбие.
Традиционный тувинский национальный костюм — прекрасный памятник самобытной культуры маленького народа. Его можно носить в быту, на отдыхе, и как нарядную и повседневную одежду. Тувинский национальный халат «Терлик тон» является одним из элементов традиционного национального костюма.
В современное время возрос интерес народа к национальному костюму в связи с развитием культуры. Таким образом, этнокультурный компонент в обучении технологии в общеобразовательной школе,согласно школьной программе по изготовлению плечевого изделия знакомит учащихся с традиционным тувинским костюмом, его разновидностями, национальным халатом «Терлик тон», историей и символикой цвета.
При проектировании традиционного тувинского национального халата нами были определены размерные характеристики, разработан эскиз национального халата «Терлик тон», который соответствует всем требованиям, предъявляемым к костюму. Построен чертеж конструкции халата. Сделаны детали кроя, раскладка лекал на ткани, раскрой изделия.
Разработана технологическая последовательность, технический рисунок и поузловая обработка национального халата.
Конструкция халата проста, целесообразна, удобна, комфортна.
При соединении воротника с горловиной одновременно обрабатывается асимметричная застежка. Для придания формы были использованы современные прокладочные материалы: флизелин, дублерин. Расчет себестоимости на изделие отражает доступность изготовления национального халата.
Разработанное внеклассное занятие по технологии для 8 класса на тему «Знакомство с тувинским традиционным национальным костюмом,изготовление отделочного элемента плетеной пуговицы «Дошка» и мультимедийная презентация для внеклассного занятия являются средством этнокультурного компонента в обучении технологии в общеобразовательной школе. Данная исследовательская работа подтвердила гипотезу о том, что применение этнокультурного компонента в обучении технологии на внеклассных занятиях позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, решить учебно-воспитательные задачи, способствует мотивации к изучению предмета, формирует интерес к народно-художественным промыслам, традиционным технологиям. Развивает творческие способности,воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков, их представлениям о добре, красоте, счастье справедливости и пробуждает интерес к истории своего народа.
Для развития народно-художественных промыслов большое значение имеет этнокультурная образовательная деятельность на разных ступенях образования. Содержание этнокультурного компонента учебного предмета «Технология» направлено на возрождение и сохранение народных ремесел и промыслов, позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, и пробуждает интерес к истории своего народа.
Этнокультурный компонент в обучении технологии: в общеобразовательной школе является дополнительным, который дает детям знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее. Поэтому этнокультурный компонент знакомит учащихся с народно-художественными промыслами, традиционным тувинским национальным костюмом,декоративно-прикладным искусством, развивает творческое мышление и навыки культуры труда на основе народных традиций, воспитывает трудолюбие.
Традиционный тувинский национальный костюм — прекрасный памятник самобытной культуры маленького народа. Его можно носить в быту, на отдыхе, и как нарядную и повседневную одежду. Тувинский национальный халат «Терлик тон» является одним из элементов традиционного национального костюма.
В современное время возрос интерес народа к национальному костюму в связи с развитием культуры. Таким образом, этнокультурный компонент в обучении технологии в общеобразовательной школе,согласно школьной программе по изготовлению плечевого изделия знакомит учащихся с традиционным тувинским костюмом, его разновидностями, национальным халатом «Терлик тон», историей и символикой цвета.
При проектировании традиционного тувинского национального халата нами были определены размерные характеристики, разработан эскиз национального халата «Терлик тон», который соответствует всем требованиям, предъявляемым к костюму. Построен чертеж конструкции халата. Сделаны детали кроя, раскладка лекал на ткани, раскрой изделия.
Разработана технологическая последовательность, технический рисунок и поузловая обработка национального халата.
Конструкция халата проста, целесообразна, удобна, комфортна.
При соединении воротника с горловиной одновременно обрабатывается асимметричная застежка. Для придания формы были использованы современные прокладочные материалы: флизелин, дублерин. Расчет себестоимости на изделие отражает доступность изготовления национального халата.
Разработанное внеклассное занятие по технологии для 8 класса на тему «Знакомство с тувинским традиционным национальным костюмом,изготовление отделочного элемента плетеной пуговицы «Дошка» и мультимедийная презентация для внеклассного занятия являются средством этнокультурного компонента в обучении технологии в общеобразовательной школе. Данная исследовательская работа подтвердила гипотезу о том, что применение этнокультурного компонента в обучении технологии на внеклассных занятиях позволяет знакомить учащихся с национальной культурой, решить учебно-воспитательные задачи, способствует мотивации к изучению предмета, формирует интерес к народно-художественным промыслам, традиционным технологиям. Развивает творческие способности,воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению предков, их представлениям о добре, красоте, счастье справедливости и пробуждает интерес к истории своего народа.
Подобные работы
- Тувинский национальный детский костюм
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие технологических навыков у учащихся на примере изготовления национальной одежды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



