Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предпринимательская деятельность студентов вуза (Южно-Уральский государственный университет)

Работа №171157

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы140
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено анкетирование.
База исследования: Южно-Уральский государственный университет.
Выборка: 256 студентов.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ8
1.1Социологические концепции предпринимательской деятельности 8
1.2 Особенности студенческого предпринимательства 17
2 ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1 Готовность студентов к предпринимательской деятельности 39
2.2 Факторы развития предпринимательской деятельности в ЮУрГУ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Приложение А. Программа социологического исследования 81
Приложение Б. Инструмент социологического исследования 101
Приложение В. Результаты статистической обработки данных 115

Актуальность проблемы обусловлена тенденциями в современном обществе в развитии предпринимательства, которые определяют новые требования к личности предпринимателя и характеризуются активным включением молодёжи в развитие предпринимательской среды. Молодёжь – часть общества, активно реагирующая на любые изменения, обладающая творческим подходом к деятельности, склонная к риску, а значит и ведению собственного дела. Также она обладает значительным потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности в сравнении с другими возрастными группами.
Привлечение молодежи к занятию предпринимательской деятельностью поспособствует не только увеличению доли малого бизнеса, но и станет решением проблемы занятости молодых людей. Развитие современного предпринимательства характеризуется активным участием молодёжи в бизнес процессах. Так как именно молодёжь, с присущей ей энергией, творческой активностью и энтузиазмом, ориентирована на поиск новых сфер реализации собственных сил, новых перспективных видов профессиональной деятельности. Это становится особенно важно в условиях цифровизации экономики и быстротечности смены профессий. Особое внимание занимает студенческая молодёжь, которая сочетает свою возрастную активность с приобретением профессиональных знаний и выбором жизненного пути, активно участвует в развитии предпринимательства в современном обществе.
Проблемная ситуация. В настоящее время в России всё ещё отсутствует необходимая и достаточная нормативно-правовая база по развитию предпринимательства молодёжи, не достаточно квалифицированных кадров, способных обучить молодых людей, а значит и существует недостаток опыта у молодёжи в организации и ведения предпринимательской деятельности. Для того, чтобы предпринимательская деятельность стала одним из главных факторов, способствующих развитию экономики страны, необходимо изучение факторов, влияющих на решение студентов о занятии предпринимательской деятельности, а в дальнейшем разработка основных стратегий формирования молодёжного предпринимательства.
На данный момент в Челябинске предпринимательство – динамично развивающаяся отрасль, требующая поддержки по приоритетным видам деятельности, софинансирования от государственных программ, чтобы стать жизнеспособной, устойчивой в кризисных условиях и способной конкурировать с другими сферами. По результатам исследований инфраструктура программ поддержки продолжает развиваться, однако отсутствует достаточная разъяснительная работа о наличии этих возможностей. Поэтому для последующего развития предпринимательской деятельности в Челябинске необходимо создать благоприятные условия. В этом может помочь формирование предпринимательской среды: создание программ обучения, наличие различных видов поддержки от государства, активная информационная работа по просвещению о предоставляемых возможностях.
Объектом исследования – предпринимательская деятельность.
Предмет исследования – современное состояние, направления и факторы развития предпринимательской деятельности студентов ЮУрГУ.
Цель исследования – изучить современное состояние, направления и факторы развития предпринимательской деятельности студентов ЮУрГУ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к определению предпринимательства.
2. Рассмотреть предпринимательскую деятельность студентов как социальное явление.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие предпринимательской деятельности студентов ЮУрГУ.
4. Проанализировать современное состояние развития студенческого предпринимательства.
Теоретический анализ показал, что предпринимательство как социальное явление представлено в работах М. Вебера, В. Зомбарта, К. Маркса, М. Питерса, А. Смита, П. Сорокина, Р. Хизрича и Й. Шумпетера. Данные классические подходы можно разделить на два основных. В первом определение предпринимательства основывается на капиталистической теории, а результат деятельности предпринимателя – извлечение прибыли, к нему относятся теории М. Вебера, В. Зомбарта, К. Маркса, А. Смита и П. Сорокина. Во втором подходе суть предпринимательства – инновационный подход и создание чего-то нового, к нему относятся работы М. Питерса, Р. Хизрича и Й. Шумпетера.
Среди отечественных социологов был выполнен анализ работ Т. И. Заславской о том, что в зависимости от трактовки понятия предпринимательства можно составить определенную классификацию слоя предпринимателей. В узкой трактовке это группа - «ядро» предпринимательского слоя – владельцы, руководящие предприятием. В широком понимании предпринимательство — это группа, включающая как представителей «классических» предпринимателей, так и наемных рабочих, которые в свободное время «делают деньги» - все они часть «бизнес слоя».
Т.И. Заславкая под предпринимательством понимает базу для создания и развития соответствующего социального слоя. Выделяет три признака предпринимательской деятельности: свобода и независимость в принятие решений, цель на получение прибыли, готовность лично пойти на риск и нести ответственность.
Студенты как социально-демографическая группа рассматривается в трудах Л.Б. Воронкиной, которая определяется на основе таких признаков, как: возрастные границы, социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; специфика социально – демографической группы.
Предпринимательству студентов посвящены труды С. Ю. Барсуковой, В. Добрынина, Г. Журавлевой, Ю. Зубок, И.М. Ильинского.
Студенческое предпринимательство определяется С.Ю. Барсуковой как деятельность, направленная на получения прежде всего прибыли.
Исторические аспекты развития молодежного предпринимательства в период СССР изучались в работах И.М. Ильинского. Производственная деятельность в стране в советское время была организована так, что быть предпринимателем, работать качественно и интенсивно с точки зрения заработка не имело никакого смысла, поэтому со временем творческий производительный труд потерял свою ценность в глазах молодёжи. Соответственно требовалось создание новой молодежной политики.
Современное состояние предпринимательства студентов представлено в статьях Н.М. Воловской, А.В. Ивановой, А.В. Иноземцевой, Л.К. Плюсниной, А.В. Русиной, Т.В. Терентьевой и Е.Г. Шумик.
Развитие предпринимательской деятельности молодежи, с одной стороны, протекает медленно в регионах страны. С другой стороны, большинство молодых людей считают развитие предпринимательства молодежи необходимым и видят надобность в ускорении темпов его развития. Однако до сих пор остаются факторы, удерживающие от предпринимательской деятельности.
Особенности предпринимательской деятельности студентов рассмотрены на примере работ Н.М. Губина, С.Т. Джанерьян, М.А. Карпуниной, С.Ю. Савиной, И.А. Солдатовой, Р.М. Хафизова, Н.Г. Шубнякова. Студенты, по мнению исследователей, имеют инновационный взгляд, меньше подвержены влиянию и готовы активно действовать.
Методы исследования: анализ источников литературы, описание, обобщение, классификация, опрос.
Апробация результатов исследования проведена в результате выступления с докладом по теме выпускной квалификационной работы на ежегодных студенческих конференциях: «74-я студенческая конференция», «75-я студенческая конференция», а также по итогам выступления на научно-практической конференции «XI Конгресс молодых учёных ИТМО 2022» г. Санкт-Петербург. По итогам участия в научных конференциях опубликованы две статьи.
В первой главе представлен теоретический анализ изучения предпринимательства как социального явления, выделены классические и современные теории предпринимательства; дано определение понятия «предпринимательство», раскрыта сущность и содержание данного процесса.
Во второй главе представлены результаты конкретного социологического исследования по изучению предпринимательской деятельности студентов ЮУрГУ г. Челябинска: определены факторы, влияющие на решение студента о занятии предпринимательской деятельностью; оценка уровня развития предпринимательской деятельности студентов ЮУрГУ.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный теоретический анализ показал, что в социологии теории, посвященные предпринимательству, можно разделить на два концептуальных подхода: капиталистический и инновационный, где первый предполагает, что суть предпринимательства в извлечении прибыли, а второй – создание нового и творческий подход. К капиталистическому относятся теории М. Вебера, В. Зомбарта, К. Маркса, А. Смита и П. Сорокина. К инновационному подходу - работы М. Питерса, Р. Хизрича и Й. Шумпетера.
По результатам исследования мы определили, что студенты чаще всего предпринимательство понимают как собственный бизнес или индивидуальную трудовую деятельность, предоставляющий возможность самореализации и направленный на зарабатывание денег, извлечение прибыли, что можно отнести к капиталистическому подходу в определении предпринимательства.
Исследование предпринимательской деятельности студентов актуально тем, что студенты – специфическая социально-демографическая группа, находящаяся в стадии активного формирования социальной зрелости, то есть готовности овладеть и способности выполнять социальные роли: гражданина, профессионала. Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, сформировали определенно новые качества у студентов, которые позволяют им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делают их более конкурентоспособными: предприимчивость, большая требовательность. Следовательно, студенты обладают высоким потенциалом к занятию предпринимательской деятельностью.
Результаты социологического исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, показали, что больше половины респондентов заинтересованы в открытии собственного дела. Их привлекает в занятии предпринимательской деятельности возможность самореализации, оставаться свободными и независимыми и заниматься любимым и интересным делом. При этом студенты с низким уровнем жизни чаще других видели привлекательность предпринимательства в получении высокого заработка, а студенты с высоким уровнем жизни – в возможности реализоваться.
Однако, несмотря на высокую степень заинтересованности в занятии предпринимательской деятельностью, готовность к ней не выявлена среди студентов с низким уровнем жизни. Её отметили только студенты с высоким и средним уровнем жизни.
Существуют также причины, останавливающие от открытия собственного дела: отсутствие стартового капитала и недостаточное владение необходимыми знаниями и навыками – основные преграды на пути к предпринимательству. Мы предполагаем, что эти проблемы можно решить путем стимулирования студентов к участию в программах поддержки от государства и от университета, где можно получить и финансовую, и информационную поддержку.
Важно отметить, что деятельность университета по работе со студентами влияет на принятие ими решения о ведении предпринимательской деятельности. Поэтому необходимо активно развивать предпринимательскую среду внутри университета: проводить информационную работу со студентами, привлекать их к участию в проектной деятельности с 1-го курса обучения, развивать меры поддержки. Так как нами было выявлено в ходе анализа полученных результатов, что доля опрошенных, принимающих участие в проектной деятельности университета, отмечала чаще готовность к занятию предпринимательской, чем те, кто участие не принимает. Следовательно, именно проектная деятельность позволяет сформировать предпринимательский опыт у студента и увеличивает вероятность выбора предпринимательства как профессии в будущем.
Таким образом, студенты безусловно проявляют высокий интерес к предпринимательской деятельности как к профессионально, однако на их решение влияет ряд факторов, требующих внимания: личные мотивы, университетская среда и социо-культурный фактор.



1. Барсукова, С. Ю. Август 1998 г. и отечественное предпринимательство / С.Ю. Барсукова. – Pro et Contra, 1999. – 45 с.
2. Васенина, А.С., Имаева, Е.Н., Никишова, М. Стереотипы в отношении женщин и их последствия: на пути к равным возможностям в цифровой экономике / А.С. Васенина, Е.Н. Имаева, М. Никишова // Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2020. – 80 с.
3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
4. Волков, Ю. Г. Дополнительное профессиональное образование - новый социальный институт в России // Социально-гуманитарные знания.–2004. –№ 3. - С. 197-207.
5. Воловская, Н.М., Плюснина, Л.К., Русина, А.В. Самозанятость и потенциальные возможности незанятого населения: социально-демографические зарисовки / Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, А.В. Русина // Вестник НГУЭУ. – 2016. - № 2. – С. 235-242.
6. Воронкина, Л.Б. Динамика развития личности студентов в условиях развивающей среды / Л.Б. Воронкина // Университетские чтения. – Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск, 2015 – С. 6-12
7. Вульфсон, Б.Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 3-5.
8. Добрынин, В., Емчура, Т. Молодежь как социально-демографическая группа в транзитивном обществе / В. Добрынин, Т. Емчура. – М.: ИЧРАН, 2004. – 324 с.
9. Джанерьян, С. Т., Солдатова, И. А. Психологическая готовность студентов-выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности / С. Т. Джанерьян, И. А. Солдатова // Наука и образование; хозяйство и экономика;предпринимательство; право и управление. – 2012 №2 (21). – С. 12-17.
10. Журавлева, Г.Т. Уровень жизни молодежи России / Г.Т. Журавлева. – М.: Изд-во АОН ЦК КПСС, 1991. – 122 с.
11. Заславская, Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Т.И. Заславская // Социологические исследования. – 2006. - № 4. – С. 8 -14.
12. Зомбарт, В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт. – М.: Наука, 1994. – 442 с.
13. Зубок, Ю.А. Молодёжь: жизненные стратегии в новой реальности / Ю.А. Зубок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. - № 3. – С. 4-12.
14. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - СПб.: ИПК Синтез-Полиграф, 2003 (Тип. ИПК Синтез-Полиграф). – 418 с.
15. Иванова, А.В. Студенческое предпринимательство в Уральском государственном университете: условия развития и потенциал / А.В. Иванова. – РАН, УрО, Ин-т экономики, 2010. – С. 21-26.
16. Ильинский, И.М. Государственная молодежная политика в СССР / И.М. Ильинский. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2017. – 432 с.
17. Иноземцева, А.В. Молодёжь и малое предпринимательство: результаты социологического исследования / А.В. Иноземцева // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №19. – С. 34-36.
18. Иноземцева, А.В. Отношение студенчества к предпринимательству: оценка, готовность, прогнозы / А.В. Иноземцева // Вестник НГУЭУ. -2016. - № 2. – С. 256-262.
19. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1974. – 328 с.
20. Карелина, Л.И. Социализация студенческой молодежи: состояние и перспективы / Л.И. Карелина // Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2005. – 22 с.
21. Карпунина, М.А., Савинова, С.Ю., Шубнякова, Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России/ М. А. Карпунина, С. Ю. Савинова, Н. Г. Шубнякова // Современные проблемы науки и образования. – 2014 – № 2 – С. 123-127
22. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М., 1967. – 383 с.
23. Лисовский, В.Т. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов: Межвуз. сб. / М-во высш. и сред. спец. образования СССР, Пробл. совет по вопр. ком. воспитания студенчества при МВ и ССО РСФСР / Отв. ред. В. Т. Лисовский. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. – 205 с.
24. Маркс, К. Капитал. В 4 т. Т. 3: Процесс капиталистического производства, взятый в целом / К. Маркс. - Москва: Издательство политической литературы, 1924. – 707 с.
25. Парсонс, Т. Социальные системы / Т. Парсонс. – М.: «Академический проект», 2002. – 832 с.
26. Питерс, М., Хизрич, Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха / М. Питерс, Р. Хизрич. - Москва : Прогресс-Универс, 1991. – 160 с.
27. Поликанова, Е. П. Социализация личности / Е.П. Поликанова // Философия и общество. – 2003. – № 2. – С. 84-106.
28. Родионов, В.А. Мониторинг образовательного пространства Москвы: проблемы мегаполиса / В. А. Родионов // Школа здоровья. – 2007. - № 4. – С. 16-19.
29. Рубина, Л. Я. Воспитание и воспитательная работа в школе: взгляд социолога / Л.Я. Рубина // Образование и наука.–2006. –№ 3. – С. 97-108.
30. Рубина, Л.Я. Советское студенчество / Л.Я. Рубина. – М.:Мысль, 1981. – 207 с.
31. Русанов, В.А. Социализация как консенсус поколений / В.А. Русанов // Вестник Поволжской академии государственной службы.–2003. – № 5. – С. 70-72.
32. Руткевич, М. Н. Основное социальное противоречие современного российского общества / М.Н. Руткевич // Социологические исследования.–2001. –№ 4. – С. 49-60.
33. Салганова, Е. И. Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области : социологический анализ / Е. И. Салганова, В. Н. Козлов, Е. В. Грунт. – Челябинск, 2009. – 127 с.
34. Сорокин, П. Социальная и культурная мобильность. В кн.: Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. – 542 с.
35. Терентьева, Т.В., Шумик, Е.Г. Особенности развития студенческого предпринимательства в Приморском крае / Т.В. Терентьева, Е.Г. Шумик // Институты развития демографической системы общества: V Уральский демографический форум: сб. мат-лов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. – 2014. – С. 166-170.
36. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский. – М.;Л., 1950. – 574 с.
37. Филиппов, Ф.Р. Советское студенчество как общественная группа / Ф.Р. Филиппов. – М., 1976. – 159 с.
38. Чупров, В.И. Социология молодежи / В.И. Чупров. – Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2011. – 335 с.
39. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / Й. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.
40. Голова, И. Только 3 процента малых предприятий России «живут» более трех лет [Электронный ресурс] / И. Голова. – Российская газета, 2014. - https://rg.ru/2014/01/22/biznes-site-anons.html?ysclid=lhwfi9vlqi912469726 (дата обращения: 05.05.2023).
41. Луков, В.А. Молодёжная политика: концепция И.М. Ильинского [Электронный ресурс] / В.А. Луков. – 2016. – https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-kontseptsiya-i-m-ilinskogo/viewer (дата обращения: 14.12.2022).
42. Кириллова, А.И. Социализация учащихся: функциональное содержание и диагностика: Дисс. канд. социолог. наук. [Электронный ресурс] / А.И. Кириллова. – Новосибирск, 2005. - http://diss.rsl.ru (дата обращения: 20.12.2022).
43. Правительство Российской Федерации Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. – 2014. -http://government.ru/docs/159 (дата обращения: 14.12.2022).
44. Хафизов, Р.М., Губина, Н.В. Отношение студентов к предпринимательству [Электронный ресурс] / Р. М. Хафизов, Н. В. Губина. – 2016. – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020156?ysclid=lia3uac3gz38026764 (дата обращения: 13.04.2023).
45. Южно-Уральский государственный университет Положение об организации проектного обучения в Южно-Уральском государственном университете [Электронный ресурс] / Южно-Уральский государственный университет. – 2023. – 3985.pdf (susu.ru) (дата обращения: 06.06.2023).
46. Benzing, C., H. Chu, and O. Kara. // Entrepreneurs in Turkey: A factor analysis of motivations, success factors and problems. Journal of small business venturing, 2009. № 2. P. 79-93.
47. Frank H., Lueger M., Korunka C. The significance of per sonality in business start-up intentions, start-up realization and business success // Entrepreneurship & Regional De velopment. 2007. № 3. Р. 227–251
48. Llewellyn, D. and K. Wilson. // The Controversial Role of Personality Traits in Entrepreneurial Psychology. Education & Training, 2003. №45. P. 341–345.
49. Miller, B., J. Bell, M. Palmer, A. Gonzalez, and P. Petroleum. // Predictors of entrepreneurial intentions: a quasi-experiment comparing students enrolled in introductory management and entrepreneurship classes. Journal of Business & Entrepreneurship, 2009. № 21. P. 39–62.
50. Ozsoy, O., D. Oksoy, and K. Kozan. // The Characteristics of Turkish Entrepreneurs and Their Enterprises. Long Island, NY: College of Business, Alfred University, 2001. P 53.
51. Reynolds P., Autio E. Global Entrepreneurship Monitor: Data Collection, Design and Implementation 1998–2003 // Small Business Economics. 2005. №. 3. Р. 205–231.
52. Robinson, J. and J. Lo. // Bibliography of academic papers on Social Entrepreneurship, 2005. P. 1-17.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ