Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №171078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОКШОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Научные подходы к определению понятия «готовность к школьному
обучению» и ее компоненты 7
1.2. Возрастные особенности становления коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Структура коммуникативной готовности детей старшего дошкольного
возраста к школьному обучению 22
1.4. Роль семьи в формировании коммуникативной готовности детей старшего
дошкольного возраста к школьному обучению 25
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 7
2.1. Диагностический инструментарий изучения коммуникативной готовности
к школе детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Апробация комплекса мероприятий по формированию коммуникативной
готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в семье 47
2.4. Анализ результатов завершающего этапа исследования коммуникативной
готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 51
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Динамичные изменения в различных аспектах жизни общества порождают новые требования к личности ребенка и его социальной адаптации. Общение выступает базовой составляющей, которая необходима для всестороннего развития личности ребёнка. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из направлений развития личности является социально- коммуникативное развитие [46]. Благополучная социализация ребёнка определяется его успешностью в сфере общения как в целом, так и в коммуникации со взрослыми и сверстниками, что обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Для ребенка взаимодействие с другими людьми - не только возможность испытывать разнообразные эмоции, но также главное условие формирования индивидуальных отличительных черт. Через общение с другими детьми формируются специфические навыки межличностного взаимодействия. По признанию многих ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, М.И. Лисина и др.) дошкольный возраст связан с активным погружением в социальный мир, ребёнок именно тогда начинает больше развиваться, как личность.
Имеют большое значение действия общества, направленные на укрепление формирующего потенциала семей и социально-образовательных учреждений, как определяющих факторов социализации. Ряд таких факторов, как психофизиологические (темперамент ребенка и особенности его нервной системы) и социальные (семья, ее состав, особенности родительского отношения к ребенку, посещение ребенком детского сада, наличие опыта взаимодействия с чужими взрослыми) оказывают своё воздействующее влияние на сформированность коммуникативной готовности ребенка к школе к окончанию периода дошкольного детства [4].
Семья играет большое значение в становлении личности ребенка, в развитии коммуникативных качеств. Она является первым и главным институтом в жизни детей. Ребёнок, которому мало уделяют внимания дома, будет сторониться других ребят, он будет более зажат, нежели ребёнок, у которого царит взаимопонимание, поддержка. К сожалению, как отмечают исследователи, многие родители сегодня не уделяют достаточно времени общению с собственным ребенком, что в будущем может иметь серьезные отрицательные последствия. Отсутствие элементарных способностей общения приводит к неумению выстраивания взаимоотношений, в дальнейшем к конфликтам как в семье, так и в коллективе при общей деятельности. Также недостаточно развитые коммуникативные навыки у детей отягчают адаптацию и социализацию ребенка в целом [42, с.163]. Последствия могут сказаться на таких проблемах, как усвоение новых знаний; расширение словарного запаса; трудности в выражении эмоционального отношения к окружающему и т.д. Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно-активным, уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения [1].
Анализ образовательной теории и практики позволили выявить противоречие между потребностью общества в личности с развитой коммуникативной составляющей и недостаточной включенностью родителей в процесс формирования коммуникативной готовности ребенка старшего дошкольного возраста. С опорой на противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске ответа на вопрос: какова специфика влияния семьи на формировании коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
В этой связи, цель нашего исследования: выделить условия, при которых семья влияет на формирование коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Объект - коммуникативная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - формирование коммуникативной готовности к школе в условиях семьи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование и сформулировать выводы по полученным результатам коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить программу формирующего этапа исследования с участием семьи.
4. Провести формирующую программу, для определения влияния семьи на процесс становления коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что
1. Коммуникативная готовность к школе у современных детей старшего дошкольного возраста имеет ряд особенностей, а именно:
• недостаточная сформированность умения решать проблемные ситуации со сверстниками на основе норм и правил способов взаимодействия в общении и совместной деятельности;
• низкий уровень сформированности навыков группового взаимодействия воспитанников в ситуации предъявленной задачи;
• недостаточно устойчивое положение в системе межличностных отношений в конкретной группе.
2. Влияние родителей в процессе формирования коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста обеспечивается созданием следующих условий:
• расширение педагогических знаний родителей;
• оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
- включенность родителей в совместную деятельность с ребенком.
Методы:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, официальных документов (ФГОС ДО, ФОП ДО); сравнение; обобщение.
Эмпирические: эксперимент, наблюдение, количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Методики.
1. Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина) [47].
2. Методика «Ковер» (Р.В. Овчарова) [47].
3. Социометрическое исследование «Секрет» (разработано Т.А. Репиной, модифицировано Т.В. Антоновой) [49].
Теоретико-методологические основы исследования составили труды М.М. Безруких, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева, К.Д. Ушинский и др.
Практическая значимость исследования состоит в разработанной программе формирующего этапа исследования, которая может использоваться в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение в г. Красноярске. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, включая список использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В свете технологического развития и всеобщей компьютеризации общества вопрос формирования коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста имеет особую значимость. Современные дети зачастую сталкиваются с трудностями в общении: у них возникают проблемы с достижением взаимопонимания, не умением согласовывать действия. Такие трудности могут отрицательно сказаться на психике ребенка в процессе адаптации к новой социальной ситуации развития, которая характерна для школьного обучения, требующего навыков установления контактов с новыми людьми [40]. Но существуют различные факторы, которые могут помочь справится с данной проблемой. И одним из таких не менее важных факторов являются взрослые, в частности семья. Дети подражают поступкам, действиям, взаимодействиям с другими людьми, впоследствии перенося увиденное в свои коллективы.
В процессе работы в рамках решения поставленных задач нами были изучены подходы к определению понятия «готовность к школьному обучению» и ее компоненты; рассмотрены возрастные особенности становления коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, структура коммуникативной готовности детей 5-7 лет к школьному обучению; изучена роль семьи в формировании коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
В экспериментальной главе было проведено исследование, с целью выявления первоначального уровня сформированности коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса диагностических методик: методика «Картинки» (Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной), методика «Ковер» (Р.В. Овчаровой), социометрическое исследование «Секрет» (разработанное Т.А. Репиной, модифицированное Т.В. Антоновой). Результаты исследования показали, что степень сформированности коммуникативных навыков варьируется между низким и средним показателями. Многие дети не умеют конструктивно решать конфликтные ситуации, либо чаще применяют агрессивное решение. Также уровень сформированности навыков группового взаимодействия наблюдается только у половины опрашиваемых детей старшего дошкольного возраста. Безусловно, можно отметить, что некоторым детям без труда дается работа в рандомных группах. Рассматривая детей старшего дошкольного возраста по социометрическим статусам, можно отметить, что в группах наблюдаются как «предпочитаемые», так и «изолированные».
По результатам эмпирического исследования на констатирующем этапе был разработан комплекс мероприятий, способствующий формированию коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством участия родителей в совместной деятельности с ребенком, направленной на развитие общения и различных форм взаимодействия.
Контрольный срез показал, что доля детей, решающих конфликтные ситуации конструктивным и вербально-оценочными методами, возросла; также количество детей по уровню сформированности навыков группового взаимодействия на данном этапе увеличилось, и составляет большую часть группы. Кроме того, ситуация с социометрическими статусами улучшилась: категория «изолированные» исчезла; большинство детей стали входить в категорию «принятые».
Таким образом, эмпирическое исследование позволяет утверждать о целесообразности реализации разработанного средства в формировании коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. Такие условия, как: расширение педагогических знаний родителей; оптимизация детско-родительских взаимоотношений; включенность родителей в совместную деятельность с ребенком, действительно оказали положительное влияние на формирование коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.


1. Абдуллаева Н.А., Махаева Г.М., Алиханова Р.А. Влияние семьи на
формирование коммуникативной культуры личности ребёнка дошкольного возраста // Психолого-педагогические науки. 2018. №2. С. 21-26. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-formirovanie-kommunikativnoy- kultury-lichnosti-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.10.2023).
2. Агапова И.А. Игры и задания по чудо - воспитанию. Веселый этикет для детей и их родителей. М.: Лада, 2012. 224 с.
3. Аксенова В.В. Коммуникативная готовность как важный компонент психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 2020. С. 9-11.
4. Акчулпанова А.А., Прозорова О.А. Взаимодействие дошкольной
образовательной организации и семьи при подготовки детей к школе // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. №67. С. 25-30. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnoy-obrazovatelnoy- organizatsii-i-semi-pri-podgotovki-detey-k-shkole (дата обращения: 16.02.2024).
5. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 -7 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. 2011. 128 с.
6. Ахмедпашаева К.А., Асланбекова Э.А. Современные подходы к
проблеме готовности детей к школьному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-gotovnosti- detey-k-shkolnomu-obrazovaniyu (дата обращения: 16.03.2023).
7. Балтийская Д.А., Пархоменко О.Г. Психологическая готовность к
школе детей с общим недоразвитием речи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 59-64. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44271261_62253396.pdf (дата
обращения: 05.03.2023).
8. Баранова Э.А., Соколова Е.Н. К вопросу о структуре компонентов
коммуникативной готовности к школе у детей 6-7 лет // Мировая наука. 2021. №11 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture-
komponentov-kommunikativnoy-gotovnosti-k-shkole-u-detey-6-7-let (дата
обращения: 30.04.2023).
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.:
Питер. 2008. 400 с. URL: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M5/file/4.pdf (дата
обращения: 27.04.2023).
10. Бойкова Е.А., Ежкова Н.С. Роль семьи в социально­коммуникативном развитии старших дошкольников // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. 2023. С. 114-117. URL: https://phsreda.com/e- articles/10551/Action10551-108833.pdf (дата обращения: 11.02.2024).
11. Болдарева О.А., Степанова Г.А. Содержательные компоненты
готовности детей к школьному обучению // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2022. №4. С. 54-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7soderzhatelnye-
komponenty-gotovnosti-detey-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 27.02.2023).
12. Венгер Л.А., Марцинковская Т. Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок
к школе. М.: Знание. 1994. 154 с. URL: https://alenushka-
vostok.ru/storage/app/uploads/public/637/e16/7f2/637e167f23ac9891707516.pdf (дата обращения: 22.03.2023).
13. Воронова Е.В. Формирование коммуникативной готовности детей
старшего дошкольного возраста к обучению в школе //Современная образовательная среда: теория и практика. ЧЕБ., 2022. С. 96-98. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47978033_91158425.pdf (дата
обращения: 18.01.2023).
14. Галямова Р.Ш. Особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 130 с. URL: https://lpi.sfu-
kras.ru/files/sbornik_innovacii_2023_studencheskiy_ch.2.pdf#page=130 (дата
обращения: 14.06.2023).
15. Гараева Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный
компонент готовности детей к школьному обучению // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 125-130. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7emotsionalno-volevaya-gotovnost-kak- integrativnyy-komponent-gotovnosti-detey-k-shkolnomu-obucheniyu (дата
обращения: 13.02.2023)....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ