ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психомоторное развитие в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста 9
1.3. Особенности психомоторного развития детей старшего дошкольного
возраста 11
1.4. Влияние игры на психомоторное развитие детей дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов 31
2.3. Развитие психомоторных навыков посредством настольной игры 47
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к исследованию развития психомоторной сферы у детей, так как это является фундаментом для прогресса в когнитивных, эмоциональных и социальных аспектах, влияющих на успешность обучения и формирование учебных навыков.
Дошкольные образовательные программы акцентируют внимание на гармоничном развитии детей, что соответствует Федеральному закону об образовании Российской Федерации, который подчеркивает цели дошкольного образования в формировании общей культуры и подготовке к учебной деятельности [46].
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, программа должна способствовать приобретению детьми двигательного опыта, развитию психофизических и координационных способностей [45]. Однако существуют различия в реализации этих программ, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса и П. Ф. Лесгафта подтверждают важность психомоторного развития в раннем возрасте и его влияние на развитие высших психических функций. Процесс психомоторного развития представляет собой сложную структуру с постепенным и неравномерным развитием функций, связанных с предыдущими этапами.
Детский возраст играет ключевую роль в формировании личности, поэтому важно проводить целенаправленные мероприятия для стимулирования развития, учитывая интересы ребенка. Ребенок развивается через свою активность, поэтому общение имеет важное значение в его формировании. Деятельность ребенка возникает в процессе взаимодействия с окружающим миром и способствует развитию его психики и личностных качеств. Разнообразные виды детской деятельности, включая игры, труд, общение и занятия, направлены на расширение опыта и развитие личностных качеств [10].
В наше время исследователи отмечают рост числа детей с задержкой психического развития и усугубление причин этого нарушения. Изучая развитие детей с задержкой психического развития, которые не получили своевременной помощи, исследователи указывают на неполноту развития психомоторных навыков к окончанию дошкольного возраста. Это проявляется в отсталости двигательных умений и качеств, недостаточности мышечного тонуса, что влияет на автоматизацию движений, преобладание крупных движений над мелкими и точными, отсутствие слаженной техники выполнения движений и недостаток двигательных качеств, общей неловкости движений, гипер- или гипокинезе и проблемах со сенсомоторной координацией [49].
Проблема исследования заключается в выявлении возможности использования настольной игры как средства психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала настольных игр.
Цель исследования: изучить эффективность использования настольной игры в развитии психомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические аспекты психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Осуществить психолого-педагогическое воздействие с использованием настольной игры на психомоторное развитие детей.
4. Оценить эффективность развивающей работы
Объект исследования - психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - настольная игра как средство психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование настольной игры в образовательной практике способствует повышению уровня психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: Теоретический (анализ и обобщение научной литературы), практический (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ полученных данных.
Методики исследования.
1. Оценка психомоторного развития (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича).
2. Проба Н.И. Озерецкого «Кулак - ребро - ладонь».
3. Методика «Проставь значки» Р. С. Немов.
Базой исследования была дошкольная образовательная организация города Красноярска. Выборочную совокупность составила группа детей старшего дошкольного возраста данной образовательной организации.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования и разработанная настольная игра (приложение Н, приложение П) могут представлять интерес для работников, осуществляющих деятельность в дошкольных образовательных организациях.
Структура выпускной квалификационной работы бакалавра. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам 1 и 2, заключения, списка литературы, состоящего из 51 источника, 13 приложений. Общий объем работы 101 страница.
Психомоторика - это междисциплинарная область психологии, изучающая связь между двигательными и психическими процессами у людей. Она важна для развития личности, образования и воспитания, так как помогает понять, как разные аспекты психики влияют на двигательную активность и как двигательная активность влияет на психические процессы.
Психомоторное развитие влияет на формирование личности, самосознания, уверенности в себе и способности к саморегуляции. Изучение психомоторики в педагогике позволяет лучше понять, как поддерживать и стимулировать развитие детей разных возрастов в области их физического и психического благополучия.
Физическое развитие и двигательная активность дошкольников играют важную роль в их общем развитии. Физическая активность укрепляет мышцы, кости, развивает силу и выносливость, улучшает кровообращение и обеспечивает органы кислородом. Двигательная активность помогает детям изучать окружающий мир, развивать координацию и контролировать свое тело.
Развитие моторики и координации проходит через несколько этапов, каждый из которых формирует моторные и психические навыки ребенка. Сенсомоторный этап учит ребенка воспринимать и взаимодействовать с окружающим миром, развивает базовые моторные навыки. На предоперациональном этапе развиваются познавательные способности, представления о символах и речи. На этапе развиваются познавательные способности, представления о символах и речи. На этапе конкретных операций дети учатся логическому мышлению, абстрактному мышлению и решению сложных задач.
Физическое и моторное развитие в дошкольном возрасте играют ключевую роль в психомоторном развитии детей. Улучшение физических навыков, координация движений, участие в спортивных играх, развитие 74 крупной и мелкой моторики и пространственных представлений помогают детям развивать физическую выносливость, мышечную силу, точность движений и контроль над ними. Эти навыки влияют на физическое здоровье детей и готовят их к учебным предметам, развивая логическое мышление, навыки сотрудничества и стратегического мышления.
Игровая деятельность имеет ключевую роль в развитии ребенка дошкольного возраста, влияя на его психические, эмоциональные и социальные качества. Игра расширяет кругозор, закрепляет знания и развивает индивидуальные способности, такие как память, логическое мышление и внимание. Ребенок знакомится с социальными отношениями и профессиональными ролями через игру, что формирует его личностные качества и психическое развитие, влияющее на дальнейшее обучение и успешное освоение других видов деятельности. Игра стимулирует творческие способности и фантазию ребенка, а также развивает координацию и двигательные навыки.
Недостаточная двигательная активность может негативно сказаться на физическом и умственном развитии детей, поэтому игровая деятельность играет важную роль в поддержании их здоровья и общего благополучия. Игровые навыки ребенка напрямую связаны с его психомоторным развитием, социальным взаимодействием и концентрацией внимания. Дети с высоким уровнем игровых навыков демонстрируют более развитые способности во всех этих аспектах, в то время как у детей среднего и низкого уровней игровых навыков могут возникать трудности. Важно отметить, что игры, включающие в себя правила, имеют значительные преимущества для развития детей. Настольные игры и другие игры с правилами способствуют не только улучшению когнитивных навыков, таких как мышление, внимание и память, но и социальных навыков, включая уважение к правилам, сотрудничество и способность справляться с неудачами.
Таким образом, игровая активность играет ключевую роль в психомоторном, интеллектуальном и личностном развитии детей, помогая им 75
приобрести необходимые навыки и умения для успешной будущей адаптации и обучения в школе.
В рамках эмпирического исследования и результатов по методике «Оценка психомоторного развития (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)» было выявлено, что большинство детей имеют хорошее психомоторное развитие во всех представленных аспектах. Однако, есть 7 детей, которые испытывают затруднения в выполнении заданий или требуют помощи и поддержки в определенных аспектах, а один ребенок имеет трудности во всех аспектах. Самые слабые аспекты психомоторного развития у детей в данной группе - это статическое равновесие, умения выполнять движения и владение частями тела, артикуляция и интонирование.
На основании результатов по методике Н.И. Озерецкого «Кулак - ребро - ладонь» было выявлено: 9 детей имеют высокий уровень сформированности координации движений; 4 ребенка имеют средний уровень сформированности координации движений; 3 ребенка имеют низкий уровень сформированности координации движений.
На основании результатов по методике «Проставь значки» Р.С. Немова было выявлено:
• 3 детей имеют очень высокий уровень развития переключения и распределения внимания;
• 4 детей имеют высокий уровень развития переключения и
распределения внимания;
• 5 детей имеют средний уровень развития переключения и
распределения внимания;
• 3 детей имеют низкий уровень развития переключения и
распределения внимания;
• 1 ребенок имеет очень низкий уровень развития переключения и распределения внимания.
Для решения наших задач была разработана авторская настольная игра, способствующая развитию психомоторных навыков детей старшего дошкольного возраст, которые включают в себя: развитие координирования движения рук и ног; развитие одновременности движений; развитие быстроты движений; развитие мелкой моторики рук; развитие статического равновесия; развитие умения ощущать и контролировать движения своего тела; развитие артикуляции и интонирования.
Был проведен контрольный эксперимент, при котором было выявлено:
Развитие психомоторных навыков в экспериментальной группе увеличилось на 10,5%, а в контрольной группе развитие психомоторных навыков увеличилось на 3,37%, что говорит о разнице повышения уровня в 7,13%.
Уровень координации движений у детей экспериментальной группы повысился на 37,5%, в то время как у детей контрольной группы уровень координации движений повысился только на 13%, что говорит о разнице повышения уровня на 24,5%.
Уровень переключаемости и распределения внимания у детей в экспериментальной группе повысился на 75%, когда у детей в контрольной группе уровень переключаемости и распределения внимания повысился на 12,5%, что говорит о разнице повышения уровня на 62,5%.
Результаты исследования подтверждают, что моторные навыки и психическое развитие детей старшего дошкольного возраста взаимосвязаны. Это означает, что развитие двигательных навыков может оказывать влияние на психические процессы детей, такие как внимание, память, мышление и эмоциональную сферу. А также доказывает, что настольные игры возможно эффективно использовать как метод развития психомоторных навыков.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи.
Проанализированы теоретические аспекты психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.
Изучены психомоторные процессы, активизируемые при игре в настольные игры.
Проведено экспериментальное исследование влияния разработанной настольной игры на психомоторное развитие детей.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу, что использование настольной игры в образовательной практике способствует повышению уровня психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста. Достичь цели исследования. На основе теоретического анализа и проведения эмпирического исследования удалось изучить эффективность использования настольной игры в развитии психомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
1. Агронина Н.И. Педагогические основы физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования. 2020. С. 10-14.
2. Андросова М.И., Сидорова М.И. Знакомство детей дошкольного возраста с якутскими настольными играми посредством кружковой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66. С. 21-24.
3. Архипова С.В., Подшивалова М.С. Особенности психомоторного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Гуманитарные науки № 10. 2020. С. 46-49.
4. Баландина О.В. Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2022. С. 24-31.
5. Бардин А.Е., Козлов Е.М., Чернова А.Д. Игровые технологии: основные принципы и способы применения. 2022. 751 с.
6. Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве // СДО. 2021. №3 (105). С. 24-32.
7. Брель Е.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. №. 2 (14). С. 95-106.
8. Быковская А.А., Семенихина В. А. Появление настольных игр и их виды // Сборник публикаций по итогам международной научно-практической конференции в декабре 2021 года. 2022. С. 163-171.
9. Волкова Е.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста как основа здоровья современного человека // Тенденции развития науки и образования. 2021. №. 69-5. С. 12-15.
10. Вологдина И.В. Игровая деятельность как средство воспитания культуры произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Мир образования - образование в мире. 2019. № 3 (75). С. 92-101.
11. Гаврилова С.Ю., Вакуленко М.А., Куропаткина Л.И., Чуйко О.В.
Современные настольные игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы XXI века: сборник статей V международной научно-практической
конференции. 2023. С. 126 - 129.
12. Гогоберидзе З.М., Джукаев М.Х. Развитие двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64. С. 60-63.
13. Голованова Т.Н. Настольно-печатные игры как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста // nsportal.ru URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2024/03/21/nastolno- pechatnye-igry-kak-effektivnoe-sredstvo (дата обращения: 02.05.2024).
14. Гостева С.Р., Гришина Т.С., Заволожина А.С., Нормативно
правовые основы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Транспорт: Наука, Образование,
Производство («Транспорт-2022»). 2022. С. 69-74.
15. Давлетшина Л.Л. Роль развития моторных функций у детей 5-6 лет с нарушениями речи в освоении навыка письма // Аспирант. 2020. №. 4. С. 111-115....51