ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятия «нравственное сознание», «нравственные представления» в
психолого-педагогической литературе 5
1.2. Показатели и особенности развития нравственных представлений детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Методы и средства развития нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Организация и методы диагностического этапа исследования 27
2.2. Результаты изучения актуального развития нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Реализация психолого-педагогических условий с целью формирования
нравственных представлений детей дошкольного возраста 37
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятия «нравственное сознание», «нравственные представления» в
психолого-педагогической литературе 5
1.2. Показатели и особенности развития нравственных представлений детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Методы и средства развития нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Организация и методы диагностического этапа исследования 27
2.2. Результаты изучения актуального развития нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Реализация психолого-педагогических условий с целью формирования
нравственных представлений детей дошкольного возраста 37
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования перед педагогами стоит одна из главных задач развития у детей физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма [44]. А согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования развитие ребенка должно быть разносторонним через духовно-нравственные ценности российского народа [43]. Для формирования у детей таких духовно-нравственных ценностей как патриотизм, гражданственность, гуманизм, милосердие, коллективизм, взаимоуважение, требуется сформировать нравственные представления о нравственных нормах.
В реалиях современного время, информационного перенасыщение разного вида информации, контента в социальных сетях, проецирующий развязный и агрессивный тип поведения, свободного доступа к информации, не всегда подходящей ребенку, - в связи со всем этим у детей происходит искажение нравственных представлениях о доброте, справедливости, патриотизме и милосердии. Когда все чаще встречается безнравственное и неуважительное отношение детей к вещам и окружающим людям то очевидно, что проблема развития нравственной личности продолжает быть актуальной.
Период дошкольного детства становиться наиболее ответственным этапом в развитии нравственного сознания, в становлении нравственной личности дошкольника. В этом возрасте продолжается активное знакомство детей с нравственными нормами, формировании и закрепления нравственных чувств, отношений, привычек, а также нравственного поведения. Активному освоению дошкольников нравственных норм, чувств, нравственного поведения способствует происходящие изменения развития умственной, эмоционально-волевой и мотивационной сферах дошкольников, а также достигнутого нравственного уровня развития. В период дошкольного детства формируются такие нравственные представления, как доброжелательность, правдивость, щедрость, трудолюбие, дисциплинированность, патриотизм, коллективизм, бережливость и пр.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивная работа по формированию целостной личности, у которой есть свое мнение, свои ценностные ориентиры и убеждения, которые основаны на морали, нравственных нормах и ценностях общества [14].
Тема нравственного воспитания исследовалась научными деятелями психологии и педагогики (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Р.С. Буре, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн, В.С. Мухина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л.М. Попов, Б.С. Братусь, В.Н. Мясищев, и др). В их работах раскрывались многие нравственные понятия, категории, давалось объяснение нравственному сознанию, особенностям и условиям его формирования, развития.
Очевидно, что современные тенденции социальных изменений диктуют поиск новых технологий нравственного воспитания подрастающего поколения, которые должны учитывать особенности усвоения детьми нравственных представлений. В связи с этим была поставлена цель данного исследования.
Цель исследования: изучить особенности актуального развития нравственных представлений и разработать психолого-педагогические условия развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачами исследования являются.
1. Определить понятия «нравственное сознание», «нравственные представления» в психолого-педагогической литературе.
2. Теоретически выделить показатели и особенности развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста .
3. Обосновать психолого-педагогические условия развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста .
4. Эмпирическим методом изучить особенности развития нравственных представлений детей 5-6 лет.
5. Разработать меры по реализации психолого-педагогических условий развития нравственных представлений детей 5-6 лет.
Объект исследования: нравственные представления детей старшего дошкольного возраста являются.
Предметом исследования является определение психолого - педагогических условий, необходимых для обеспечения развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие нравственных представлений детей 5-6 лет будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий.
1. Расширение нравственных представлений детей на основе анализа и обсуждения специально подобранных литературных произведений, содержащих в себе нравственные нормы, примеры, коллизии.
2. Активизация полученного опыта о нравственных нормах посредством устного сочинения детьми сказок, рассказов, историй.
Используемые методы исследования.
Теоретические методы - такие как анализ, сравнение и обобщение научной и методической психолого -педагогической литературы;
Эмпирические методы - эксперимент;
Методы качественной и количественной обработки результатов.
Структура работы: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложения.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № XX», г. Красноярск.
В реалиях современного время, информационного перенасыщение разного вида информации, контента в социальных сетях, проецирующий развязный и агрессивный тип поведения, свободного доступа к информации, не всегда подходящей ребенку, - в связи со всем этим у детей происходит искажение нравственных представлениях о доброте, справедливости, патриотизме и милосердии. Когда все чаще встречается безнравственное и неуважительное отношение детей к вещам и окружающим людям то очевидно, что проблема развития нравственной личности продолжает быть актуальной.
Период дошкольного детства становиться наиболее ответственным этапом в развитии нравственного сознания, в становлении нравственной личности дошкольника. В этом возрасте продолжается активное знакомство детей с нравственными нормами, формировании и закрепления нравственных чувств, отношений, привычек, а также нравственного поведения. Активному освоению дошкольников нравственных норм, чувств, нравственного поведения способствует происходящие изменения развития умственной, эмоционально-волевой и мотивационной сферах дошкольников, а также достигнутого нравственного уровня развития. В период дошкольного детства формируются такие нравственные представления, как доброжелательность, правдивость, щедрость, трудолюбие, дисциплинированность, патриотизм, коллективизм, бережливость и пр.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивная работа по формированию целостной личности, у которой есть свое мнение, свои ценностные ориентиры и убеждения, которые основаны на морали, нравственных нормах и ценностях общества [14].
Тема нравственного воспитания исследовалась научными деятелями психологии и педагогики (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Р.С. Буре, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн, В.С. Мухина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л.М. Попов, Б.С. Братусь, В.Н. Мясищев, и др). В их работах раскрывались многие нравственные понятия, категории, давалось объяснение нравственному сознанию, особенностям и условиям его формирования, развития.
Очевидно, что современные тенденции социальных изменений диктуют поиск новых технологий нравственного воспитания подрастающего поколения, которые должны учитывать особенности усвоения детьми нравственных представлений. В связи с этим была поставлена цель данного исследования.
Цель исследования: изучить особенности актуального развития нравственных представлений и разработать психолого-педагогические условия развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачами исследования являются.
1. Определить понятия «нравственное сознание», «нравственные представления» в психолого-педагогической литературе.
2. Теоретически выделить показатели и особенности развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста .
3. Обосновать психолого-педагогические условия развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста .
4. Эмпирическим методом изучить особенности развития нравственных представлений детей 5-6 лет.
5. Разработать меры по реализации психолого-педагогических условий развития нравственных представлений детей 5-6 лет.
Объект исследования: нравственные представления детей старшего дошкольного возраста являются.
Предметом исследования является определение психолого - педагогических условий, необходимых для обеспечения развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие нравственных представлений детей 5-6 лет будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий.
1. Расширение нравственных представлений детей на основе анализа и обсуждения специально подобранных литературных произведений, содержащих в себе нравственные нормы, примеры, коллизии.
2. Активизация полученного опыта о нравственных нормах посредством устного сочинения детьми сказок, рассказов, историй.
Используемые методы исследования.
Теоретические методы - такие как анализ, сравнение и обобщение научной и методической психолого -педагогической литературы;
Эмпирические методы - эксперимент;
Методы качественной и количественной обработки результатов.
Структура работы: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложения.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № XX», г. Красноярск.
В ходе написания выпускной квалификационной работы перед нами стояла цель изучения особенностей актуального развития нравственных представлений и разработать психолого-педагогических условий развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых рассмотрено понятия, виды и описание нравственных понятий, категорий, определены особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, изучены методы и средства воспитания нравственных аспектов личности у старших дошкольников в ДОО.
В результате теоретического исследования психолого -педагогической литературы об особенностях развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста мы пришли к следующим выводам.
1. Нравственное сознание выступает интегративным личностным образованием, представленным эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами, формирующимися под влиянием социокультурных и психических факторов.
2. Нравственные представления - обобщенные образы о нравственных нормах, нравственном поведении и отношении, критериях истинного, должного и правильного отношения к другим людям, к миру, а также к самому себе. Нравственные представления являются структурным элементом когнитивного компонента нравственного сознания личности дошкольника.
3. Основные особенности детей возраста 5-6 являются: повышенный
уровень понимания и осознанности нравственных норм, которые выражены своим нестабильным проявлением и ситуативностью в поведении ребенка; соблюдение нравственных норм во взаимодействии с взрослыми, но низкий процент соблюдения норм во взаимодействии со сверстниками; неосознанное нарушение нравственных норм из-а сиюминутных желаний, вызванных неустойчивыми механизмами самоконтроля; «нравственная непоследовательность» поведения ребенка, проявляющаяся в соблюдении определенных норм и игнорирование их.
4. В дошкольном возрасте создаются благоприятные психические, психологические и возрастные условия для развития представлений о нравственности у детей. Обусловлено это интенсивного умственного развития, взаимосвязи мышления и речи, развития словесно-логического мышления и развития процесса фантазирования у ребенка, а также способности к осознанному поведению и его анализу, пониманием того, что в обществе есть правила и нормы поведения.
5. Для формирования и развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста эффективно использование следующих методов: чтение сказок, осознанный просмотр мультфильмов, вместе с беседами по прочитанному и увиденному, совместным анализом ребенка со взрослым; детское устное сочинение рассказов и историй.
В ходе опытно-экспериментальной работы по изучению формирования нравственных представлений у старших дошкольников было установлено, что нравственные представления сформированы не у всех детей в достаточной мере. Наибольшие затруднения вызывают такие нравственные нормы как щедрость и жадность, трудолюбие и лень, отзывчивость и игнорирование, в части называния нормы и мотивировки поведения.
Для развития нравственных представлений предложены психологопедагогические условия.
1. Расширение нравственных представлений детей на основе анализа и обсуждения специально подобранных литературных произведений, содержащих в себе нравственные нормы, примеры, коллизии.
2. Активизация полученного опыта о нравственных нормах посредством детских сочинений (сказок, рассказов, историй).
Для работы с данными условиями были разработаны конспекты, тематический план и этапы работы с устным творчеством детей.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых рассмотрено понятия, виды и описание нравственных понятий, категорий, определены особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, изучены методы и средства воспитания нравственных аспектов личности у старших дошкольников в ДОО.
В результате теоретического исследования психолого -педагогической литературы об особенностях развития нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста мы пришли к следующим выводам.
1. Нравственное сознание выступает интегративным личностным образованием, представленным эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами, формирующимися под влиянием социокультурных и психических факторов.
2. Нравственные представления - обобщенные образы о нравственных нормах, нравственном поведении и отношении, критериях истинного, должного и правильного отношения к другим людям, к миру, а также к самому себе. Нравственные представления являются структурным элементом когнитивного компонента нравственного сознания личности дошкольника.
3. Основные особенности детей возраста 5-6 являются: повышенный
уровень понимания и осознанности нравственных норм, которые выражены своим нестабильным проявлением и ситуативностью в поведении ребенка; соблюдение нравственных норм во взаимодействии с взрослыми, но низкий процент соблюдения норм во взаимодействии со сверстниками; неосознанное нарушение нравственных норм из-а сиюминутных желаний, вызванных неустойчивыми механизмами самоконтроля; «нравственная непоследовательность» поведения ребенка, проявляющаяся в соблюдении определенных норм и игнорирование их.
4. В дошкольном возрасте создаются благоприятные психические, психологические и возрастные условия для развития представлений о нравственности у детей. Обусловлено это интенсивного умственного развития, взаимосвязи мышления и речи, развития словесно-логического мышления и развития процесса фантазирования у ребенка, а также способности к осознанному поведению и его анализу, пониманием того, что в обществе есть правила и нормы поведения.
5. Для формирования и развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста эффективно использование следующих методов: чтение сказок, осознанный просмотр мультфильмов, вместе с беседами по прочитанному и увиденному, совместным анализом ребенка со взрослым; детское устное сочинение рассказов и историй.
В ходе опытно-экспериментальной работы по изучению формирования нравственных представлений у старших дошкольников было установлено, что нравственные представления сформированы не у всех детей в достаточной мере. Наибольшие затруднения вызывают такие нравственные нормы как щедрость и жадность, трудолюбие и лень, отзывчивость и игнорирование, в части называния нормы и мотивировки поведения.
Для развития нравственных представлений предложены психологопедагогические условия.
1. Расширение нравственных представлений детей на основе анализа и обсуждения специально подобранных литературных произведений, содержащих в себе нравственные нормы, примеры, коллизии.
2. Активизация полученного опыта о нравственных нормах посредством детских сочинений (сказок, рассказов, историй).
Для работы с данными условиями были разработаны конспекты, тематический план и этапы работы с устным творчеством детей.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - МУЛЬТФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021





