Введение 3
1 Теоретические и методические основы анализа и оценки
конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия и
необходимость ее повышения 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
общественного питания, и направления ее повышения 12
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Экспресс» 20
2.1 Общая характеристика исследуемого объекта и анализ экономической
деятельности 20
2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Экспресс» в исследуемом
периоде 31
3 Разработка и экономическое обоснование предложений по повышению
конкурентоспособности ООО «Экспресс» 41
3.1 Направления повышения конкурентоспособности ООО
«Экспресс» 41
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий и оценка
экономического эффекта от их внедрения 48
Заключение 55
Список литературы 59
Проблемы конкурентоспособности предприятий имеют не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Сегодня, в силу, в том числе и международных событий, в российской экономике складываются благоприятные условия, способствующие укреплению отечественных товаров на национальном рынке, вытеснению с него зарубежных аналогов и субститутов. Решающим фактором коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке является конкурентоспособность товаров и услуг, предоставляемых предприятиями.
Обеспечить конкурентоспособность предприятия можно при соблюдении следующих условий:
достижение конкурентного преимущества путем снижения издержек или дифференциации товаров;
определение сферы конкуренции или сегмента рынка, на котором будет выступать предприятие; выстраивание производственной цепочки и создание системы ценностей предприятия;
удержание как можно дольше конкурентного преимущества благодаря преимуществам более высокого порядка;
обеспечение наличия основных детерминантов конкурентного преимущества отрасли, в которой действует данное предприятие.
Проблема конкурентоспособности продукции имеет в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Объективным фактором, объясняющим, с одной стороны, многие глубинные причины имеющихся экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, и, с другой - причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, выступает качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия выпускать товары, обладающие высокими характеристиками качества, и вести борьбу (конкуренцию) за место на рынке с фирмами, выпускающими аналогичную продукцию.
В настоящее время потребители обращают пристальное внимание на показатели качества товаров и услуг. В силу этого именно качество продукции или услуги становится мощным фактором ее конкурентоспособности. Причем согласно международным стандартам под качеством понимается способность продукции или услуги удовлетворять не только обусловленные, но и предполагаемые потребности. Последнее является значимым фактором конкурентоспособности продукта.
Повышение качества продукции диалектически связано с ростом эффективности производства, продаж, повышением конкурентоспособности товара и, следовательно, предприятия в целом. В современных условиях качество продукции является неотъемлемой характеристикой ее конкурентоспособности и конкурентоспособности предприятия. Предприятие не сможет выйти на новый уровень развития без продукции высокого постоянно повышающегося качества.
Конкурентная ситуация на рынке общественного питания развивается с высокой долей динамизма, поэтому у заведений этой сферы существует необходимость в оперативном отслеживании конкурентных изменений на рынке на систематической основе. Только в данных условиях заведение сможет правильно дать оценку своим возможностям и преимуществам конкурентов, а также определить эффективную стратегию поведения, которая будет в первую очередь направлена на создание и поддержание собственного конкурентного преимущества. Учитывая данные обстоятельства, выбранная тема дипломной работы является весьма актуальной...
Проблемы конкурентоспособности предприятия имеют не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Разработка стратегии конкурентоспособности предприятия общественного питания предполагает четкое позиционирование предприятия в конкурентной среде; понимание маркетинговых целей всеми сотрудниками предприятия; использовании е маркетинга взаимодействия при работе с постоянными потребителями, т.к. в общественном питании эта категория составляет самую большую и самую выгодную группу.
ООО «Экспресс» - одно из множества предприятий общественного питания города Туапсе. Кафе «Гурман» является предприятием с полным производственным циклом, на котором выполняются все стадии технологического процесса приготовления пищи, организуются универсальные рабочие места.
Несмотря на снижение темпов роста прибыли, предприятие успешно функционирует на рынке услуг общественного питания и занимает определенную позицию в своем рыночном сегменте. Использование качественного сырья при изготовлении продукции, отлаженный процесс производства, оснащенность предприятия необходимыми основными и вспомогательными оборудованием создают основу для дальнейшего функционирования и увеличения прибыли предприятия.
В ходе реализации поставленных в исследовании задач, была проанализировано финансовое состояние ООО «Экспресс» за период с 2019 по 2021 гг. Следует отметить, что в структуре активов наибольшую часть составляют внеоборотные активы, которые представлены производственными основными фондами, что указывает на ориентацию предприятия на создание материальных условий для расширения основной деятельности кафе. Невысокая доля долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений свидетельствует об отсутствии отвлеченных средств от основной деятельности.
Уменьшение доли заемных средств в структуре пассивов кафе свидетельствует о снижении степени зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Следует отметить нормальную ликвидность баланса, т. е. высокую способность предприятия выполнять свои краткосрочные (текущие) обязательства. Финансовое состояние можно оценить как соответствующее нормальному уровню финансовой устойчивости.
При оценке конкурентоспособности предприятия общественного питания использовалась как качественная, так и количественная информация. Наиболее сильными позициями кафе «Гурман» являются: качество услуг, разнообразие меню и месторасположение ресторана. Более слабыми позициями, на которые необходимо обратить внимание, являются интерьер, репутация кафе, ценовая политика. Сравнительная оценка показала, что наиболее сильными позициями обладает кафе «Вареничная», который и является основным конкурентом.
Давая оценку месторасположению кафе «Гурман», большинство респондентов отметили удобство расположения и наличие парковочной зоны.
Укрепить свои позиции в конкурентной среде можно не только с помощью цены и качества, но и формируя фирменный стиль и положительный имидж. ООО «Экспресс» не обладает ярким имиджем, в зале расположена достаточно изношенная мебель, интерьер недостаточно интересен и привлекателен клиентам. Техническое оснащение производства также подвержено риску устаревания и износа. В связи с этим недостаточно полно используется мощность оборудования и техники, что замедляет процесс обслуживания клиентов, и влияет на качество приготовления блюд...
1. Архипова, Л. А. Организационное управление: руководство для экономистов / Л. А. Архипова, В. В. Кульба, С. А. Косяченко. - 2-е изд., стер. - М.: ЭКОНОМпресс, 2019. - 733 с.
2. Аграновский, Е. Д. Организация производственного питания: учеб. / Е. Д. Аграновский. - М.: Экономика, 2018. - 143 с.
3. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учеб. / Ф. Аналоуи, А. Карами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 400 с.
4. Аносова, М.М. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб. / М. М. Аносова, Л. С. Кучер. - М.: Экономика, 2019. - 215 с.
5. Белоусов, В.Л. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб, пособие / В. Л. Белоусов. - М.: «ЛФЭИ», 2020. - 322 с.
6. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб, пособие / Т. Б. Бердникова. - М.: ИНФРА -М, 2013.-215 с.
7. Бурцева, Т. А. Управление маркетингом: учеб, пособие / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О. А. Цень. - М.: Эксмо, 2019. - 271 с.
8. Васильев, С. С. Экономика общественного питания: учеб, пособие / С.С. Васильев. - М.: Экономика, 2020. - 234 с.
9. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учеб. / Л. С. Васильева, М. В. Петровская. - М.: КНОРУС, 2012.- 544 с.
10. Винокуров, В. А. Конкурентоспособность. Конкуренция: учеб, пособие / В. А. Винокуров, А. И. Наумов ; под общ. ред. В. А. Винокурова. - М.: МГУ,
2018. -280 с.
11. Герасимова, В. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в вопросах и ответах: учеб, пособие / В. А. Герасимова, И. Н. Чуев, Л. Н. Чечевицына. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2017. - 225 с.
12. Голубков, Е. П. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб, пособие / Е.
П. Голубков, М. М. Максимцев, Н. И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2018.-212 с.
13. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: учеб, пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2020. - 250 с.
14. Ермолович, Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия: учеб, пособие / Л. Л. Ермолович. - Мн.: БГЭУ, 2018. - 395 с.
15. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания: учеб, пособие / Т.В. Емельянова, В.П. Кравценко - Минск: Высшая школа, 2018. - 383 с...33