ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ 11
1.1. Психолого-педагогические особенности развития обучающихся старшего школьного
возраста 11
1.2. Влияние современных технологий на школьников 16
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ 21
2.1. Понятие Интернет-ресурса, их классификация 21
2.2. Возможности применения интернет-ресурсов на уроках истории 26
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 31
3.1. Электронные библиотеки 31
3.2. Виртуальные музеи 34
3.3. Карты и интернет-ресурсы 37
3.4. Видеофрагменты и интернет-ресурсы 40
3.5. Интернет-ресурсы, посвящённые сражениям второго этапа Великой Отечественной
войны - Коренному перелому 45
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» 49
4.1. Алгоритм работы преподавателя с интернет-ресурсами на уроках истории в старших
классах 50
4.2. Урок по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» в форме смешанной
модели обучения по Истории России с использованием интернет-ресурсов 57
4.3. Урок по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» в форме дистанционной модели обучения по Истории России с использованием интернет-ресурсов ..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 69
Приложение №1 73
Приложение №2 75
Приложение №3 76
Приложение №4 77
Приложение №5 77
Приложение №6 79
Актуальность проблемы. Вторая половина XX века - это постоянный рост научный открытий, неостановимая лавина технического прогресса серьёзно изменила и динамику жизни человека, что в свою очередь привело к росту потребностей в эффективном образовании и появлению новых методов его получения. К началу XXI века повысился уровень самостоятельности учебных заведений, а многообразие школ привело к тому, что система обучения претерпела существенные изменения. Сегодня на первый план выдвинулись задачи развития творческого потенциала человека, его познавательной активности, самостоятельности в обучении и формировании качеств, способствующих профессиональной мобильности высокого уровня в нашем быстро меняющимся мире.
Возникновением вопроса о модернизации современного образования, переходом его на инновационные рельсы сегодня никого не удивить, наоборот, это стало социальным заказом общества, которое уже сегодня выполняется в том или ином виде: через школьное, высшее или домашнее обучение.
Теперь трудно представить молодого человека не имеющего выхода в Сеть Интернет на постоянной основе: будь то использование различных мобильных устройств, ноутбуков, персональных компьютеров или планшетов. Информационные технологии пронизывают сегодня все сферы жизни нашего общества: уже сегодня с помощью локальных и глобальных сетей созданы центры обслуживания населения (Многофункциональные центры, порталы Государственных услуг, информационные порталы полиции, медицинских учреждений и многого другого), образовательные сайты и площадки, электронные библиотеки и музеи. Всё это - явления такого глобального процесса, который затронул и нашу страну, как информатизация общества, важной частью которого является информатизация образования.
В Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» были определены стратегические направления перехода России к информационному обществу, в котором большинству граждан созданы оптимальные условия для реализации прав и удовлетворения информационных потребностей на основе использования информационных ресурсов. Среди них одними из главных являются информатизация всей системы общего и специального образования; повышение роли квалификации, профессионализма и способности к творчеству. Дальнейшее развитие данной программы стало итогом того, что в декабре 2014 года Правительством РФ была утверждена «Концепция информатизации регионов», рассчитанная до 2018 года, программа которой в той или иной степени продолжается по сей день. Согласно ей, в фокусе развития ИКТ-решений в сфере образования в регионах оказались такие задачи, как дистанционная подача заявлений для зачисления в организации образования (от дошкольного до высшего), дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, развитие дистанционного обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями. Относительно к выше озвученному, стоит заметить соотношение заявленной темы нашей работы и актуальным вопросам современного образования.
Информационное общество, в котором мы сейчас живём, выдвигает ряд требований ко всем профессиям так или иначе оперирующими базами данных, находящимися в глобальной информационной системе - Сети Интернет. В соответствии с этим, современный образовательный стандарт (ФГОС) чётко прописывает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: «формирование и развитие компетенций в области использования информационнокоммуникационных технологий...».
Нельзя забывать и о том, что современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей, о чём уже было сказано выше. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. В данном случае информационно- коммуникативные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web- страниц) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках обучающихся.
В настоящее время уже стали появляться работы, изучающие вопрос использования интернет-ресурсов (шире: информационных технологий) при преподавании истории, обществознания и многих других предметов в рамках школьного образования. К сожалению, стоит констатировать тот факт, что проработка данных вопросов при изучении Великой Отечественной войны только начата и испытывает определённые трудности, которые, с каждой новой проблемой решаются, ответы находятся, но, как часто это бывает, возникают новые вопросы.
...
Информационно-коммуникационные технологии являются
инновационными в образовательной среде, их использование на уроках истории всё ещё находится на теоретико-методическом уровне развития. К такому выводу мы пришли, исходя из опыта поиска, анализа и структурирования интернет-ресурсов, которые можно использовать при изучении темы «Коренной перелом в Великой Отечественной войне». Слабая изученность данной проблемы вынудила нас искать новые решения при разработке уроков двух видов: традиционного и дистанционного.
В целом, можно сказать, что поиск необходимых нам интернет- ресурсов происходил в двух направлениях: первое, это электроннообразовательные ресурсы, образующие фундамент, основу разработки любого занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий и расширяющие возможности педагога своим функционалом; второе, это специализированные веб-ресурсы, направленные на конкретноисторические события, интересующие нас из-за выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью нашей работы, мы ставили именно исследование интернет- ресурсов на их пригодность к использованию как педагогом, так и, в итоге, обучающимися при изучении темы «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» - в результате, нами было проанализировано несколько десятков интернет-ресурсов и разработано занятие в двух моделях обучения, прошедшее апробацию, а значит цель была достигнута в полной мере. Безусловно, это лишь малая часть той работы, которую необходимо провести в рамках развития инновационного образования в Российской Федерации.
Проблемы, с которыми мы столкнулись на этапе разработки и апробации занятий можно разделить на три категории: первая категория - это бедность русского сегмента Сети Интернет на веб-ресурсы инновационного образования, слабая доступность уже существующих систем
(к примеру Российской электронной школы) и в частности тех, что связаны с интересующей нас исторической тематикой; вторая категория - это материальная ограниченность ресурсов самого образовательного учреждения, несмотря на Концепции по информатизации российских школ, этот процесс ещё только идёт, и можно сказать, что пройдена лишь половина пути на сегодняшний день - не каждый обучающийся имеет возможность использовать на своих компьютерах, телефонах или иных девайсах необходимое программное обеспечение, доступность же через школьные ресурсы тоже оставляет желать лучшего: бедность программного
обеспечения и техническое устаревание имеющихся персональных компьютеров и ноутбуков затрудняет работу в классе; третья категория касается общей информационной культуры педагога, качества получаемого в высших учебных заведениях образования именно информационного - коммуникационным способам преподавания, использования инновационных методов и технологий также оставляет желать лучшего: в первую очередь, мы столкнулись с тем, что теория и практика дистанционного образования почти не изучается, конечно, за исключением некоторых случаев.
Следует также сказать и о том, насколько эффективными оказались наши занятия по сравнению с традиционными, несмотря на все трудности, которые мы преодолели. Самое главное, это повышение включённости обучающихся в образовательный процесс: само использование на уроках истории информационно-коммуникационных технологий привлекало внимание и активизировало работу детей. В результате проведенной работы, можно сделать вывод о том, что использование интернет-ресурсов при изучении Коренного перелома в Великой Отечественной войне на уроках истории при грамотном применении предоставляет широкие возможности учителям. Используясь правильно, они становятся отличным средством улучшения качества образовательного процесса, прежде всего путем расширения «арсенала» различных средств, методик и приемов, доступных учителю. Однако не стоит полагаться на интернет, как на панацею в преодолении проблем школьного образования, в первую очередь он выступает скорее как источник новых средств и способов передачи информации и активизации заинтересованности обучающихся в образовательном процессе.
В совокупности, можно сделать вывод о том, что необходимо расширять поле исследовательской деятельности касательно использования интернет-ресурсов на уроках истории не только в теоретико-методической, но и, в первую очередь, практической части, что, безусловно, требует отдельного изучения данного вопроса.