ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОМИКСЫ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
РЕСУРС 9
1.1. Комикс в образовательной среде 9
1.2. Методика использования комиксов на уроках истории 11
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В
КОМИКСАХ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 21
2.1. Холокост в комиксе «Маус» Арта Шпигельмана 21
2.2. История США в комиксе Л.Гоника 23
2.3. У.Черчилль в комиксе "Эксмо" 28
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ НА ОСНОВЕ КОМИКСОВ
ДЛЯ УРОКОВ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 9 И 10 КЛАССАХ 32
3.1. Использование комиксов на уроках по всеобщей истории в 9 классе 32
3.2. Использование комиксов на уроках по всеобщей истории в 10 классе . 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Современный человек живет в эпоху массового, и избыточного потребления информации. Если раньше у человека было
достаточно времени для ее обработки, то теперь постоянное увеличение информации приводит к тому, что человек вынужден быстро получать и передавать информацию ограниченными порциями. В
постинформационном обществе человеку приходится развивать способность быстро реагировать и переключать внимание с одного источника информации на другой, чтобы быть не на периферии, а в центре событий.
Образовательный процесс должен учитывать потребности современности, основываться на восприятии мира подрастающим поколением. В современной культуре доминируют визуальные образы передачи информации, текстовые документы стали заменяться источниками с большим количеством графических изображений в виде пояснительных схем, картинок, ментальных карт, графических повествований, выполненных в юмористическом жанре. Воплощением основных принципов экранной культуры является комикс, представляющий собой меняющийся сюжет образов, напоминающий застывшие кинокадры.
Комикс (comic от англ. - веселый) - это графические рассказы, отражающие единство повествования и визуального действия. Комиксы всегда имеют сюжетную линию, которая представлена последовательной логической связью между эпизодами (кадрами, отдельными изображениями). Логическая связь связывает одно событие или одну проблему. Хотя комиксы воспринимаются как форма развлечения, они распространились и на образование.
В Америке и Европе комикс давно стал эффективным средством обучения, облегчающим работу учителя. Воспитательный потенциал комиксов впервые был использован в учебных заведениях США в 1930-х гг. В это время комиксы издавали американские компании Marvel и DC Comics. По оценкам, с 1935 по 1944 г. в Соединенных Штатах было опубликовано более ста публикаций, описывающих, как можно использовать комиксы для обучения детей. Сейчас в США есть специальные проекты по включению комиксов в школьную программу.
Комикс как дидактическое средство обеспечивает лучшее понимание и запоминание теоретического материала, поскольку в нем субъект получает информацию визуально разделенными фрагментами, что соответствует особенностям восприятия современного человека. Разбивка информации на фреймы позволяет сделать необходимые акценты на выявленных проблемах, акцентировать внимание на определенных идеях, событиях или явлениях, лучше понять их содержание.
Информация в комиксах эмоционально окрашена, воздействует на чувства читателя, апеллирует к его опыту. Жизненные ситуации часто воспроизводятся в комиксах, привлекательность которых помогает приблизить обучение к миру повседневности. Как правило, учащийся понимает смысл учебной деятельности, когда видит, как полученные знания можно применять в жизни.
...
Современный образовательный процесс и развитие технологий обучения предусматривают множество способов повышения мотивации к обучению в зависимости от личностных особенностей учащихся и их, внутренних и внешних мотивов. Наиболее интересны в этом плане активные методы обучения. Эти методы помогают разнообразить процесс обучения и повысить интерес учащихся к восприятию новой информации, чтобы в дальнейшем они попытались научиться чему-то сами.
Комиксы сочетают визуальное и словесное повествование и являются частью современной визуальной культуры. За время своего существования он стал привычной частью нашей повседневной жизни. Сейчас комиксы могут предложить читателю огромное разнообразие тем, жанров и стилей, поэтому человек любого возраста и интереса сможет найти для себя интересный вариант.
Предвзятое отношение некоторых людей к комиксу как к жанру чаще всего связано с неосведомленностью в этой теме и истинном значении термина комикс. Тот факт, что комиксы облегчают усвоение информации, не может на самом деле навредить умственному развитию читателя, но это отличный способ заинтересовать читателя темой, что, несомненно, может быть использовано для улучшения учебного процесса. Все зависит от качества комикса и его направленности.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Комиксы как образовательный ресурс и методика его использования на всеобщей истории для 9 и 10 классов выполняют свои функции источника информации по темам представленные в УМК, а именно тема «США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост» на основе комикса Ларри Гоника по истории США, и тема «Второй мировой войны». По двум учебникам и комиксам представлена информация по данным темам, при этом в очень обширном виде. Присутствуют имена, даты цели и деятельность событий.
2. Предлагаемые формы работы в комиксах и учебниках, не отличаются, напротив, для развития познавательного интереса показали как репрезентуется история западных стран и знаменитых исторических персоналий в комиксах по всеобщей истории на примере комиксов по всеобщей истории: Л. Гоника «История Соединенных Штатов», В. Дельма, Ф. Керсоди, К. Реньо, А. Каммарделла «Черчилль: биография в комиксах», А. Шпигельман «Маус ».
3. Таким образом, описанные педагогические условия организации учебного процесса с использованием комиксов на уроках по всеобщей истории в 9 -10 классах, в данном исследовании, стоит отметить, что содержание исторического образования в школе требует дополнительных технологий. Как показало данное исследование, комиксы, имеют больших возможностей и перспектив для реализации многообразного и эффективного изучения всеобщей истории в школе.
Таким образом: комикс - новый образовательный инструмент с новыми свойствами и новым воздействием на ребенка.
1. Авдеева Т.И., Высокое М.И., Зыкова С.И. Комикс как современная технология обучения // Современное педагогическое образование. 2020. №3. С.64-67.
2. Андреева Е.Е., Спатаев Д.С. Особенности комикса как наглядного средства обучения // Социологические, психологические и медикодемографические аспекты социализации молодежи. 2019. Т 2. С. 271-276.
3. Басел Ф. Культура комиксов в арабском мире, ее распространение и развитие // Технологии. Дизайн. Искусство. 2022. №1. С.236-241.
4. Богданова В. О. Дидактический потенциал комикса // Социум и власть.
1. № 6 (86). C. 79-87.
5. Галимьянова К. Р., Бочкарева Н. С. Интерпретация графического романа Мавила «Киндерланд» в методических разработках Германии и Польши // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. №2. С.69-73.
6. Грибан И.В., Зиннатуллина З.Р. Репрезентация истории мировых войн в комиксах: от трагичного до комичного // Политическая лингвистика.
2. №1 (97). С. 133-144.
7. Гущина А.С., Двинятина Ж.Р. Рассказы в картинках: комикс как актуальный способ репрезентации исторических событий // Санкт- Петербургский государственный университет. Астерион. 2020. №1. С.111124.
8. Ильинская С.Г. Человек манипулируемый (политическая нестабильность как ожидаемое следствие современных образовательных технологий) // Философская мысль. 2019. №11. С. 1-10.
9. Карасик О., Струков А. «Комикс о Холокосте: «Маус» А.Шпигельмана и «Приключение Кавалера и Клея» М. Чабона // Филология и культура. 2016. №3(45). С.101-105.
10. Кваккел Э. Комиксы средневековья: о чем говорят герои древних книг //
Теории и практики. 2023 [Электронный ресурс]. URL:
https://theoryandpractice.ru/posts/10213 -komiksy-srednekovya (дата обращения 16.01.2023).
11. Кондра Ю.М., Завада Е. Н. Формирование орфографической зоркости средствами предметов школьного курса // Научный журнал «IN SITU».
3. №2. С.37-42.
12. Лукиных Ю.В. Феномен комикса в контексте образовательного пространства // Russian Linguistic Bulletin. 2022. №4 (32). С.1-5.
13. Нидерман И.А., Купалов Г.С. Комикс как средство наглядности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. №3 (Т 13). С. 60-65.
14. Онкович Г. В., Онкович А. Д. Комикс как средство медиаобразования // Медиаобразование. 2016. №2. С. 52-60.
15. Поваров И. И. Использование комиксов при изучении вопросов культуры на уроках истории // История и политика в искусстве: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 24 апреля 2020 г. [Электронный ресурс]/ отв. ред. Е. С. Меер. Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. C.79-80.
... всего 29 источников