Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №170974

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Научные подходы к понятию самостоятельности 6
1.2. Возрастные особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Сюжетно-ролевая игра, как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Организация эмпирического исследования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Анализ результатов развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эмпирического исследования 31
2.3. Организация работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 34
2.4. Анализ эффективности проведенной работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 39
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Современные исследования свидетельствуют обо все чаще проявляющемся детском инфантилизме и синдроме беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности.
В настоящее время в общественном сознании закрепился собирательный образ индивида - это физически и психически здоровый, образованный, творческий человек, приобщенный как к общественному труду, так и к самостоятельному построению своей личной жизни, сферы ближайшего окружения, соразмерно с основополагающими нравственными и моральными принципами [46].
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности строятся еще в дошкольном возрасте. Исследования таких психологов, как А.В. Запорожца, А.А.Любанской, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Иванова, А.К. Осницкого, С.Н. Теплюк, Т.А. Марковой, К.П. Кузовковой, все они доказывают, что фундамент самостоятельности закладывается на границе старшего дошкольного и раннего школьного возраста, в этот период открываются благоприятные для развития условия [12].
Процесс формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей. Самыми прочными и ценными знаниями являются те, которые добыты самостоятельным путем. В психологии и педагогике рассматривается исследовательский подход к обучению. Данный подход построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира, определяемого как глубинная, внутренняя, врожденная биологическая потребность человека, которую необходимо поддерживать и развивать.
Помимо того, что сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста, в ней ребенок узнает новое, он учится передавать информацию, которую знает сам, так же обучаясь как воспринимать информацию, так и правильно ее доносить, но главным волнующей нас функцией игры является возможность ребенка самостоятельно выбирать и действовать по ходу сюжета.
Таким образом, данная тема является актуальной и интересна для изучения, ведь развитие самостоятельности очень трудоемкий, но важный процесс, который требует большего количества эффективных методов, как диагностики самостоятельности, так и ее развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить эффективность сюжетно-ролевой игры, как средства развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие самостоятельности через сюжетно- ролевые игры.
Гипотеза: предполагается, что самостоятельность детей старшего дошкольного возраста можно развивать с помощью специально организованных сюжетно-ролевых игр.
Задачи.
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование по проблеме развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать программу работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию самостоятельности через сюжетно-ролевую игру.
4. Провести анализ результатов проведенной работы, сформулировать выводы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен анализ научной литературы, рассмотрены разные методы диагностики, а так же проведено эмпирическое исследование.
На основе полученных данных можно говорить о том, что самостоятельность детей старшего дошкольного возраста является актуальной темой для изучения. Методики, которые используются для изучения данного аспекта, могут диагностировать лишь субъективное мнение родителя или педагога вследствие наблюдения за ребенком. По мере взросления ребенок осваивает все новые умения, то, что раньше не умел делать самостоятельно, становится ему по силам, что искажает полученные результаты. Таким образом диагностировать уровень самостоятельности дошкольника можно только по средствам диагностики других умений, которые в своей совокупности могут говорить о том, что ребенок является самостоятельным.
Самостоятельность в наше время имеет очень важную роль, с каждым годом влияние интернета и информации, получаемой ребенком, увеличивается в разы, важно научить ребенка самостоятельно выбирать, что для него является полезным, а что может принести вред. Ведь понятие самостоятельности не только об умении выполнить какое-либо действие без помощи взрослого, но и о том, как, и каким способом прийти к поставленной цели, о знаниях и умениях выполнения части плана, который он выстраивает перед выполнением самостоятельной деятельности.
Используя сюжетно-ролевую, которая является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте, ребенок может вступать в контакт со сверстниками, выстраивать взаимоотношения, совершать самостоятельный выбор в сюжете игры, а также нести ответственность за свой выбор, ведь каждое его действие в игровом сюжете несет некие последствия. Так же она развивает личность ребенка, его нравственные качества, обогащает его умения и опыт.
Показатели самостоятельности детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы изменились в лучшую сторону. В контрольной группе результаты улучшились на 4% в сравнении с показателями до проведенной работы, в экспериментальной - на 27%.
Благодаря, проведенной работе уровень развития самостоятельности повысился, что позволяет сделать вывод о том, что специально организованная сюжетно-ролевая игра, как средство развития самостоятельности имеет большую эффективность.


1. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр. Наука, образование, общество. 2015. № 4 (6). С. 38-52.
2. Андреева Н.А. Сборник материалов IX очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе труда. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». 2015. С 26-27.
3. Байрамов А.С. Актуальные психологические проблемы формирования личности. А.С. Байрамов. Баку. Азернешр. 2014. 190 с.
4. Блонский П.П. Дошкольный возраст. М., 2010. 119 с.
5. Болотникова О.П. Современные проблемы науки и образования. Тольятти. 2015. № 4. С 14-17.
6. Васильева Н. В. Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты. М.: Педагогика. 2018. 115 с.
7. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. 4-е издание. СПб.: Питер. 2009. 125 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс. 1996. 536 с.
9. Година Г.Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений. М.: Педагогика. 2015. С. 83-111.
10. Головина Е. С. Психология самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение. 2014. С. 53-69.
11. Гуськова Т. В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? Дошкольное воспитание. 1998. № 8. С. 65-69.
12. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок? // Дошкольное воспитание.1999. № 11. С. 60-64.
13. Гучанова А.С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой учёный. 2018. №40. C. 184-187.
14. Данилов М.А. Проблема воспитания самостоятельности учащихся. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань. 2017. 59 с.
15. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой учёный. 2016. №14. С. 536-537....(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ