ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Субъективное благополучие как предмет психолого-педагогических исследований 7
1.2. Теоретические подходы к пониманию психологической суверенности 16
1.3. Особенности проявлений психологической суверенности и субъективного благополучия детей подросткового возраста 22
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3. Методические рекомендации для педагогов по реализации психолого-педагогических условий по развитию психологической суверенности, сохранению и укреплению субъективного благополучия воспитанников
подросткового возраста 47
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
В настоящее время в педагогической и психологических сферах особое внимание уделяется психологическим аспектам здоровья личности. Приоритетной задачей как современной системы образования, так и системы социальной политики становится сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации и своевременное оказание психологической помощи и поддержки детям с целью гармоничного функционирования в обществе. К главной цели реализации профессиональной деятельности психологической службы относят обеспечение психологического здоровья, в том числе психологического благополучия, так как неустойчивый, быстро развивающийся мир приводит к формированию социально-психологических рисков, связанных со значительным снижением показателей здоровья, с появлением трудностей в развитии и социализации, деструктивных тенденций, влияющих на благополучие подростков [1].
Работа в рамках психологической службы имеет особую значимость не только для детей, получающих образование в образовательных учреждениях, но и для детей, находящихся в социальных центрах. Дети, проживающие в данных учреждениях, как правило, входят в группу риска и нуждаются в психолого-педагогической помощи. Говоря об образовательной важности, Центры социального обслуживания обеспечивают беспрерывность образовательного процесса, помогают несовершеннолетним осваивать программы обучения, улучшать академическую успеваемость.
В центрах социального обслуживания находятся несовершеннолетние, относящиеся к следующим категориям лиц: лица, находящиеся в социально опасном положении, лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, лица, оставшиеся без попечения законных представителей, реже - лица, нуждающиеся в кратковременной реабилитационной, социально-психологической помощи. Чаще всего, дети, проживающие в социальных центрах, поступают из семей, где условия их развития и содержания оцениваются как неблагополучные. Состояние детей имеет свои специфические особенности, отражающиеся в негативном эмоциональном состоянии, психической депривации, деструктивном поведении, усиливающиеся отрывом от привычной семейной обстановки, а также ограничением их психологического пространства.
Одной из задач подросткового возраста является обретение суверенности. В некотором смысле подростку важно отделить себя от окружающей среды, но в тоже время уметь развиваться со средой, идентифицировать себя с её субъектами, а также находиться в гармоничном взаимодействии. Изучение аспектов психологического здоровья позволит определить направленность психолого-педагогической помощи с целью развития суверенности.
Исходя из значимости данной темы, сформулированы цель и гипотеза исследования.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между психологической суверенностью и субъективным благополучием воспитанников подросткового возраста, находящихся в центре социального обслуживания.
Объект исследования: субъективное благополучие в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь психологической суверенности и субъективного благополучия воспитанников центра социального обслуживания подросткового возраста.
Гипотеза исследования: субъективное благополучие воспитанников центра социального обслуживания подросткового возраста связано с их психологической суверенностью....
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме взаимосвязи психологической суверенности и субъективного благополучия личности воспитанников подросткового возраста, находящихся в центре социального обслуживания.
На основе теоретического анализа было выявлено, что психологическая суверенность является способностью человека контролировать, защищать и развивать своё психологическое пространство с помощью субъектности и автономности. Суверенность психологического пространства подразумевает значимый для личности фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность, поведение и стратегию жизни. Состояние личных границ измеряется такими характеристиками как суверенность и депривированность. Суверенность отражает сохранность личных границ, а депривированность - нарушение границ личного пространства.
Психологическая суверенность включает в себя шесть измерений психологического пространства: суверенность физического тела, суверенность территории, суверенность мира вещей, суверенность временных привычек, суверенность социальных связей и суверенность ценностей.
Психологическая суверенность находит яркую выраженность проявлений в среднем подростковом возрасте, обусловленным пубертатным периодом, особенностями эмоционально й сферы, интимно-личностным общением со сверстниками, выступающим ведущим видом деятельности, психологическими новообразованиями.
Само же субъективное благополучие является многофакторным конструктом, выражающимся в состоянии удовлетворённости, соотношении положительных и отрицательных эмоций, в способности оценивать свои ощущения и состояние в целом. В исследовательской работе мы используем модель психологического благополучия, разработанную К. Рифф. В рамках данной модели субъективное благополучие личности состоит из шести параметров: самопринятие, позитивные отношения с людьми, автономность, управление окружением, цели в жизни и личностный рост.
Эмпирическое исследование взаимосвязи психологической суверенности и субъективного благополучия детей среднего подросткового возраста проведено на базе одного центра социального обслуживания г. Красноярска. В соответствии с поставленной проблемой исследовательской работы подобраны методики, проанализированы и обобщены полученные результаты.
По результатам исследования психологической суверенности воспитанников подросткового возраста было выявлено, что у большинства подростков преобладает травмированность психологического пространства, что указывает на депривацию и нарушение личных границ. Более выраженными показателями суверенности психологического пространства являются суверенность физического тела, территории, суверенность ценностей, суверенность социальных связей.
Изучение субъективного благополучия по адаптированной модели К. Рифф показало, что половина подростков от выборки исследования обладает высоким уровнем психологического благополучия, у части воспитанников сохраняется низкий уровень благополучия, менее выражен средний показатель. Преобладающими компонентами субъективного благополучия с наивысшими значениями выступают: личностный рост, взаимодействие с окружающей средой и жизненные цели.
Взаимосвязь психологической суверенности и субъективного благополучия воспитанников определена с помощью корреляционного анализа Ч.Э. Спирмена. По результатам исследования общий уровень психологического благополучия подростков имеет прямую сильную связь с показателями суверенности психологического пространства.
Суверенность физического тела имеет высокую прямую связь с такими структурными компонентами благополучия как самостоятельность, самопринятие и позитивные отношения с окружающими людьми. Также выявлена заметная прямая связь с личностным ростом подростков и субъектным взаимодействием с окружающей средой. Суверенность территориальных границ и мира вещей имеет высокую прямую связь с личностным ростом подростков. Сильная прямая связь наблюдается между суверенностью привычек, самопринятием и самостоятельностью воспитанников. Значимая связь прослеживается и с личностным ростом подростков. Суверенность социальных связей и ценностей не имеет значимой корреляционной связи с субъективным благополучием....
1. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287411(дата обращения: 15.05.2023).
2. Преамбула устава Всемирной организации здравоохранения от 22.07.1946 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/ustav_voz(дата обращения: 15.05.2023).
3. Берзин Б.Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования науки и культуры. 2018. Т. 24. № 4. С. 74-81.
4. Бисингалиева Ж.А. Исследование взаимосвязи психологических границ и суверенности психологического пространства // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 1-6.
5. Валиева А.Р. Исследования Э. Холла о проксемике // Материалы X Международной научно-практической конференции «Наука XXI: Актуальные направления развития» (г. Самара, 10 февраля 2021 г.). Самара: Самарский государственный экономический университет, 2021. № 1. С. 104-108.
6. Весна Е.Б., Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 2. С. 31-41.
7. Винникотт Д. Игра в реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 208 с.
8. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142-147.
9. Груздева О.В., Вербианова О.М. Психология развития (Возрастная): учебно-методическое пособие. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. 182 с.
10. Гусельцева М.С. «Жизненное пространство» в контексте психологии повседневности: к 130-летию Курта Левина // Вестник Санкт- Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. № 1. С. 8-23.
11. Данилова М.В., Рыкман Л.В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 40-50.
12. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности как феномен // Гуманизация образования. 2022. № 4. С. 35-43.
13. Дыня А.О. Исследовательская традиция изучения феномена социальной дистанции в социальном знании // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 1. С. 83-94.
14. Журавлев А.Л. Социально-психологическое пространство личности. М.: Институт психологии РАН, 2012. 494 с.
15. Идобаева О.А. К вопросу о психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 7. С. 93-100....(39)