Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА И ЕГО ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К МЕТАКОММУНИКАТИВНЫМ ПОСЛАНИЯМ КЛИЕНТА

Работа №122372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ КОНСУЛЬТАНТА В СВЯЗИ С ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К МЕТАКОММУНИКАТИВНЫМ ПОСЛАНИЯМ КЛИЕНТА 10
1.1. Психологические границы личности человека 10
1.1.1. Общее представление о границах личности 10
1.1.2. Функции психологических границ личности 13
1.1.3. Исследование психологических границ личности 18
1.1.4. Границы личности в консультировании 21
1.2. Метакоммуникация как особый вид человеческого общения 25
1.2.1. Определение понятий коммуникации и метакоммуникации 25
1.2.2. Метакоммуникативные послания в процессе психологического консультирования 32
1.2.3. Сложности исследования феномена метакоммуникации 35
Выводы по главе 39
ГЛАВА 2. ДИЗАЙН ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. Организация исследования 40
2.2. Методы исследования 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 48
3.1. Сравнительный анализ личностных особенностей и чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента у консультантов с различной проницаемостью психологических границ 48
3.2. Анализ взаимосвязи психологических границ личности консультанта и его личностных особенностей, а также чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента 58
ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71


Актуальность исследования. По мнению целого ряда исследователей, современные психологические исследования в настоящее время должны быть направлены не столько на поиск новых феноменов, факторов и закономерностей психической жизни человека, сколько на более глубокое, под новым углом зрения, познание уже существующего в науке [5].
Согласно анализу имеющихся научных исследований по проблемам развития личности можно сделать вывод, что, с одной стороны, интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе предъявляет особые требования к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека. С другой стороны, еще не нашел своего полного разрешения ряд вопросов, затрагивающих различные аспекты интерперсонального взаимодействия в системе «Человек-Человек». Одним из механизмов такого взаимодействия выступает метакоммуникация, как паттерн интра- и интерпсихических действий, направленных на собственное Я и на фигуру значимого Другого, призванных дополнить дефицитарную самоценность и обеспечить подконтрольность симбиотической эмоциональной связи.
Особый интерес данный вопрос принимает в рамках психологического консультирования, в аспекте проблемы подготовки консультантов, поскольку именно благодаря чувствительности к метакоммуникационным (далее – МК) посланиям клиента специалист может оказать ему наиболее эффективную психологическую помощь.
С данной проблемой тесно связан вопрос психологических границ консультанта и его способности и готовности «встретиться» с эмоциональным миром другого человека. Таким образом, актуальной проблемой становится также исследование психологического пространства и возможностей изменения его границ в контексте психологического консультирования.
Постановка проблемы исследования психологических границ в отечественной психологии осуществляется в рамках рассмотрения внешних и внутренних границ как диаметрально противоположных по целям, направлению и механизмам развития.
Рассмотрение понятия «психологические границы» как гармоничного целого подразумевает их динамику по горизонтали (смещение от внешних барьеров к внутренним и обратно) и по вертикали (осознание своей индивидуальности и своего места в мире) [7].
В зарубежных исследованиях границы психологического пространства выступают действенным фактором в становлении личности и ее самореализации, определяют поле возможностей и потребностей человека, его образ Я, Я-концепцию; включенные в социальные нормы и правила способствуют социально-психологической адаптации личности.
В данной работе под психологическими границами личности будем понимать совокупность характеристик (личностных, ментальных, и эмоциональных) уникального индивида, которые определяют принципиальные различия между «Я», моим пространством и «Другим», его пространством[56].
С.К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство как субъективно значимый фрагмент бытия, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает в себя комплекс явлений, с которыми человек себя отождествляет. Значимыми эти явления становятся благодаря обладанию личностным смыслом. Оно является «суверенным, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным — если ему приходилось переживать бессилие в попытке отстоять границы личности и разрушенным — если деструктивные влияния имели тотальный характер» [32].
Таким образом, проблема чувствительности консультанта к метакоммуникативным посланиям клиента и её связи с психологическими границами его личности является крайне актуальной для исследования и представляет интерес как для теоретической, так и для эмпирической психологии. На основании данной проблемы были сформулированы цели и задачи исследования.
Цель: изучить взаимосвязь психологических границ личности консультанта сего чувствительностью к метакоммуникативным посланиям клиента.
Объект исследования: психологические границы личности консультанта.
Предмет исследования: взаимосвязь психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты понятия границ личности человека и их значение в процессе психологического консультирования;
2. Проанализировать теоретические подходы к изучению процесса коммуникации и феномена метакоммуникации в процессе психологического консультирования;
3. Выявить уровень проницаемости психологических границ личности консультантов;
4. Исследовать уровень чувствительности (распознавания) консультантов к метакоммуникативным посланиям клиента;
5. Сравнить чувствительность консультантов с разным уровнем проницаемости психологических границ к метакоммуникативным посланиям клиента;
6. Проанализировать взаимосвязь психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента.
Гипотезы исследования:
1. Консультанты с высоко проницаемыми границами личности будут более чувствительны (лучше распознавать) к восприятию метакоммуникативных посланий клиента, чем консультанты с низкой проницаемостью границ.
2. Консультанты с высокой проницаемостью границ личности будут обладать более низкой суверенностью психологического пространства, чем респонденты с низкой проницаемостью границ.
3. Респонденты с высокой проницаемостью границ личности будут характеризоваться более высоким уровнем эмоциональности, экстраверсии и привязанности, чем респонденты с низкой проницаемостью границ.
Методы и методики исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов исследования нами использовались метод анализа психологической литературы, тестирование и опрос. Для количественного анализа полученных данных использовались методы математической статистики.
Был подобран следующий диагностический инструментарий для исследования психологических границ и личностных свойств:
1. Опросник «Психологические границы» Э. Хартмана;
2. Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер;
3. Пятифакторный личностный опросник («Big5»)(Р. МакКрае, П. Коста);
4. Для исследования чувствительности консультанта к восприятию истинных метакоммуникативных посланий клиента: Видеофрагменты психологических консультаций, в которых клиент обращается за помощью к психологу – консультанту;
5. Анкета.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка использованной литературы (57 наименований) и 4 приложений. Общий объем диссертации составил 70 машинописных страниц. Работа иллюстрирована 6 Рисунками и 8 Таблицами.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было проведено исследование взаимосвязи психологических границ личности консультанта с его чувствительностью к метакоммуникативным посланиям клиента.
В ходе исследования были выполнены поставленные теоретические задачи: изучены теоретические аспекты понятия границ личности человека и их значение в процессе психологического консультирования; проанализированы теоретические подходы к изучению процесса коммуникации и феномена метакоммуникации в процессе психологического консультирования. Также были выполнены и эмпирические задачи: выявлен уровень проницаемости психологических границ личности консультантов; исследован уровень чувствительности (распознавания) консультантов к метакоммуникативным посланиям клиента; проведён сравнительный анализ чувствительности консультантов с разным уровнем проницаемости психологических границ к метакоммуникативным посланиям клиента; проанализирована взаимосвязь психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента.
В качестве методов исследования нами использовались метод анализа психологической литературы, тестирование и опрос. Для количественного анализа полученных данных использовались методы математической статистики.
В ходе разработки дизайна исследования нами был подобран диагностический инструментарий для исследования психологических границ и личностных свойств.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Гипотеза о том, что консультанты с высоко проницаемыми границами личности будут более чувствительны к восприятию метакоммуникативных посланий клиента, чем консультанты с низкой проницаемостью границ, подтвердилась.
Гипотеза о том, что консультанты с высокой проницаемостью границ личности будут обладать более низкой суверенностью психологического пространства, чем респонденты с низкой проницаемостью границ, подтвердилась.
Гипотеза о том, что респонденты с высокой проницаемостью границ личности будут характеризоваться более высоким уровнем эмоциональности, экстраверсии и привязанности, чем респонденты с низкой проницаемостью границ, подтвердилась частично.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены новые особенности проявления границ личности консультанта в консультационном процессе, обнаружены ранее неисследованные взаимосвязи проницаемости психологических границ личности консультанта и его чувствительности к метакоммуникативным посланиям клиента.
Полученные данные могут использоваться для обучения психологов-консультантов, а также самими консультантами с целью повышения эффективности их работы.



1. Арюхина Е.Н. Метакоммуникативные высказывания, управляющие содержательной стороной диалога // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. №1.
2. Беляева И.Н. Особенности коммуникативного поведения и личностных характеристик специалистов по продажам в зависимости от уровня успешности / И. Н. Беляева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - №10. - С. 76-90.
3. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. /Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. 2004. С.133–148.
4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., 1996. – 345 с.
5. Буравцова Н.В. Взаимосвязь психологического пространства личности и эмпатии студентов-педагогов и психологов // КПЖ. 2009. №9-10. С. 89-97.
6. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д.Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. — 320 с.
7. Володина Ю.А. Проблема определения границ психологического пространства личности // Вестник БГУ. – 2010. – №1. – c. 136-141.
8. Гавра Д. Основы теории коммуникации / Д. Гавра. – Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – Спб: Питер, 2011. – 288 с.
9. Ганцева Е.И. Подходы к определению границ личности в логико-философских исследованиях [Текст] / Е. И. Ганцева // Журнал практического психолога. – 2015. – № 4: Специальный выпуск: Психологические пространства и границы. – С. 5-8.
10. Ганцева Е.И. Психоаналитические подходы к пониманию психологических границ личности [Текст] / Е. И. Ганцева // Журнал практического психолога. – 2015. – № 4: Специальный выпуск: Психологические пространства и границы. – С. 9-13.
11. Гуревич Л.С. Метакоммуникативные предикаты, их семантика и прагматика // Вестник ЗабГУ. 2008. №5.
12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [электронный ресурс] // URL.: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-13453.htm (дата обращения 20.01.18)
13. Дубровская Т.В. О роли метакоммуникативных средств в речи английского судьи // Известия ВГПУ. 2008. №7.
14. Дубровченко Е.М. К вопросу о метакоммуникации в современном мире // Русский язык. Литература. Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом: I Междунар. науч.-практ. интернет-конф., Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Филол. ф-т, 5-12 октября, 23 ноября - 7 декабря 2009 г.: тр. и м-лы / Сост. А. Н. Богомолов, Л. А. Дунаева. - М.: МГУ, 2010. - С. 305-310.
15. Дубровченко Е.М. Роль метакоммуникативных речевых действий впроцессе говорения / Е.М. Дубровченко // Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика». – 2010. – №1.
16. Ефимкина Р.П. В переводе с марсианского. Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании и психотерапии. –СПБ.: Речь, 2006. – 288 с.
17. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, – 256 с.
18. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. –СПб: Питер, 2002. – 960 с.
19. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: учебное пособие. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 464 с.
20. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. – М.: Класс. – 1993. – 160 с.
21. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [электронный ресурс] // URL.: http://www.twirpx.com/file/768830/ (дата обращения 27.01.18)
22. Леви Т.С., Краснова О.В. Взаимосвязь психологической границы и самосознания личности на примере подросткового возраста // Знание. Понимание. Умение. 2013. №4.
23. Леви Т.С. Психологическая граница как телесный феномен / Т.С. Леви // Бюллетень АТОП. – 2007. – № 9. – С. 51-68.
24. Леонтьев Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2007.
25. Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А., Рягузова А.В. Понятие психологических границ: от Курта Левина до современности // Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 11(68) – С. 8 – 11.
26. Ломова М.В. Видимые и невидимые пространства взаимодействия в диаде аналитик—клиент и их измерения // Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – № 1(72) – С. 83 – 105.
27. Лэнгс Р. Рабочая книга психотерапевта. Бессознательные аспекты общения и их понимание. – М.: Эксмо. – 2003. – 192 с.
28. Малер, М. Психологическое рождение человеческого младенца / М. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман. – М.: Когито-Центр, 2011. – 416 с.
29. Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. № 3. С.59.
30. Матьяш О.И., Погольша В.М, Казаринова Н.ВБиби., С., Зарицкая Ж.В., Межличностная коммуникация: теория и жизнь. – Спб.: Речь, 2011. – 560 с.
31. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография. — М.: Прометей, 2005. — 312 с.
32. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 2003. – No 6. – С. 27-36.
33. Национальная экономическая энциклопедия [электронный ресурс] // URL.: http://vocable.ru/termin/metakommunikacija.html (дата обращения 22.03.18)
34. Огден Т. Мечтание и интерпретация: Ощущая человеческое / Перев. с англ. А.Ф. Ускова. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 160 с.
35. Остапенко Д. И. К трактовке понятия «Метакоммуникация» // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. №1.
36. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.
37. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии / Ф.Перлз; Отв. ред. М.В.Тресвятский; Пер. М.П. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 480с.
38. Пивненк Т.В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13/ Т.В.Пивненко – М.: МГППУ, 2008.
39. Психология от А до Я: словарь-справочник [электронный ресурс] // URL.: http://vocabulary.ru/termin/metakommunikacija.html#item-18478 (дата обращения 20.02.18)
40. Рягузова Е.В. Виды и функции границ в психологических исследованиях // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. №1.
41. Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. – М.: Смысл, 2015. – 895 с.
42. Толковый словарь по социологии [электронный ресурс] // URL.: http://sociology_dictionary.academic.ru/4362 (дата обращения 27.01.18)
43. Толковый словарь русского языка [электронный ресурс] // URL.: http://www.vedu.ru/expdic/12619/ (дата обращения 27.01.18)
44. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы рациональности и свободы. – СПб, 2002.
45. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. 368 с.
46. Черничкина Е.К. Научающая коммуникация как коммуникативная метадеятельность // Известия ВГПУ. 2006. №3.
47. Шамов В.А., Дмитриева Т.В. Основы группового анализа: учебно-методическое пособи – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2009 – 80 с.
48. Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «границы я» Н. Браун // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4 (16). – С. 167 – 173.
49. Шамшикова О.А., Волхова В.И.Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «психологические границы личности» Э. Хартманна // Мир науки, культуры, образования. – 2013 – № 5 (42). – С. 243 – 248.
50. Шамшикова О.А. Анализ топологических категорий психологического пространства человека в отечественной и зарубежной психологии / О.А. Шамшикова, Е.О. Шамшикова // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: Материалы Всеросс. н.-практ. конф., посвященной 80-летию доктора психологических наук В.Г. Леонтьева / Под ред. Н.Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – С. 251-263.
51. Шаповал И.А. Функции и дисфункции границ Я: эффекты самоорганизации и самодезорганизации системы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2016. Том 5. № 1. C. 19–32. doi: 10.17759/psyclin.2016050102
52. Щукина Ю.В., Сахарова Н.А. Феномен «Психологические границы личности в психологии» // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». № 3, 2014. – С. 1-9.
53. Bateson G. Information and codification: a philosophical approach / G. Bateson // Ruesch J., Bateson G. Communication: the social matrix of psychiatry. – New Brunswick: Transaction Publishers, 2009. – P. 168-211.
54. Bion W.R. Attacks on Linking .Int. J. Psycho-Anal., 1959. :308-315
55. Hartmann E. Boundaries of dreams, boundaries of dreamers: thin and thick boundaries as a new personality measure // Psychiatry Journal of University of Ottawa. – 1989. – № 14(4) – Pp. 557 – 560.
56. Hartmann E. The Concept of Boundaries in Counselling and Psychotherapy // British Journal of Guidance and Counselling. – 1997. – Vol.25. – № 2. – Pp. 147 – 162.
57. Hartmann, E., Harrison, R., Zborowski, M. Boundaries in the Mind: Past Research and Future Directions. North American Journal of Pyshcology. 2001. 347-368.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ