ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ 9
1.1. Психологические особенности детей старшего подросткового
возраста с умственной отсталостью легкой степени 9
1.2. Социальная адаптированность: сущность, критерии 14
1.3. Программа развития социальной адаптированности старших
подростков с умственной отсталостью легкой степени «Я в большом мире» 21
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ 42
2.1. Методики и организация исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития социальной
адаптированности старших подростков с умственной отсталостью легкой степени на этапе констатирующего эксперимента 54
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования уровня
развития социальной адаптированности старших подростков с умственной отсталостью легкой степени констатирующего и контрольного этапов эксперимента 65
Выводы по Главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Приложение А 87
Приложение Б 88
Приложение В 90
Приложение Г 92
Приложение Д 93
Проблема развития социальной адаптированности детей с умственной отсталостью имеет глубокие исторические корни.
Врачи, педагоги прошлого всегда уделяли большое внимание воспитанию у умственно отсталых детей полезных привычек, способствующих обеспечению их жизненно необходимыми умениями и навыками, которые помогут им стать полноценными членами общества (В.П. Кащенко).
Положение о том, что развитие детей с умственной отсталостью подчиняется общим законам психического развития детей, разработанное Л.С. Выготским было подтверждено в исследованиях педагогов, психологов и клиницистов (И.Г. Еременко, Б.В. Зейгарник, М.С. Певзнер,
С.Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф и др.).
Под воздействием психолого-педагогического воздействия
формируются знания и совершенствуется интеллектуальная деятельность, повышается эффективность социальной адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта.
Отечественные врачи и педагоги (А.П. Граборов, В.П. Кащенко) высказывались о необходимости обучения детей с умственной отсталостью жизненно важным делам, домоводству, рукоделию, кулинарии. Однако эти попытки решения проблемы остаются актуальными и в настоящее время.
Умственная отсталость отличается большой вариабельностью выраженности клинических проявлений и, соответственно, разными возможностями адаптации, однако в подавляющем большинстве случаев (около 85%) представлена лёгкой степенью (F70 по МКБ-10), при которой возможно освоение упрощенной программы общеобразовательной школы и простейших трудовых навыков с получением начального профессионального образования. Однако в последующем по полученным специальностям работает ограниченное количество лиц с данным расстройством, а
большинство остаётся вне активной позитивной социальной деятельности, что свидетельствует о низком уровне их адаптации.
В современных условиях проблема развития социальной адаптированности старших подростков с умственной отсталостью становится проблематичной, поскольку в школах не достаточно разработаны организационные и экономические программы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников с умственной отсталостью. Проблема актуальна и потому, что в настоящее время имеется отчетливая тенденция к социальной интеграции детей с умственной отсталостью. Инклюзивное образование обеспечивает обучение детей
с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательных организациях в одних классах с детьми с нормой развития и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Есть все основания полагать, что социальная адаптированность умственно отсталых подростков во многом зависит от физического здоровья, психических и личностных особенностей и развития условий социальной среды.
В современных условиях жизни общества подготовка к социальной адаптации умственно отсталых подростков приобретает важнейшее значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество.
С сентября 2016 года начал свою реализацию федеральный
государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599. Во ФГОС О УО (ИН) указано, что к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся: выделение
пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; введение 5
учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира; овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой; возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации, постепенное расширение
образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
...
Создание условий для развития социальной адаптированности детей с умственной отсталостью - одна из значимых задач современной школы. В новых условиях, когда такие дети должны посещать общеобразовательные школы и обучаться в одних классах с детьми с нормой развития, для работы с особенными детьми требуется новый подход. С одной стороны, он должен обеспечивать интеллектуальное развитие в зоне возможностей ребенка. Также, должны учитываться особенности здоровья. Эти условия делают невозможными создание не индивидуальных программ. Работа с каждым ребенком должна проводиться в подходящем ему темпе. Приемы, используемые с одним подростком, с высокой вероятностью могут не подойти другому.
К сожалению, часто работа с такими детьми сосредотачивается на усвоении учебной программы, смещая фокус с других немаловажных задач, таких, как социальная адаптированность и трудовое обучение.
Таким детям особенно необходима помощь в вышеуказанных вопросах. Чаще других они сталкиваются с проблемой получения специальности. Это влечет за собой невозможность обеспечить себя в зрелом возрасте. Также социально неадаптированный ребенок не может в целом самостоятельно жить в обществе и выполнять элементарные бытовые действия.
Однако на сегодняшний день педагогика и психология находятся на том этапе развития, когда мы можем обеспечить этим детям будущее, в котором они смогут не только обслуживать себя, но и приносить пользу обществу.
В старшем подростковом возрасте особенно важно обеспечить взаимодействие ребенка с обществом. Ребенок, при должной работе с ним, уже в состоянии понять общие правила, по которым живет общество и окружающие его люди. Старший подросток достаточно взрослый, чтобы 77
выбрать и начинать осваивать специальность. Безусловно, этот выбор делается с помощью педагогов и родителей: пристраивается маршрут и выбирается наиболее интересная деятельность, в которой ребенок проявляет успехи.
Программы развития социальной адаптированности старших подростков с умственной отсталостью легкой степени, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную работу обучающегося с собой, семьей, обществом и ориентироваться именно на проблемы, которые актуальны для конкретно взятой группы детей. При этом чрезвычайно важна общая целостность образовательного и воспитательного процессов школы и семьи с четко определенными задачами.
Программа «Я в большом мире» создана с учетом актуальных проблем для конкретной группы детей. Она рассчитана на развитие таких аспектов социальной адаптированности старших подростков с умственной отсталостью легкой степени, как: развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; развитие навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие готовности к самостоятельной жизни; развитие навыков социального взаимодействия с одноклассниками, развить умение выражения собственного мнения, развить мотивацию к проявлению общественной активности; повысить заинтересованность учебными занятиями.
Таким образом, повышение уровня социальной адаптированности обучающихся, связано с интересными для подростков упражнениями, имеющими ориентацию на различные каналы восприятия, а также с актуальными для них темами и возможностью, хоть и под руководством взрослых, самостоятельно решить представленную проблему. Также 78
весомым вкладом является работа в группе. Благодаря этому обучающиеся учатся взаимодействовать не только в система диалога, но и со всей группой одновременно. Также благодаря групповой работе происходит лучшее усвоение социальных норм и правил.
1. Примерная адаптированная общая образовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] // Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы. URL: http: //www.apkpro .ru/Primernie_adaptirovanie_osnovnie_programi .html (дата
обращения: 17.09.2018)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2018 г. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://zakonbase.ru/content/base/282380 (дата обращения: 15.09.2018)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
[Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.09.2018)
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС., 2003. 272 с.
5. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М., 1990. 180 с.
6. Архипова Д.А. К проблеме социальной адаптации детей-сирот с ОВЗ // Научное сообщество студентов: материалы X Междунар. студенч. науч- практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 100-102.
7. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии : Дис. канд. псих. наук. Москва, 1986. 145 с.
8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. 334 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. 256 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1978. 278 с.
11. Божович Л.И. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995. 87 с.
12. Быков Д.А. Опыт создания реабилитационного комплекса для детей с ограниченными возможностями // Педагогика, 2007. № 6. С. 27-31.
13. Вершинина Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров. Новосибирск, 1979. 354 с.
14. Волкова О.И. Если ребенок не такой, как другие... Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 1997. 340 с.
15. Выготский Л.С. Собр. сочинений: В 6 т. Т.5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 489 с.
... всего 72 источника