Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся на уроке истории

Работа №170809

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Теоретический анализ проблемы социализации личности в психолого­педагогической литературе 8
1.2. Условия социализации подростка в основой школе 16
1.3. Нетрадиционные виды урочной деятельности и их роль в социализации
подростков 30
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ 38
2.1. Диагностика социализированности личности подростков 38
2.2. Организация нетрадиционных уроков истории, направленных на
социализацию подростков 49
2.3. Определение результативности нетрадиционных уроков истории в
социализации подростков 53
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Актуальность исследования. Изучение проблемы социализации школьников обусловлено современными тенденциями социокультурной ситуации в России и определяется рядом факторов: растущим темпом развития общества, усложнением социальной среды, обилием противоречивой информации, изменением характера взаимодействия субъектов образования, снижением воспитательного потенциала семьи. Существенно меняются акценты в плане расширения самого образовательного пространства, демонстрирующего противоречивую внутреннюю динамику. Предъявляются высокие требования к участникам образовательного процесса. При этом повышается уровень ответственности его непосредственных участников (педагогов, обучаемых, родителей, социальных партнеров).
Сущность социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как усвоение, активное воспроизводство, изменение отношения, осознание, включение в социальную группу, саморазвитие и самореализация. Социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое индивидом в деятельности качество жизни, составляет основу становления человека как личности. Образование по-прежнему выступает одной из магистральных форм контролируемого развития, во многом определяющих настоящее и будущее индивида и общества в целом.
Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», система образования в части содержания, методов и технологий обучения должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности [45].
В соответствии с положениями статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (овладение основами наук, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) [56].
Важную роль в достижении обозначенной задачи играет учебный предмет «История», который Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, вступившим в силу с 16 июля 2021 года, отнесен к предметной области «Общественно-научные предметы» [46].
Изучение общественно-научных предметов играет важную роль в социализации школьников, поскольку способствует формированию у них адекватного восприятия окружающего мира. Преподавание истории, содержание которой отражает основы исторической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения событий, явлений, процессов, обладает значительным потенциалом для достижения целей социализации учеников на всех уровнях школьного обучения.
В современных образовательных реалиях у обучающихся наметилась четкая тенденция снижения мотивации к изучению школьного курса истории. Концепция преподавания учебного курса «История России» объясняет этот факт крайне низкой востребованностью предмета при поступлении в отечественные ВУЗы, нежеланием многих школьников расширять свой кругозор [21].
К снижению познавательного интереса к изучению истории приводит факт уменьшения количества часов на изучение предмета при сохранении большого объема содержания, что вызывает затруднения при обучении. Однако, важнейшей причиной снижения мотивации к изучению школьного курса истории выступает явное преобладание традиционных методов обучения.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Это процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных способов организации учебного процесса. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллект и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной - компетентной - личности требуется обновление арсенала педагогических технологий и методов обучения. На первый план выходят нетрадиционные формы уроков, которые позволяют учителю истории на каждом уроке организовать учебно-познавательную самостоятельную деятельность. При применении проблемного обучения, поисковой деятельности, межпредметных и
внутрипредметных связей, опорных сигналов, интерактивных игр в процессе изучения истории эффективность урока увеличивается. Нетрадиционные формы уроков способны заинтересовать школьников, стимулировать их к самостоятельному, изучению окружающего исторического пространства.
Объект исследования: социализация личности (формирование личностных ценностей, способность к командным видам работы).
Предмет исследования: социализация школьника и приемы ее формирования на нетрадиционных уроках истории и обществознания.
Гипотеза исследования: процесс социализации обучающихся на уроке истории будет более эффективным, за счет создания благоприятных условий для развития коммуникативных навыков, сотрудничества и самостоятельности если реализовать следующее:
1. В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении — от рутины и формализма.
2. Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.
3. Развивать отношения взаимопонимания.
4. Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
5. Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлечённость.
6. Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Цель исследования: Изучить влияние использования нетрадиционных форм урока на социализацию учащихся
В работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать проблемы социализации личности в психолого­педагогической литературе.
2. Охарактеризовать условия социализации подростка в основой школе.
3. Изучить нетрадиционные виды урочной деятельности и их роль в социализации подростков.
4. Подобрать методики и провести диагностику социализированности личности подростков.
Методологической основой исследования являлись концептуальные положения психолого-педагогических теорий:
• теоретические основы педагогического образования (И.Я. Лернер1, А.К. Маркова2, В.А. Сластенин3 и др.);
• концепция личностно-ориентированного гуманистического подхода к обучению и развитию (Н.В. Борисова4, А.В. Петровский5, В.В. Сериков6, И.С. Якиманская7 и др.);
• теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Бударный, Т.Д. Глейзер, А.Ж. Жафяров, Е.А. Жеребятьева и др.);
• положения теории и методики обучения истории (А.В. Баглай, А.Н. Карамышева, И.А. Коробецкий, Е.А. Корогодина, Г. В. Ледников и др.);
• идеи нетрадиционного обучения, широко используемые в современных педагогических технологиях: технологии проектной деятельности (И.Д. Чечель, Е.С. Полат), игровые технологии (М.В. Кларин, П.И. Пидкасистый), информационно-коммуникативные технологии (В.П. Беспалько, В.П. Зиинченко), технологии кейс-стади (А.М. Гуревич, О.Г. Смольянинова, Н.Н. Демидова).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
• теоретические: теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы, педагогического опыта;
• эмпирические: опросник «Мотивация к участию в социально-значимой деятельности» (Н.Е. Щуркова), методика «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова), методика «Изучение социализированности личности учащегося» (М.И. Рожков), методика «Диагностика направленности мотивации изучения предмета» (Т.Д. Дубовицкая);
• интерпретационные: количественный и качественный эмпирических анализ данных.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что был изучен теоретический материал по проблеме социализации обучающихся 7 класса на уроках истории, проводимых в нетрадиционной форме.
Практическая значимость работы состоит в разработке нетрадиционных форм уроков истории, направленных на социализации обучающихся 7 класса. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
База исследования: ФГКОУ «СОШ №24» Саратовская область, Шиханы-2
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Социализация - это сложный двухсторонний процесс, объединяющий с одной стороны формирование и усвоение образцов социального поведения, имеющегося в данном обществе, а с другой - готовность к трансформации усвоенных образцов и их воспроизведении для последующих поколений. Социальной педагогикой выработаны компоненты социализации личности подростка: когнитивный (осведомленность о важнейших социальных проблемах), эмоционально-волевой (отношение к собственным и национальным ценностям, к социуму, труду), поведенческий (активность, коллективизм, характер межличностных отношений).
Выделяют несколько факторов, влияющих на процесс социализации подростка - семья, школа, средства массовой информации, труд, различные организации. Школа влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени. Условия социализации подростка в условиях школы - это развивающаяся образовательная среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и управляема. Школа является таким агентом социализации, который способствует развитию представлений подростков о семье как об основной ячейке общества, оказывает существенное влияние на такие позиции, как планы на будущее, становление нравственных качеств личности, формирование активной жизненной позиции, выбор профессии.
Особую роль в социализации подростков играют нетрадиционные виды урочной деятельности: они обеспечивают расширение диапазона знаний об устройстве общества, способствуют активизации личностной позиции учеников, формированию опыта ответственного социального поведения и усвоению ценностей окружающего социума, стимулируют интерес школьников к культурно­историческому наследию нашей страны и развивают способность аутентично моделировать свое будущее как гражданина России.
С целью исследования социализированности личности подростков организовано диагностическое исследование, в котором приняли участие 20 обучающихся 7 класса в возрасте 13-14 лет. В качестве диагностического инструментария выступили: опросник «Мотивация к участию в социально­значимой деятельности» (Н.Е. Щуркова), методика «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова), методика «Изучение социализированности личности учащегося» (М.И. Рожков). Для изучения мотивации подростков на изучение истории использована методика «Диагностика направленности мотивации изучения предмета» (Т.Д. Дубовицкая). Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне социализированности личности подростков и недостаточном уровне развития внутренней мотивации учебной деятельности подростков при изучении предмета «История».
С целью социализации подростков разработаны и реализованы нетрадиционные уроки истории по темам: «Путешествие по Смутному времени» (игра-соревнование), «Россия в XVII веке» (игра «Звездный час»), «Культура России XVIII века. Быт и обычаи» (игра-экскурсия), «Россия в XVI-XVIII веке» (урок-путешествие).
Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностик позволяет говорить о положительной динамике: высокий уровень
социализированности личности подростков возрос на 25%, средний уровень снизился на 10%, низкий уровень снизился на 15%. У подростков отмечается устойчивая мотивация к участию в социально-значимой и коллективной деятельности, повысился уровень знаний и базовых ценностях и нормах поведения, принятых в обществе. Подростки проявляют инициативу в общении с другими людьми, корректируют собственную деятельность на основе анализа своих поступков и поступков других людей. Полученные данные наглядно демонстрируют результативность нетрадиционных уроков истории в социализации подростков.


1. Алексеева, Л. П. Инновационные формы учебных занятий как средство активизации учебно-познавательной деятельности / Л. П. Алексеева // Sciences of Europe. - 2020. - № 54. - С. 45-47.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 283 с.
3. Архипова, И. Б. Социализация личности и концепции социализации / И. Б. Архипова // Наука молодых - будущее России : сборник научных статей 7-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых (Курск, 12-13 декабря 2022 года). - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 23-25.
4. Баглай, А. В. Нетрадиционные формы уроков истории в современной
школе / А. В. Баглай // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : Сборник материалов VII
Всероссийской научно-практической конференции (Евпатория, 23 апреля 2020 года). - Евпатория: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2020. - С. 540-544.
5. Белуженко, О. В. Теоретические основы социализации детей и подростков в Российской Федерации / О. В. Белуженко, Г. В. Ярошенко // Проблемы и социальная адаптация молодежи : сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Ростов-на-Дону, 26 апреля 2019 года). - Ростов-на-Дону: ЮРИУФ РАНХиГС, 2019. - С. 15-21.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
7. Ветрова, Я. А. Проблемы деятельности школ, работающих в сложных социальных условиях, по социализации и социальной адаптации обучающихся / Я. А. Ветрова // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2023. - № 1(21). - С. 16-22.
8. Власова, Ю. Ю. Способы активизации деятельности на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО / Ю. Ю. Власова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 21 августа 2020 года). - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. - С. 69-70.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с.
10. Гилинский, Я. И. Стадии социализации индивида / Я. И. Гилинский // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - С. 44-55.
11. Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 42-46.
12. Грицанов, А. А. Философский словарь / А. А. Грицанов. - Минск: В.М. Скакун, 1999. - 1312 с.
13. Дедю, И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю. - Кишинев: Молдавская энциклопедия, 1989. - 406 с.
14. Зелянина, В. А. Философский анализ проблемы социализации личности: дис. ... канд. фил. наук / В. А. Зелянина. - М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2007. - 157 с.
15. Игнатова, Л. Ю. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых / Л. Ю. Игнатова, М. В. Семичева // Образование и воспитание. - 2017. - № 1.1 (11.1). - С. 13-15....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ