Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся на основе использования предметно-языкового интегрированного метода на уроке английского языка в 5 классе

Работа №170805

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в 5 классе 9
1.1 Социокультурная компетенция как составляющая иноязычной
коммуникативной компетенции 9
1.2 Особенности формирования социокультурной компетенции в обучении
английскому языку в 5 классе 17
1.3 Понятие и сущность «предметно-языковой интегрированный
метода» 22
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению предметно­языкового интегрированного метода обучения иностранному языку в основной школе 33
2.1 Анализ возможности применения предметно-интегрированного метода
(CLIL) на уроке английского языка 33
2.2 Разработка и апробация комплекса заданий с применением предметно­языкового интегрированного метода CLIL как средства формирования когнитивного компонента социокультурной компетенции в 5 классе по английскому языку в дополнении УМК «Английский в фокусе». «Spotlight» 5 класс. Авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и
др.) 37
Выводы по главе 2 58
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А 69
Приложение Б 70
Приложение В 71
Приложение Г 72
Приложение Д 83
Приложение Е 89

Актуальность темы исследования. В современном мире образование базируется на системно-деятельностном подходе, где обучающийся не просто получает знания, но и активно участвует в процессе их поиска и усвоения. Формирование необходимых компетенций осуществляется не через запоминание, а путем взаимосвязи с реальной жизнью и уже имеющимся опытом обучающихся. По мнению И.Л. Бим подготовить и сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки для реального общения поможет иноязычная коммуникативная компетенция. Соболева Е.А. рассматривает и анализирует определения иноязычной иноязычной коммуникативной компетенции.
Характеристика и специфика социокультурной компетенции освещаются в работах Щукина А.Н., Сафоновой В.В, Сысоева П.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ООО) выделяет межпредметные связи, которые ориентированы на интеграцию предметов и формирование у обучающихся комплексного представления об окружающем мире.
С помощью предмета «Иностранный язык» можно создать условия для интеграции, где язык будет выступать средством для достижения метапредметных целей. Такие ученые как Д. Марш, Д. Коул показали, что эту задачу может выполнить предметно-языковой интегрированный метод (далее - GLIL), предполагающий преподавание школьных предметов на изучаемом языке. К. Бентли в своем курсе подготовке к международному экзамену TKT (teaching knowledge text) описывает предметно-языковой интегрированный метод, а также дает практические идеи реализации данного метода. В работе Макуриной М.А. Симаковой А.В. представлено применение предметно-языкового интегрированного метода.
Несмотря на интерес к предметно-языковому интегрированному методу CLIL, у учителей-практикантов существует проблема поиска оптимальных вариантов разработки и внедрения в иноязычное образование основной школы.
Вышесказанное, позволило определить тему исследования: «Формирование когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся на основе использования предметно-языкового интегрированного метода на уроке английского языка в 5 классе.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе.
В качестве предмета исследования использование предметно­языкового интегрированного метода как средства формирования когнитивного компонента социокультурной компетенции обучающихся в основной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в 5 классе будет более эффективным при условии использовании комплекса заданий, разработанных на основе предметно-языкового интегрированного метода.
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально доказать эффективность использования предметно-языкового
интегрированного метода для формирования когнитивного компонента социокультурной компетенции на уроке английского языка в 5 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить социокультурную компетенцию как составляющую иноязычной коммуникативной компетенции.
2. Определить особенности формирования иноязычной
коммуникативной компетенции в обучении английскому языку в 5 классе.

интегрированного метода (CLIL).
4. Разработать комплекс заданий с применением предметно­языкового интегрированного метода CLIL как средства формирования когнитивного компонента социокультурной компетенции в 5 классе по английскому языку.
5. Апробировать комплекс заданий с применением предметно­языкового интегрированного метода CLIL как средства формирования социокультурной компетенции в 5 «Д» классе по английскому языку (на основе УМК «Английский язык в фокусе» 5 класс. Авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.) на базе МБОУ «СОШ №2» (ст. Каневская).
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Теоретическую базу исследования по формированию
социокультурной компетенции составили работы: Бим И.Л. [Бим И.Л., 2007], Соболевой Е.А. [Соболева Е.А., 2020], Сафоновой В.В. [Сафонова В.В., 2014], Сысоева П.В. [Сысоев П.В., 2008], Щукина А.Н. [Щукин А.Н., 2006]; по использованию предметно-языкового интегрированного метода при обучении иностранному языку: Марш Д. [Марш Д., 2012], Коул Д. [Коул Д., 2007], Бентли К. [Бентли К., 2010].
Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса заданий с применением предметно-языкового интегрированного метода как средства формирования социокультурной компетенции на уроке английского языка в 5 классе (в дополнение к УМК «Английский язык в фокусе» 5 класс. Авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование апробировано на уроках английского языка на базе МБОУ «СОШ №2» (ст. Каневская) в 5 «Д» классе.
Результаты исследования будут внедрены в образовательный процесс в МБОУ «СОШ № 2» (ст. Каневская)
Наименование глав диссертационного исследования и краткое их описание.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава «Теоретические основы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в 5 классе» представляет собой описание особенностей и специфики формирования социокультурной компетенции, описание содержания предметно-языкового интегрированного метода.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по внедрению предметно-языкового интегрированного метода обучения иностранному языку в основной школе» представляет результаты опытно­экспериментальной работы: анализ УМК «Английский язык в фокусе» 5 класс. Авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.; описание разработки и внедрения комплекса заданий с применением элементов предметно-языкового интегрированного метода как средства формирования социокультурной компетенции на уроке английского языка в 5 классе (в дополнение к УМК «Английский язык в фокусе» 5 класс. Авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.)
Приложение А включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования комплекса заданий на основе предметно-языкового интегрированного метода, направленного на формирование когнитивного компонента социокультурной компетенции
обучающихся 5 класса на базе МБОУ СОШ № 2 ст. Каневская,
Краснодарский край.
Приложение Б содержит вопросы входного тестирования экспериментальной и контрольной групп
Приложение В содержит вопросы завершающего тестирования
Приложение Г включает примеры заданий, разработанных автором исследования
Приложение Д содержит текст статьи «Использование clil-технологии на уроке английского языка в средней школе», опубликованной в сборнике XIII Международных (XKVII Вcероccийcких) филологичеотих чтений, поcвященных памяти профестора кафедры ру^кого языка Леcоcибирcкого педагогиче^ого института Ра^ы Тихоновны Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве»: 29-30 апреля 2022, Лесосибирский педагогический институт.
Приложение Е содержит приказ о выступлении с докладом на районом семинаре учителей английского языка «Формирование социокультурной компетенции на уроке английского языка»: 25 октября 2023 г. МБОУ СОШ № 2 ст. Каневская, Краснодарский край.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе данного исследования были рассмотрены: социокультурная компетенции, особенности формирования социокультурной компетенции в 5 классе, понятие и сущность языкового предметно­интегрированного метода.
Под социокультурной компетенцией мы понимаем совокупность знаний национально-культурных особенностей изучаемого языка и умений использования их в речевом и неречевом поведении при осуществлении межкультурной коммуникации.
Изучив понятие «предметно-языковой интегрированный метод», мы пришли к тому, что это пример обучения, которое дает возможность органично объединить язык и содержание. Лексические и грамматические навыки формируются не изолированно, а в органической связи с овладением нового предметного содержания, в нашем случае с содержанием социокультурного компонента.
Данный метод способствует достижению результатов на уроке: на достижение предметных результатов (Content); на достижение метапредметных результатов: регулятивных, познавательных (Cognition) и коммуникативных (Communication); на достижение личностных результатов (Culture)».
При отборе материала необходимо следовать следующим принципам: аутентичность, новизна, информационная насыщенность, интересы, увлечения и соответствие языковым нормам.
Проанализировав нормативные документы, мы сделали вывод, что социокультурная компетенция важна и играет огромную роль в формировании представлений о культуре страны изучаемого языка и своей родной страны. Но, к сожалению, имеется существенный недостаток аутентичных материалов УМК «Spotlight» в разделе «Культура» для формирования социокультурной компетенции.
В связи с этим разработанный нами комплекс заданий на основе предметно-языкового интегрированного метода мы внедрили образовательный процесс 5 «Д» класса. В ходе завершающего тестирования, мы смогли сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс заданий, основанный на предметно-языковом интегрированном методе, прошел успешно. В силу того, что результаты экспериментальной группы оказались выше первичных. Таким образом, цель исследования была достигнута: доказано предположение о том, что формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в 5 классе будет более эффективным при условии использовании комплекса заданий, разработанных на основе предметно-языкового интегрированного метода.


1. Аман К.П., Мусина А.А. Предметно-языковое интегрированное обучение CLIL / К.П. Аман, А.А. Мусина // ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ КЫРГЫЗСТАНА. 2018. № 12. С. 119-121.
2. Архипова И.В., Кудрявцева В.В. Социокультурное образование на современном этапе // Гуманитарные исследования. Педагогика. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnoe-inoyazychnoe-obrazovanie-na- sovremennom-etape?ysclid=lo046uszo4960332853 (Дата обращения: 4.03.2023)
3. Баркова А.Ф., Эльканова Я.С. Формирование иноязычных
лексических навыков младших школьников с помощью метода предметно­языкового интегрированного обучения (CLIL) в условиях языкового лагеря // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. URL:
https://www.gramota.net/articles/ped20230131.pdf (Дата обращения: 11.09.2023)
4. Бим И.Л. Компетеностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. Тр. Иностранные языки в школе. - М. - 2007. - С. 156-163.
5. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М. - 1977. - 288 с.
6. Власова В.В., Селезнева И.П. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) одаренных детей: музыка и английский язык / В.В. Власова, И.П., Селезнева // Актуальные проблемы науки. 2020. №3. С. 154-158.
7. Воробьев Г.А. «Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) /А.Г. Воробьев// Иностранные языки в школе. 2003.№2. С. 30-35.
8. Гальскова Н. Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун -тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с
9. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. №1. С. 7-8
10. Головешкина Н.В. Индивидуально-психологические и
личностные характеристики обучающихся среднего звена
общеобразовательной школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. ВАК. 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-i-lichnostnye- harakteristiki-obuchayuschihsya-srednego-zvena-obscheobrazovatelnoy- shkoly?ysclid=lpdv3j36vh779568921 (Дата обращения: 06.04.2023)
11. Горбова, Н.В., Селезнева, И.П. Формирование иноязычной социокультурной компетенции [Текст]: / Н.В. Горбова, И.П. Селезнёва // Гуманитарные науки. - 2022. - №2 (58). - С. 48-54.
12. Григорьева К.С., Лукоянова М.А., Салехова Л.Л. Педагогическая технология двуязычного обучения CLIL: учебно-методическое пособие / К.С. Григорьева, М.А. Лукоянова, Л.Л. Салехова - Казань. - КФУ. - 2020. - С. 40
13. Жукова Т.А. Педагогическая технология формирования социокультурной компетентности будущих учителей / Т.А. Жукова // Автореферета. - Самара. - 2007. - С. 89-90
14. Игнатова И.В., Уварова Е.А. Интегрированное обучение
английскому языку и истории как способ развития социокультурной компетенции школьников // Педагогические науки. 2023. URL:
http://vestnik43.ru/assets/mgr/docs/vyatsu/147(1)2023/8.-ignatova-uvarova- hvan.pdf?ysclid=lo0oxx9f9e528164230 (Дата обращения: 10.07.2023)
15. Кочеткова Е.М. Инновационные технологии в обучении на основе CLIL в средней школе на уроках английского языка / Е.М. Кочеткова
// Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2022. №3. С. 63-72....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ