ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ», КОМПОНЕНТЫ 8
1.1. Особенности мотивационной готовности детей старшего дошкольного
возраста к обучению в школе 12
1.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие мотивационную
готовность детей к школьному обучению 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования 30
2.3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению
в школе и оценка эффективности проведенной работы 34
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Учебная деятельность - это новая социальная ситуация развития для ребёнка, требующая определенной подготовки к новому этапу жизни. Таким рубежом становится роль первоклассника, ученика .
Промежуточным звеном в обучении занимают дошкольные учреждения. Дошкольное образование предоставляет возможности для эмоционального, интеллектуального и творческого развития ребенка, осуществляющего функцию постепенного дозревания психологических структур и формируя готовность ребенка к школе.
В сфере психологии и педагогики особое внимание уделяется теме перехода детей из детского сада в школу и их готовности к обучению. Важность изучения мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению подчеркивается несколькими факторами. Комплекс игровых упражнений, используемых в этом процессе, играет значительную роль в подготовке детей.
Во-первых, успешное обучение в школе зависит от мотивации ребенка. Если ребенок не готов и не заинтересован в учебе, он может не проявлять достаточной активности и усердия в учебном процессе, а также не достигать желаемых результатов. Поэтому особую актуальность в психологопедагогической теории и практике приобретает проблема мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе.
Во-вторых, дети старшего дошкольного возраста находятся на стадии формирования своей личности, и в этом возрасте формируются многие важные личностные качества, такие как самооценка, мотивация, умение учиться и т.д. Поэтому психолого-педагогические условия, которые будут способствовать формированию мотивационной готовности детей к обучению, являются важными.
В-третьих, современное общество ставит перед детьми все более высокие требования, которые с каждым годом только растут. Чтобы успешно справиться с этими требованиями, дети должны обладать не только навыками и умениями, но и мотивационной готовностью к обучению. Поэтому проблема процесса мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе становится все более актуальной.
Таким образом, тема исследования является актуальной и важной, так как успешное обучение в школе зависит от мотивации ребенка, формирование мотивационной готовности является важной педагогической задачей, а также современное общество ставит перед детьми все более высокие требования, которые требуют от них мотивационной готовности к обучению. По этой причине педагоги и психологи активно занимаются изучением психологопедагогических условий, которые могут способствовать процессу мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Степень разработанности темы. Подготовительный этап к школе трудно переоценить. Он является важным формирующим этапом в образовании и развитии дошкольников. Во многом от результатов прохождения этого этапа зависит отношение детей к школе, готовность переключаться с игровой деятельности на серьезную - учебную, где роль школьника подразумевает не просто новый социальный статус, а новые обязательства и новую систему отношений. Следовательно, вопрос готовности к школе включает в себя не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка, в том числе формирование более сложной иерархии мотивов и мотивации. Отечественные исследователи детства и возрастной периодизации такие как, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин глубоко исследовали психологию детства, познавательные и мотивационные процессы. Мотивационная готовность к школе также была исследована А.К. Марковой, Л.И. Божович, М.В. Матюхиным, Л.С. Славиной, Н.И. Гуткиной, Т.А. Нежиной и другими. Большинство авторов отмечают, что для успешной адаптации к школе необходимо, чтобы у детей был интерес к окружающему миру, существовали познавательные интересы, стремление узнать новое.
...
Основная цель данной квалификационной работы заключалась в определении и стимулировании мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению через серию игровых упражнений. Проведя экспериментальное исследование психологической готовности старших дошкольников, мы сделали вывод, что недостаточно развитая мотивационная готовность может существенно повлиять на их последующую академическую успеваемость. Таким образом, её развитие становится ключевым фактором.
Мы определили понятие «готовности к школе и школьному обучению». Основное психолого-педагогическое условие подготовки старших дошкольников к предстоящему школьному обучению — это формирование всех составляющих готовности, особенно психологической: мотивационной, интеллектуальной, волевой и эмоционально-нравственной. Эти компоненты достигают своих позитивных результатов только вместе. Если хотя бы один из этих компонентов недостаточно развит, это может затруднить процесс адаптации ребенка при поступлении в школу и, в дальнейшем, привести к проблемам с общим образовательным курсом и удовлетворением от полученных оценок.
Теоретический анализ литературы продемонстрировал важность психолого-педагогических методов формирования интереса к школьному обучению. Одним из таких методов является игра. Я.Л. Коломенский говорит о том, что игра способствует ненавязчивому нравственному формированию ребенка через трансляцию ценностей в том числе познавательной деятельности. Помимо этого процесс игры является зарекомендовавшим себя способом в освоении новых видов деятельности.
Другие профилактические свойства игры выделяет Е.В. Карпова. Например, игры будут стимулировать устойчивый интерес к познавательной активности, а также способствовать снижению уровня стресса в процессе периода школьной адаптации.
Во второй главе было описано проведение опытно-экспериментальной работы по определению и развитию мотивационной готовности старших дошкольников на базе дошкольного образовательного учреждения города Сосновоборска. В исследовании приняли участие 15 детей из контрольной группы и 15 из экспериментальной. Результаты диагностических методик показали, что не у всех старших дошкольников сформирована мотивация к школьному обучению. На основании этих результатов можно сказать, что детям необходима помощь в формировании и развитии мотивации к обучению в школе.
Результаты исследования послужили основой для разработки комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мотивационной готовности старших дошкольников.
Изучение работ выдающихся деятелей детской психологии позволил выявить педагогические условия, положительно влияющие на подготовку дошкольников к школьному обучению. Среди них:
- проведение игровых упражнений, позволяющих формировать мотивационную готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста;
- создание обогащенной специальной развивающей предметнопространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях;
- поддержка формирования у детей положительного отношения к школе и образованию в целом;
- воспитательные влияния, обучение этикету и навыкам развития эмоционального интеллекта для создания правильной атмосферы в детском учебном коллективе;
- медиация среди детей для установления сотрудничества и взаимодействия между дошкольниками.
В результате теоретического и экспериментального исследования, поставленные задачи по выполнению квалификационной работы были выполнены.
1. Абакумова Е.В., Шангина Н.А. Подготовка дошкольников к школе: мотивационный аспект. // Наука и социальная практика. 2020. № 4. С. 60-66.
2. Авдулова Т.П., Григорович Л.А., Гавриченко О.В. Психологопедагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных стандартов ДО. М.: Владос, 2020. 316 с.
3. Актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального образования: сборник статей участников Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (22-23 ноября 2018 г.) / Отв. ред. О.В. Власкова, науч. ред., Е.В. Клюева Е.А. Жесткова; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арза-масский филиал ННГУ, 2019. 409 с.
4. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. ФГОС. М.: Учитель, 2020. 62 с.
5. Бацина Е.Г., Чепикова В.Н., Начарова О.В. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары- практикумы. М.: Учитель, 2020. 191 с.
6. Бондарь Т.А., Константинова И.С., Захарова И.Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М.: Теревинф,
1. 280 с.
7. Быкова Л.В., Федорова О.Е. Психолого-педагогические условия формирования мотивационной готовности ребёнка к школе // Вестник Московского государственного областного университета. 2018 . № 1. С. 56-60.
8. Веревкина Н.В., Коваленко О.А. Психолого-педагогические условия развития мотивационной готовности будущих первоклассников к школьному обучению // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2020. № 2. С. 173-178.
9. Грибенюк Е.В. Мотивационная готовность будущих первоклассников к школьному обучению: психолого-педагогические условия формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 197-204.
10. Гусева И.В., Лазуткина Н.Ю. Мотивационная готовность будущих первоклассников к школьному обучению и развитие её в образовательном пространстве начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 5 С. 227-234.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2019. 208 с.
12. Золотова В.А., Савинков С.Н., Позднякова Е.И. Психологопедагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Учебник. ФГОС. М.: Кнорус, 2022.188 с.
13. Каралашвили Е.А., Малахова Н.Е., Антоненкова О.В. Комфортный детский сад. Как организовать психолого-педагогическое пространство. М.: Мозаичный парк, 2023. 104 с.
14. Кожина А.А. Развитие мотивационной готовности будущих первоклассников к школьному обучению. // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 153-156.
15. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду. М.: АРКТИ, 2020. 112 с.
... всего 51 источников