Методика повышения физической подготовленности начинающих волейболистов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ССУЗе 7
1.1. Роль и место физической культуры и спорта как формы
двигательной активности студентов и как учебной дисциплины в ссузе 7
1.2. Мотивы и потребности студентов в занятиях физической
культурой и спортом 14
1.3. Динамика нагрузок и контроль уровня физического состояния
студентов в процессе занятий волейболом в ссузе 16
1.4. Воздействие занятий волейболом на уровень
физической подготовленности студентов 23
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 37
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КПК ТувГУ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ
ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ 40
3.1. Динамика уровня физической и технической
подготовленности занимающихся волейболом 40
3.2. Характер повышения уровня физического состояния
студентов-первокурсников, занимающихся волейболом 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 52
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ССУЗе 7
1.1. Роль и место физической культуры и спорта как формы
двигательной активности студентов и как учебной дисциплины в ссузе 7
1.2. Мотивы и потребности студентов в занятиях физической
культурой и спортом 14
1.3. Динамика нагрузок и контроль уровня физического состояния
студентов в процессе занятий волейболом в ссузе 16
1.4. Воздействие занятий волейболом на уровень
физической подготовленности студентов 23
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 37
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КПК ТувГУ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ
ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ 40
3.1. Динамика уровня физической и технической
подготовленности занимающихся волейболом 40
3.2. Характер повышения уровня физического состояния
студентов-первокурсников, занимающихся волейболом 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 52
Актуальность. Материально-технические и социальные изменения, происходящие в России, предопределяют повышенные требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья населения, трудоспособности работающего
контингента. Способность эффективного управления народным хозяйством во многом закладывается в период обучения в Кызылском педагогическом колледже (КПК), где будущие специалисты должны не только овладеть основами будущей профессии, но и усвоить принципы здорового образа жизни и выработать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом (9, 11, 24, 43).
Однако в настоящее время в практической деятельности физической культуры КПК акцент делается на выполнение нормативно-базовой части учебной программы, и почти не учитываются мотивы и потребности студентов в различных видах двигательной активности (60).
Слабая заинтересованность основной массы молодежи, обучающейся в не физкультурных специальностях КПК, в постижении ценностей физической культуры и спорта, укреплении своего здоровья, осознании роли двигательной активности для достижения жизненных и профессиональных целей, приобретении личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры является причиной систематических пропусков учебных занятий, снижения уровня физического статуса студентов (72, 76,101).
Существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физической культуре в Кызылском педагогическом колледже и результатами ее практического применения заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физического воспитания студентов, изучать потребности молодежи в занятиях различными видами спорта, разрабатывать возможные варианты их внедрения в учебный процесс.
Одним из наиболее популярных в студенческой среде видов спорта являются спортивные игры, в частности, волейбол (60, 94, 204). Однако эффективное использование средств волейбола в процессе физического воспитания студентов гуманитарных вузов сдерживается отсутствием обоснованных технологий организации и проведения игровых занятий.
В научно-методической литературе отсутствуют эффективные программы физкультурно-оздоровительных занятий волейболом,способствующие повышению работоспособности и укреплению физического здоровья. Проводимые исследования (в основном) направлены на подготовку квалифицированных волейболистов (Ф.А. Иорданская, 1998; Ю.Н. Клещев,2004; Ю.Д. Железняк, 1998; А.В. Беляев, 2006) и лишь частично затрагиваются вопросы сохранения и укрепления ресурсов здоровья женщин зрелого возраста средствами волейбола (В.А. Старостина, 1998).
Актуальность решения указанной проблемы подтверждается федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2020 годы».
Изложенные выше факты и определили выбор направления настоящей дипломной работы «Методика повышения физической подготовленности начинающих волейболистов».
Объект исследования - учебный процесс по физической культуре студентов.
Предмет исследования - организация и технология использования средств волейбола для повышения физической подготовленности начинающих волейболистов.
Цель исследования - повысить уровень физической подготовленности студентов путем реализации технологии использования средств волейбола на занятиях по физической культуре.
Гипотеза. Основа данного научного исследования базируется на предположении о том, что применение разработанной технологии использования средств волейбола в процессе освоения студентами дает возможность повысить физическую подготовленность начинающих волейболистов.
Задачи исследования:
1. Определить эффективность традиционной программы занятий физической культурой студентов КПК Тувинского государственного университета.
2. Выявить мотивы и потребности студентов 1-х курсов в занятиях различными видами спорта.
3. Разработать учебную программу занятий физической культурой,базирующуюся на преимущественном использовании средств волейбола и экспериментально проверить ее эффективность.
Научная новизна данного исследования заключается в том,что:
а) проблема повышения эффективности учебного процесса по физической культуре на гуманитарных специальностях решается на основе преимущественного использования средств волейбола;
б) выявлена структура мотивов и потребностей студентов в различных видах двигательной активности;
в) теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность технологии организации и проведения развивающе- оздоровительных занятий волейболом со студентами;
г) выявлены особенности годичной динамики параметров физического и технической подготовленности студентов, целенаправленно занимающихся или не занимающихся волейболом.
Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию и методику физического воспитания учащийся молодежи, раскрывают пути повышения качества преподавания дисциплины «Физическая культура» в специальностях КПК за счет обоснования, разработки и экспериментального доказательства эффективности технологии использования средств волейбола на занятиях.
Практическая значимость исследования заключается в том,что применение разработанной технологии использования средств волейбола в процессе физического воспитания студентов позволяет существенно усилить их интерес к занятиям физической культурой, повысить уровень физической и технической подготовленности обучаемых.
контингента. Способность эффективного управления народным хозяйством во многом закладывается в период обучения в Кызылском педагогическом колледже (КПК), где будущие специалисты должны не только овладеть основами будущей профессии, но и усвоить принципы здорового образа жизни и выработать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом (9, 11, 24, 43).
Однако в настоящее время в практической деятельности физической культуры КПК акцент делается на выполнение нормативно-базовой части учебной программы, и почти не учитываются мотивы и потребности студентов в различных видах двигательной активности (60).
Слабая заинтересованность основной массы молодежи, обучающейся в не физкультурных специальностях КПК, в постижении ценностей физической культуры и спорта, укреплении своего здоровья, осознании роли двигательной активности для достижения жизненных и профессиональных целей, приобретении личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры является причиной систематических пропусков учебных занятий, снижения уровня физического статуса студентов (72, 76,101).
Существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физической культуре в Кызылском педагогическом колледже и результатами ее практического применения заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физического воспитания студентов, изучать потребности молодежи в занятиях различными видами спорта, разрабатывать возможные варианты их внедрения в учебный процесс.
Одним из наиболее популярных в студенческой среде видов спорта являются спортивные игры, в частности, волейбол (60, 94, 204). Однако эффективное использование средств волейбола в процессе физического воспитания студентов гуманитарных вузов сдерживается отсутствием обоснованных технологий организации и проведения игровых занятий.
В научно-методической литературе отсутствуют эффективные программы физкультурно-оздоровительных занятий волейболом,способствующие повышению работоспособности и укреплению физического здоровья. Проводимые исследования (в основном) направлены на подготовку квалифицированных волейболистов (Ф.А. Иорданская, 1998; Ю.Н. Клещев,2004; Ю.Д. Железняк, 1998; А.В. Беляев, 2006) и лишь частично затрагиваются вопросы сохранения и укрепления ресурсов здоровья женщин зрелого возраста средствами волейбола (В.А. Старостина, 1998).
Актуальность решения указанной проблемы подтверждается федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2020 годы».
Изложенные выше факты и определили выбор направления настоящей дипломной работы «Методика повышения физической подготовленности начинающих волейболистов».
Объект исследования - учебный процесс по физической культуре студентов.
Предмет исследования - организация и технология использования средств волейбола для повышения физической подготовленности начинающих волейболистов.
Цель исследования - повысить уровень физической подготовленности студентов путем реализации технологии использования средств волейбола на занятиях по физической культуре.
Гипотеза. Основа данного научного исследования базируется на предположении о том, что применение разработанной технологии использования средств волейбола в процессе освоения студентами дает возможность повысить физическую подготовленность начинающих волейболистов.
Задачи исследования:
1. Определить эффективность традиционной программы занятий физической культурой студентов КПК Тувинского государственного университета.
2. Выявить мотивы и потребности студентов 1-х курсов в занятиях различными видами спорта.
3. Разработать учебную программу занятий физической культурой,базирующуюся на преимущественном использовании средств волейбола и экспериментально проверить ее эффективность.
Научная новизна данного исследования заключается в том,что:
а) проблема повышения эффективности учебного процесса по физической культуре на гуманитарных специальностях решается на основе преимущественного использования средств волейбола;
б) выявлена структура мотивов и потребностей студентов в различных видах двигательной активности;
в) теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность технологии организации и проведения развивающе- оздоровительных занятий волейболом со студентами;
г) выявлены особенности годичной динамики параметров физического и технической подготовленности студентов, целенаправленно занимающихся или не занимающихся волейболом.
Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию и методику физического воспитания учащийся молодежи, раскрывают пути повышения качества преподавания дисциплины «Физическая культура» в специальностях КПК за счет обоснования, разработки и экспериментального доказательства эффективности технологии использования средств волейбола на занятиях.
Практическая значимость исследования заключается в том,что применение разработанной технологии использования средств волейбола в процессе физического воспитания студентов позволяет существенно усилить их интерес к занятиям физической культурой, повысить уровень физической и технической подготовленности обучаемых.
Результаты исследования, проведенного для разработки наиболее эффективного варианта занятий волейболом и определения степени их воздействия на уровень физического статуса и технической подготовленности студентов, позволили:
а) экспериментально подтвердить высокую эффективность годовой учебной программы игровой направленности, в которой акцент сделан на получение развивающего и оздоровительного эффекта (возрастает ЖЭЛ с 54 до 58 мг - на 1 балл по оценочной шкале, на 7 единиц или 1 балл увеличился критерий характеризующий силовые способности занимающихся, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы с исходного уровня 1 балл до конечного - 5 баллов);
б) установить, что разделение тренировочных упражнений по специализации, направленности, сложности и величине, дающее дополнительные возможности для целенаправленного планирования,
До проведения эксперимента по факультетам контроля эффективности проведения и, при необходимости, своевременной коррекции процесса занятий волейболом (сокращается неэффективное использование времени с 25 до 10-5 минут) весьма перспективно;
в) определить, что для контроля уровня физической подготовленности занимающихся наиболее пригодны такие тесты, как челночный бег 90 м, подтягивание, бросок мяча весом 1 кг, прыжок вверх с места;
г) утверждать, что выполнение развивающе-оздоровительной программы занятий волейболом приводит к более выраженному (на 50-70%), чем при выполнении традиционной программы, повышению уровня технической подготовленности студентов, контролировать который целесообразно с помощью таких тестов, как передача мяча над собой сверху, снизу, передача мяча на точность, подача, блокирование и нападающий удар;
д) отметить, что высокая оздоровительная направленность разработанной программы проявилась в увеличении уровня физического здоровья студентов-волейболистов 1 курса СГСЭУ за учебный год увеличился с 5 (ниже среднего) до 12 (средний уровень) баллов, что значительно отличается от занятий по традиционной программе, в результате которых уровень здоровья студентов почти не изменился
е) отметить тот факт, что пропуски академических занятий в учебном году, с введением программы игровой направленности, сократились по
неуважительным причинам в экспериментальной группе с 14 до 2%, а уровень заболеваемости ОРЗ снизился с 15 % до 9 %.
Таким образом, можно утверждать о перспективности разработки технологий занятий по физической культуре с преимущественным использованием средств одного из популярных игровых видов спорта у студентов гуманитарных вузов.
а) экспериментально подтвердить высокую эффективность годовой учебной программы игровой направленности, в которой акцент сделан на получение развивающего и оздоровительного эффекта (возрастает ЖЭЛ с 54 до 58 мг - на 1 балл по оценочной шкале, на 7 единиц или 1 балл увеличился критерий характеризующий силовые способности занимающихся, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы с исходного уровня 1 балл до конечного - 5 баллов);
б) установить, что разделение тренировочных упражнений по специализации, направленности, сложности и величине, дающее дополнительные возможности для целенаправленного планирования,
До проведения эксперимента по факультетам контроля эффективности проведения и, при необходимости, своевременной коррекции процесса занятий волейболом (сокращается неэффективное использование времени с 25 до 10-5 минут) весьма перспективно;
в) определить, что для контроля уровня физической подготовленности занимающихся наиболее пригодны такие тесты, как челночный бег 90 м, подтягивание, бросок мяча весом 1 кг, прыжок вверх с места;
г) утверждать, что выполнение развивающе-оздоровительной программы занятий волейболом приводит к более выраженному (на 50-70%), чем при выполнении традиционной программы, повышению уровня технической подготовленности студентов, контролировать который целесообразно с помощью таких тестов, как передача мяча над собой сверху, снизу, передача мяча на точность, подача, блокирование и нападающий удар;
д) отметить, что высокая оздоровительная направленность разработанной программы проявилась в увеличении уровня физического здоровья студентов-волейболистов 1 курса СГСЭУ за учебный год увеличился с 5 (ниже среднего) до 12 (средний уровень) баллов, что значительно отличается от занятий по традиционной программе, в результате которых уровень здоровья студентов почти не изменился
е) отметить тот факт, что пропуски академических занятий в учебном году, с введением программы игровой направленности, сократились по
неуважительным причинам в экспериментальной группе с 14 до 2%, а уровень заболеваемости ОРЗ снизился с 15 % до 9 %.
Таким образом, можно утверждать о перспективности разработки технологий занятий по физической культуре с преимущественным использованием средств одного из популярных игровых видов спорта у студентов гуманитарных вузов.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Специальные упражнения для быстроты перемещений начинающих волейболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2014 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 10-11 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Влияние волейбола на уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7 классов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Влияние тренировочных средств на коррелятивность физических и технических качеств у волейболистов
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Нетрадиционные методы повышения техники нападающего удара у юных волейболисток 12 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - Повышение эффективности уроков физической культуры в 6-7 классах средствами волейбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ УТЯЖЕЛИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Разработка технологии физической подготовки учащихся начальной школы на занятиях пионерболом в системе дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



