ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ССУЗе 7
1.1. Роль и место физической культуры и спорта как формы
двигательной активности студентов и как учебной дисциплины в ссузе 7
1.2. Мотивы и потребности студентов в занятиях физической
культурой и спортом 14
1.3. Динамика нагрузок и контроль уровня физического состояния
студентов в процессе занятий волейболом в ссузе 16
1.4. Воздействие занятий волейболом на уровень
физической подготовленности студентов 23
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 37
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КПК ТувГУ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ
ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ 40
3.1. Динамика уровня физической и технической
подготовленности занимающихся волейболом 40
3.2. Характер повышения уровня физического состояния
студентов-первокурсников, занимающихся волейболом 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 52
Актуальность. Материально-технические и социальные изменения, происходящие в России, предопределяют повышенные требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья населения, трудоспособности работающего
контингента. Способность эффективного управления народным хозяйством во многом закладывается в период обучения в Кызылском педагогическом колледже (КПК), где будущие специалисты должны не только овладеть основами будущей профессии, но и усвоить принципы здорового образа жизни и выработать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом (9, 11, 24, 43).
Однако в настоящее время в практической деятельности физической культуры КПК акцент делается на выполнение нормативно-базовой части учебной программы, и почти не учитываются мотивы и потребности студентов в различных видах двигательной активности (60).
Слабая заинтересованность основной массы молодежи, обучающейся в не физкультурных специальностях КПК, в постижении ценностей физической культуры и спорта, укреплении своего здоровья, осознании роли двигательной активности для достижения жизненных и профессиональных целей, приобретении личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры является причиной систематических пропусков учебных занятий, снижения уровня физического статуса студентов (72, 76,101).
Существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физической культуре в Кызылском педагогическом колледже и результатами ее практического применения заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физического воспитания студентов, изучать потребности молодежи в занятиях различными видами спорта, разрабатывать возможные варианты их внедрения в учебный процесс.
Одним из наиболее популярных в студенческой среде видов спорта являются спортивные игры, в частности, волейбол (60, 94, 204). Однако эффективное использование средств волейбола в процессе физического воспитания студентов гуманитарных вузов сдерживается отсутствием обоснованных технологий организации и проведения игровых занятий.
В научно-методической литературе отсутствуют эффективные программы физкультурно-оздоровительных занятий волейболом,способствующие повышению работоспособности и укреплению физического здоровья. Проводимые исследования (в основном) направлены на подготовку квалифицированных волейболистов (Ф.А. Иорданская, 1998; Ю.Н. Клещев,2004; Ю.Д. Железняк, 1998; А.В. Беляев, 2006) и лишь частично затрагиваются вопросы сохранения и укрепления ресурсов здоровья женщин зрелого возраста средствами волейбола (В.А. Старостина, 1998).
Актуальность решения указанной проблемы подтверждается федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2020 годы».
Изложенные выше факты и определили выбор направления настоящей дипломной работы «Методика повышения физической подготовленности начинающих волейболистов».
Объект исследования - учебный процесс по физической культуре студентов.
Предмет исследования - организация и технология использования средств волейбола для повышения физической подготовленности начинающих волейболистов.
Цель исследования - повысить уровень физической подготовленности студентов путем реализации технологии использования средств волейбола на занятиях по физической культуре.
Гипотеза. Основа данного научного исследования базируется на предположении о том, что применение разработанной технологии использования средств волейбола в процессе освоения студентами дает возможность повысить физическую подготовленность начинающих волейболистов.
Задачи исследования:
1. Определить эффективность традиционной программы занятий физической культурой студентов КПК Тувинского государственного университета.
2. Выявить мотивы и потребности студентов 1-х курсов в занятиях различными видами спорта.
3. Разработать учебную программу занятий физической культурой,базирующуюся на преимущественном использовании средств волейбола и экспериментально проверить ее эффективность.
Научная новизна данного исследования заключается в том,что:
а) проблема повышения эффективности учебного процесса по физической культуре на гуманитарных специальностях решается на основе преимущественного использования средств волейбола;
б) выявлена структура мотивов и потребностей студентов в различных видах двигательной активности;
в) теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность технологии организации и проведения развивающе- оздоровительных занятий волейболом со студентами;
г) выявлены особенности годичной динамики параметров физического и технической подготовленности студентов, целенаправленно занимающихся или не занимающихся волейболом.
Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию и методику физического воспитания учащийся молодежи, раскрывают пути повышения качества преподавания дисциплины «Физическая культура» в специальностях КПК за счет обоснования, разработки и экспериментального доказательства эффективности технологии использования средств волейбола на занятиях.
Практическая значимость исследования заключается в том,что применение разработанной технологии использования средств волейбола в процессе физического воспитания студентов позволяет существенно усилить их интерес к занятиям физической культурой, повысить уровень физической и технической подготовленности обучаемых.
Результаты исследования, проведенного для разработки наиболее эффективного варианта занятий волейболом и определения степени их воздействия на уровень физического статуса и технической подготовленности студентов, позволили:
а) экспериментально подтвердить высокую эффективность годовой учебной программы игровой направленности, в которой акцент сделан на получение развивающего и оздоровительного эффекта (возрастает ЖЭЛ с 54 до 58 мг - на 1 балл по оценочной шкале, на 7 единиц или 1 балл увеличился критерий характеризующий силовые способности занимающихся, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы с исходного уровня 1 балл до конечного - 5 баллов);
б) установить, что разделение тренировочных упражнений по специализации, направленности, сложности и величине, дающее дополнительные возможности для целенаправленного планирования,
До проведения эксперимента по факультетам контроля эффективности проведения и, при необходимости, своевременной коррекции процесса занятий волейболом (сокращается неэффективное использование времени с 25 до 10-5 минут) весьма перспективно;
в) определить, что для контроля уровня физической подготовленности занимающихся наиболее пригодны такие тесты, как челночный бег 90 м, подтягивание, бросок мяча весом 1 кг, прыжок вверх с места;
г) утверждать, что выполнение развивающе-оздоровительной программы занятий волейболом приводит к более выраженному (на 50-70%), чем при выполнении традиционной программы, повышению уровня технической подготовленности студентов, контролировать который целесообразно с помощью таких тестов, как передача мяча над собой сверху, снизу, передача мяча на точность, подача, блокирование и нападающий удар;
д) отметить, что высокая оздоровительная направленность разработанной программы проявилась в увеличении уровня физического здоровья студентов-волейболистов 1 курса СГСЭУ за учебный год увеличился с 5 (ниже среднего) до 12 (средний уровень) баллов, что значительно отличается от занятий по традиционной программе, в результате которых уровень здоровья студентов почти не изменился
е) отметить тот факт, что пропуски академических занятий в учебном году, с введением программы игровой направленности, сократились по
неуважительным причинам в экспериментальной группе с 14 до 2%, а уровень заболеваемости ОРЗ снизился с 15 % до 9 %.
Таким образом, можно утверждать о перспективности разработки технологий занятий по физической культуре с преимущественным использованием средств одного из популярных игровых видов спорта у студентов гуманитарных вузов.
1. Айрапетьянц Л.Р., М.А.Годик. Спортивные игры. Ташкент.-Издательство им.Ибн-Сины.- 1991. - 156 с.
2. Аксенов Ю.Н., Лотоненко А.В. Динамика физического развития и
физической подготовленности первокурсников в зависимости от
спортивной направленности учебно-тренировочного процесса.//
Проблемы повышения физической подготовки студенческой
молодежи: Сборник научных трудов/Под редакцией В.В.Васильевой,В.И.Жолдак. - Воронеж: ВГУ.- 1988. -С. 106-111.
3. Апанасенко ГЛ., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная
аэробная способность индивида // Теория и практика физической
культуры. - Москва.- 1989. - № 4.- С.29 -31.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов,
преподавателей институтов физ. культ. - Москва- Физкультура и спорт.- 1978.-223с.
5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -Москва. -Физкультура и спорт- 1988. - 208с.
6. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры
здорового образа жизни человека //Теория и практика физической
культуры- 1990.- № 1.- С. 22-27.
7. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и
современность //Теория и практика физич.культ. - 1995. -№5.- С. 2-7.
8. Бауэр В.Г., Виленский М.Я. Взаимосвязь целей и форм участия
студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и
практика физической культуры. - 1988. - № 2.-С. 14-16.
9. Беляев А.В. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок
в волейболе. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук - Москва.-1974.-28с.
10. Боген М.М. Задачи обучения двигательным действиям // Теория и практика физической культуры. - 1981.-№3.-С. 24-27.
11. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт.- 1985. - 192с.
12. Боген М.М. Обучение двигательным действиям: Учебное пособие для
студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры.-Москва.- РГАФК.-1981 .-60с.
13. Булгакова Л. С, Никитин Л. П. Шесть в защите - шесть в нападении:
волейбол на Олимпиадах. - Москва.- Советская Россия.- 1979.- 96с.
14. Былеева М.В., Короткое И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для
институтов физической культуры. - Москва- Физкультура и спорт.-1982.-224с.
15. Васильев А.А. Физкультурно-спортивная активность студенческой
молодежи в свободное время и факторы, ее определяющие // Теория и практика физической культуры. - 1982.- № 5.-С. 43-45.
16. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов
высокого класса в годичном цикле //Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 2.- С. 24-31.
17. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение,
формирование// Социокультурные аспекты физической культуры и
здорового образа жизни. - Москва.-: Советский Спорт-1996-С. 14-21.
18. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном
образовательном пространстве вуза //Физ. культ.: воспитание,
образование, тренировка.- 1996. - №1.- С. 27-32.
19. Виленский М.Я., Внуков А.П., Чернобаб И.Ф. Педагогические основы
формирования потребности в физическом самосовершенствовании у
студентов: Сборник научных трудов. - Умань.- 1989. - 51с.
20. Вилькин Я.Р., Садовенко М.Ю. Учебные игры в подготовке
специалиста к организаторской деятельности по физической культуре и
спорту // Проблемы подготовки и повышения квалификации кадров по
физической культуре и спорту в свете перестройки высшей школы. -Москва.-1988.-С. 119-121.
21. Виноградов П.А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового
образа жизни, физической культуры и олимпизма// Соцкультурные
аспекты ФК и здорового образа жизни. - Москва.- Советский Спорт. -1996.-С. 21-32.
22. Виноградов П.А., Моченов В.П. О развитии студенческого спорта в
стране //Теория и практика физической культуры. - 1995,- № 12. —С.52.
23. Внуков А.П. Формирование у студентов потребности в физическом
самосовершенствовании как задача учебно-тренировочного процесса. -IV
Всесоюзн. Научн. Конферен. 18-20 ноября 1987 - Львов.-1987.-С. 2-3.
24. Водолажский Г.Г. Мотивы, побуждающие учащихся к занятиям ФК и С//
Новые исследования педагогики. - 1970. - № 1. - С.66.
25. Волейбол. Правила соревнований. - Москва,- Физк. спорт. -1982.-24с.
26. Волейбол. Справочник. — Москва.- Физкультура и спорт.- 1984.- 68с.
27. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное
образование //Теория и практика физич.культуры.- 1995.- №5-6 -С. 15-17.
28. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Совершенствование
физкультурного образования студенческой молодежи//Актуальные
проблемы физической культуры и спорта: Сборник научных трудов
/Под редакцией Астахова В.А., Жолдак, В.И., Пилоян Р.Л.-Москва,-МОГИФК.- 1990.-С.ЗЗ-39.
29. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура
студентов вузов: Учебн. пос. - Воронеж Изд-во ВГУ.- 1991. - 145с.
30. Выдрин В.М., Лотоненко А.В. Физическое образование студентов.//
Физическая культура и спорт в повышении социальной активности
студентов: Сборник научных трудов/Под редакцией Г.П.Грибана. -Умань: УСХИ.- 1990. -С.5-9.
31. Геллер Е.М. Теоретико-методические аспекты применения игр,
игрового метода в физическом воспитании и спортивной подготовке
студенческой молодежи; Тезисы докладов X республиканской научно-
методической конференции. - Могилев.- 1985.-С. 28-30.
32. Глотов Н.К., Игнатьев А.С, Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры.// Теория и практика физической культуры. -1996. - №1. - С. 4-6.
33. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов
физической культуры. - Москва.- Физкультура и спорт, 1988. - 192с.
34. Гожин В.В., Шалманов А.А. Вариативность и двигательные способности. - Москва.- МНПИ.- 1998. - 92 с.
35. Голубов О. В., Ковалевский В.Ф. Педагогическое творчество в системе
профессиональной подготовки студентов: Тезисы XXIV науч.
конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. -Краснодар.- КГАФК.- 1997 - С. 27-28.
36. Готлиб В.М. Применение тестирования для педагогического контроля в
институтах физической культуры: Методическое пособие для
преподавателей, слушателей ФПК, студентов институтов и техникумов
физической культуры. - Львов.- 1990. - 20с.
37. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.:ИНТОР,1996.-544с.
38. Данилов М.С., Мешков Г.В., Лотоненко А.В., Дубовой А.Е.
Физкультурное образование общества и личности.//Тезисы докладов
научно-практ. конференции. - ВГИФК. - Воронеж. -2000. - С. 60.
39. Долгов В.А., Лысенко В.В. К статистической обработке результатов
спортивных измерений: Методическое пособие для спортивной метрологии. - Краснодар.- КГИФК.- 1990.-74с.
40. Доленко Ф.Л., Резцов С.И., Милостова Ф.И. Пути повышения
эффективности физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. - 1982. -№ 9.-С. 38-40.
41. Дубовой А.Е., Князев А.А., Костюков В.В., Продан В.Б., Фролова С.С.
Потребность в занятиях спортивными и подвижными играми у людей
разного возраста и пола // Сборник научных трудов, посвященный 25-летию КГАФК. -Краснодар.- 1994. - С.50-54.
42. Жбанков О.В., Толстой Е.В. Технология контроля психофизического
состояния студентов и управление им // Теория и практика физической культуры. - Москва.- 1996.- № 6.- С.24-26.
43. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. - Москва.- Физкультура и спорт.- 1970.- 112с.
44. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. - Москва.- Физкультура и спорт.- 1978,- 120с.
45. Железняк Ю. Д. Мини-волейбол.- Минск.- 1973.- 56с.
46. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. - Москва.-: ФиС.- 1988. - 190с.
47. Железняк Ю.Д., Айрапетьянц Л.Р., Пименов М.П., Кунянский В.А.
Массовый волейбол - Ташкент.-1994.- 144с.
48. Жолдак В.И., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура в
образе жизни студентов.// Физическая культура и спорт в повышении
социальной активности студентов: Сборник научных трудов./ Под
редакцией Г.П. Грибана. - Умань.- УСХИ.- 1990. -С.33-37.
49. Жуков Ю. Е. Ильин Г. И., Козловский Э. А. Акробатическая
подготовка волейболистов. - Москва.- Физкультура и спорт.- 1967.-80с.
50. Зиновьев В.А. Самостоятельные занятия студентов физической
культуры.// Теория и практика физкультуры. - 1988. - № 4. -С. 22-23.
51. Зиновьева В.Л. Усвоение и контроль знаний в высшей школе // Высшее образование в России.-1993. - №3. - С.154-156.
52. Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура в образе жизни
студентов//Физкультурное образование и физическое воспитание в
условиях перестройки высшей школы: Сборник научных трудов. -Томск.- 1991.-С. 74-80.
53. Зятьковский Ю.В. Оптимизация преподавания волейбола в институте
физической культуры. - Омск.- 1986. - 67с.
54. Ивойлов А. В. Волейбол. Учебник для пед.институтов по специальности № 2114 «Физич. воспитание» - 3 издание. - Минск. -1985.- 261 с,ил.
55. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. - Москва.- Физкультура и спорт.- 1981. - 152 с, ил.
56. Игнатьев А.С.,Лотононко А.В., Кузнецов В.Я. Физическая культура в
гуманитарном образовании студента-здравостроителя // Здоровье
человека: технологии формирования здравостроителя в системах образования и здравоохранения Украины: Сборник научных трудов. -Днепропетровск.- 1995. -С.91-94.
57. Игнатьева В.Я. Классификация средств и методов подготовки в
спортивных играх // Теория и практика физической культуры. - 1988. -
№2.-С. 42-44.
58. Ильинов В.И. Студенческий спорт и жизнь.- АО АСПЕКТ ПРЕСС,Москва.- 1995.- 115с.
59. Каргаполов Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного
физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 1990. -№7 - С. 10-13.
60. Клещев Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. - Москва. -Физкультура и спорт.- 1979.- 110с.
61. Клещев Ю.Н., Малиновский С. В. Использование методов
программированного обучения в спортивных играх: Метод, разработка для слушателей ФПК. студентов и аспирантов. - Москва.- 1991.-36с.
62. Климин В.П. Планирование и учет индивидуальной подготовки. - М:Физкультура и спорт.- 1985. - С. 38-42.
63. Ковалевский В.Ф. Альтернативная концепции оптимизации учебного
процесса: Сборник научных трудов, посвященный 25-летию КГАФК. -Краснодар.- 1994. - С. 221-224.
64. Ковалевский В.Ф. Развитие познавательного интереса у студентов как
условие оптимизации учебного процесса // Актуальные вопросы
физической культуры и спорта. - Краснодар, КГАФК, 1998. - С. 235-238.
65. Кой В., Лазуран Г.И. Поставив во главу угла волейбол и футбол //
Физическая культура в школе. - 1990 - № 10 - С. 24-27.
66. Коровин С.С. Подвижные игры в физическом воспитании. - Оренбург;Издательство ОГПИ. -1996. - 120с.
67. Короткое И.М. Подвижные игры в занятиях спортом: гимнастика,
легкая атлетика, баскетбол, волейбол. - Москва,- Физкультура и спорт.-1971.-120с.
68. Короткое И.М. Подвижные игры: Метод, рекомендации для студентов
тренерского и спортивного факультетов ГЦОЛИФКа. - Москва.-ГЦОЛИФК.- 1984.-26С.
69. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования
спортивных игр при организации физической активности людей
разного возраста // Теория и практика физической культуры. -Москва.-1994. - № 4 - С. 23-25.
70. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. // Физическая культура в школе - 1996.- № 1 - С. 10-13.
71. Коновалова М.П. Влияние игровых видов спорта на умственную
работоспособность студентов экономической академии. - Сборник научных трудов «Социально-экономическое развитие России». -Саратов.- 1997. - С.84-85.
72. Коновалова М.П. Физическая культура в гуманитарных вузах России. -
Сборник научных трудов «Профессионально-ориентированное преподавание научных дисциплин»,- Саратов.- 1999. - С.67-70.
73. Кудрявцев В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового
характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола //
Теория и практика физичес. культуры - Москва.- 1986 - № 9. - С. 25-27.
74. Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные
проблемы воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.- № 1,- С. 3 - 4.
75. Кузнецов B.C. Холодов Ж.К. Качество усвоения студентами знаний в
зависимости от методики обучения // Теория и практика физической культуры.- 1987.-№3.-С. 43-45.
76. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой, системность,
адаптация, здоровье.- Москва.-: ФОН.- 1995. - 395с.
77. Лапутин А.Н., Уткин В.Л. Технические средства обучения: Учебное
пособие для студентов институтов физической культуры. - Москва. -Физкультура и спорт.- 1990. - 90с.
78. Лотоненко А.В. Объективные и субъективные факторы, определяющие
потребности студентов в различных видах двигательной
деятельности//Физическая культура и спорт в современных условиях:
Научные труды ВФ МОГИФК. - Воронеж.-1995.-С.240-243.
79. Лотоненко А.В. Специфика формирования у студентов потребности в
физической культуре (на материале Центрально-Черноземного района):Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1995.-145с.
80. Лотоненко А.В., Коневский С.С. Пути повышения физической
работоспособности студентов // Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: Сборник научных трудов. -Воронеж.- ВГУ.- 1988. - С.32-40.
81. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология
развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. - № 1.- С. 11-17.
82. Левкина А.А., Дубовой А.Е., Костюков В.В. Особенности атакующих
технико-тактических взаимодействий в волейбольных командах разной
квалификации.// Тезисы XVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. - Краснодар.- 2000. - С.65-67.
83. 125. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К.
Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. - Москва.- Просвещение,- 1990. -256с.
84. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Высшее физкультурное образование
сегодня и завтра // Теория и практика физической культуры. - 1990 - №2.-С. 74-78.
85. Матвеев А.П. Концепция образовательной программы "Физическая
культура" для средней общеобразовательной школы //Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.- №1,- С. 19-22.
86. Мильштейн О.А. Жизненный путь и физкультурно-спортивная
активность личности // Теория и практика физич. культуры -1989.-№11 -С. 51-57.
87. Мондзолевский Г. Г. Щедрость игрока. - Москва.- Физкультура и спорт.- 1984. - 51с.
88. Набатникова М.Я. Некоторые перспективы совершенствования
системы тренировочных нагрузок юных спортсменов //Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов циклических видов спорта: Сборник научных трудов. - Москва.-1984.-С.4-9.
89. Наталов Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис
общей теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 9.- С. 40- 42.
90. Оптимизация средств, методов, форм учебной и преподавательской
деятельности в процессе подготовки специалистов физического воспитания / Руководитель Н. М. Потапова. - Краснодар. - КГИФК.-1990.-49с.
91. Педагогика наших дней / Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и другие. - Краснодар,- Книжное издательство.- 1989. -416с.
92. Перльман М. Р. Специальная физическая подготовка волейболиста. -Москва.-.-Физкультура и спорт.- 1969.- 110с.
93. Петров П.К. Преподаватель в условиях использования новых
информационных технологий в учебном процессе // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. -Челябинск.- 1997. -С. 173-175.
94. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки.-Киев.-Здоровья.- 1978. - 92с.
95. Петунии О. В. Соотношение основных видов подготовки специалистов
физической культуры в вузе / Физическое воспитание в системе гармонического развития личности. - Воронеж.- 1998. - С. 60-62.
96. Пидкасистый П.Н., Хайдаров Ж.С, Ахметов Н.К. Игра как средство активизации учебного процесса // Совет. Педагог. -1985. -№ 3-С. 22-25.
97. Пименов М. П. Волейбол - Киев: Здоровья, 1975.- 59с.
98. Пименов М. П. Игровая подготовка волейболиста. - Киев: Здоровья,1967.-64с.
99.157. Полиевский С.А., Латышкевич Л.А., Романов В.А. Технические средства обучения в спортивных играх. - Киев.-Здоровье.- 1986. -176с.
100. Попенченко В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в ВУЗе - Москва. -1979.-С. 14.
101. Попов В.А. Исследование причин текучести и снижения активности в
массовом спорте // Теория и практика физической культуры. - Москва.- 1978. - № 5 - С. 52-55.
102. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательными
процессами в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. - 1996. - С. 54-56.
103. Портных Ю.И. Основные методики обучения детей и подростков
//Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры. - Москва.-1986.-С. 125-131.
104. Поташник А. А., Гизещевей В. Р. Судейство соревнований по волейболу -Москва.-Физкультура и спорт.-1973.- 24с.
105. Проблемы высшего физкультурного образования: Сборник научных работ. - Москва.- ГЦОЛИФК.- 1988. -101с.
106. Прохорова М.В. Эффективность использования активных форм
обучения // Теоретико-методологические основы совершенствования
учебно-воспитательного процесса в институтах физической культуры. -Волгоград.-1989.-С. 186-189.
107. Психология личности: Тесты, опросники, методики/Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. - Москва.- Геликон.- 1995.-220с.
108. Разин Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного
педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов //Теория и практика физич.культур.-1997 -№11.- С.41-43.
109. Родионова А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат - Москва.- Физкультура и спорт, 1983. - 112 с, ил.
110. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От
деятельности к личности: Учебное пособие. - Москва.- «Аспект Пресс».-1995.-271с.
111. Современные тенденции и проблема развития физической культуры,
спорта и туризма в обществе. Тезисы докладов научно-практической конференции. - ВГИФК, МГАФК. - Воронеж.- 2000. - 213с.
112. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для
педагогических факультетов .институтов физической культуры/Под редакцией Ю.И. Портных. - Москва.- Физкультура и спорт, 1986. -320с.
113. Спортивные игры: Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры (общий курс). - Москва.- 1975. - 28с.
114. Столяров В.И. философско-культурологический анализ физической культуры //Вопросы философии. - 1988.- № 4.- С. 17 - 25.
115. Суздальницкий Р.С., Левандо В.А. Иммунологические аспекты
спортивной деятельности человека //Теория и практика физической культуры. - 1998.- № 10.- С. 43 - 46.
116. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. -Москва.- МГУ.- 1980.-45C.
117. Тикашвили Г.Л. Управление соревновательной деятельностью
команды на основе использования индивидуальных особенностей
волейболистов: - Автореф. дис.. канд. пед. наук. - Тбилиси,- 1990. -24с.
118. Федоров А. И. Использование информационных технологий обучения
в процессе специальной профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры: Материалы научно-методической конференции. -Омск.- 1999. - С. 96-97.
119. Физическая культура. Примерная учебная программа для высших
учебных заведений. - Москва.- Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. - 1994. - 54с.
120. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М, Волейбол. - Москва.- Физкультура и спорт,- 1983,- 78с.
121. Хаитов Х.Б. Факторы готовности игроков к соревновательной
деятельности в волейболе: - автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Москва. -1986. - 25 с.
122. Шаталов В.Ф. Психологические контакты. - Москва.-МП «Новая школа».- 1992.-74с.
123. Шаталов В.Ф. Точка опоры: Организационные основы экспериментальных исследований. - Минск,- Университ.- 1990. -224с.
124. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педаг., 1989. -336с.
125. Шестаков М.М. Прогностическая информативность некоторых
показателей функционального состояния футболистов высокой квалификации// Сборн.научных трудов. - Краснодар.-1996.-С. 135-144.
126. Шестаков М.М. Управление технической подготовкой спортсменов с
использованием моделирования //Теория и практика физической культуры. - Москва.- 1998. - № 3.- С.51 - 54.
127. Шульгатый Л.П., Баландин В.А., Чернышенко Ю.К. Методы активного обучения: классификация, характеристика и основы применения. -Краснодар.- КГИФК.- 1991. - 143с.
128. Элашвили В.И. Игры - средства физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - Москва.- 1986. - N 10.- С.26.
129. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в
двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. -1993.-№1.-С. 46-48.
130. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте. -Москва.- Физкультура и спорт. -1989. -318с.
131. Якобашвили В.А., Макарова Г.А., Локтев С.А., Шкеля В.А. Некоторые
вопросы медицинского и педагогического контроля за занимающимися
физической культурой и спортом / Допущено отделом спортивной медицины Госкомспорта СССР - Краснодар.-1990-С. 95.
132. Яхонтов Е.Г., Соколов Н.Г. Контроль эффективности учебно-познавательной деятельности при изучении спортивно-педагогических дисциплин: Методические указания. - Ленинград.- ГИФК.- 1987. - 17с.
133. Bard R.M. Teaching and learning in higher education. -3d ed.- Harmod
sworth: Penguin books, 1976. -251 p.
134. Basuni F.N. Performance in sport (Volleiball). 3-d Ed., Vol.3, 1991. -p.
157-176.
135. Coaching youth volleyball I American Sport Education Program.
Champaign, IL : Human Kinetics, 1997. - p.45-48.