Механизм защиты прав человека в условиях террористической угрозы
|
Введение 3
Глава 1. Международное и российское законодательство
противодействия терроризму и защита прав человека 7
1.1. Международные документы о механизмах защиты прав человека в
условиях угрозы терроризма 7
1.2. Российское законодательство о противодействии терроризму и защита
прав человека 24
1.3. Общая характеристика террористических и социально-
криминалистических угроз 29
Глава 2. Организационно-правовые основы борьбы с терроризмом
в Российской Федерации 37
2.1. Правовые основы, принципы и субъекты борьбы с терроризмом 37
2.2. Нормативная регламентация деятельности по пресечению
террористических актов 43
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложение №1 63
Приложение № 2 65
Глава 1. Международное и российское законодательство
противодействия терроризму и защита прав человека 7
1.1. Международные документы о механизмах защиты прав человека в
условиях угрозы терроризма 7
1.2. Российское законодательство о противодействии терроризму и защита
прав человека 24
1.3. Общая характеристика террористических и социально-
криминалистических угроз 29
Глава 2. Организационно-правовые основы борьбы с терроризмом
в Российской Федерации 37
2.1. Правовые основы, принципы и субъекты борьбы с терроризмом 37
2.2. Нормативная регламентация деятельности по пресечению
террористических актов 43
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
Приложение №1 63
Приложение № 2 65
Актуальность темы исследования. В Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность». Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 62/159 от 18 декабря 2007 г. «О защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом» вновь заявила, что государства должны обеспечить, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам по международному праву, в частности, по международному праву прав человека, международному праву беженцев и международному гуманитарному праву.
Терроризм в современном мире стал сложным и негативным политико-социальным явлением, вышедшим за рамки национальных границ,и представляет реальную угрозу для всего мира. Термин «терроризм» происходит от латинского «terror - страх, ужас». Именно доведение людей до состояния ужаса - психологическая ставка современного терроризма.Россия столкнулась с терроризмом в конце 1990-х - начале 2000-х гг.
Террористические акты связанные с захватом заложников и большим количеством погибщих в 2002 г. Норд-Осте - 130 - 170 чел., в 2004 г. в Беслане - 333 чел., в результате взрывов в метро в 2010 г. Москве - 41 чел. и в г. Санкт-Петербурге - 14 чел. Соответственно, эта беда не имеет границ,невидима и безжалостна, направлена на уничтожение ни в чем неповинного мирного населения, преследует цель вывести из равновесия законное правительство и народ в целом, стремясь продемонстрировать массам, что законная власть больше не находится в безопасности. Публичность террористического акта является кардинальным моментом в стратегии терроризма.
Соответственно, антитеррористическая деятельность - новое приоритетное направление в деятельности органов государственной власти,имеющее целью совершенствование мер безопасности личности, общества и государства. Государства могут эффективно выполнять свои международно-правовые обязательства, используя гибкость, предусмотренную в рамках механизма международных стандартов в области прав человека. Нормы права по защите прав человека допускают ограничение некоторых прав в жестко ограниченном контексте чрезвычайных обстоятельств - отступления от некоторых норм права прав человека. Международно-правовой механизм ограничений призван обеспечивать государствам необходимую гибкость в исключительных обстоятельствах, одновременно предусматривая условия соблюдения международных обязательств и гарантии уважения и защиты основополагающих неотъемлемых прав.
24 июня 2016 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла во втором и третьем чтениях пакет антитеррористических законов, который вводит пожизненное заключение за международный терроризм и обязывает операторов связи хранить переписку и переговоры. Многие положения первоначальной редакции пакета законов вызвали оживленную дискуссию как в обществе, так и среди парламентариев. 29 июня 2016 г. этот пакет был одобрен Советом Федерации, а 7 июля 2016 г. был подписан В.В. Путиным с перечнем поручений правительству.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение содержания механизма защиты прав человека в условиях террористической угрозы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать международные документы о механизмах защиты прав человека в условиях угрозы терроризма;
- изучить российское законодательство о противодействии терроризму и защита прав человека;
- охарактеризовать суть террористических и социально-криминалистических угроз;
- проанализировать классификацию правовых и организационных мер борьбы с терроризмом;
- определить правовые основы, принципы и субъекты борьбы с терроризмом и порядок их деятельности по пресечению террористических актов.
Объектом исследования являются общественные отношения,возникающие в процессе обеспечения и защиты прав человека в условиях террористической угрозы.
Предмет исследования составляют международные документы,нормативно-правовые акты, составляющие механизм защиты прав человека в условиях террористической угрозы.
Степень изученнсти темы исследования. В научной литературе раскрывают правовые, исторические, геополитические и другие аспекты борьбы с терроризмом, посвящены средствам и методам его профилактики, опыту противодействия данному разрушительному феномену. В рамках научных статьей исследовали проблему терроризма А.К. Боташева, М.У. Медов, В.О. Климаченкова.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы, такие как диалектический метод познания правовой действительности,а также метод системного анализа; частно-научные методы познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, формально-логический, нормативно-правового анализа.
Нормативную основу работы составляют Конституция РФ,Уголовный Кодекс РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»,другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Практическое значение работы. В условиях террористической угрозы важным становится умение каждого человека вести себя в экстремальных ситуациях, его адекватное поведение. Соответственно, важно знакомить всех с правилами поведения в случае террористического акта. В целях антитеррористической пропаганды регулярно должны проводиться лекции для студентов и школьников, демонстрацией специально подобранных хроникально-документальных фильмов о борьбе с терроризмом, тематических уроков с использованием нормативно-правовых актов, встреч с сотрудниками силовых структур, объектовых тренировок,сочинений и рефератов по антитеррористической тематике.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,двух глав, в которых по три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений
Терроризм в современном мире стал сложным и негативным политико-социальным явлением, вышедшим за рамки национальных границ,и представляет реальную угрозу для всего мира. Термин «терроризм» происходит от латинского «terror - страх, ужас». Именно доведение людей до состояния ужаса - психологическая ставка современного терроризма.Россия столкнулась с терроризмом в конце 1990-х - начале 2000-х гг.
Террористические акты связанные с захватом заложников и большим количеством погибщих в 2002 г. Норд-Осте - 130 - 170 чел., в 2004 г. в Беслане - 333 чел., в результате взрывов в метро в 2010 г. Москве - 41 чел. и в г. Санкт-Петербурге - 14 чел. Соответственно, эта беда не имеет границ,невидима и безжалостна, направлена на уничтожение ни в чем неповинного мирного населения, преследует цель вывести из равновесия законное правительство и народ в целом, стремясь продемонстрировать массам, что законная власть больше не находится в безопасности. Публичность террористического акта является кардинальным моментом в стратегии терроризма.
Соответственно, антитеррористическая деятельность - новое приоритетное направление в деятельности органов государственной власти,имеющее целью совершенствование мер безопасности личности, общества и государства. Государства могут эффективно выполнять свои международно-правовые обязательства, используя гибкость, предусмотренную в рамках механизма международных стандартов в области прав человека. Нормы права по защите прав человека допускают ограничение некоторых прав в жестко ограниченном контексте чрезвычайных обстоятельств - отступления от некоторых норм права прав человека. Международно-правовой механизм ограничений призван обеспечивать государствам необходимую гибкость в исключительных обстоятельствах, одновременно предусматривая условия соблюдения международных обязательств и гарантии уважения и защиты основополагающих неотъемлемых прав.
24 июня 2016 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла во втором и третьем чтениях пакет антитеррористических законов, который вводит пожизненное заключение за международный терроризм и обязывает операторов связи хранить переписку и переговоры. Многие положения первоначальной редакции пакета законов вызвали оживленную дискуссию как в обществе, так и среди парламентариев. 29 июня 2016 г. этот пакет был одобрен Советом Федерации, а 7 июля 2016 г. был подписан В.В. Путиным с перечнем поручений правительству.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение содержания механизма защиты прав человека в условиях террористической угрозы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать международные документы о механизмах защиты прав человека в условиях угрозы терроризма;
- изучить российское законодательство о противодействии терроризму и защита прав человека;
- охарактеризовать суть террористических и социально-криминалистических угроз;
- проанализировать классификацию правовых и организационных мер борьбы с терроризмом;
- определить правовые основы, принципы и субъекты борьбы с терроризмом и порядок их деятельности по пресечению террористических актов.
Объектом исследования являются общественные отношения,возникающие в процессе обеспечения и защиты прав человека в условиях террористической угрозы.
Предмет исследования составляют международные документы,нормативно-правовые акты, составляющие механизм защиты прав человека в условиях террористической угрозы.
Степень изученнсти темы исследования. В научной литературе раскрывают правовые, исторические, геополитические и другие аспекты борьбы с терроризмом, посвящены средствам и методам его профилактики, опыту противодействия данному разрушительному феномену. В рамках научных статьей исследовали проблему терроризма А.К. Боташева, М.У. Медов, В.О. Климаченкова.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы, такие как диалектический метод познания правовой действительности,а также метод системного анализа; частно-научные методы познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, формально-логический, нормативно-правового анализа.
Нормативную основу работы составляют Конституция РФ,Уголовный Кодекс РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»,другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Практическое значение работы. В условиях террористической угрозы важным становится умение каждого человека вести себя в экстремальных ситуациях, его адекватное поведение. Соответственно, важно знакомить всех с правилами поведения в случае террористического акта. В целях антитеррористической пропаганды регулярно должны проводиться лекции для студентов и школьников, демонстрацией специально подобранных хроникально-документальных фильмов о борьбе с терроризмом, тематических уроков с использованием нормативно-правовых актов, встреч с сотрудниками силовых структур, объектовых тренировок,сочинений и рефератов по антитеррористической тематике.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,двух глав, в которых по три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений
Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующейся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
В условиях террористической угрозы государственный правовой механизм должен строго контролировать и ограничивать обстоятельства, в которых сотрудники правоохранительных органов могут прибегать к применению силы со смертельным исходом. ООН настаивает, что государства обязаны четко оговаривать политику в инструкциях командирам военных подразделений во избежание тактики, основывающейся на заказных убийствах. Прежде, чем рассматривать возможность применения смертоносной силы, они должны исчерпывать все средства для ареста лица,подозреваемого в совершении террористических актов. Сообразно с международными стандартами в области прав человека, они обязаны принимать надлежащие процедурные гарантии, регулирующие случаи применения силы со смертельным исходом. Кроме того, жалобы на несоразмерное применение силы должны оперативно расследоваться независимым органом.
Террористическая деятельность - деятельность, включает в себя:организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции; подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации),организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.
В международных документах ООН приводится тщательный анализ основных проблем, касающихся обязательств государств по международному праву в отношении права на жизнь, запрета на пытки или жесткое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, свободы выражения мнения и права на справедливое судебное разбирательство, в целях оказания государствам-участникам содействия в осуществлении ими своих юридических обязательств в контексте борьбы с терроризмом.
В рамках расширения российского законодательства по предмету исследования важно помнить, что при разработке антитеррористических законов и постановлений необходимо уделять должное внимание международно-правовым стандартам и гарантиям. Следует отметить, что любое чрезмерно размытое или широкое определение термина «терроризм» в национальном законодательстве чревато криминализацией поведения,которое терроризмом как таковым не является. Существует опасность того,что такое определение станет препятствием в деле законного ненасильственного и мирного осуществления основных прав и свобод,включая право групп, как то права профсоюзов и меньшинств, или средством ограничения волеизъявления и возможностей политической оппозиции.
Государства, ведущие борьбу с терроризмом, должны соблюдать основополагающий для прав человека принцип законности, который предписывает точность юридических формулировок и воспрещает применение законов постфактум или ретроактивную криминализацию поведения. Применение методов экстраполяции при определении уголовных преступлений как «террористических актов» ведет к серьезной опасности нарушения принципа nullum crimen, nulla poena sine lege международного уголовного права.
В Российской Федерации антитеррористическая деятельность - новое приоритетное направление в деятельности органов государственной власти,имеющее целью совершенствование мер безопасности личности, общества и государства. Задача обеспечить как поощрение и защиту прав человека, так и принятие эффективных контртеррористических мер, ставит перед государствами серьезные практические задачи. Государства могут эффективно выполнять свои международно-правовые обязательства,используя гибкость, предусмотренную в рамках механизма международных стандартов в области прав человека. Нормы права по защите прав человека допускают ограничение некоторых прав в жестко ограниченном контексте чрезвычайных обстоятельств - отступления от некоторых норм права прав человека. Международно-правовой механизм ограничений призван обеспечивать государствам необходимую гибкость в исключительных обстоятельствах, одновременно предусматривая условия соблюдения международных обязательств и гарантии уважения и защиты основополагающих неотъемлемых прав.
В условиях террористической угрозы государственный правовой механизм должен строго контролировать и ограничивать обстоятельства, в которых сотрудники правоохранительных органов могут прибегать к применению силы со смертельным исходом. ООН настаивает, что государства обязаны четко оговаривать политику в инструкциях командирам военных подразделений во избежание тактики, основывающейся на заказных убийствах. Прежде, чем рассматривать возможность применения смертоносной силы, они должны исчерпывать все средства для ареста лица,подозреваемого в совершении террористических актов. Сообразно с международными стандартами в области прав человека, они обязаны принимать надлежащие процедурные гарантии, регулирующие случаи применения силы со смертельным исходом. Кроме того, жалобы на несоразмерное применение силы должны оперативно расследоваться независимым органом.
Террористическая деятельность - деятельность, включает в себя:организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции; подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации),организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.
В международных документах ООН приводится тщательный анализ основных проблем, касающихся обязательств государств по международному праву в отношении права на жизнь, запрета на пытки или жесткое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, свободы выражения мнения и права на справедливое судебное разбирательство, в целях оказания государствам-участникам содействия в осуществлении ими своих юридических обязательств в контексте борьбы с терроризмом.
В рамках расширения российского законодательства по предмету исследования важно помнить, что при разработке антитеррористических законов и постановлений необходимо уделять должное внимание международно-правовым стандартам и гарантиям. Следует отметить, что любое чрезмерно размытое или широкое определение термина «терроризм» в национальном законодательстве чревато криминализацией поведения,которое терроризмом как таковым не является. Существует опасность того,что такое определение станет препятствием в деле законного ненасильственного и мирного осуществления основных прав и свобод,включая право групп, как то права профсоюзов и меньшинств, или средством ограничения волеизъявления и возможностей политической оппозиции.
Государства, ведущие борьбу с терроризмом, должны соблюдать основополагающий для прав человека принцип законности, который предписывает точность юридических формулировок и воспрещает применение законов постфактум или ретроактивную криминализацию поведения. Применение методов экстраполяции при определении уголовных преступлений как «террористических актов» ведет к серьезной опасности нарушения принципа nullum crimen, nulla poena sine lege международного уголовного права.
В Российской Федерации антитеррористическая деятельность - новое приоритетное направление в деятельности органов государственной власти,имеющее целью совершенствование мер безопасности личности, общества и государства. Задача обеспечить как поощрение и защиту прав человека, так и принятие эффективных контртеррористических мер, ставит перед государствами серьезные практические задачи. Государства могут эффективно выполнять свои международно-правовые обязательства,используя гибкость, предусмотренную в рамках механизма международных стандартов в области прав человека. Нормы права по защите прав человека допускают ограничение некоторых прав в жестко ограниченном контексте чрезвычайных обстоятельств - отступления от некоторых норм права прав человека. Международно-правовой механизм ограничений призван обеспечивать государствам необходимую гибкость в исключительных обстоятельствах, одновременно предусматривая условия соблюдения международных обязательств и гарантии уважения и защиты основополагающих неотъемлемых прав.
Подобные работы
- ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - Дипломатическая и консульская защита прав человека
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Право человека на безопасность: теория, история, практика
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Защита прав граждан в условиях чрезвычайного положения (Правовое регулирование кризисов и ЧС, Алтайский государственный университет)
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Роль Организации Объединённых Наций в современном мире: проблемы деятельности и перспективы развития (РГУ Нефти и Газа)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Международно-правовые механизмы обеспечения гуманитарной безопасности
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Конституционное право на уважение частной жизни
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020



