Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 9
1.1. Интеллект-карты, как педагогическая технология 9
1.2 Требования нормативных документов к процессу обучения истории в 10 классе 13
1.3. Преимущества применения технологии на уроках истории в 10 классе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПО ТЕМЕ НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 32
2.1. Особенности преподавания темы НЭП на уроках истории в 10 классе 32
2.2. Алгоритм использования технологии интеллект-карт на уроках истории в 10 классе по теме НЭП 39
Заключение 53
Список используемой литературы 57
В настоящее время мы живем в век технологий, где все постоянно меняется. Так и школьное образование не стоит на месте и требует постоянного реформирования. Принятие новых государственных стандартов обучения в школе, предлагает использовать нам многообразие форм и методов проведения современного урока, использовать по максимуму творческий потенциал учеников. Цель стандартов второго поколения ФГОС - научить учиться. Теперь задача педагога не суммировать знания учащихся, а научить тем компетенциям, которые смогут помочь найти нужную информацию, осмыслить ее и правильно ее применить. Такой подход в обучении называется системно деятельностный. Каждый педагог заинтересован, чтобы его урок был интересен, для этого ему нужно организовать такие условия, которые будут мотивировать и стимулировать ученика к действиям. Технологией обладающей высокой мотивацией, направленность и познавательной активность является - технология интеллект карт.
Актуальность данной работы состоит в том, на современном уроке истории применение технологии интеллект карт решит важные задачи современного школьного образования - эффективный поиск и применение информации, усваивание большого объема информации, владение такими приёмами умственных действий как классификация, анализ, обобщение, синтез, сравнение. В современном обществе, где постоянно растет количество информации, которую необходимо усваивать - визуализация информации и ее наглядность в виде ментальных карт расширяет возможности педагогической деятельности, повышает интерес обучающихся к дисциплине, включает обучающих в творческий процесс составления структурно-логических схем интеллект-карты, все это решает идеи деятельностного подхода в образовании.
Интеллект-карта приобретает особое значение в условиях информатизации учебного процесса с помощью нее решается проблема оценивания качества знаний обучающихся. Интеллект- карта позволяет оценивать системность знаний учеников, дает возможности непрерывного оценивания в процессе изучения нового материала.
Степень из учёности темы
Метод интеллект-карт создал американский ученый и бизнесмен Тони Бьюзен. В своих работах он решал проблему быстрого, эффективного систематизирования и запоминания информации, в дальнейшем приведенного к интеллект карте. Ментальные карты применяются во всех сферах жизни, где нужно усвоить большой объем информации за короткое время от планирования дня, до проведения масштабных мероприятий.
В основе своих работах Тони Бьюзен положил теорию радианного мышления, центральной идеей теории была карта понятий, связанная ассоциациями. Главным в данной карте становится выделение ключевого понятия, на котором в последующем будет завязана вся ассоциативная цепь.
Тони Бьюзен выделяет шесть законов построения интеллект-карт, которые помогут наиболее полно и всесторонне представить весь комплекс ассоциаций, связанных с ключевым понятием:
1. Стремитесь к ясности выражении мысли
2. Используйте выразительность
3. Ассоциируйте
4. Выработайте собственный стиль
5. Соблюдайте иерархию мыслей
6. Используйте номерную последовательность
Во всех этих положениях отсутствует жесткая категоричность, Т. Бьюзен подчеркивал: "Пусть вашей интеллект-карте не хватает ясности или привлекательности, она по-прежнему является точной записью мыслительных процессов, происходивших у вас в мозгу во время её составления" [9, с. 115]
Развитие метода интеллект-карт в России занимается профессор Санкт- Петербургского университета Е. А Бершадский, который считает, что «многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми». В совокупности все это и позволяет осуществить метод интеллект карт, основанный на графическом отображении комплекса ассоциация, имеющих отношения к изучаемому предмету....
На основе исследования, которое было проведено, мы сделали ряд выводов: во-первых, и самое важное, педагог истории в современном образовательном пространстве становится проводником среди знаний, его главной задачей становится развитие индивидуальности каждого ребенка. Научить его поиску креативных решений, развить в нем творческое мышление.
В связи с этим становится актуально становление нового стиля педагогического мышления, при котором педагог ищет более эффективные и интенсивные методы решения образовательно-воспитательных задач. Поэтому, в условиях ограничения предметных часов, происходит усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности и модернизация активных форм обучения.
Интеллект-карта - это универсальная технология, которая представляет собой карту наших мыслей в конкретный момент. Она отражает сложные взаимоотношения связей наших мыслей (ассоциативных, причинно-следственных, смысловых т.д.). Технология дает возможность сворачивать огромные массивы информации в небольшую схему, при этом не теряя основных ее элементов. Информация в свернутом виде представленная в графическом виде становится опорой для развития монологической речи, что немало важно для старшего школьника.
Введение технологии интеллект-карт в рамках предмета истории, дает огромный потенциал для более активного и успешного проведения образовательного процесса. Главным преимуществом технологии на уроках истории будет четкое систематизирование, запоминание ключевой информации, а также в последствии ее воспроизведение.
Но есть несколько ограничений, почему технология интеллект-карт не так часто используется в старшей школе:
1) Введение технологии интеллект-карт требует полноценной подготовки обучающихся к овладению данной технологии и готовности к ее использованию;
2) Прежде чем обучить ребенка использованию технологией, ей должен научиться сам учитель;
3) Для применения технологии на уроках истории затрачивается много времени для ее подготовки и непосредственному проведению;
4) Использование технологии в домашнем задании не рекомендуется на начальном этапе, технология должна внедрятся постепенно в образовательный процесс;
5) Для получения удовлетворяющих результатов, требуется регулярное использование данной технологии.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. [11, с. 653-657]
Современный урок истории содержит много разнообразного материала: даты, исторические факты, события, сведения об исторических личностях, изучение всего этого с помощью интеллект-карт становится в разы интереснее и эффективнее. Запоминается и классифицируется большое количество информации.
Преимущества применения ментальных карт на уроках перед другими методами:
• концентрация внимания на важных аспектах информации;
• визуализация четких ассоциаций;
• фиксация в памяти законспектированной информации.
Не мало важно то, какие плюсы после использования данная технология учителю:
• активизируется внимание и мотивация обучающихся, повышается их конкурентоспособность;
• творческие способности учеников выражаются более ярко, развиваются предметные и коммуникативные способности;
• обнаруживаются причины когнитивных затруднений;
• открывается возможность корректировать знания учащихся....
1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения [Текст] / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № — С. 34-37.
2. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт в учебном процессе. // Электронное издание «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сборник научных статей международной научно¬ практической конференции, 19-21 июня, 2012 г.» М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2012.
3. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://bershadskiy.ru/
4. Бершадская Е.А. Утекающее время. Метод интеллект-карт как инструмент развития регулятивных универсальных действий// Научно-педагогический вестник «Полёт». «Интернет-журнал «Лицей»». http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod- intellekt-kart-v-obrazovanii/item/4647-liqtime
5. Бьюзен Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М.: Росмэн, 2007. — 326 с.
6. Бьюзен Тони. Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М.: Росмэн, 2007. — 192 с.
7. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. - Минск.: Росмэн- Пресс,2007.
8. Бьюзен Тони. Научите себя думать! [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М.: ООО «Попурри», 2004. — 215 с.
9. Бьюзен. Т. Супермышление. [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М.: ООО «Попурри», 2003. -167 с.
10. Давыденко Т. М., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия - основа успешности обучения. - Белгород, 2003. - С.40.
11. Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 627-629.
12. Историко-культурный стандарт
13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. - С.4.
14. Концепция преподавания обществознания в РФ.
15. ФГОС
16. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 653-657.