Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования орфографической грамотности младших школьников 7
1.1. Принципы русской орфографии 7
1.2. Психолого-педагогические основы формирования орфографической
грамотности младшего школьника 12
1.3. Понятие естественной письменной речи 15
Выводы по первой главе: 20
Глава 2. Практическое исследование особенностей орфографической грамотности младших школьников 21
2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня
орфографической грамотности младших школьников 21
2.2. Результаты диагностической программы определения актуального
уровня орфографической грамотности младших школьников 29
2.3. Комплекс творческих заданий, способствующих формированию
орфографической грамотности младших школьников 34
Выводы по второй главе: 37
Заключение 39
Список использованных источников 42
Приложение 48
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 50
Приложение 4 51
Приложение 5 53
Приложение 6 55
Актуальность выбранной темы в современной методике преподавания русского языка обоснована тем, что от того, насколько полно будут сформированы орфографические навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность понимать родной язык в письменной форме в учебной деятельности и естественной письменной речи.
Орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, способствует безошибочному написанию слов, a правильность письма, показывает культурный уровень человека и его образованность. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является формирование орфографической грамотности учащихся.
Представленная задача отражается в нормативных документах, организующих образовательную деятельность. По Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования в результате освоения учебной программы по предмету «Русский язык», у обучающихся должно произойти осознание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Орфографическая грамотность у младших школьников является предметом внимания многих ученых.
М.Р.Львов определял орфографическую грамотность как способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы.
Формирование орфографической грамотности не может пройти без опоры на навыки письма, умении распознавать морфемный состав слов, на анализе слов с фонетической стороны, а также умении пользоваться соответствующим ей правилам. Так, в исследованиях А.А. Реформатского, Ю.С. Маслова, Л.В. Щербы, Л.Л. Касаткина рассматриваются различия орфографических принципов, влияющих на используемые правила современной орфографии. Ученые Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Г.Г. Граник, Д.Н. Богоявленский и П.С. Женек и др., рассматривали формирование орфографического навыка, как важного компонента формирования грамотности.
Однако, орфографическая грамотность, формируемая в ходе работы на уроке, не всегда используется обучающимися в свободной речи. Так, группой ученых во главе с Н. Б. Лебедевой было описано явление естественной письменной речи как «речевой деятельности (и ее результата - текстов), которая занимает свое место в парадигме, построенной по координатам «устная / письменная» и «естественная / «искусственная» (искусная) речь». Таким образом, для успешного формирования орфографических умений учеников необходимо использовать не только уроки русского языка, но и другие методы и технологии, которые позволят закрепить полученные знания и навыки в естественной письменной речи.
Цель работы - разработать комплекс творческих заданий, направленный на формирование орфографической грамотности младших школьников с учетом выявленных особенностей ее проявления.
Объектом работы является процесс формирования орфографической грамотности младших школьников.
Предметом работы является особенности орфографической грамотности младших школьников, проявляемые в учебной и естественной письменной речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что орфографическая грамотность у обучающихся 4 класса преимущественно развита на среднем уровне и характеризуется особенностями проявления в учебной и естественной письменной речи.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выявить сущность понятий «орфографическая грамотность», «естественная письменная речь».
2. Выделить методы в образовательной практике, направленные на исследование орфографической грамотности младшего школьника.
Провести констатирующий эксперимент и обработать результаты, с целью выявления актуального уровня сформированности орфографической грамотности обучающихся 4 класса на двух типах работ: диктанте и детском письме.
...
Анализ теоретических источников показал, что среди принципов орфографии, то есть основных регулирующих идей выбора варианта правописания, выделяются следующие: морфологический принцип, фонематический принцип, традиционный принцип, принцип дифференциации знаний и фонетический принцип. Принципы объясняют многообразие правил русской орфографии в зависимости от особенностей фонетического и грамматического строя русского языка, а также спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими.
На формирование грамотного письма у младших школьников влияют психологические и педагогические аспекты. Анализируя работы психологов, можно заключить, что развитие мыслительных процессов, внимания, речевой и мнемонической функций способствует формированию навыков орфографической зоркости и понимания принципов орфографии. Младший школьник должен научиться создавать временные ассоциации для формирования умения различать орфографические правила. Основываясь на работах педагогов, можно выделить ряд ключевых факторов в развитии зоркости: зрительный, слуховой, рукодвигательный и фактор орфографической проговоренности. Зрительные, слуховые, кинестетические и рукодвигательные навыки младших школьников составляют фундамент орфографического навыка, который формируется через выполнение орфографических действий. Эти действия также помогают обучающимся понять, какие задачи они решают, работая с орфограммами.
В работах Н.Б.Лебедевой было определено, что естественная письменная речь - это образец непринужденной речи, выражаемой с помощью графических знаков. Оно характеризуется такими особенностями, как письменная форма, спонтанность и непрофессиональность исполнения. На основе этих характеристик, коллектив лингвистов, включающий Лебедеву Н.Б., Зырянову Е.Г., Максимову (Плаксину) Н.Ю. и Тюкаеву Н.И., выделяет следующие жанры естественной письменной речи: объявление, поздравительная открытка, письмо, заметка, компьютерная переписка (чат), современные граффити (различные виды настенных надписей), рукописный дневник или журнал, различные виды авторских поздравлений и т.д. Учитывая возрастные особенности младших школьников, в данной работе были рассмотрены такие жанры, как маргинальные заметки, сочинения, изложения, детские письма и интернет-коммуникация. Эти жанры имеют свои особенности, но все они являются частью спонтанного письменного выражения.
Для исследования орфографической грамотности можно использовать следующие методы: подсчет количества ошибок к объему текста и методика усвоения орфограмм Н. В. Зайцевой. Данные методы предполагают работу с текстом для определения количества допущенных ошибок, связанных с непониманием орфографических норм. Рассмотренные методы исследования орфографической зоркости позволяют выявить актуальный уровень грамотности младших школьников, а также позволяют узнать западающие области орфографии, через сформулированные критерии оценивания в ходе проведенной диагностической работы.
Диагностическая работа проводилась на базе МАОУ СШ № 108 в 4 Б классе. Нами были выбраны два типа работ для проверки уровня актуальной орфографической грамотности младших школьников: диктант, как образец учебной работы, который подразумевает использование уже усвоенного или отработанного правила; и детское письмо, как образец естественной письменной речи младшего школьника. Подразумевалось, что уровень орфографической грамотности младшего школьника, определяемый двумя факторами - количеством ошибок по отношению к тексту и частотность ошибочных написаний по усвоенной орфограмме будет представлена обучающимися 4 Б класса чаще всего на низком и среднем уровне.
...
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. Пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с
2. Бабайцева, В.В. Принципы русской орфографии // Русский язык в школе, 2008. № 3. - С. 33-38.
3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1996.410 с.
4. Бунеева Е.В. Современный учебник русского языка для начальной школы //Начальная школа плюс До и После, 2009 г. №2, с.1-6.
5. Бунеева Е.В. Про упражнения по орфографии.//Домашняя онлайн школа Екатерины Бунеевой [Электронный ресурс] URL:https://buneeva.vse- pravilno.com/blog/orfografiya/pro-uprazhneniya-po-orfografii (дата обращения: 14.10.2023).
6. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка// Избр. пед. соч. - Москва: Просвещение, 1992. - 248 с.
7. Вишнякова Г.В. Формирование орфографического самоконтроля
на уроках русского языка в начальной школе/ Г.В.Вишнякова//Образователь- ный портал источник [Электронный ресурс] URL:
https://source2016.ru/formirovanie-orfograficheskogo-samokontrolya/ (дата обра- зение 15.10.2023)
8. Гергиева Я. М. Развитие связной письменной речи: Начальная
школа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3:Педа- гогика и психология. 2010. №2. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-pismennoy-rechi-nachalnaya- shkola (дата обращения: 15.10.2023).
9. Гертнер, Е. Е. Нетрадиционные диктанты в системе обучающих диктантов на уроках русского языка / Е. Е. Гертнер // Современные научные исследования и разработки : Материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции, Прага, Чехия, 18 марта 2021 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. - Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. - С. 104-112.
10. Голев Н. Д. Русская письменная разговорная речь и ее отражение в обыденном метаязыковом сознании участников виртуальной коммуникации // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2013. №5 (25). - С. 12-30
11. Г оликова, А. А. Использование метода зелёной ручки на уроках математики: новые возможности для педагогической практики / А. А. Голикова, Т. Е. Зарецкая. // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 25-27. — URL: https:ZZmoluch.ru/th/4Zarchive/246/8237/ (дата обращения: 14.10.2023).
12. Голубь В. Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс (1-4). Практическое пособие для начальной школы. - Воронеж: ЧП Лаковецнин С. С., 2009. -112 с.
13. Гусарова С. С. Сочинение как вид творческой работы школьника по развитию речи // Вестник Науки и Творчества. 2020. №2 (50). - С. 23-26
14. Гринберг И.Г. Диктанты по русскому языку: 3 класс. ФГОС / И. Г. Гринберг, Т.Ю. Никифорова, С.В. Панкова. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. - 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплекс»).
15. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык, 4 класс// Учебник в двух частях - Москва: Дрофа, 2020.
... всего 60 источников