Введение 1
Глава 1. Теоретические вопросы изучения оптики в общем курсе физики..3
1.1 История оптики 3
1.2 Понятие оптики 4
1.3 Основные законы геометрической оптики 6
Глава 2. Психолого - педагогические особенности преподавания физики в
общеобразовательной школе 10
2.1 Психологические и возрастные особенности школьников и их влияние на
учебной процессе в общеобразовательной школе 10
2.2 Дидактические принципы, реализуемые в общеобразовательной школе....15
Глава 3. Практическая часть 19
3.1 Методические особенности изучения темы «Геометрическая оптика» 19
3.1.1 Анализ учебного материала 19
3.1.2 Анализ календарно - тематического планирования в соответствии с ФГОС 19
Заключение 25
Список литературы 69
Приложение № 1. Разработка уроков по теме «Геометрическая оптика» для 8
класса общеобразовательной школы 27
1.1 Источники света. Прямолинейное распространение света 27
1.2 Отражение света. Законы отражение света 32
1.3 Плоское зеркало 36
1.4 Преломление света 40
1.5 Линза. Оптическая сила линзы 46
1.6 Построение изображений, полученных с помощью линз 50
Приложение № 2. Лабораторная работа «Исследование зависимости угла
преломления от угла падения» 60
Приложение № 3. Разработка внеклассного мероприятия конкурс умников и
умниц «Оптические явления» 61
Актуальность
Смысл света в нашей жизни довольно велико. Непросто предположить для себя жизнь без света. Так как все живое под воздействием света и тепла.
Раздел науки, посвященный исследованию света, именуют оптикой (от греческого optos - видный, зримый).
Оптика - это раздел физики, исследующий качества и физиологию природу света, его распространение в всевозможных средах и взаимодействие с веществом, а еще методы генерации и регистрации света.
Оптику символически разделяют на два большущих раздела:
физиологическую (волновую) и геометрическую (лучевую).
Геометрическая оптика исследует распространение световых лучей. Это исторически первый и более незатейливый раздел оптики. Его ведущей задачей считается получение изображений точечных источников света, а еще протяженных предметов.
Главные мнения геометрической оптики важны любому, автономно от выбранной специальности. Район явлений, изучаемых оптики пространна. Оптические появления плотно связаны с появлениями, изучаемыми в иных сегментах физики, а оптические способы изучения относятся к более узким и четким.
Но несмотря на огромное значение оптики и ее технических приложений,содержание этого раздела физики в средней школе не отражает в должной мере её успехи. Программа по физике для средние учебные заведения имеет необходимый размер познаний по оптике, но в значимом улучшении нуждается способ ее изложения, в что количестве и геометрической оптики.
Целью данной работы является усовершенствование методики преподавания геометрической оптики в старших классах средней школы и разработка методики изучения раздела геометрическая оптика в средней школе на примере 8 класс.
Объект исследования: организация учебного процесса при изучении темы
«геометрическая оптика».
Предмет: поиск содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих достижение поставленной цели.
Гипотеза: использование различных методических и дидактических приемов,
элементов и технологий повышает эффективность учебного процесса и позволяет добиться более глубокого понимания данной темы учащимися.
Поставленная цель определила задачи ВКР.
Задачи:
- изучить основные понятия данной темы;
- описать законы геометрической оптики;
- изучить и проанализировать литературу, относящуюся к теме исследования;
- сделать анализ школьных учебников по данной теме;
-разработать уроки по данной теме;
- разработать лабораторную работу по теме;
-разработать внеклассную тему по теме: «Оптические явления».
Апробация данной работы была проведена в период педагогической практики в Дзун - Хемчикском кожууне в городе Чадан МБОУ СОШ № 3 на базе 8 класса.
Цель настоящей работы заключается усовершенствовании методики преподавания геометрической оптики в старших классах средней школы и разработки методики изучения раздела геометрическая оптика в средней школе на примере 8 класс.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены ряд задачи:
- изучить основные понятия данной темы;
- описать законы геометрической оптики;
- изучить и проанализировать литературу, относящуюся к теме исследования;
- сделать анализ школьных учебников по данной теме;
-разработать уроки по данной теме;
- разработать лабораторную работу по теме;
-разработать внеклассную тему по теме.
Усовершенствование способа преподавания геометрической оптики в средней школе содействует заключению ряда задач, между которых ключевыми считаются: расширение познаний школьников по геометрической оптике, становление представлений о роли оптике в системе познаний о природе электрического излучения, составление креативного расклада к исследованию геометрической оптики.
Ведущее значение предоставленной работы - методическая разработка уроков по геометрической оптике в 8 классе общеобразовательной средней школы, а еще подготовка учебно - методических материалов для внеклассной работы учителя физики. Методические рекомендации оформлены в виде полных намерений уроков физики.
Основные результаты дипломной работы включают в себя:
Методические разработки учебных занятий по геометрической оптике в 8 класса средней школы, нацеленные на расширение и углубление представлений школьников о предмете оптики как науки. При построении уроков применен дифференциальный расклад, который гарантирует любому ученику базисный степень подготовки, делает подходящие обстоятельства тем, кто показывает внимание к обучению на большие высочайшем уровне.
Межпредметные связи увеличивают эффективность усвоения материала учениками.
Разработан конкурсный вечер для учащихся 8 класса. Разработан лабораторная работа по теме «Исследование зависимости угла преломления от падения света».
Навык, приобретенный в процессе выполнения дипломной работы, а еще методические разработки определенных учебных событий по геометрической оптике ожидается в последующем применить в практической работе учителя физики в средней школе.
.Волков В. А. Поурочные разработки по физике. - М.: Вако, 2009. - 172с.
2. Генденштейн Л. Э, Кайдалов А. Б, Кожевников В. Б. Физика 8 класс. - М.:Мнемозина, 2012. - 171с.
3. Интернет - ресурсы: научная электронная библиотека e - libraru, Агропоиск;Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
4. Кабардин О. Ф. Физика 8 класс. - М.: Просвещение, 2014. - 134с.
5. КреопаловаГ. В, Лазарева Н. Л, Пуряев Д. Т. Оптические измерения. - М.:Машиностроение, 1987. - 184с.
6. Ландсберг Г. С. Оптика, Т.6. - М.: Наука, 2003. - 249с.
7. Лукашик И. В, Иванова Е. В. Сборник задач по физике 7-9 класс. - М.:Просвещение, 2013. - 144с.
8. Матвеев А. Н. Оптика. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 257с.
9. Можаров Г. А. Основы геометрической оптики. - М.: Логос, 2006. - 25с.
10. Перышкин А. В. Физика 8 класс. - М.: Дрофа, 2013. - 168с.
11. Пинский А. А, Разумовский В. Г. Физика 9 класс. - М.: Просвещение, - 82с.
12. Сивухин Д. В.Общий курс физики Оптика, Т.4. - М.: Физматлит, 2005. - 67с.
13. Федосов И. В.Геометрическая оптика. - С.: Сателлит, 2008. - 54с.
14. Федеральный портал «Российское образование» http://www/edu.ru/
15. Информационно- справочные и поисковые системы: Rambler, Yandex,Google.