Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции агрессивных проявлений в поведении подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении 5
1. 1 Агрессивное поведение подростков как психолого -педагогическая проблема 5
1. 2 Особенности агрессивного поведения подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении 14
1. 3 Условия психолого-педагогической коррекции агрессивных проявлений поведения подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении 20
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции агрессивных проявлений поведения подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении 25
2. 1 Диагностика агрессивных проявлений поведения подростков 25
2. 2 Программа психолого-педагогической работы 30
2. 3 Анализ и интерпретация результатов 38
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список использованных источников 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Актуальность исследования. Современное общество столкнулось с ростом агрессии, которая проявляет себя прямым образом или косвенным. Началось это еще в конце 90-х годов ХХ века, в момент, когда система воспитания рухнула в различных образовательных структурах. Данная проблема разрасталась по мере ухудшения социально-экономической жизни: рост цен и безработица,
безнадзорность детей, маленькая оплата труда. И, растет еще больше в 21 веке: ограничения, связанные с пандемией, экономическая нестабильность, повышение цен и т.д. Все эти факторы приводят к проблемам психологическим, человек не может быть уверен в завтрашнем дне. В зоне риска находятся многодетные семьи, малообеспеченные, неполные, семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Агрессивное поведение может носить разрушительный характер, проявляться физически, это в свою очередь приносит большой ущерб для общества и для самой личности. Дети из семей, находящихся в социально опасном положении, испытывают ряд психологических нарушений , проявляющихся в асоциальном поведении. Мы рассматриваем агрессию, так как ее мы можем точно пронаблюдать и диагностировать, по сравнению с другими искаженными психическими процессами, которые могут быть скрыты от человеческого глаза.
Поэтому интерес к исследованию данной темы вызван вопросом, о влиянии семьи на формирование агрессивного поведения и как факт ее социально опасного положения формирует у детей агрессивные тенденции. Проблема семейного воспитания является актуальной на сегодняшний день, требует исследования и разработки коррекционной программы. Это говорит о необходимости изучить данную проблему.
Объект исследования: процесс коррекции агрессивных проявлений поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции агрессивных проявлений поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
Цель: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции агрессивных проявлений поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза: коррекция агрессивных проявлений поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, станет возможной при следующих психолого-педагогических условиях: будет проведена диагностика проявлений агрессивного поведения подростков; реализована программа занятий с применением дискуссионых методов, кейс-метода, ролевой игры, элементов изотерапии, упражнений на саморегуляцию и релаксацию.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков.
3. Разработка и реализация программы, направленной на коррекцию агрессивных проявлений в поведении подростков.
4. Оценка результативности программы, анализ и интерпретация данных диагностики.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение литературы по теме исследования;
2. Эмпирические методы: проведение формирующего эксперимента, обработка полученных данных.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей».
Агрессивное поведение является актуальной темой для исследования. Подростковая агрессия приносит ущерб и разрушительные последствия для общества, и для личности агрессора. Поведение, которое, проявляется и которое, можно пронаблюдать и зафиксировать.
Под агрессией мы понимаем вслед за А. Бассом любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессивное поведение - это реакция человека на неблагоприятные внешние факторы в психическом и физическом отношении вызывающие стресс, аффекты, фрустрацию и т. д. В первой главе рассмотрели особенности подросткового возраста, и агрессии, которая появляется в данный период.
Экспериментальная работа проводилась на базе Краевого центра семьи и детей. В качестве методов использовали тестирование и наблюдение. Диагностика показала, что на высоком уровне у отдельных подростков проявляется агрессия вербальная, негативизм, раздражение, физическая агрессия. Нами была разработана коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессивных проявлений поведения подростков. В рамках этой программы проводились занятия с применением дискуссионых методов, кейс-метода, ролевой игры, элементов изотерапии, упражнений на саморегуляцию и релаксацию.
После реализации программы была проведена контрольная диагностика с использованием тех же методов диагностики. Она показала, что уровень раздражения, в среднем, по группе снизился, воспитатели участников группы также, заметили положительную динамику в поведении детей. Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная коррекционно-развивающая программа была успешна по коррекции отдельно взятого агрессивного проявления поведения - раздражения. Учитывая специфику учреждения, критерии набора в группу, и проблематику, связанную с этим, реализованная программа достаточно эффективна.
1. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Юрайт, 2020. - 180 с.
2. Авдулова, Т. В. Агрессивность в подростковом возрасте. М.: Юрайт, 2019 - 126 с.
3. Анненкова, В. Г. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у подростков // Базис. - 2019. - №2 (6). - С. 79-87.
4. Алексеева, И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. М.: Национальный фонд защиты детей от жесткого обращения, 2013. - 470 с.
5. Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии // Педагогическое образование в России. 2015. №9. С. 47-51.
6. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: 2001. 318 с.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007 - 512 с.
8. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - С.16.
9. Банщикова, Т. А. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные
характеристики и виды // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2013. №8. URL: file:///C:/Users/dell/Downloads/agressiya-kak-
ponyatiynyy-konstrukt-obyasnitelnye-harakteristiki-i-vidy.pdf (дата обращения 08. 02. 2022).
10. Басс, А. Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. М.: ТЦ Сфера, 1967, №3. -204 с.
11. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
12. Грицай, А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия №3: Педагогика и психология. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semi- gruppy-riska-v-strukture-tipologii-neblagopoluchnyh-semey (дата обращения 08. 02. 2022).
13. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651 (дата обращения 4.03.2022).
14. Дмитриева, Л. И. Исследование эмоциональных отклонений у подростков
зарубежными и отечественными психологами // Таврический научный обозреватель. 2016. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7issledovanie-
emotsionalnyh-otkloneniy-u-podrostkov-zarubezhnymi-i-otechestvennymi- psihologami/viewer (дата обращения 07. 03. 2022).
15. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал. 2008. №2. С. 79-84.
... всего 31 источников