ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ ВОЖАТЫХ ЯЗЫКОВОГО ЛАГЕРЯ 10
1.1 Понятие мотивации в современной науке: теоретические подходы и
классификации 10
1.2 Сущность и содержание мотивации вожатых детского языкового лагеря21
1.3 Теоретическое обоснование и практическое состояние процесса
совершенствования мотивации вожатых языкового лагеря 29
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ВОЖАТЫХ ДЕТСКОГО ЯЗЫКОВОГО ЛАГЕРЯ 43
2.1. Исследование мотивации вожатых детского языкового лагеря 43
2.2. Реализация условий совершенствования системы мотивации вожатых
языкового лагеря 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Руководители различных организаций ежедневно сталкиваются в своей работе с огромным количеством задач. Одной из самых важных и сложных из них выступает эффективное управление трудовыми ресурсами Управленцам необходимо учитывать, что для успешного функционирования организации важно оценить заинтересованность персонала в работе, стимулы, а также правильно сформировать мотивацию сотрудников .
Какова же роль мотивации в выполнении сотрудниками организации их функциональных обязанностей? Мотивация определяет активность людей, направление и силу их деятельности. Мотивация определяет усилия человека, определяет его старания, настойчивость, ответственность и добросовестность в работе. . Высокий уровень мотивации персонала положительно влияет на функционирование всей системы учреждения в целом, на достижение целей организации, на заинтересованность внесения собственного вклада в конечный результат работы всего коллектива.
Правильно разработанная система управления персоналом - это одна из важнейших составляющих успешного руководства для администрации и для кадровой службы любой организации. В процессе работы над стратегией кадровой политики учреждения руководители должны определить, как стимулировать, мотивировать персонал, чтобы эта система мотивации неоспоримо положительно повлияла на достижение поставленных перед организацией целей и задач, реализацию потенциала работников на самом высоком уровне.
Проблема поиска оптимального решения по выстраиванию стратегии системы мотивации, стимулирования труда для высоких результатов работы неоспоримо важна. В многочисленных научных трудах отечественных и зарубежных исследователей разработаны и описаны концепции мотивации личности и в том числе концепции трудовой мотивации. Научное описание, разработка теорий трудовой мотивации, анализ реализации, практического 3 применения систем управления персоналом, мотивации труда описаны в работах: Батыгииа Б.С., Братина Н.И., Вересова Н.Н., Виханского О.С, Генкина Б.М., Девятко И.Ф., Дятлова В.В., Егоршина А.П., Журавлева П.В., Кочеткова А.А., Морозова А.В., Наумова А.И., Огонесяна И.А., Одегова Ю.Г., Пилипенко Н.Н., Пономарева И.П., Травина В.В., Уткина Э.А. и др.
Несмотря на большое количество трудов в области разработки моделей трудовой мотивации, результаты исследований, касающихся мотивации педагогических работников пока не полностью отвечают современным тенденциям. Трудовые условия педагогов разных уровней не всегда способствуют качественному развитию его личности, удовлетворению его потребностей, особенно потребности в уважении со стороны администрации, так как авторитарный стиль руководства все еще присущ многим руководителям образовательных учреждений, а также со стороны учащихся или воспитанников и их родителей. Чаще всего администрация мотивирует своих работников лишь сохранением рабочего места, социальными гарантиями. Существует дефицит в исследовании специфики различных трудовых функций педагога, его психологического настроя, влияния личностных качеств на процесс труда. Для того, чтобы эффективно управлять каждым работником и функционированием организации, руководителям необходимо понимать мотивы, которые движут, побуждают его сотрудников к деятельности.
Чтобы педагоги выполняли свою трудовую деятельность под влиянием эффективной, действенной мотивации, необходимо, чтобы смысл их работы не был ограничен только получением материального блага, удовлетворением своих материальных потребностей, запросов. Руководителю необходимо выстраивать свою работу на основе поддержки интереса педагогов к деятельности организации, к ее миссии, привлекать их к участию в решениях вопросов содержания образования, поощрять саморазвитие, давать больше свободы для творчества. Особенно верны данные положения в отношении молодых специалистов, поскольку они с большей вероятностью, чем их более 4
опытные коллеги, сменят работу, если та не удовлетворит их потребности.
...
Анализ и обобщение взглядов ученых по проблеме мотивации педагогических работников позволили выделить основные группы мотивов профессиональной деятельности вожатых детского лагеря и рассмотреть возможность их развития и становления в контексте совершенствования систем мотивации; осветить понятия «совершенствование системы мотивации», а также обосновать необходимые организационно-педагогических условий управления ею.
Во-первых, основываясь на результатах исследований, мотив - это внутренние побуждения и стимулы личности, как специалиста, он находится «внутри» человека и имеет индивидуальный характер, зависит от многих внешних и внутренних факторов, а также от действия коллег и других индивидов, которые возникают параллельно. Мотив определяет вопросы что и как необходимо делать для удовлетворения возникшей потребности.
Мотивация - это процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации, процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия и одновременно с этим, как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.
Трудовая мотивация - это использование в управлении мотивов, побуждающих человека к активности и повышению производительности труда. Трудовая мотивация включает формирование мотивов в процессе деятельности человека и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты. Исходя из множества трактовок, определений и подходов необходимо указать на то, что единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Классификации мотивов трудовой деятельности могут быть разными, в зависимости от целей исследователя, точки рассмотрения вопроса и много другого. Мы бу-
дем опираться на классификацию мотивов, связанную с источником побуждения мотива к решению определенной задачи. К данного рода классификации относят внутренние и внешние мотивы.
Во-вторых, опираясь на идеи теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, внутренняя мотивация рассматривается как стремление субъекта трудовой деятельности выполнять работу ради интереса к самому процессу работы, удовольствия и радости от ее выполнения. В случае внешней мотивации трудовая деятельность осуществляется индивидом ради достижения других целей, внешних по отношению к самой деятельности. К внутренним мотивам педагогических работников можно отнести: ориентацию на процесс и результаты труда; личностный и профессиональный рост, самоактуализация; творческий характер работы. К внешним мотивам - размер заработной платы, престижность профессии.
Трудовая мотивация вожатых - это использование в управлении мотивов, побуждающих вожатого к активности и повышению качества своего педагогического труда, к обладанию такой компетенции, как осознание социальной значимости своей профессии. Согласно требованиям, вожатый должен обладать определенным уровнем знания законодательных и нормативно-правовых актов в сфере организации летнего отдыха детей , деятельности детских и молодежных организаций и защите прав ребенка; умения выбирать и применять современные технологии работы с временным детским коллективом с учетом возрастных особенностей группы детей; планировать и анализировать процесс и результат своей педагогической деятельности.
...
1. Абакумова М.С. Методы совершенствования системы мотивации труда на предприятии Выпускная квалификационная работа : ВКР / Ур. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2017. 60 с.
2. Алеева Ю.В. Подготовка профессионального вожатого в парадигме современного стандарта специалиста // Мир науки, культуры, образования, 2020. № 2 (81) 2020. С. 205-207.
3. Аминов Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей: монография. М. : Изд-во МГОУ, 2013. 164 с.
4. Антонова О.П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» / О. П. Антонова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2014. № 6.3 (65.3). С. 1-11. URL: https://moluch.ru/archive/65/10927/ (дата обращения: 08.12.2022).
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. : Мысль, 976. С. 32.
6. Ахметвалеева А.В. Совершенствование системы мотивации педагогических работников дошкольной образовательной организации : ВКР / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. 125 с.
7. Белобрыкина О.А. Типология мотивов и методы их диагностики в современной психологии // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2018. С. 189.
8. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент : учебник. 4-е изд., пере- раб. и доп. М : Экономистъ, 2008. С. 146.
9. Губанихина Е.В. Вожатый как ключевое звено воспитательной си
стемы летнего оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] / Е.В. Губани- хина // Молодой ученый. 2015. № 17. С. 529-532. URL:
https://moluch.ru/archive/97/21563/ (дата обращения: 01.11.2022).
10. Гуружапов В.А. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / под. ред. В.А. Гуружапов. М. : Издательство Юрайт, 2016. 493 с.
11. Дейнека А. В., Жуков Б. М. [Электронный ресурс] : учебное пособие.
Современные тенденции управления персоналом. М. : Академия Естествознания, Южный институт менеджмента, 2009. 403 c. URL:
https://monographies.ru/ru/book/section?id=2078.
12. Ермолов Н.А., Карлова Е.Н. Мотивация профессиональной деятельности как научная категория в социальных и гуманитарных науках: Социологические науки. // Евразийский научный журнал. 2018. № 1. С. 23.
13. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. ... док. психол. наук: 19.00.05. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2003. 40 с.
14. Жук С.И., Макаров А.Н., Родионова Е.А. Современные методы мотивации и стимулирования персонала. Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки магистров 38.04.03 «Управление персоналом» / С.И. Жук, А.Н. Макаров, Е.А. Родионова. Набережные Челны : Набережночелнинский институт КФУ, 2019. 80 с.
15. Зверева К.С., Салимуллина Е.В., Мотивация студентов к деятельности вожатого // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Материалы XIX международной научно-практической конференции. 2019. С. 69-71.
... всего 42 исочников