Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ АВТОНОМНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Работа №170593

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2024
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ АВТОНОМНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Проблема ответственности в психологии 7
1.2. Личностная ответственность и условия ее развития у старшеклассников 19
1.3. Классические и современные теории мотивации в зарубежных и отечественных исследованиях 29
1.4. Условия повышения автономной мотивации 39
Выводы по Главе 1 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ АВТОНОМНОЙ МОТИВАЦИИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 50
2.1. Соотношение автономной мотивации и личностной ответственности старшеклассников 50
2.2. Содержание программы мероприятий, направленных на повышение автономной мотивации 67
2.3. Оценка изменений личностной ответственности после—реализации программы 76
Выводы по Главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Приложения 99

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) [1] особое внимание уделено формированию ответственности обучающихся, которая способствует осознанию человеком последствий своих действий, принятию обоснованных решений, преодолению трудностей и достижению целей.
Период раннего юношеского возраста играет ключевую роль в формировании ответственности, так как в этот период обучающиеся сталкиваются с задачами, определяющими их будущее: они выбирают жизненные цели и направление своего развития как личности и профессионала. Возрастание самостоятельности и обеспечение возможности принятия решений в этот период задают траекторию всей последующей жизни, и именно способность и готовность делать выбор, отвечать за последствия и результаты деятельности, самодетерминация, способность соотносить внешние требования и собственные возможности, связаны с развитием личностной ответственности.
Развитие ответственности невозможно без развития самостоятельности и свободы в выборе. В практической педагогической деятельности поддержке инициативы и автономии обучающихся в учебной деятельности чаще всего не уделяется внимание. Исследования показывают, что педагоги часто опираются на стереотипы, считая учащихся не способными к самостоятельности. Кроме того, педагоги ценят послушание обучающихся больше, чем их самостоятельность.
Возникающее противоречие между возросшей потребностью общества в формировании ответственной личности, способной выстраивать приоритеты, принимать решения, быть самостоятельным, целеустремленным, и недостаточным вниманием в педагогической практике условиям развития личностной ответственности определило практическую актуальность исследования.
Исследованием ответственности занимались как отечественные (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Дементий, К. Муздыбаев, В.П. Прядеин, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежные исследователи (К. Роджерс, Дж. Роттер, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хелкама и др.). В научных трудах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Дементий и др. ответственность рассматривается как интегральное свойство личности, проявляющаяся в осознанном, целенаправленном, инициативном, самостоятельном и социально позитивном поведении. Успешность деятельности и гарантированность достижения результатов деятельности своими силами, с учетом неожиданных трудностей во многом определяется развитостью различных компонентов ответственности.
Многочисленность и разнообразие проявления признаков ответственности связывают с ценностно-смысловой организацией действий, осознанной саморегуляцией, которые приводят к самоизменению и изменению окружающей действительности посредством преобразующей деятельности. Возникает вопрос, связанный с природой побудительных сил ответственности, обеспечивающих стремление личности к преодолению трудностей, саморазвитию с одной стороны, а с другой осознанием смыслов деятельности. Поведение, побуждаемое самой личностью в соответствии с собственными ценностями, целями обозначается как самодетерминированное и рассматривается через структуру мотивации как автономное. Автономная мотивация является проявлением как человека осуществляющего свободный выбор по отношению к влияниям внешней среды во взаимосвязи с внутренними характеристиками человека, связанными с осмыслением, способностью к осознанной регуляции своей жизни.
Пытаясь ответить на вопрос о том, что может являться условием развития личностной ответственности, мы пришли к теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, которая нацелена на определение факторов, запускающих собственную целенаправленную активность человека. Схожесть изучаемых феноменов кроется в переходе регуляции активности извне вовнутрь, когда выполнение деятельности происходит из внутренних убеждений и ценностей, а также степенью присвоения необходимости, отражающей то, насколько человек воспринимает внешние требования как личностно значимые....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование была направлено на решение проблемы развития личностной ответственности старшеклассников.
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что ответственность рассматривается как: способность человека осуществлять осознанный выбор и признавать собственное авторство (экзистенциальный подход); как стремление к самоактуализации (гуманистический подход); как часть общей структуры личности, которая определяет гарантию субъекта в достижении жизненного результата на основе независимых решений (структурный подход); как готовность, способность и процесс обеспечения субъектом целостности, самостоятельности и эффективности деятельности (субъектный подход).
В рамках субъектного подхода Л.И. Дементий предложила рассматривать ответственность как гарантирование личностью достижение результата деятельности своими силами, при заданном ею уровню сложности и времени достижения, с учетом возможных неожиданностей, трудностей, т.е. овладение целостностью ситуации и построение своего оригинального контура деятельности.
На основе анализа литературы были выделены следующие характеристики личностной ответственности: признание авторства; совершение выбора, согласуя собственные потребности с необходимостью; прогнозирование последствий выбора; осознание ситуации, требующей выбор; принятие последствий выбора; преодоление жизненных трудностей.
Одной из движущих сил ответственного поведения является мотивация, определяющая его качественные характеристики. Мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии. Значимость проблемы мотивации для современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В последние десятилетия все большую популярность набирает теория мотивации - теория самодетерминации, предложенная Р. Райаном и Э. Деси, предложившие модель континуума мотивации. В зависимости от того, насколько автономно человек регулирует свое поведение, различается тип мотивации, отличающийся психологическими механизмами и регуляцией поведения. Было предложено различение автономной и контролируемой мотивации. Автономная мотивация - это внутреннее стремление и желание выполнять определенные действия ради удовольствия от самого процесса, а не из-за внешних стимулов или наград.
Основными условиями повышения автономной мотивации является поддержка среды, в которой удовлетворяются базовые психологические потребности в автономии, компетентности и принятии; развитие рефлексии.
На основе теоретического анализа было спланировано эмпирическое исследование на основе методик, которые позволяют изучить автономную мотивацию и личностную ответственность. Результаты входного диагностического исследования типов мотивации и личностной ответственности позволили установить, что преобладает исполнительский тип ответственности среди обучающихся с автономной мотивацией; среди обучающихся с контролируемой мотивацией выраженным является ситуативный тип.
Теоретический анализ мотивации старшеклассников, условий развития автономной мотивации послужили основой для разработки и реализации программы мероприятий, направленных на повышение автономной мотивации старшеклассников, разработанный на основе структурно-процессуальной модели мотивации учебной деятельности Т.О. Гордеевой. Программа мероприятий включает 5 блоков: мотивационно-смысловой, целеполагание и саморегуляция, умение реагировать на трудности, мотивационно-поведенческий, просветительский (для педагогов).
После проведения программы мероприятий и анализа результатов повторной диагностики было установлено, что повысилась автономная мотивация. Произошли изменения и в распределении типов ответственности среди старшеклассников: увеличилось количество обучающихся с функциональным типом ответственности, являющейся приближенной к личностной ответственности. Уменьшилось количество обучающихся с исполнительским, эгоистическим, ситуативным типом ответственности, характеризующиеся частичным проявлением личностной ответственности.
Таким образом, цели и задачи исследовании достигнуты, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 ред. от 11 декабря 2020 г.). URL: ФГОС Основное общее образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 14.03.2024).
2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: МПСИ, 1989. С. 110-134.
3. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. М.: Акварель, 2006. 385 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
5. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972. С. 7-44.
6. Брюханова Н.Г., Ширяева Е.В. Психологические аспекты личностной ответственности // Социосфера. 2014. № 1. С. 178-179.
7. Волкова Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. Н. Новгород: НГЦ, 1997. 80 с.
8. Выготский Л.С. Детская психология. Т.4. М.: Говорящая книга, 2012. 342 с.
9. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2013. 444 с.
10. Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. Методическое пособие. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. 135 с.
11. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. 2016. №62. С. 38-53.
12. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М: Изд-во «Смысл», 2015. С. 211-230.
13. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. №12. С. 140-150. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/895(дата обращения: 23.04.2024).
14. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35-45.
15. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Психология ответственности в работах ученых Омского государственного университета: история, результаты, перспективы исследования // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. №. 1. С. 11-23....(67)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ