ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Содержание понятия «готовность педагога ДОО к инновационной деятельности» 13
1.2. Формирование готовности педагогов к инновационной деятельности как объект управления 22
1.3. Организационно-педагогические условия управления процессом формирования готовности педагогов к инновационной деятельности 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Организация исследования 42
2.2. Реализация модели управления формированием готовности к инновационной деятельности педагогов ДОО 57
2.3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Актуальность. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят перед образовательной организацией задачу работать не только в режиме функционирования, но и развития. Однако изменения в образовательной организации возможны в том случае, когда субъекты воспитания и управления организацией готовы к осуществлению инновационной деятельности [52]. Под инновационной деятельностью понимается целенаправленное преобразование педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов образования [62].
В системе образования РФ недостаточно внимания уделяется опыту внедрения новшеств. В учреждениях дошкольного образования обычно придерживаются консервативных педагогических традиций. Так, выпускник вуза, приходя на работу в учреждение дошкольного образования, попадает в систему противоречий между тем, чему он обучался и тем, что от него требуется в педагогической деятельности. Прежде всего, это противоречия между требованиями, предъявляемыми федеральными государственными стандартами нового поколения, профессиональным стандартом педагога и качеством профессиональной подготовки педагогического коллектива. С одной стороны, - молодой специалист со своими идеями, нововведениями, с другой стороны - устоявшийся и проверенный опытом педагогический процесс.
Термин «инновационная педагогика» и соответствующее направление научных исследований появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х гг. Лишь во второй половине 80-х гг. в России возникли новые направления исследований педагогической деятельности как творческого процесса и педагогической инноватики, дающие основания для анализа становления и развития инновационной деятельности педагогов.
Выбор инновационных направлений сегодня определяется следующими директивными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
2. Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
3. Профессиональным стандартом подготовки специалистов педагогической деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
Оценивая степень разработанности проблемы, отметим, что вопросы инновационной деятельности, проектирования педагогической деятельности, развивающей образовательно-воспитательной среды, управления инновационными процессами исследовались в трудах отечественных ученых Г.М. Борликов, В.И. Загвязинского, Н.Ф. Ильиной, А.Б. Панькина, Л.С. Подымовой, М.М. Поташника, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой и др.
В научной литературе можно найти множество упоминаний конкретных инновационных продуктов, имеющих прямое отношение к теме нашего исследования. Однако имеет место недостаточность научно обоснованных материалов по управленческому сопровождению процесса внедрения новшеств и опыта работы с инновационными продуктами деятельности у педагогов разных профессиональных категорий.
Диссертационное исследование было посвящено проблеме определения организационно-педагогических условий управления процессом формирования готовности педагогов к инновационной деятельности в ДОО.
В рамках решения первой задачи исследования выявлено содержание понятия «готовность педагога ДОО к инновационной деятельности». Готовность педагога к инновационной деятельности - это многоуровневое динамическое образование, все компоненты которого взаимозависимы и взаимообусловлены, и отсутствие у педагога хотя бы одного из них обязательно приведет к возникновению диспропорции в структуре личности педагога-новатора
В качестве структурных компонентов готовности (по В.С. Лазареву, Г.П. Новиковой) выделены:
- наличие мотива включения в эту деятельность (мотивационный компонент);
- комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования и управления, об инновационных моделях и технологиях образования, о достижениях практики (теоретический компонент);
- компетентность в области педагогической инноватики (практический компонент).
В ходе решения второй задачи процесс формирования готовности педагогов к инновационной деятельности охарактеризован как объект управления. Так как наше исследование было ограничено ДОО в муниципальной системе образования, мы рассматривали управление через структуру (линейно-организационная) и особенности функционирования ДОО. Подготовка коллектива к введению инноваций - является одним из ведущих направлений управленческой деятельности. Но этот процесс будет управляем, если будут созданы организационно-педагогические условия.
При решении третьей задачи выделены и обоснованы организационно-педагогические условия управления формированием готовности педагогов к инновационной деятельности в ДОО. С позиции системно-деятельностного подхода под условиями понимаются как внешние обстоятельства, так и внутренние возможности субъекта деятельности.
Мы предположили, что процесс формирования готовности педагогов к инновационной деятельности будет результативен, если реализовать следующие организационно-педагогические условия:
- стимулирование освоения педагогами теоретических и практических основ инновационной деятельности;
- создание инновационной среды: включение педагогов в творческие группы по разработке и внедрению новшеств; презентации результатов инновационного опыта работы педагогов на педагогических советах и методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях; поддерживающий стиль руководства педагогическим коллективом; повышение профессионализма педагогов на курсах повышения квалификации и стажировках;
- проведение своевременной профилактики и коррекции профессионального выгорания педагогов.
С учетом этих условий была разработана модель формирования готовности педагогов к инновационной деятельности, состоящая из четырех блоков: целевого, методологического, содержательно-
диагностического. С целью проверки результативности модели был разработан оценочно-критериальный инструментарий, который позволял оценить уровень готовности с использованием субъективных и объективных показателей.
Решая четвертую задачу, мы разработали программу управления формированием готовности педагогов к инновационной деятельности в ДОО с учетом выделенных условий. Данная программа являлась механизмом реализации модели формирования инновационной готовности педагогов через приобщение педагогов к методологии и системному комплексу знаний, умений и навыков в области педагогической инноватики со сроком реализации с сентябрь 2016 г. по май 2017 г....
1. Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления. (Руководителям и подчиненным). М.: Сентябрь, 1998. 160 с.
2. Абрамова Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 196 с.
3. Абрамова И.Г., Белякова Л.Ю. Управленческая компетентность. В помощь руководителю дошкольного образовательного учреждения. СПб.: ИСП и П., 2003. 84 с.
4. Аверкин В.Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами: дисс.... докт. пед. наук. В.Новгород, 1999. 420 с.
5. Алиев С.Н. Особенности управления развитием общего образования в условиях рынка: дис. . канд. пед. наук. Махачкала, 1998. 324 с.
6. Ангеловски К. Учителя и инновации: кн. для учителя: пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
7. Арламов A.A. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М. 1985. 129 с.
8. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. 332 с.
9. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика, 1987, № 2. С. 3-8.
10. Багаутдинова С.Ф. Комплексная оценка качества деятельности ДОУ на основе квалиметрии. Магнитогорск: МаГУ, 2007. 298 с.
11. Багаутдинова С.Ф. Основы аналитической деятельности педагога и руководителя дошкольного образовательного учреждения: метод. рекомендации для. Магнитогорск : МГПИ, 1999. 16 с.
12. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Метод. рекомендации для студ. к курсу «Управление дошкольным образованием». Магнитогорск: МаГУ, 2001. 21 с.
13. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в педагогическом вузе: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 134 с.
14. Балыхин Г.А. Система образования как фактор социально-экономического развития России: принципы и организационно¬ экономические методы управления: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 396 с.
15. Баранникова С.А. Управление процессом включения педагогического коллектива в инновационную деятельность (на примере среднего педагогического учебного заведения): дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 199 с....(139)