Введение 3
Глава I. Теоретические основы умственного воспитания обучающихся начальных классов на уроках физической культуры 8
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «умственное воспитание» в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Особенности умственного воспитания обучающихся начальных классов 17
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 22
Выводы по первой главе 26
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по умственному воспитанию обучающихся начальных классов на уроках физической культуры 27
2.1. Диагностика уровня умственной (интеллектуальной) воспитанности обучающихся начальных классов 27
2.2. Апробация программы умственного воспитания обучающихся начальных классов на уроках физической культуры 31
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности программы умственного воспитания обучающихся начальных классов на уроках физической культуры 49
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложения
Проблема умственного воспитания в современной школе за последние годы приобрела важную степень значимости. В век информационных технологий дети теряют потребность в самообразовании и усвоении множества знаний, умений и навыков, что создает проблему всестороннего развития личности. Данную проблему следует решать на ранних этапах становления личности, а именно на завершающем периоде младшего школьного возраста, т.к. обучающиеся 4 класса являются переходящими в среднее звено школьной системы, и появляется более четкое осознание важности саморазвития и самосовершенствования.
Данная тема является актуальной, поскольку в настоящее время на уроках физической культуры недостаточно решается проблема умственного воспитания, т.к. педагоги зачастую ставят задачи лишь физического совершенствования обучающихся.
По нашему мнению, дети должны думать и развивать свои умственные способности не только на уроках математики, русского языка, литературы, истории, но и на уроках физической культуры. Нельзя допустить, чтобы школьники только играли или делали какие-то физические упражнения для укрепления здоровья, нужно также воспитывать в них нравственность, умственные способности, эстетический вкус.
Именно поэтому, в настоящее время все более осознается тот факт, что традиционная форма проведения физкультурно-спортивной работы с детьми уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, которые будут более эффективными. Поэтому сейчас идет поиск и разработка новой системы подходов к обучению на уроках физкультуры.
Физическое и интеллектуальное развитие взаимосвязаны. Познавательные игровые технологии развивают такие важнейшие психические процессы как память, мышление, воображение. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства [45].
Конечно, нельзя и не учитывать тот факт, что ученый В. П. Лукьянченко доказал, что занятия физической культурой значительно улучшают оценки по всем предметам. Так же, исследования показали, что занятия спортом довольно сильно влияют на развитие математических способностей, по подсчетам оценки стали лучше почти на 50%. [45]
Умственное развитие в школьном возрасте играет важнейшую роль в обучении. Физические упражнения заряжают энергией центры положительных эмоций, благодаря чему дети, занимающиеся физкультурой и спортом, отличаются оптимизмом, жизнерадостностью, повышенной работоспособностью, в том числе и умственной. Но, если двигательные способности развиты плохо, то и необходимые трудовые навыки будут развиваться медленнее.
Таким образом, необходимость нашего исследования определяется следующими противоречиями:
1) Между созданием интеллектуально развитого общества и отсутствием слаженно разработанной системы умственного воспитания
2) Между осознанием личностью значимости умственного воспитания и недостаточно разработанного комплекса воспитательной работы по решению данной проблемы
3) Между разработкой программы умственного воспитания на уроках физической культуры и недостатком методического обеспечения воспитательного процесса для реализации данной программы
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в разработке программы по умственному воспитанию на уроках физической культуры. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Умственное воспитание обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры»....
Таким образом, умственное воспитание - одна из главных составляющих развития младших школьников. В современном мире прогресс не стоит на месте и требует от людей постоянного совершенствования и поиска новых знаний. Поэтому педагоги должны разрабатывать и внедрять новые программы по развитию умственного воспитания с раннего возраста, чтобы у детей с первых лет становления себя как личности был сформирован базовый фундамент умений для дальнейшего развития и совершенствования. Правильно организованное обучение, которое предусматривает привлечение всех учащихся к активной познавательной деятельности и использование специальных знаний на развитие мышления, положительно сказывается на умственном развитии и воспитании школьников. Учителю необходимо развивать активно такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создать на уроках проблемную (поисковую) ситуацию, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение младших школьников в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.
1. Адукацыя i выхаванне, 2005г. №2. В.Г. Бондарев «Модернизация современного образования: к постановке проблемы», 62с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Умственное воспитание младших школьников // Начальная школа. 2016. №.5. С.32.
3. Арбузов Е.А. Физическая культура. М.: Физкультура и спорт, 2008. 220с.
4. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е. Особенности компетентностного подхода в современных системах образования: ключевые компетенции // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3. С. 132-135.
5. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская - Ростов н/Д., 2015.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 246с.
7. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. ООО «Оперант» М.: Оперант, 2015. 480 с.
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. 368 с.
9. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
10. Гавров С.Н. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие./ С.Н. Гавров, Ю.В. Микляева, О.Г. Лопатина. М.: Форум, 2011. 240 с.
11. Газман О.С, Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 2014.
12. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. М., 1986.
13. Гуськова, А.А. Речевое развитие детей средствами загадки / А.А. Гуськова. М.: ТЦ Сфера, 2014. 64 с.
14. Физическая культура, 1-4 класс, Часть 1, Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е., 2015
15. Физическая культура, 1-4 класс, Часть 2, Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е., 2015...(46)