ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 5
1.1. Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в предметной области "Иностранный язык"
1.2. Обучение монологическому высказыванию в современной
лингводидактике 8
1.3. Современные цифровые образовательные ресурсы: обучающий
потенциал 16
1.4. Психолого-педагогические особенности обучающихся в основной
школе 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ
ВЫСКАЗЫВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 28
2.1. Анализ УМК «Английский в фокусе» - 5 28
2.2. Ресурсное обеспечение применения ЦОР на уроках английского языка 31
2.3. Описание применения ЦОР для обучения монологическому высказыванию
на английском языке 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Актуальность исследования обосновывается высоким обучающим потенциалом цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и необходимостью разработки учебно-методического обеспечения обучения монологической речи на английском языке с применением ЦОР.
Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ и ЦОР требует тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования: обучение монологическому высказыванию на основе применения цифровых образовательных ресурсов.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически подтвердить эффективность использования цифровых образовательных ресурсов при обучении монологическому высказыванию на английском языке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и обобщить требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к результатам обучения иностранному языку.
2. Охарактеризовать особенности цифровых образовательных ресурсов.
3. Изучить опыт исследования цифровых образовательных ресурсов в методике преподавания иностранных языков.
Разработать учебно-методическое обеспечение обучения монологическому высказыванию с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Методологической базой являются исследования А.А. Алхазишвили (1988), Артыбаевой А. К. (1988), С. В. Калинина (1991), в области педагогики; В. А. Артемова (1969), Е. И. Пассова (1991), В. В. Давыдова (1996) в области психологии; И. А. Зимней (1991), Скалкина В. Л (2003), И.Л. Бим (1977), Носова Л. Н. (2013) в области обучения монологическому высказыванию; Волобуевой Ю. В. (2017), Сурунтович Н. В. (2017), Самойловой Е. С (2017), Никитиной С. Ю. (2017), Карлова И. А. (2020) в области электронных ресурсов.
Гипотеза исследования: применение цифровых образовательных ресурсов способствует повышению эффективности обучения монологическому высказыванию на английском языке.
В процессе проведения исследования были использованы следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы, учебно-методических материалов; анализ, обобщение; наблюдение, анкетирование, тестирование.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанных упражнений в процессе обучения английскому языку в основной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В настоящее время одной из главных целей образования является успешное усвоение обучающимися материала, для чего требуется учитывать особенности психологии учеников, скорость воспринимания ими информации и качество ее усвоения, а также условия, в которых обучающиеся могли бы лучше запоминать новые знания.
Для этого на современном этапе образовательного процесса существуют такие инструменты, как цифровые образовательные ресурсы, позволяющие не только разнообразить урок, но и сделать его запоминающимся, а также вызвать у ребенка наиболее позитивные ассоциации, что несомненно отразится на уровне его мотивации к изучению какой-либо дисциплины, в том числе иностранного языка.
В случае с изучением иностранного языка, цифровые образовательные ресурсы - это крайне полезный и нужный для учителя инструмент, поскольку различные грамматические структуры, новые слова лучше запоминаются с наглядным представлением информации (к примеру, с помощью презентации), а также ЦОР дают учителю возможность в игровой или любой другой удобной форме давать новые знания обучающимся, и для них это будет более привычно и увлекательно, поскольку современное поколение растет в условиях, где информационные технологии играют огромную роль.
Также, использование электронных ресурсов упрощает процесс самостоятельного обучения - самыми простыми в применении являются электронные приложения, с помощью которых можно совершенствовать навыки владения изучаемым иностранным языком.
В качестве цели квалификационной работы было заявлено подробное изучение теоретической литературы по проблематике цифрового образования и разработка упражнений по обучению монологическому высказыванию на английском языке с применением ЦОР. В рамках исследования решались следующие задачи: рассмотреть и обобщить требования, предъявляемые государственным стандартом общего образования к программам развития; охарактеризовать особенности цифровых образовательных ресурсов; изучить опыт исследования цифровых образовательных ресурсов в методике преподавания иностранных языков; разработать учебно-методическое обеспечение по монологическому высказыванию с использованием цифровых образовательных ресурсов; выявить преимущества и недостатки уровня использования цифровых образовательных ресурсов для обучения монологического высказывания.
Первая задача была реализована следующим образом: был изучен ФГОС основного общего образования и требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и к условиям реализации, а также в стандарте представлены личностные результаты (формирование мировоззрения, толерантность, основы саморазвития и самовоспитания, навыки сотрудничества со сверстниками, принятие и реализация ценностей здорового образа жизни и др.), а также метапредметные (умение определять и составлять цели и план деятельности, продуктивно взаимодействовать в процессе обучения, умение пользования ИКТ и др.). В части предметных результатов освоения курса иностранного языка весь идёт о сформированности коммуникативной иноязычной компетенции, достижении уровня владения иностранным языком, превышающего порог, и т. д.
В рамках решения второй задачи были изучены особенности ЦОР. Так, при обучении монологическому высказыванию аутентичные видеоматериалы дают возможность создания актуальных ситуаций, которые моделируют профессиональную деятельность, а также содействуют решению проблемы повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.
В ходе решения третьей задачи, связанной с изучением опыта исследования ЦОР в методике преподавания иностранного языка, были выделены основные способы их применения: в качестве способа организации повышения мотивации учеников, а также различных инструментов для процессов передачи и хранения информации. Помимо того, также было изучено, каким образом и для чего можно применять цифровые образовательные ресурсы - например, в повышении квалификации преподавателей, в центрах дополнительного детского образования, и многих других.
Были рассмотрены основные виды ЦОР и сделаны выводы о недостатках и преимуществах использования электронных ресурсов в рамках преподавания иностранного языка в российских школах.
Пятая задача - разработать учебно-методическое обеспечение по монологическому высказыванию с использованием цифровых образовательных ресурсов - была реализована на основе изучении УМК «Английский в фокусе» и требований к упражнениям для развития монологической речи. Были составлены план урока и разработана серия упражнений на платформе LearningApps. Апробация этих упражнений подтвердила обучающий потенциал ЦОР и целесообразность их использования в образовательном процессе, в частности для обучения монологическому высказыванию на английском языке.
На основании анализа опыта применения ЦОР для обучения монологическому высказыванию на английском языке были выявлены преимущества и недостатки таких ресурсов и таким образом решена шестая задача.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 41 с.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью : [Для спец. N 2103 "Иностр. яз."]. М. : Просвещение, 1988. 124 [4] с.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 1969.
4. Артемова В.А., Тылец В. Г. Реконструкция психологических основ обучения
иностранным языкам [Электронный ресур URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rekonstruktsiya-psihologicheskih-osnov- obucheniya-inostrannym-yazykam-v-rabotah-v-a-artemova(дата обращения: 05.03.2021).
5. Артыкбаева А.К. Требования к упражнениям для развития монологической речи на младших курсах языкового вуза // Интенсификация обучения речевой деятельности в языковом вузе. Алма-Ата, 1988. С. 63-67.
6. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника : опыт системно-структурного описания М. : Русский язык, 1977. 288 с.
7. Волобуева Ю.В. Использование сетевого сервера LearningApps.orgв организации самостоятельной работы обучающихся неязыковых специальностей по английскому языку // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Сургут, 2017. № 5 (50).
8. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2018. 390 с.
9. Глазырина М.В., Зуева Л.Н. Цифровое поколение: завтра начинается сегодня:
материалы VIII Областной научно-практической конференции преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования Иркутской области, учителей школ г. Иркутска. 13 марта 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://irkpo.ru/www/media/index/8e5f0c1a-3f86-ea11-b47f-b4b52f678f1e
(дата обращения: 08.02.2021).
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 554 с.
11. Дрига C. C. Разработка ориентировочной основы действия построения
монологического высказывания на английском языке [Электронный ресурс]. URL https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-orientirovochnoy-osnovy-
deystviya-postroeniya-monologicheskogo-vyskazyvaniya-na-angliyskom-yazyke (дата обращения: 19.03.2021).
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 248 с.
13. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие / отв. ред. А.Н. Шамов. М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток - Запад, 2008.
14. Миролюбов А. А и др. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе // М.: Просвещение. 1967.
15. Носова Л.Н. Формирование предметных и метапредметных умений учащихся // Теория и практика общественного развития, 2013. № 2 (42). С. 73-77.
16. Пассов Е. И. Коммуникационный метод обучения иноязычному говорению. 2- е изд. М. : Просвещение, 1991. 223 с.
17. Салтыкова М.В. Теоретические и практические основы обучения говорению на английском языке в контексте подготовки к ЕГЭ // Образование и наука: современные тренды : коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 133-141. - ISBN 978-5-9908673-8-3. - (Серия "Научно-методическая библиотека"). [Электронный ресурс]. URL https://interactive-plus.rU/ru/article/114911/discussion_platform(дата обращения: 05.03.2021).
18. Самойлова Е.С., Никитина С.Ю. Использование сервиса learningapps.orgпри дистанционном обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. URL https://ipk.68edu.ru/index.php/sotrudniki-kafedry-pip/item/1687-ispolzovanie- servisa-learningapps-org-pri-distantsionnom-obuchenii-inostrannomu-yazyku- samojlova-e-s-nikitina-s-yu(дата обращения: 19.03.2021).
19. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию : (на материале англ. яз.): пособие для учителей. Киев : Рад. шк., 1983. 119 с.
20. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. М., 2003. С.17-19
21. Сунцова Е. Н. Обучение монологическому высказыванию в условиях
профессионально-ориентированного общения с использованием аутентичных видеодокументов: английский язык, неязыковой вуз. [Электронный ресурс]. URL https://www.dissercat.com/content/obuchenie-monologicheskomu-
vyskazyvaniyu-v-usloviyakh-professionalno-orientirovannogo-obshch (дата
обращения: 05.03.2021).
22. Сурунтович Н. В. Использование интернет-ресурса LearningApps в преподавании практической фонетики английского языка // Вестник МГЛУ. Сер. 2, Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков.Минск : МГЛУ, 2019. № 1 (35).
23. Тарлаковская Е.А. Приемы обучения воздейственной стороне монологической речи в условиях модернизации содержания образования. [Электронный ресурс]. URL https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-obucheniya-vozdeystvennoy- storone-monologicheskoy-rechi-v-usloviyah-modernizatsii-soderzhaniya- obrazovaniya(дата обращения: 26.02.2021).
24. Халидов М.М. Психологические особенности адаптации учащихся 5 класса к обучению в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
[Электронный ресурс]. URL https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskie- osobennosti-adaptatsii-uchaschihsya-5-klassa-k-obucheniyu-v-usloviyah-realizatsii- fgos-osnovnogo-obschego(дата обращения: 19.03.2021).