Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение нормативному аспекту культуры речи в 6 классе на уроках русского языка (на примере УМК С.И. Львовой и В.В. Львова)

Работа №170547

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Концепция культуры речи 5
А. Языковая норма как объект исследования в лингвистике 5
1.1 Сущность понятия «культура речи» 5
1.2 Понятие языковой нормы 6
1.3 Виды языковых норм 7
Б. Языковая норма в тексте упражнения как дидактической единицы обучения русскому языку 16
1.4 Текст как дидактическая единица русского языка 16
Глава 2.Приемы, методы и система заданий в УМК С.И. Львовой и В.В. Львова 27
2.1. Цели и задачи обучения русскому языку в 6 классе 27
2.2. Анализ УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова 31
2.3. Анализ упражнений из УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.
Львова 33
2.4. Особенности УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова 36
2.5. Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-6 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами 43
2.6. Требования к современному уроку, представленные в ФГОС 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58


В последние годы наблюдается снижение речевой культуры не только в быту, но и в публичных выступлениях, в печати, на радио и телевидении. Культура городского человека в речевом общении с другими людьми - в единстве слова и дела, мысли и чувства.
Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Один из видов поведения человека - это наша речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, издевательская, равнодушная, орущая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника.
Культура речи неотделима от общей культуры. Без нее не мыслимы интеллигентность, духовность. Культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.
Речь человека - это его своеобразная визитная карточка, которая точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и доходчиво может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления. От точности мышления зависит выбор средств выражения. Потому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит. Поэтому необходимо учиться культуре речи.
Содержание работы по развитию и обучению речи учащихся диктуется требованиями, которые предъявляет современное общество к правильной речи. Правильная речь предполагает, что выпускники школы должны владеть большим запасом слов, свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности: грамотно писать, бегло и осознано читать, хорошо и образованно говорить.
Добиться планируемых программой обучения результатов обучения удается, лишь в том случае, если работа по развитию культуре речи будет пронизывать весь процесс обучения, если знания о языке и речи будут использованы для формирования речевых умений, составят развернутую систему ориентиров для речевой деятельности.
Предметом нашего исследования является система упражнений из учебно - методического комплекса С.И Львовой и В.В. Львова по русскому языку для шестого класса.
Объект исследования - процесс обучения нормативному аспекту на уроках русского языка в шестом классе.
Цель данного исследования - анализ приемов, методов и системы заданий в учебно-методическом комплексе С.И. Львовой и В.В. Львова для обучения нормативному аспекту на уроках языка в шестом классе.
Постановка названной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Изучение теоретической базы по культуре речи, рассматриваемой нормативный аспект, а также языковые нормы в лингвистике.
2. Раскрыть понятие «культура речи.
3. Выявление специфики методов и приемов, используемых в учебно-методическом комплексе Львовых .
4. Проанализировать опыт современных педагогов.
Актуальность данного исследования заключается в том, что при низкой речевой культуре современных школьников работа над обучением нормативному компоненту помогает развить их правильную речь.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования: определяются проблема, цель и задачи, определяется значимость работы.
В первой главе «Современная концепция культуры речи» раскрывается понятие «культура речи»; рассматриваются качества и нормы речи. Описывается понятие (языковая норма в тексте).
Во второй главе «Приемы, методы и система заданий в УМК С.И. Львовой и В.В. Львова » представлены изучения методов, приемы и система С.И. Львовой и В.В. Львова на уроках русского языка в шестом классе.
В заключении изложены основные выводы по приведенному исследованию.
Общий объем дипломной работы составляет 95 страниц компьютерного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Любовь к родному языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Детям должны нравиться и занятия русского языка, и формы их проведения, и учебно- методические комплексы, по которым проходят уроки русского языка.
Итак, общий итог проделанной работы:
Нами было установлено, что учебно-методический комплекс под редакцией Львовой С.И. И Львова В.В призван развивать, и совершенствовать навыки устной и письменной речи учеников, формировать их речевую культуру, основываясь на теоретическую базу, УМК С.И. Львовой и В.В. Львова в большей степени отражает поставленные новым стандартом задачи.
Данный учебник обладает логичностью изложения материала, широким выбором заданий различного уровня сложности. Авторы УМК создают условия для самостоятельной деятельности учащихся. Задания в нем направлены на формирование коммуникативной компетентности учащихся, речевой культуры, основ формирования семейных ценностей. В учебном комплексе под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова мы обнаружили тринадцать разных формулировок заданий, работающих на достижение результатов.
Помимо общих для учебно-методических комплексов предметных задач, мы видим преобладание заданий, направленных на совершенствование видов речевой деятельности в учебнике под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова. Работа в этом пособии идет также посредством использования коммуникативно-эстетических возможностей языка, посредством овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии. Упражнения в УМК по программе Львова В.В. и Львовой С.И, способствуют регулированию форм нравственных ценностей в культуре, предписывают необходимость соответствия речи моральным устоям, принятым в нашем обществе.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова в большей степени направлен на развитие нормативных аспектов культуры речи, УМК по программе Львовой С.И. и Львова В.В. следует требованиям нового стандарта.
Следует добавить, что учебно-методический комплекс под редакцией Львовых не входит в федеральный перечень учебников федерального государственного образовательного стандарта, поэтому этот учебно - методический комплекс можно использовать курсах факультатива по русскому языку для учащихся 6 классов средней образовательной школы.



1. Арутюнова Н. Д.Речь/Русский язык. Энциклопедия. - М., 1979. - 896с.
2. Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения
русскомуязыку// Русский язык в школе. - 1983. №3. - 243с.
3. Басовская Е.Н. Русский язык. Искусство устной и письменной речи (интегрированный курс). Газета «Русский язык», № 36/2000.
4. Бахтин М.М. проблемы текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках// Эстетика словесного творчества. М.,1979. - 235 с. 5.
B. Н. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: «Флинта», «Наука», 1999. - 204 с.
6. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2004. - 248 с.
7. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Уч. Пособие. М., 1994. - 195 с.
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования 5-е изд., стереотип. — М.: КомКнига, 2007. — 144 с. — (Лингвистическое наследие XX века).
9. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1980. - 320 с. 10. Евграфова
C. М. Искусство письменной и устной речи. Газета «Русский язык», №
2/2000.
11. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса.бе изд. - М., 1982. - 368с.
12. Коняшкина, Е. В. Практическая методика подготовки к написанию сочинения по картине [Текст] / Е. В. Коняшкина // Русский язык в школе. 2014. № 6. С. 464
13. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Л. М. Лосева ; Под ред. Г. Я. Солганика.- М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
14. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997.
14. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: «Флинта», «Наука», 1999. - 186 с.
15. Мещеряков В.Н. Предисловие к словарю-справочнику «Педагогическое речеведение». - М., 1998. - 145 с.
16. Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов М.: Дрофа, 2004. - 240с.
17. Одинцов В.В. О структурных единицах текста// Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. Калинин, 1979.
18. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. - 147 с.
19. Ольшанский Г.И. Текст как единство элементов и отношений//
Лингвистика текста: Мат. научной конференции. 4.1. М., 1974. - 128 с.
20. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.— Изд. П 24 2е, испр. и доп. /Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков.
— М.: Флинта, Наука, 1998. — 312 с.
21. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 224с.
22. Попов Ю.В., Трегубович Т.П. Текст: структура и семантика. Минск, 1984.
- 234с.
23. Почепцов Г.Г. Прагматика текста// Коммуникативнопрагматические и семантические функции речевых единств. Калинин, 1980. - 227 с.
24. Проблемы теории текста: Реферативный сборник. М., 1978. - 148 с.
25. Развитие речи с элементами стилистики: Учебное пособие для учащихся национальных педагогических училищ РСФСР: [Г.С.Коляденко, М.П. Сенкевич.] - Л.: Просвещение, 1981. - 264с.
26. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тромстенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение,2012. - 192с.
27. Русский язык 6 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ [С.И. Львова , В.В. Львов]. - М.: Мнемозина.
28. С.М. Евграфова. Искусство письменной и устной речи. Газета «Русский язык», № 2/2000.
29. Синотина, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: жанровый подход [Текст] / Е. В. Синотина, Н. Н. Соколова // Русский язык в школе. 2014. № 11. С. 2325
30. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи / отв. ред. Ф. П. Филин. — М.: Наука, 1980. — 352 с.
31. Слюсарева Н.А. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982. - 189с. 32. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т. Баранова и др.(М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др (М.: Дрофа): 6 класс. - М.: ВАКО,2007. -384с.
33. Уроки русского языка в 6 классе: Кн.для учителей/ Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2002. - 206с.
34. Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте: Межвузовский сб. научных трудов. Пермь, 1988. - 287 с. 35.
Функционирование языка в различных типах текста: Межвузовский сб. научных трудов. Пермь, 1989. - 214 с.
36. Хартманн П. Текст, тексты, классы текстов// Проблемы теории текста: Реферат, сб. М., 1978. - 174 с.
37. Хрестоматия по методике русского языка: Рус.яз. как предмет преподавания. Пособие для учителей /сост. А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1982. - 287с.
38. Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989. - 176 с.
39. Шанский М.Я. Лингвистический анализ художественного текста. М.. 1990. - 232 с.
40. Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. М., 1995. Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. М., 1995. - 320 с.
41. Языковое сознание и образ мира: Сб. статей/ Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 2000. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ