ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА ГРУДИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Учебно-тренировочный процесс подготовки у обучающихся пловцов младшего школьного возраста
1.1. Содержание учебно-тренировочного процесса подготовки
обучающихся пловцов младшего школьного возраста
1.2. Техника плавания способом кроль на груди 16
1.3. Анатомо-физиологические и психофизические особенности
детей младшего школьного возраста 26
Выводы по главе 1
Глава 2. Средства и методы, применяемые в обучении техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста
2.1. Методы и экспериментальные комплексы упражнений, применяемые в обучении техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста 34
2.2. Влияние экспериментальных комплексов упражнений на уровень освоения техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста 45
Выводы по второй главе
Заключение 59
Список использованных источников 61
Глава 1. Учебно-тренировочный процесс подготовки у обучающихся пловцов младшего школьного возраста
1.1. Содержание учебно-тренировочного процесса подготовки
обучающихся пловцов младшего школьного возраста
1.2. Техника плавания способом кроль на груди 16
1.3. Анатомо-физиологические и психофизические особенности
детей младшего школьного возраста 26
Выводы по главе 1
Глава 2. Средства и методы, применяемые в обучении техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста
2.1. Методы и экспериментальные комплексы упражнений, применяемые в обучении техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста 34
2.2. Влияние экспериментальных комплексов упражнений на уровень освоения техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста 45
Выводы по второй главе
Заключение 59
Список использованных источников 61
Актуальность исследования. Плавание - один из наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде работают практически все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений. Это - эффективное средство укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Велико и прикладное значение плавания.
В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей, связанная с гиподинамией и малоподвижным образом жизни. Плавание, как вид физической активности, эффективно решает проблему недостатка движения, способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию мышечной системы и координации движений. Регулярные занятия плаванием снижают риск развития заболеваний опорно - двигательного аппарата, ожирения и других хронических заболеваний. Техника спортивных способов плавания является уникальным средством коррекции и тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека. Она отличается высокой экономичностью движений, что достигается за счет горизонтального положения тела, ритмичного чередования напряжения и расслабления работающих мышц, а также ритмичного и глубокого дыхания.
При занятиях плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные сдвиги, которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.
Проблема массового обучения детей плаванию, вставшая особенно остро в последние годы, требует пересмотра традиционных методов, принятых в детских спортивных школах и учебных группах плавательных бассейнов: необходимо сократить сроки обучения и повысить эффективность освоения учебного материала.
Актуальным является поиск средств и методов применяемые в обучении техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста, так как способ плавания кроль на груди является самым быстроходным и популярным в спортивном плавании, а также именно этот способ плавания используют на соревнованиях, когда разрешают плыть вольным стилем.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки обучающихся пловцов младшего школьного возраста во внеучебной деятельности.
Предмет исследования - средства и методы, применяемые в обучении техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста.
Цель исследования - составить и выявить влияние комплексов упражнений на освоение техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: заключается в том, что обучение детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если определить основную последовательность этапов, средств и методов обучения, а также выявить смогут ли составленные нами комплексы упражнений повлиять на качественное освоение техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходный уровень способностей у обучающихся и разработать содержание занятий для быстрого и эффективного обучения плаванию способом кроль на груди у обучающихся младшего школьного возраста во внеучебной деятельности.
3. Определить эффективность составленных комплексов упражнений на уровень освоения техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста.
Методы исследования: обобщение научно-методической литературы, программных материалов; тестирование уровня способностей обучающихся пловцов; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа плавания и водного поло». В эксперименте было задействовано 30 детей в возрасте от 7 до 10 лет (20 мальчиков и 10 девочек).
Новизна исследования: заключается в комплексном подходе к обучению технике плавания способом кроль на груди, который учитывает физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования и внедрения эффективной методики обучения технике плавания способом кроль на груди, которая способствует всестороннему развитию детей младшего школьного возраста, улучшению их физического и психического здоровья, а также повышению безопасности на воде. Экспериментальная подборка может служить как самостоятельным средством обучения плаванию способом кроль на груди у обучающихся младшего школьного возраста, так и служить дополнением к уже используемым методикам
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников (43 источника). Текст работы иллюстрирован 8 таблицами и 2 диаграммами.
В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей, связанная с гиподинамией и малоподвижным образом жизни. Плавание, как вид физической активности, эффективно решает проблему недостатка движения, способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитию мышечной системы и координации движений. Регулярные занятия плаванием снижают риск развития заболеваний опорно - двигательного аппарата, ожирения и других хронических заболеваний. Техника спортивных способов плавания является уникальным средством коррекции и тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека. Она отличается высокой экономичностью движений, что достигается за счет горизонтального положения тела, ритмичного чередования напряжения и расслабления работающих мышц, а также ритмичного и глубокого дыхания.
При занятиях плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные сдвиги, которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.
Проблема массового обучения детей плаванию, вставшая особенно остро в последние годы, требует пересмотра традиционных методов, принятых в детских спортивных школах и учебных группах плавательных бассейнов: необходимо сократить сроки обучения и повысить эффективность освоения учебного материала.
Актуальным является поиск средств и методов применяемые в обучении техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста, так как способ плавания кроль на груди является самым быстроходным и популярным в спортивном плавании, а также именно этот способ плавания используют на соревнованиях, когда разрешают плыть вольным стилем.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки обучающихся пловцов младшего школьного возраста во внеучебной деятельности.
Предмет исследования - средства и методы, применяемые в обучении техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста.
Цель исследования - составить и выявить влияние комплексов упражнений на освоение техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: заключается в том, что обучение детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если определить основную последовательность этапов, средств и методов обучения, а также выявить смогут ли составленные нами комплексы упражнений повлиять на качественное освоение техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходный уровень способностей у обучающихся и разработать содержание занятий для быстрого и эффективного обучения плаванию способом кроль на груди у обучающихся младшего школьного возраста во внеучебной деятельности.
3. Определить эффективность составленных комплексов упражнений на уровень освоения техники плавания способом кроль на груди у обучающихся пловцов младшего школьного возраста.
Методы исследования: обобщение научно-методической литературы, программных материалов; тестирование уровня способностей обучающихся пловцов; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа плавания и водного поло». В эксперименте было задействовано 30 детей в возрасте от 7 до 10 лет (20 мальчиков и 10 девочек).
Новизна исследования: заключается в комплексном подходе к обучению технике плавания способом кроль на груди, который учитывает физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования и внедрения эффективной методики обучения технике плавания способом кроль на груди, которая способствует всестороннему развитию детей младшего школьного возраста, улучшению их физического и психического здоровья, а также повышению безопасности на воде. Экспериментальная подборка может служить как самостоятельным средством обучения плаванию способом кроль на груди у обучающихся младшего школьного возраста, так и служить дополнением к уже используемым методикам
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников (43 источника). Текст работы иллюстрирован 8 таблицами и 2 диаграммами.
В результате проведенного нами исследования мы отметили, что при обучении плаванию решаются основные задачи:
1. Овладение плаванием как жизненно необходимым навыком.
2. Укрепление здоровья, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков.
3. Укрепление опорно-двигательного аппарата, всестороннее физическое развитие занимающегося и совершенствование таких его физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость и тому подобное.
4. Ознакомление с правилами безопасности на воде.
Задачи, стоящие перед курсом обучения, зависят от возраста и подготовленности занимающихся детей.
Нами были составлены экспериментальные комплексы упражнений, которые применялись на учебно-тренировочных занятиях в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской юношеской спортивной школе плавания и водного поло». Эти комплексы были направлены на освоение техники плавания способом кроль на груди у детей младшего школьного возраста.
В процессе проведенной работы было исследовано 30 детей обучающихся в группе начальной подготовки 1 года обучения. Продолжительность эксперимента с ноября 2023 года по апрель 2024 года.
В ноябре 2023 года было проведено первичное тестирование детей контрольной и экспериментальной группы. Для определения уровня освоения техники плавания способом кроль на груди у пловцов нами использовался следующий тест: плавание способом кроль на груди, дистанция 50 метров.
До проведения повторного тестирования в учебно-тренировочные занятия экспериментальной группы мы ввели составленные нами комплексы упражнений для обучения техники плавания способом кроль на груди. Предложенные нами комплексы упражнений применялись систематически, один раз в неделю.
В учебно-тренировочные занятия у детей контрольной группы мы не вводили экспериментальные комплексы.
В апреле 2024 года проводилось повторное тестирование детей экспериментальной и контрольной группы.
После проведения контрольного тестирования мы вывели средние арифметические показатели результатов экспериментальной и контрольной группы. И изобразили прирост показателей каждой группы на графике. Проанализировав график можно сказать, что после первоначального тестирования техники кроль на груди обеих групп, проведенного в ноябре 2023 года, у детей экспериментальной группы результат улучшился приблизительно на 25 секунд, а у детей контрольной группы на 20 секунд.
Далее в нашей выпускной работе мы выполнили расчеты повторного тестирования техники кроль на груди (дистанция 50 метров) детей экспериментальной и контрольной группы по критерию Стьюдента, на достоверность гипотезы о том, что предложенные нами комплексы повысят уровень техники кроль на груди у детей экспериментальной группы.
По окончанию проделанных расчетов с помощью формулы критерия Стьюдента можно сделать вывод о том, что составленные нами комплексы положительно влияют на уровень освоения техники плавания способом кроль на груди.
1. Овладение плаванием как жизненно необходимым навыком.
2. Укрепление здоровья, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков.
3. Укрепление опорно-двигательного аппарата, всестороннее физическое развитие занимающегося и совершенствование таких его физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость и тому подобное.
4. Ознакомление с правилами безопасности на воде.
Задачи, стоящие перед курсом обучения, зависят от возраста и подготовленности занимающихся детей.
Нами были составлены экспериментальные комплексы упражнений, которые применялись на учебно-тренировочных занятиях в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской юношеской спортивной школе плавания и водного поло». Эти комплексы были направлены на освоение техники плавания способом кроль на груди у детей младшего школьного возраста.
В процессе проведенной работы было исследовано 30 детей обучающихся в группе начальной подготовки 1 года обучения. Продолжительность эксперимента с ноября 2023 года по апрель 2024 года.
В ноябре 2023 года было проведено первичное тестирование детей контрольной и экспериментальной группы. Для определения уровня освоения техники плавания способом кроль на груди у пловцов нами использовался следующий тест: плавание способом кроль на груди, дистанция 50 метров.
До проведения повторного тестирования в учебно-тренировочные занятия экспериментальной группы мы ввели составленные нами комплексы упражнений для обучения техники плавания способом кроль на груди. Предложенные нами комплексы упражнений применялись систематически, один раз в неделю.
В учебно-тренировочные занятия у детей контрольной группы мы не вводили экспериментальные комплексы.
В апреле 2024 года проводилось повторное тестирование детей экспериментальной и контрольной группы.
После проведения контрольного тестирования мы вывели средние арифметические показатели результатов экспериментальной и контрольной группы. И изобразили прирост показателей каждой группы на графике. Проанализировав график можно сказать, что после первоначального тестирования техники кроль на груди обеих групп, проведенного в ноябре 2023 года, у детей экспериментальной группы результат улучшился приблизительно на 25 секунд, а у детей контрольной группы на 20 секунд.
Далее в нашей выпускной работе мы выполнили расчеты повторного тестирования техники кроль на груди (дистанция 50 метров) детей экспериментальной и контрольной группы по критерию Стьюдента, на достоверность гипотезы о том, что предложенные нами комплексы повысят уровень техники кроль на груди у детей экспериментальной группы.
По окончанию проделанных расчетов с помощью формулы критерия Стьюдента можно сделать вывод о том, что составленные нами комплексы положительно влияют на уровень освоения техники плавания способом кроль на груди.



