ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Культурные растения на примере хлебных злаков как объект
дошкольного образования 8
1.3. Труд людей по выращиванию и использованию зерновых хлебных злаков 11
1.4. Формы и методы формирования представлений у детей старшего
дошкольного возраста о культурных растениях 14
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЯХ
НА ПРИМЕРЕ ХЛЕБНЫХ ЗЛАКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Выявление исходного уровня формирования представлений о
культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Работа по совершенствованию формирования представлений у детей
старшего дошкольного возраста о культурных растениях 26
2.3. Анализ эффективности формирования представлений у детей старшего
дошкольного возраста о культурных растениях 38
Выводы по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Культурные растения на примере хлебных злаков как объект
дошкольного образования 8
1.3. Труд людей по выращиванию и использованию зерновых хлебных злаков 11
1.4. Формы и методы формирования представлений у детей старшего
дошкольного возраста о культурных растениях 14
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЯХ
НА ПРИМЕРЕ ХЛЕБНЫХ ЗЛАКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Выявление исходного уровня формирования представлений о
культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Работа по совершенствованию формирования представлений у детей
старшего дошкольного возраста о культурных растениях 26
2.3. Анализ эффективности формирования представлений у детей старшего
дошкольного возраста о культурных растениях 38
Выводы по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность темы исследования. Обширные пространства покрыты лесами, полями, лугами, степями, которые пестрят разнообразными растениями. В природе за растениями никто не ухаживает, их называют дикорастущими. Культурные растения - это виды, искусственно разводимые человеком для хозяйственных нужд. Возделываемые культурные растения делятся на пищевые, кормовые, лекарственные, красильные, технические и другие группы. В дошкольном образовании ведущее место среди культурных растений занимают пищевые растения, включая зерновые хлебные злаки,которые являются сырьем хлебных изделий.
Дети должны представлять о том, где и как выращивают зерновые хлебные злаки, каков внешний вид этих злаков, как получают муку и крупу из них, какие сорта хлеба изготавливают из муки ржи и пшеницы, почему нужно бережно и уважительно относиться к хлебу. Однако, методические материалы, помогающие эффективно формировать перечисленные представления у детей, очень скудны, чтобы дети чувствовали красоту и щедрость родной земли и уважали и гордились трудом хлеборобов, от которых зависит жизнь миллионов людей.
Недостаточная изученность и в то же время большая значимость культурных растений и, особенно, зерновых злаков, являются обоснованием актуальности выбора темы для исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о культурных растениях на примере зерновых хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и методика экологического образования детей.
Объект исследования: формирование представлений о культурных растениях у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о культурных растениях на примере зерновых хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно, если целенаправленно провести:
- наблюдения за трудом хлеборобов,
- непосредственную образовательную деятельность с использованием разнообразных методов, включая практические работы и информационно-образовательные технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий формирования представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования:в настоящей работе формирование представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста рассматривается на примере зерновых хлебных злаков, которые являются источниками получения разных сортов хлебных изделий. В работе представлены экскурсия на поле, оригинальное виртуальное путешествие «Откуда к нам на стол пришел хлеб»,интегрированные занятия. В реализации цели использована интеграция всех видов детской деятельности, направленная на их познавательные,социокультурные, речевое и физическое развитие, а также на экологическое и эстетическое воспитание.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при написании курсовой и выпускной квалификационной работ;может быть использована педагогами дошкольного и начального образования и гувернерами.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на VII Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года (г. Кызыл) и на научно-практической конференции студентов ТувГУ.
Основные методы исследования: анализ использованной литературы,беседа, наблюдение, эксперимент.
База исследования: опытно-экспериментальная часть работы проводилась на базе МБДОУ детский сад «Чинчилер» села Чыргакы Дзун-Хемчикского кожууна.
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии экологического образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы,образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Дети должны представлять о том, где и как выращивают зерновые хлебные злаки, каков внешний вид этих злаков, как получают муку и крупу из них, какие сорта хлеба изготавливают из муки ржи и пшеницы, почему нужно бережно и уважительно относиться к хлебу. Однако, методические материалы, помогающие эффективно формировать перечисленные представления у детей, очень скудны, чтобы дети чувствовали красоту и щедрость родной земли и уважали и гордились трудом хлеборобов, от которых зависит жизнь миллионов людей.
Недостаточная изученность и в то же время большая значимость культурных растений и, особенно, зерновых злаков, являются обоснованием актуальности выбора темы для исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о культурных растениях на примере зерновых хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и методика экологического образования детей.
Объект исследования: формирование представлений о культурных растениях у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о культурных растениях на примере зерновых хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно, если целенаправленно провести:
- наблюдения за трудом хлеборобов,
- непосредственную образовательную деятельность с использованием разнообразных методов, включая практические работы и информационно-образовательные технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий формирования представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования:в настоящей работе формирование представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста рассматривается на примере зерновых хлебных злаков, которые являются источниками получения разных сортов хлебных изделий. В работе представлены экскурсия на поле, оригинальное виртуальное путешествие «Откуда к нам на стол пришел хлеб»,интегрированные занятия. В реализации цели использована интеграция всех видов детской деятельности, направленная на их познавательные,социокультурные, речевое и физическое развитие, а также на экологическое и эстетическое воспитание.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при написании курсовой и выпускной квалификационной работ;может быть использована педагогами дошкольного и начального образования и гувернерами.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на VII Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года (г. Кызыл) и на научно-практической конференции студентов ТувГУ.
Основные методы исследования: анализ использованной литературы,беседа, наблюдение, эксперимент.
База исследования: опытно-экспериментальная часть работы проводилась на базе МБДОУ детский сад «Чинчилер» села Чыргакы Дзун-Хемчикского кожууна.
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии экологического образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы,образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Культурные растения - это виды, искусственно разводимые человеком для хозяйственных нужд. Возделываемые культурные растения делятся на пищевые, кормовые, лекарственные, красильные,технические и другие группы. В дошкольном образовании ведущее место среди культурных растений занимают пищевые растения, включая зерновые хлебные злаки,которые являются сырьем хлебных изделий.
Анализ использованной литературы позволяет сделать вывод, что трудами многих зарубежных и отечественных психологов и педагогов сделан вывод, что уровень развития детей старшего дошкольного возраста позволяет формировать представления о культурных растениях. Дети должны представить о том, где и как выращивают зерновые хлебные злаки, каков внешний вид этих злаков, как получают муку и крупу из них, какие сорта хлеба изготавливают из муки ржи и пшеницы, почему нужно бережно и уважительно относиться к хлебу.
Цели и задачи, поставленные в работе успешно решены. А именно,эффективно сформированы представления о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза,выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась', формирование представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно, если целенаправленно провести:
- наблюдения за трудом хлеборобов,
- непосредственную образовательную деятельность с использованием разнообразных методов, включая практические работы и информационно-образовательные технологии.
Анализ использованной литературы позволяет сделать вывод, что трудами многих зарубежных и отечественных психологов и педагогов сделан вывод, что уровень развития детей старшего дошкольного возраста позволяет формировать представления о культурных растениях. Дети должны представить о том, где и как выращивают зерновые хлебные злаки, каков внешний вид этих злаков, как получают муку и крупу из них, какие сорта хлеба изготавливают из муки ржи и пшеницы, почему нужно бережно и уважительно относиться к хлебу.
Цели и задачи, поставленные в работе успешно решены. А именно,эффективно сформированы представления о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза,выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась', формирование представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно, если целенаправленно провести:
- наблюдения за трудом хлеборобов,
- непосредственную образовательную деятельность с использованием разнообразных методов, включая практические работы и информационно-образовательные технологии.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через знакомство с историей родного края
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Театрализованная игра как средство формирования
гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ
РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТЕЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



