ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Культурные растения на примере хлебных злаков как объект
дошкольного образования 8
1.3. Труд людей по выращиванию и использованию зерновых хлебных злаков 11
1.4. Формы и методы формирования представлений у детей старшего
дошкольного возраста о культурных растениях 14
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЯХ
НА ПРИМЕРЕ ХЛЕБНЫХ ЗЛАКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Выявление исходного уровня формирования представлений о
культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Работа по совершенствованию формирования представлений у детей
старшего дошкольного возраста о культурных растениях 26
2.3. Анализ эффективности формирования представлений у детей старшего
дошкольного возраста о культурных растениях 38
Выводы по 2 главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность темы исследования. Обширные пространства покрыты лесами, полями, лугами, степями, которые пестрят разнообразными растениями. В природе за растениями никто не ухаживает, их называют дикорастущими. Культурные растения - это виды, искусственно разводимые человеком для хозяйственных нужд. Возделываемые культурные растения делятся на пищевые, кормовые, лекарственные, красильные, технические и другие группы. В дошкольном образовании ведущее место среди культурных растений занимают пищевые растения, включая зерновые хлебные злаки,которые являются сырьем хлебных изделий.
Дети должны представлять о том, где и как выращивают зерновые хлебные злаки, каков внешний вид этих злаков, как получают муку и крупу из них, какие сорта хлеба изготавливают из муки ржи и пшеницы, почему нужно бережно и уважительно относиться к хлебу. Однако, методические материалы, помогающие эффективно формировать перечисленные представления у детей, очень скудны, чтобы дети чувствовали красоту и щедрость родной земли и уважали и гордились трудом хлеборобов, от которых зависит жизнь миллионов людей.
Недостаточная изученность и в то же время большая значимость культурных растений и, особенно, зерновых злаков, являются обоснованием актуальности выбора темы для исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о культурных растениях на примере зерновых хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и методика экологического образования детей.
Объект исследования: формирование представлений о культурных растениях у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о культурных растениях на примере зерновых хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно, если целенаправленно провести:
- наблюдения за трудом хлеборобов,
- непосредственную образовательную деятельность с использованием разнообразных методов, включая практические работы и информационно-образовательные технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий формирования представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования:в настоящей работе формирование представлений о культурных растениях у детей старшего дошкольного возраста рассматривается на примере зерновых хлебных злаков, которые являются источниками получения разных сортов хлебных изделий. В работе представлены экскурсия на поле, оригинальное виртуальное путешествие «Откуда к нам на стол пришел хлеб»,интегрированные занятия. В реализации цели использована интеграция всех видов детской деятельности, направленная на их познавательные,социокультурные, речевое и физическое развитие, а также на экологическое и эстетическое воспитание.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики и при написании курсовой и выпускной квалификационной работ;может быть использована педагогами дошкольного и начального образования и гувернерами.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на VII Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года (г. Кызыл) и на научно-практической конференции студентов ТувГУ.
Основные методы исследования: анализ использованной литературы,беседа, наблюдение, эксперимент.
База исследования: опытно-экспериментальная часть работы проводилась на базе МБДОУ детский сад «Чинчилер» села Чыргакы Дзун-Хемчикского кожууна.
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии экологического образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы,образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Культурные растения - это виды, искусственно разводимые человеком для хозяйственных нужд. Возделываемые культурные растения делятся на пищевые, кормовые, лекарственные, красильные,технические и другие группы. В дошкольном образовании ведущее место среди культурных растений занимают пищевые растения, включая зерновые хлебные злаки,которые являются сырьем хлебных изделий.
Анализ использованной литературы позволяет сделать вывод, что трудами многих зарубежных и отечественных психологов и педагогов сделан вывод, что уровень развития детей старшего дошкольного возраста позволяет формировать представления о культурных растениях. Дети должны представить о том, где и как выращивают зерновые хлебные злаки, каков внешний вид этих злаков, как получают муку и крупу из них, какие сорта хлеба изготавливают из муки ржи и пшеницы, почему нужно бережно и уважительно относиться к хлебу.
Цели и задачи, поставленные в работе успешно решены. А именно,эффективно сформированы представления о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза,выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась', формирование представлений о культурных растениях на примере хлебных злаков у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно, если целенаправленно провести:
- наблюдения за трудом хлеборобов,
- непосредственную образовательную деятельность с использованием разнообразных методов, включая практические работы и информационно-образовательные технологии.
1. ФГОС дошкольного образования [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 [зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года .№30384] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (.№ 265).
2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.- 666 с.
3. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий
с детьми 3-7 лет [Текст] / М.М. Борисова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. -48 с.
4. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е.
Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 463 с.
5. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7
лет [Текст]: пособие для педагогов и психологов дошкольных учреждения/ А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
6. Веракса Н.Е. [Электронный ресурс]. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 7 лет / Н.Е. Веракса,
О. Р. Галимов. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213458
7. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет [Текст] / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 144 с.
8. Волков Б.С. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения
до школы [Текст]: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.
- Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2011. - 287 с.
9. Газина О.М. [Электронный ресурс]. Теория и методика экологического
образования детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие /
Ю.Гербова В.В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Старшая группа [Текст] / В.В.Гербова, Н.Ф. Губанова, О.Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 160с.
11. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик и обучения:
учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
12. Губанова Н.Ф. Игровая деятельностьвдетьком ьаду[текст]: пдо грамма и
методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 128с.
13. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа [Текст] /
Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 160 с.
14. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Старшая группа [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. 80с.
15. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома [Текст] / Э.Л. Емельянова. - М.: Мозаика-Синтез,2014. - 12 с.
16.Згурская Л. Знакомим с окружающим миром [Текст] / Л.Згурская //Дошкольное образование. - 2008. - № 1. - С. 52-58.
17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ.
сред.проф. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 7-е изд., стер.
- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
18. Комарова Т.С. Коллективное творчество дошкольников [Текст] / Т.С.Комарова, А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество, 2014. - 345 с.
19. Кондратьева С.Ю. Конспект к модулю обучения рассказыванию по
картине И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» [Текст] / С.Ю.Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2015. - №3. - С. 48-51.
20. Леонтьева О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Леонтьева // Дошкольная педагогика.- 2015. - №1. - С. 16-18.
21. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию
[Текст]: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач.шк /Л.П. Молодова. - М.: ООО «Современная школа», 2005. - 512 с.
22. Николаева С.Н. Юный эколог [Текст]: программа экологического воспитания дошкольников /С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2004. -128 с.
23. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / С.Н. Николаева. -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
24.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 368 с.
25. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет [Текст] / Л.Ю. Павлова.- М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
26. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А.Рыжова. - М.: Карапуз, 2001 - 432 с.
27. Рыжова Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 18-20.
28. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст]:методическое пособие / С.Д. Сажина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
29. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте
[Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.А. Серебрякова.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
30. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.:Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
31. Смирнова Е.О. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду [Текст]: программа и конспекты занятий / Е.О. Смирнова,Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. - СПб.: Издательство «Союз», 2003. 208с.
32. Соколова Н.Н. Знакомим малышей с окружающим миром с помощью психогимнастики [Текст] / Н.Н. Соколова // Дошкольная педагогика. -2016. - №1. - С. 12-13.
33. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников
[Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. -С. 21-25.
34. Соломенникова О.А. Экологическое воспитаниев детском саду [Текст]:
программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова. - 2-ое изд., - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 104 с.
35. Соломенниковва О.А. [Электронный ресурс]. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации /О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 224 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212127
36. Соломенникова О.А. Oзноломиансe с сpнpоо,oй одeтcкoм Огаршко группа. [Текст] / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-синтез, 2014. 112 с.
37. Тагиева Л.Б. Художественная литература как средство экологического образования старших дошкольников [Текст] / Л. Б. Тагиева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №1. - С. 14-16.
38. Урунтаева Г.А. Детская психология [Текст]: учебник для студ. сред.учеб.
заведений / Г.А. Урунтаева. - 7-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
39. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе [Текст]: методические рекомендации /Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 80 с.
40.Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб заведений [Текст] / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.