СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие сенсорного развития детей 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Экспериментирование с природным материалом в младшем дошкольном
возрасте 20
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ 32
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего эксперимента. 32
2.2. Реализация программы формирующего этапа 36
2.3. Результаты контрольного эксперимента 41
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие сенсорного развития детей 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Экспериментирование с природным материалом в младшем дошкольном
возрасте 20
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ 32
2.1. Методика исследования и результаты констатирующего эксперимента. 32
2.2. Реализация программы формирующего этапа 36
2.3. Результаты контрольного эксперимента 41
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность данной темы заключается в том, что у детей дошкольного возраста развивается мелкая и крупная моторика, память, речь, фантазия, творческие способности, и в этом возрасте особо важно заботиться о развитии познавательных процессов, среди которых почетное место занимает именно сенсорное развитие. Так же главным является экологическая составляющая развития детей, а именно развитие посредством природного материала.
В основе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста лежит обучение их восприятию и интерпретации мира вокруг с помощью органов чувств. Сенсорное развитие помогает детям формировать представления о форме, цвете, звуке, текстуре, запахе и вкусе, исследовать объекты и определять их свойства.
Наиболее значительный вклад в исследовании проблем сенсорного развития внести известные психологи и педагоги: А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, М. Монтессори, Ф. Фребель, Л.А. Венгер, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Стребелева и другие.
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина дали определение: «Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.» [5].
В настоящее время быстро изменяющийся мир требует от людей адаптации к постоянно возрастающему объему информации, которую необходимо своевременно перерабатывать и эффективно применять. Эти изменения предъявляют новые требования к области образования. В ответ на это был введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который лежит в основе развития у детей познавательных, волевых и эмоциональных способностей. Одним из ключевых аспектов становится вопрос интеллектуального развития малышей, в центре которого - сенсорное обучение. Программы для дошкольных учебных
заведений должны направлять детей на развитие личности и талантов через разнообразные формы деятельности, в одном из которых говорится о «Познавательном развитии» детей, что оно должно быть направленно на освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени. Из этого можно понять, что сенсорное развитие является одной из первостепенных задач, которому важно и нужно уделять внимание.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования практически не уделяется внимание именно «природе» и воспитанию с помощью неё. В пункте 3.3.4 говорится о насыщенности среды, что материалы, оборудование и инвентарь должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Также говорится о полифункциональности материалов, что она предполагает наличие природных материалов пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) [28].
Николаева С.Н. и Рыжова Н.А. в своей статье про экологическую культуру в дошкольном детстве, как раз таки поднимают вопрос об отсутствии в ФГОС ДО экологического воспитания, говорят об «отсутствии природы».
Авторы сказали такую фразу: «Во всем мире думают о том, как спасти нашу планету, как возродить равновесие между человеком и биосферой, как достигнуть высокой сознательности людей в частном и государственном взаимодействии с природой, однако ФГОС ДО не ставит такой задачи.»
ФГОС ДО не ставит значимым относительно нового, но сложившегося на данный момент направление в образовании - экологического образования. А между тем экологическое образование на всех его ступенях, начиная с дошкольной, - это качественно новый взгляд на природу, выработка ценностного отношения к ней, это новая форма взаимодействия с природой, основанная на понимании законов ее существования и развития [27].
В данной исследовательской работе мы делаем акцент на сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом.
Цель исследования: изучить процесс становления сенсорного развития в процессе экспериментирования с природным материалом.
Объект исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом.
Гипотеза исследования:
сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом будет результативным при следующих условиях:
1. Вовлечение детей в наполнение предметно-пространственной среды группы природными материалами.
2. Реализация образовательного процесса с включением экспериментирования с природным материалом в другие виды детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Описать возрастные особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать возможность использования экспериментирования с природным материалом в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
4. Исследовать сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом.
Методы исследования: 1. Теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Практические методы - эксперимент; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.).
Базой исследования выступила одна из частных образовательных организаций г. Красноярска. Выборку исследования составили дети младшего дошкольного возраста в количестве 24 человек.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий, позволяющих использовать экспериментирование с природным материалом в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы педагогами для внедрения в образовательный процесс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В основе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста лежит обучение их восприятию и интерпретации мира вокруг с помощью органов чувств. Сенсорное развитие помогает детям формировать представления о форме, цвете, звуке, текстуре, запахе и вкусе, исследовать объекты и определять их свойства.
Наиболее значительный вклад в исследовании проблем сенсорного развития внести известные психологи и педагоги: А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, М. Монтессори, Ф. Фребель, Л.А. Венгер, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Стребелева и другие.
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина дали определение: «Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.» [5].
В настоящее время быстро изменяющийся мир требует от людей адаптации к постоянно возрастающему объему информации, которую необходимо своевременно перерабатывать и эффективно применять. Эти изменения предъявляют новые требования к области образования. В ответ на это был введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который лежит в основе развития у детей познавательных, волевых и эмоциональных способностей. Одним из ключевых аспектов становится вопрос интеллектуального развития малышей, в центре которого - сенсорное обучение. Программы для дошкольных учебных
заведений должны направлять детей на развитие личности и талантов через разнообразные формы деятельности, в одном из которых говорится о «Познавательном развитии» детей, что оно должно быть направленно на освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени. Из этого можно понять, что сенсорное развитие является одной из первостепенных задач, которому важно и нужно уделять внимание.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования практически не уделяется внимание именно «природе» и воспитанию с помощью неё. В пункте 3.3.4 говорится о насыщенности среды, что материалы, оборудование и инвентарь должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Также говорится о полифункциональности материалов, что она предполагает наличие природных материалов пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) [28].
Николаева С.Н. и Рыжова Н.А. в своей статье про экологическую культуру в дошкольном детстве, как раз таки поднимают вопрос об отсутствии в ФГОС ДО экологического воспитания, говорят об «отсутствии природы».
Авторы сказали такую фразу: «Во всем мире думают о том, как спасти нашу планету, как возродить равновесие между человеком и биосферой, как достигнуть высокой сознательности людей в частном и государственном взаимодействии с природой, однако ФГОС ДО не ставит такой задачи.»
ФГОС ДО не ставит значимым относительно нового, но сложившегося на данный момент направление в образовании - экологического образования. А между тем экологическое образование на всех его ступенях, начиная с дошкольной, - это качественно новый взгляд на природу, выработка ценностного отношения к ней, это новая форма взаимодействия с природой, основанная на понимании законов ее существования и развития [27].
В данной исследовательской работе мы делаем акцент на сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом.
Цель исследования: изучить процесс становления сенсорного развития в процессе экспериментирования с природным материалом.
Объект исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом.
Гипотеза исследования:
сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом будет результативным при следующих условиях:
1. Вовлечение детей в наполнение предметно-пространственной среды группы природными материалами.
2. Реализация образовательного процесса с включением экспериментирования с природным материалом в другие виды детской деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Описать возрастные особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Теоретически обосновать возможность использования экспериментирования с природным материалом в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
4. Исследовать сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом.
Методы исследования: 1. Теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Практические методы - эксперимент; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования: «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.).
Базой исследования выступила одна из частных образовательных организаций г. Красноярска. Выборку исследования составили дети младшего дошкольного возраста в количестве 24 человек.
Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий, позволяющих использовать экспериментирование с природным материалом в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы педагогами для внедрения в образовательный процесс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В Федеральном образовательном стандарте говорится о «Познавательном развитии» детей, что оно должно быть направленно на освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени. Из этого можно понять, что сенсорное развитие для данного возраста является одной из первостепенных задач.
Но ФГОС ДО не ставит значимым относительно нового, но сложившегося на данный момент направление в образовании - экологического образования. А между тем экологическое образование на всех его ступенях, начиная с дошкольной, - это качественно новый взгляд на природу, выработка ценностного отношения к ней, это новая форма взаимодействия с природой, основанная на понимании законов ее существования и развития. Поэтому важно создавать детям условия связанные с природой.
Сенсорное развитие является уникальным процессом, в котором дети осваивают различные образцы и свойства окружающих предметов. Оно включает в себя развитие зрительных, осязательных и моторных навыков, упражнение чувств и освоение понятий о цвете, форме, размере, положении в пространстве, запахе и вкусе предметов.
Так же мы отметили, важность экспериментирования с природным материалом для детей.
Экспериментирование с природным материалом, используемое как метод обучения, позволяет детям приобретать живые знания об окружающем мире, его элементах и взаимосвязях. Главная польза такого подхода в детских садах заключается в том, что в процессе экспериментов дети активизируют мыслительные процессы, обогащают память, развивают речь, становятся более самостоятельными и целеустремленными, учатся трансформировать предметы для достижения целей, а также расширяют свои эмоциональные и творческие горизонты.
После анализа психолого-педагогической литературы по данной теме, мы провели диагностическую работу по исследованию уровня сенсорного развития.
Исследование проводилось с детьми младшего дошкольного возраста в частном дошкольном учреждении г. Красноярска с применением методики: «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано» (Адаптированный вариант Земцовой М.И.).
На констатирующем этапе исследования были выявлены результаты в экспериментальной и контрольной группах. Высокий уровень достигли 17% детей в экспериментальной и 8 % в контрольной группе. Далее на среднем уровне оказалось 25% в экспериментальной и в 33% в контрольной. На достаточной уровне были 42% в экспериментальной и 33% в контрольной. И наконец на начальном уровне 17% в экспериментальной и 25% в контрольной.
Группы, в которых проводилось исследование были примерно однородны по своему составу и примерно показали незначительные отличия в уровневом распределении.
Экспериментальная программа длилась 4 недели. В качестве основных условий, которые мы использовали для реализации были:
1. Вовлечение детей в наполнение предметно-пространственной среды группы природными материалами.
2. Реализация образовательного процесса с включением экспериментирования с природным материалом в другие виды детской деятельности.
При реализации второго условия мы разрабатывали программу взаимодействия с детьми в свободное от занятий время, для того чтобы не перегружать их образовательным процессом. Дети с увлечением включались 50 в данные мероприятия, проявляли интерес во время проведения и после окончания мероприятий. Задавали интересующие вопросы и рассказывали на собственном опыте взаимодействие с природными материалами.
После проведения формирующего эксперимента, был проведен контрольный эксперимент, который показал изменения результатов в обеих группах. Мы можем предположить, что результаты контрольной группы незначительно изменились. Это характеризуется возрастными изменениями, поскольку с ними ведется образовательный процесс, но в него не внедрялся наш формирующий этап.
В экспериментальной группе, мы делали акцент на сенсорном развитии детей поэтому результаты по сравнению с контрольной группой был отличен.
Количество детей в сравнении первичной и вторичной диагностике: в экспериментальной группе находящихся на высоком уровне выросло на 16%. В контрольной группе этот процент не изменился. Эти дети не только понимают задание, но и четко выполняют его, используя метод практического примеривания. Это говорит о высокой способности данной группы детей к ощущению и восприятию предметов через тактильное обследование.
Процент детей, находящихся на среднем уровне в экспериментальной группе, изменился на 17%. В контрольной группе процент таких детей так же не изменился. Дети, находящиеся на данном уровне способны выполнить задания, используя метод перебора вариантов и после обучения могут перейти к самостоятельному выполнению задания. Хотя они показывают меньшую самостоятельность по сравнению с детьми, находящимися на высоком уровне, их способности все равно достаточно развиты.
В экспериментальной группе процент детей, находящихся на достаточном уровне, снизился на 17%, это говорит о приросте детей на высоком и среднем уровне. В контрольной же группе процент детей, находящихся на достаточном уровне, вырос на 9%. Они стремятся к обследованию предметов, однако после обучения не всегда переходят к самостоятельным действиям и не проявляют большого интереса к результату 51
своей деятельности. Эти дети требуют дополнительной поддержки и направления, чтобы добиться более высокого уровня сенсорного развития посредством тактильного ощущения.
И наконец в экспериментальной группе детей, находящихся на начальном уровне, не осталось. Так же в контрольной группе этот процент снизился на 8%. Напомним, что эти дети не понимают задание и не проявляют стремления к его выполнению. После обучения эти дети также не переходят на адекватные способы действия.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом будет результативным при следующих условиях:
1. Вовлечение детей в наполнение предметно-пространственной среды группы природными материалами.
2. Реализация образовательного процесса с включением экспериментирования с природным материалом в другие виды детской деятельности.
Данное исследование показало на сколько важно заниматься сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста. Мы можем сказать, что результативным будет применение в работе с детьми экспериментирования с природным материалом. Так как в процессе дети проявляли интерес в данных мероприятиях, анализировали и делали выводы в процессе своей деятельности. В итоге они показали высокие уровни сенсорного развития.
Результаты могли быть более содержательными если был бы более продолжительный период времени, в которое мы это реализуем.
Сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста важно и нужно уделять особое внимание, а вспомогательным средством для этого может стать природный материал.
Но ФГОС ДО не ставит значимым относительно нового, но сложившегося на данный момент направление в образовании - экологического образования. А между тем экологическое образование на всех его ступенях, начиная с дошкольной, - это качественно новый взгляд на природу, выработка ценностного отношения к ней, это новая форма взаимодействия с природой, основанная на понимании законов ее существования и развития. Поэтому важно создавать детям условия связанные с природой.
Сенсорное развитие является уникальным процессом, в котором дети осваивают различные образцы и свойства окружающих предметов. Оно включает в себя развитие зрительных, осязательных и моторных навыков, упражнение чувств и освоение понятий о цвете, форме, размере, положении в пространстве, запахе и вкусе предметов.
Так же мы отметили, важность экспериментирования с природным материалом для детей.
Экспериментирование с природным материалом, используемое как метод обучения, позволяет детям приобретать живые знания об окружающем мире, его элементах и взаимосвязях. Главная польза такого подхода в детских садах заключается в том, что в процессе экспериментов дети активизируют мыслительные процессы, обогащают память, развивают речь, становятся более самостоятельными и целеустремленными, учатся трансформировать предметы для достижения целей, а также расширяют свои эмоциональные и творческие горизонты.
После анализа психолого-педагогической литературы по данной теме, мы провели диагностическую работу по исследованию уровня сенсорного развития.
Исследование проводилось с детьми младшего дошкольного возраста в частном дошкольном учреждении г. Красноярска с применением методики: «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано» (Адаптированный вариант Земцовой М.И.).
На констатирующем этапе исследования были выявлены результаты в экспериментальной и контрольной группах. Высокий уровень достигли 17% детей в экспериментальной и 8 % в контрольной группе. Далее на среднем уровне оказалось 25% в экспериментальной и в 33% в контрольной. На достаточной уровне были 42% в экспериментальной и 33% в контрольной. И наконец на начальном уровне 17% в экспериментальной и 25% в контрольной.
Группы, в которых проводилось исследование были примерно однородны по своему составу и примерно показали незначительные отличия в уровневом распределении.
Экспериментальная программа длилась 4 недели. В качестве основных условий, которые мы использовали для реализации были:
1. Вовлечение детей в наполнение предметно-пространственной среды группы природными материалами.
2. Реализация образовательного процесса с включением экспериментирования с природным материалом в другие виды детской деятельности.
При реализации второго условия мы разрабатывали программу взаимодействия с детьми в свободное от занятий время, для того чтобы не перегружать их образовательным процессом. Дети с увлечением включались 50 в данные мероприятия, проявляли интерес во время проведения и после окончания мероприятий. Задавали интересующие вопросы и рассказывали на собственном опыте взаимодействие с природными материалами.
После проведения формирующего эксперимента, был проведен контрольный эксперимент, который показал изменения результатов в обеих группах. Мы можем предположить, что результаты контрольной группы незначительно изменились. Это характеризуется возрастными изменениями, поскольку с ними ведется образовательный процесс, но в него не внедрялся наш формирующий этап.
В экспериментальной группе, мы делали акцент на сенсорном развитии детей поэтому результаты по сравнению с контрольной группой был отличен.
Количество детей в сравнении первичной и вторичной диагностике: в экспериментальной группе находящихся на высоком уровне выросло на 16%. В контрольной группе этот процент не изменился. Эти дети не только понимают задание, но и четко выполняют его, используя метод практического примеривания. Это говорит о высокой способности данной группы детей к ощущению и восприятию предметов через тактильное обследование.
Процент детей, находящихся на среднем уровне в экспериментальной группе, изменился на 17%. В контрольной группе процент таких детей так же не изменился. Дети, находящиеся на данном уровне способны выполнить задания, используя метод перебора вариантов и после обучения могут перейти к самостоятельному выполнению задания. Хотя они показывают меньшую самостоятельность по сравнению с детьми, находящимися на высоком уровне, их способности все равно достаточно развиты.
В экспериментальной группе процент детей, находящихся на достаточном уровне, снизился на 17%, это говорит о приросте детей на высоком и среднем уровне. В контрольной же группе процент детей, находящихся на достаточном уровне, вырос на 9%. Они стремятся к обследованию предметов, однако после обучения не всегда переходят к самостоятельным действиям и не проявляют большого интереса к результату 51
своей деятельности. Эти дети требуют дополнительной поддержки и направления, чтобы добиться более высокого уровня сенсорного развития посредством тактильного ощущения.
И наконец в экспериментальной группе детей, находящихся на начальном уровне, не осталось. Так же в контрольной группе этот процент снизился на 8%. Напомним, что эти дети не понимают задание и не проявляют стремления к его выполнению. После обучения эти дети также не переходят на адекватные способы действия.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с природным материалом будет результативным при следующих условиях:
1. Вовлечение детей в наполнение предметно-пространственной среды группы природными материалами.
2. Реализация образовательного процесса с включением экспериментирования с природным материалом в другие виды детской деятельности.
Данное исследование показало на сколько важно заниматься сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста. Мы можем сказать, что результативным будет применение в работе с детьми экспериментирования с природным материалом. Так как в процессе дети проявляли интерес в данных мероприятиях, анализировали и делали выводы в процессе своей деятельности. В итоге они показали высокие уровни сенсорного развития.
Результаты могли быть более содержательными если был бы более продолжительный период времени, в которое мы это реализуем.
Сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста важно и нужно уделять особое внимание, а вспомогательным средством для этого может стать природный материал.
Подобные работы
- Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - АМПЛИФИКАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Исследовательская деятельность в дошкольного возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности дошкольников, воспитывающихся по
системе Монтессори
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированности конструктивных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024



