ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-13 ЛЕТ 6
1.1. Возрастные характеристики обучающихся 11-13 лет 6
1.2. Понятие об ожирении, классификация и степень ожирения 15
1.3. Этиология и патогенез 19
1.4. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия
физических упражнений 26
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.3. Организация исследования 36
2.4. Общее описание учебно-тренировочного занятия 37
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧСЕКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЕ ТЕЛА У ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ 47
3.1. Обоснование использование средств оздоровительной физической культуры при избыточной массе тела у детей 11-13 лет 47
3.2. Оценка их эффективности 51
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Согласно современному определению, ожирение - это хроническое, многофакторное заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессирующем течении осложняется нарушением различных органов и систем. Кроме того, ухудшается качество жизни и уменьшается продолжительность жизни (смертность от различных заболеваний у лиц, страдающих ожирением, в 1,5-3 раза выше) [6,11,17]. По данным зарубежных исследований, если бы люди не болели ожирением, то средняя продолжительность жизни в мире увеличилась бы на четыре года [47].
В последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения как и у детей, так и у подростков: в развитых странах мира 25 % лиц подросткового возраста имеют избыточную массу тела, а15 % страдают ожирением [22, 27]. При этом 30 млн. детей и подростков на планете характеризуются наличием избыточной массы тела и 15 млн. имеют ожирение («Health in the European Union. Trends and analysis» ВОЗ, 2009).
Избыточный вес в детстве — значимый предиктор ожирения во взрослом возрасте: 50 % детей, имевших избыточный вес в 6 лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80 %. В Российской Федерации ожирение имеют до 5,5% детей, проживающих в сельской местности, и 8,5% детей - в городской [15, 34]. Поэтому проблема ожирения в наше время становится все более актуальной и начинает представлять социальную угрозу для жизни людей.
Следует отметить, что ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем грозит различными заболеваниями: раннему атеросклерозу, сахарному диабету [2, 34]. Основные трудности лечения ожирения у школьников заключаются в том, что родители долгое время считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья. Такие дети надолго выпадают из поля зрения врачей. На прием, как правило, приходят подростки с III-IV степенью ожирения, но ив этих случаях основными причинами обращения к врачу являются жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, но не на избыточный вес. У подростков наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50 % от нормы в соотношении с ростом) [16,32].
Актуальность проблемы ожирения заключается в том, что количество лиц, имеющих избыточный вес прогрессивно увеличивается. Этот рост составляет 10% от их прежнего количества за каждые 10 лет [27].
Предупреждение, лечение и реабилитация больных с ожирением являются важными задачами здравоохранения, реальной мерой профилактики ряда заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых [47].
Специальная научно-методическая литература содержит многочисленные методики оздоровительной лечебной физкультуры при ожирении, но не всегда они бывают достаточно адекватны для лиц подросткового возраста с ожирением. Отсюда вытекает необходимость использования разнообразных средств и форм лечебно-физической культуры ввиду возрастного фактора, что и объясняет актуальность данного исследования.
Объект исследования: внеучебный процесс по физическому воспитанию.
Предмет исследования: комплекс физических упражнений для снижения массы тела обучающихся 11-13 лет.
Цель исследования: экспериментальное обоснование комплекса физических упражнений для снижения массы тела у обучающихся 11-13 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что данный комплекс физической реабилитации будет, является эффективным методом снижения избыточной массы тела обучающихся 11-13 лет.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить исходное состояние обучающихся 11-13 лет, выявить есть ли избыточная масса тела.
3. Обосновать, разработать средства оздоровительной физической культуры при избыточной массе тела у детей 11-13 лет.
4. Исследовать эффективность влияния средств оздоровительной физической культуры при избыточной массе тела у детей 11-13 лет.
Для определения эффективность влияния средств оздоровительной физической культуры при избыточной массе тела у детей 11 -13 лет были подобраны следующие методы:
1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Антропометрия.
4. Психологическое тестирование по Спилбергу.
5. Методы математической обработки данных, полученных в ходе педагогических исследований.
Результаты проведённого исследования позволили в заключении сделать следующие выводы:
1. Изучив и проанализировав 39 источников научно-методической литературы по избыточной массе тела у учащихся 11-13 лет позволили обосновать и применить на практике комплекс мероприятий, направленных на коррекцию веса, окружность талии и бедер, в которых внеурочное занятие включало в себя разминку, основную часть, заключительную часть.
2. До педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы имели практически одинаковые значения по всем тестируемым показателям. В начале эксперимента ИМТ в контрольной группе составил 21,5 в экспериментальной группе 21,7, при норме от 17 до 19 кг/м2, что свидетельствует о избыточной массе. Если ИМТ больше 22 кг/м2, для 11-ти летних детей, и больше 24 кг/м2, для 13-ти летних детей, то это свидетельствует о наличии уже начальной стадии ожирения.
Разработан эффективный комплекс физических упражнений направленный на уменьшение веса, окружности талии и бедер
(Приложение 1).
3. После проведения педагогического эксперимента выявили достоверное различие p<0,001 в пользу учащихся экспериментальной группы при сравнении с контрольной группой по исследованиям: массы тела, ИМТ, артериальное и диастолической давление, ситуативная и личностная тревожность.
После проведения эксперимента масса тела в контрольной группе уменьшилось незначительно, а в экспериментальной группе уменьшилось в среднем на 1,35 кг.
В ходе экспериментальной деятельности по применению физических упражнений, значительно увеличилась двигательная активность обучающихся и уменьшился показатель ИМТ в экспериментальной группе на 0,4 кг/м2.
Артериальное систолическое и диастолическое давление в контрольной группе практически не изменилось, а экспериментальной группе давление пришло в норму у всей группы для их возрастов. Улучшение антропометрических показателей и состояния кардио- респираторной системы не могло не отразиться на психоэмоциональном состоянии учащихся. Субъективная оценка ситуативной тревожности и личностной тревожности у учащихся в контрольной и экспериментальной группах была достоверно ниже (p<0,001) по сравнению с началом эксперимента.
4. В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, преимущество разработанного комплекса физических упражнений для учащихся страдающих избыточной массой тела, как по нормализации веса тела, так и по состоянию сердечно-сосудистой системы и психоэмоциональной сферы.
На основании всей бакалаврской работы были сделаны практические рекомендации. Для уменьшения массы тела у обучающихся с избыточной массой тела рекомендуется использовать средства физической реабилитации 3 раза в неделю по 45 минут.
В связи с получением, в ходе исследовательской работы, положительных результатов, рекомендуем в педагогическом процессе по физическому воспитанию использовать данную методику. Также желательно использовать в учебно-тренировочных занятиях упражнения из стретчинга, которые направлены на растяжку мышечных групп после выполнения упражнений силовой направленности.
В процессе занятий необходимо использовать личный показ упражнений, чтобы они могли лучше понять, как необходимо правильно выполнять упражнения.
1. Аверьянов, А. П. Диагностика ожирения у школьников: значение определения массы жировой ткани / А. П. Аверьянов, Н. В. Болотова, Е. Г. Дронова // Педиатрия. — 2003. - C. 1-4.
2. Аверьянов, А. П. Ожирение в детском возрасте / А. П. Аверьянов, Н.
B. Болотова, Ю. А. Зотова // Лечащий врач. - 2010. - 69 с.
3. Александров, О. В. Метаболический синдром / О. В. Александров, P. M. Алехина, С. П. Григорьев // Российский медицинский журнал. — 2006. -
C. 50-55.
4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст]: учебное пособие/ В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. - С. 46.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура, молодежь и современность. [Текст]: / Л.И. Лубышева. Теория и практика физической культуры, 1995, № 4. - С 32.
6. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи. [Текст]: // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. / В.К. Бальсевич. 1996, №1, - С. 24 -25.
7. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И. Андреева. - К.: Олимп. лит., 2009. - С. 261-277.
8. Барановский, А. Ю. О лечебных возможностях физкультуры при ожирении. В кн.: Ожирение (клинические очерки) Под ред. Проф. А.Ю. Барановского / А. Ю. Барановский, Н. В. Ворохобиной. — СПб.: Издателство «Диалект», 2007. - С. 137-153.
9. Бессесен, Д. Р. Избыточный вес и ожирение. Профилактика, диагностика и лечение/Д. Р. Бессесен, Р. Кушнер. — М.: Бином, 2004. — 239с.
10. Бахрах, И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: Учебное пособие / И.И.Бахрах, Г.Н. Грец. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 151с.
11. Бокова, Т. А. Этиопатогенез метаболического синдрома у детей // Лечение и профилактика. - 2011. - №1. - С. 50-55.
12. Власова, Ю. Ю. Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в патогенезе экзогенно-конституционального ожирения / Ю. Ю. Власова, Аметов A. C. // Клиническая медицина. — 2010. — № 4. — С. 48 — 52.
13. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. [Текст]: сборник статей / В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий. - Челябинск, 1999. - С. 10-15, 17-23, 26-30, 32¬33, 41-46, 116-129.
14. Васильева, О.С. Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: Учеб. пос. / О.С. Васильева. - М.: Академия, 2001. -352с.
15. Дедов, И. И. Проблема ожирения: от синдрома к заболеванию / И. И. Дедов // Ожирение и метаболизм. - 2006. - №1(6). - С.49-52.
16. Дедов, И. И. Ожирение / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. А. Петеркова, О. В. Ремизов. — М.: МИА, 2004. — 456 с.
17. Дедов, И. И. Ожирение в подростковом возрасте. Результаты российского эпидемиологического исследования / И. И. Дедов // Терапев-тический архив. - 2007. - №10. - С. 28-32.
18. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М., 2008. - 272 с.
19. Журавлёва, И.В. Здоровье подростков [Текст]: социологический анализ. / И.В. Журавлёва. - М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 2002. - 240 с.
20. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 463с.
21. Ивашкин, В. Т. Липотоксичность и метаболические нарушения при ожирении / В. Т. Ивашкин, М. В. Маевская // РЖГГК. — 2010. — № 1. - С. 4-13.
22. Ивлева, А. Я., Старостина, Е. Г. - Ожирение - проблема медицинская, а не косметическая. М., 2002. - 176с.
23. Калмыков, З.А. «Ожирение: профилактика и лечение». Киев, «Медкнига», 2009, - 110с.
24. Комков, А.Г., Антипова, Е.В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема [Текст] // Теория и практика физ. Культуры / А.Г. Комков. - М., 2003, № 3, - С. 5-8.
25. Косыгина, А. В. Новое в патогенезе ожирения: адипокины гормоны жировой ткани / А. В. Косыгина, О. В. Васюкова // Проблемы эндокринологии. — 2009. — Т.55. — № 1. — С. 44-50.
26. Котешкова, О. М. «Принцип лестницы», или как избавиться от лишнего веса / О. М. Котешкова // РМЖ. — 2009. — Т. 17. — № 2. — С. 106-108.
27. Лавут, Л.М. Идеальный вес. Новейший справочник. - М.,2005. - 480с.
28. Ланкин, Г.В. Биометрия. - 4-е изд., перераб. И доп. / Г.В. Ланкин. - М.: Высшая школа, 1990. - 352с.
29. Лях, В. И., Мейксон ,Г. Б., Кофман, Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков. [Текст] // Физическая культура воспитание, образование, тренировка / под ред. В. И. Лях. - М., 1996. - №1. - С. 5-10.
30. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: учебник / Г.А. Макарова. -
М.: Советский спорт, 2004. - 480с. 29. Мельниченко, Г.А., Романцова, Т.И. Ожирение: эпидемиология, классификация, патогенез, клиническая
симптоматика и диагностика. - М., 2004. - 378с.
31. Мишаров, А. З., Камалетдинов, В. Г., Харитонов, В. И., Кубицкий, С. И. Физическая культура и валеология в жизни детей [Текст]: учебное пособие / под ред. А. З. Мишаров. - Челябинск, 1998, - С. 46-49, 69-78.
32. Мухин Н. А. Внутренние болезни: учебник в 2 т. / Н. А. Мухин, В. С. Моисеева, А. И. Мартынова; под ред. Н. А. Мухина, В. С. Моисеева, А. И. Мартынова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР — Медиа, 2006. - Т. 2. - С. 98-145.
33. Оганова, Р.Г. Школа здоровья. Избыточная масса тела и ожирение: руководство для врачей / под ред. Р.Г. Оганова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 112с.
34. Наймушина, Е. С. Ожирение у детей: Учебно-методическое пособие. / Е. С. Наймушина, М. Б. Колесникова. — Ижевск, 2007. — 84 с. 34. Петеркова, В. А. Ожирение в детском возрасте / В. А. Петеркова, О. В. Ремизов // Ожирение и метаболизм. - 2004. - №1. - С. 17-23.
35. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура: учебник для студен¬
тов учр. высш. проф. образования / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Га-расева и др. (под ред. Попов С. Н.). - 9-е изд. — М.: Издательский центр
«Академия», 2013. - 416 с - (Сер. Бакалавриат).
36. Харитонов, В.И., Бажанова, М.В., Исаев, А.П. [и др.] Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся [Текст]: пособие для учителя / под общ. ред. А.П. Исаева. - Челябинск, 1999. - С. 151-158.
37. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебник для Вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- М.: «Академия», 2004. - С.56.
38. 51. Яцин, Ю.Я. Физические нагрузки для коррекции массы тела // Натуральная фармакология и косметология: журнал для практиков - М., 2006 -№2, - С.16-19.
39. Daniels, S. R. Overweight in children and adolescents: pathophysiol¬ogy, con sequences, prevention, and treatment / S. R. Daniels, D. K. Arnett, R. H. Eckel and other // Circulation. - 2005. - Р. 1999-2012