Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия формирования политического сознания студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева)

Работа №170513

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА.
1.1. Формирование политического сознания студентов ВУЗа как психолого-педагогическая проблема 15
1.2. Сущность, особенности и содержание процесса формирования
политического сознания студентов ВУЗа 30
1.3. Организационно-педагогические условия формирования политического
сознания студентов ВУЗа 52
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КГПУ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА).
2.1. Выявление исходного уровня формирования политического сознания
студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева) 62
2.2. Реализация модели формирования политического сознания студентов
ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева) 68
2.3. Оценка эффективности формирования политического сознания студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева) 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 94

Актуальность исследования. В соответствии с разработанным международной комиссией ЮНЕСКО докладом для мирового сообщества «О воспитании в XXI веке» провозглашены четыре главных принципа образования будущего: научиться жить, научиться знать, научиться делать и научиться жить вместе. Принцип «научиться жить вместе» в глобальном аспекте можно объективно назвать главным. Государственный социальный заказ, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), ориентирует высшую школу не только на профессиональную подготовку будущего специалиста, но и на общекультурную, то есть на «формирование человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру».
Умение жить в обществе не возникает само по себе. Обучаясь и развиваясь в обществе, человек не может находиться вне политики и не оказывать со своей стороны влияния на политическую жизнь и политический процесс. Отсюда возникает необходимость целенаправленного формирования и развития гражданственности, социальной ответственности и политического сознания у молодых людей как будущего нашего общества.
Современное российское общество стоит перед выбором ценностных и политико-стратегических альтернатив своего дальнейшего развития. В связи с этим роль политического сознания повышается. Содержание государственных стандартов в области политического и гражданского образования студентов ВУЗа направлено на формирование нового политического мышления, готовности молодежи к активному участию в развитии российской государственности и гражданского общества. Таким образом, высшая школа должна обеспечить организационно-педагогические условия для подготовки студентов ВУЗа в вопросе формирования личности, свободной в своем политическом выборе, в определении своих политических позиций и ориентаций, а также способной к самоопределению и самореализации в общественно-политической жизни.
Проблема формирования политического сознания находится в основном в сфере научных интересов политологов, социологов, философов. Педагогический аспект данной проблемы остается в настоящий момент не в полной мере изученным.
Таким образом, данную тему можно считать актуальной как в научно - академическом, так и в социально-политическом отношении.
Степень разработанности проблемы.
Изучению природы политического сознания, поиску оптимальных способов его формирования, развития и функционирования посвящены в основном философские, социологические (М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Мангейм, Х. Ортега-и-Гассет) и психологические концепции (Л.Я. Гозман, Д.В. Ольшанский, Е.Б. Шестопал).
Целый ряд исследований современных педагогов посвящен вопросам формирования политической культуры (И.Г. Долинина, А.В. Драгунов, Л.А. Липская, С.Н. Чернов).
Проблема анализа феномена политического сознания и выявления его специфики в условиях модернизации рассматривается через призму многих сложившихся концепций и идей. Отдельное место в исследованиях занимают проблемы формирования и развития политического сознания как формы общественного сознания. Исследуются факторы, влияющие на изменение его роли в обществе. Анализ причин, которые влияют на формирование и развитие политического сознания, проявления его в сферах социального бытия основывается на рассмотрении детерминант внутреннего порядка, характерных для общества, которые находят отражение в общественном и политическом сознании.
Для педагогической науки термин «формирование» не установившаяся педагогическая категория, нередко употребляемая для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность (П.Н. Груздев), так как формирование предполагает влияние не только педагогических, но и социальных, экономических, идеологических факторов. В педагогических исследованиях чаще используется термин «развитие», поскольку он отражает процесс, взаимосвязанный с обучением, образованием, воспитанием (И.П. Подласый).
Педагоги-исследователи (Т.Н. Андрюшина, В.Ф. Анурин, О.В. Гордеева, Л.А. Липская, О.В. Патраченко, А.Т. Чичкин) отмечают в своих работах, что подготовка молодых людей к самостоятельной социально¬политической жизни в нашей стране остается пока малоэффективной по причине «деполитизации» общества в целом.
Актуализация проблемы развития связана с новыми характеристиками самого процесса развития современного общества, новыми ритмами жизни (А.А. Деркач, Э.В. Сайко). В современных психолого-педагогических исследованиях все чаще рассматриваются идеи гражданского и политического образования и обосновываются различные формы их реализации (И.А. Бижова, Е.В. Бондаревская, И.В. Рогова, Н.Е. Щуркова). Научные исследования, посвященные проблемам развития гражданского и политического образования, обусловлены, прежде всего, спецификой того этапа, который в настоящее время проходит наше государство. На современном этапе Россия находится в состоянии становления гражданского общества и укрепления демократии, что в свою очередь требует некоторого пересмотра организационно-педагогических условий развития у молодого поколения гражданской позиции и политического сознания.
Оценивая в целом научную разработанность проблемы, необходимо отметить, что, несмотря на довольно значительный опыт исследования политического сознания, степень его изученности нельзя считать достаточной, так как нуждается в дальнейшем осмыслении общая теория политического сознания. В последние годы наблюдается спад интереса к изучению феномена политического сознания.
Современное общество представляет нам острые противоречия между:
- актуальной проблемой становления в России гражданского общества, развития индивидуального политического сознания и нарушенной преемственностью поколений;
- потребностью современного общества в молодежи, разделяющей демократические и патриотические ценности, а также обладающей высоким уровнем политической культуры и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий формирования политического сознания студентов ВУЗа;
- насущной потребностью в активном включении молодежи в социально-политический процесс развития страны и недостатком возможностей, создаваемых образовательными и социальными институтами для реализации молодежной общественно-политической инициативы.
Все это позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, что необходимо выявление и совершенствование методологических основ, организационно-педагогических условий для формирования политического сознания студентов ВУЗа в образовательном процессе.
Объект исследования - процесс формирования политического сознания студентов ВУЗа.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования политического сознания студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева).
Цель исследования - определить организационно-педагогические условия и разработать модель формирования политического сознания студентов в образовательной среде ВУЗа, экспериментально проверив ее эффективность.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность формирования политического сознания студентов ВУЗа обеспечивается:
- разработкой организационно-педагогических условий формирования политического сознания;
- учетом факторов и психолого-педагогических механизмов процесса формирования политического сознания молодежи;
- созданием развивающего социального пространства в образовательной среде ВУЗа;
- определением критериев оценки эффективности процесса формирования политического сознания студентов ВУЗа;
- учетом достижений мирового и отечественного педагогического опыта формирования политического сознания молодежи в системе образования.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы требует решения следующих задач исследования:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ проблемы
формирования политического сознания студентов ВУЗа.
2. Определить сущностно-содержательные характеристики и
особенности процесса формирования политического сознания студентов ВУЗа.
3. Определить организационно-педагогические условия формирования политического сознания студентов ВУЗа.
4. Выявить исходный уровень формирования политического сознания студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева).
5. Реализовать модель формирования политического сознания студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева).
6. Оценить эффективность формирования политического сознания студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева) в соответствии с реализованной моделью.
Теоретические основы исследования:
- концепция политического сознания (Л.Я. Гозман, О.В. Гордеева, Е.Б. Шестопал и др.);
- концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская и др.);
- теоретические положения продуктивного (М.И. Башмаков, Н.Б. Крылова и др.) и проблемного (Т.И. Ильина, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) подходов в образовании;
- исследования, раскрывающие особенности профессиональной подготовки педагога с точки зрения его личностного развития, формирования профессионально значимых компетентностей (В.А. Адольф, С.Б. Елканов, Г.И. Железовская, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.Т. Чичикин и др.);
- концепции социального партнерства в образовании (А.В. Корсунов, А.А. Костин, О.Н. Олейникова, И.П. Смирнов и др.);
- теоретические положения сравнительной педагогики (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, М.В. Кларин, Н.Д. Никандров и др.).
Методологические основы исследования: философские положения о противоречиях как движущей силе развития; системный подход (И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, Э.Г. Юдин, В.А. Якунин); деятельностный подход к развитию личности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский); информационный подход (В.Г. Григорьев, Л.Н. Хуторская); полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, Г.С. Трофимова); сравнительно-исторический подход (М.С. Соколова, Е.Н. Кузьмина, М.Л. Родионов).
Методы исследования. Для решения задач исследования и экспериментальной проверки разработанных теоретических положений использован комплекс научных методов:
- теоретические методы (изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, политологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования политического сознания);
- эмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование и педагогический эксперимент);
- статистические методы обработки информации для получения и интерпретации результатов и анализ полученных результатов.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева в период с 2014 по 2016 гг. и включало два этапа:
Первый этап (2014-2015 гг.) - изучение психолого-педагогической и специальной литературы (философская, политологическая, социологическая) по проблеме формирования политического сознания; анализ зарубежных и отечественных концепций формирования политического сознания; выявление сущностно-содержательных характеристик и особенностей процесса формирования политического сознания студентов ВУЗа; анализ организационно-педагогических условий формирования политического сознания студентов ВУЗа.
Второй этап (2015-2016 гг.) - проведение опытно-экспериментального исследования и анализ полученных данных; систематизация и интерпретация результатов; формулирование выводов, их апробация и оформление всего исследования.
Научная новизна исследования:
1. Конкретизирован педагогический смысл понятия «политическое сознание», сущность которого представлена как совокупность социально-психологических новообразований (социально-политическая сопричастность, политическое самосознание, политическое самоопределение), которые обеспечивают социально-политическую самореализацию в обществе.
2. Определены показатели сформированности политического сознания.
3. Определены организационно-педагогические условия процесса
формирования политического сознания студентов ВУЗа.
4. Разработана модель формирования политического сознания
студентов в образовательной среде ВУЗа и программа ее реализации.
5. Разработана методика оценки эффективности программы формирования политического сознания студентов в образовательной среде ВУЗа.
Теоретическая значимость исследования:
1. Определен комплекс общепедагогических положений, которые составляют концептуальные основы формирования политического сознания студентов в образовательной среде ВУЗа.
2. Введен и конкретизирован педагогический смысл понятия
«политическое сознание». Политическое сознание - это совокупность социально-психологических новообразований (социально-политическая сопричастность, политическое самосознание, политическое самоопределение), которые обеспечивают политическую самореализацию в обществе.
3. Определены сущностно-содержательные характеристики и особенности процесса формирования политического сознания студентов ВУЗа в условиях становления гражданского общества.
4. Представлен историко-педагогический анализ процесса формирования политического сознания в различных педагогических системах, а также анализ современных отечественных и зарубежных моделей формирования политического сознания в системе образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Разработана модель формирования политического сознания студентов в образовательной среде ВУЗа.
2. Разработана программа реализации модели формирования
политического сознания студентов ВУЗа.
3. Разработан комплекс оценки эффективности формирования
политического сознания студентов в образовательной среде ВУЗа.
Практический материал, накопленный в ходе исследования, может использоваться в разработке рабочих программ, методических рекомендаций и других видов учебно-методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение гражданского образования, а также может стать основой для подготовки спецкурса по данной тематике и использоваться в процессе преподавания педагогических дисциплин и политологии.
Положения и выводы исследования могут быть представлены органам государственной власти для совершенствования государственной политики в сфере образования и молодежной политики.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения на научно-методологическом семинаре кафедры политологии и права КГПУ им. В.П. Астафьева. Результаты исследования были изложены и обсуждены на международных и всероссийских конференциях: IV
Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации» (Липецк, 14-15 ноября 2015 г.), 62-я и 63-я Международная молодежная научно-техническая конференция «Молодежь. Наука. Инновации» (Владивосток, 17-21 ноября 2014 г. и 17-20 ноября 2015 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Политическое сознание современного российского общества в условиях модернизации» в рамках Месяца политической науки на историческом факультете КГПУ им. В.П. Астафьева и в рамках III Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 18 ноября 2014 г.), научно-практическая конференция с международным участием «Гуманитарное знание и духовная безопасность» (Грозный, 13 декабря 2014 г.), VII Всероссийская межвузовская научная конференция «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России» в рамках Всероссийских научных Зворыкинских чтений «Регионы России-2015» (Муром, 6 февраля 2015 г.), Международная научно-практическая конференция «Молодежь в меняющемся мире: вызовы современности» (Екатеринбург, 6 марта 2015 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь в современном обществе» (Магнитогорск, 18-19 марта 2015 г.), III Всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция науки и практики: проблемы и перспективы развития» (Старый Оскол, 31 марта 2015 г.), Международная молодежная научно-практическая конференция «Инновационный потенциал молодежи: патриотизм, образование, профессионализм» (Екатеринбург, 27-28 октября 2015 г.), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием студентов, аспирантов и преподавателей «Воспитание современной молодежи: проблемы и пути решения» (Махачкала, 25 ноября 2015 г.), VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век: уклад школьной жизни как системообразующий фактор воспитания гражданственности» в рамках Красноярского гражданского форума (Красноярск, 4-5 декабря 2015 г.), IV Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально¬гуманитарных наук» (Казань, 29 апреля 2016 г.), X Международная научная конференция «Образование и социализация личности в современном обществе», посвященная памяти доктора педагогических наук, профессора М.И. Шиловой (Красноярск, 9-11 июня 2016 г.).
По итогам исследования было опубликовано 10 статей в научных сборниках и журналах, в том числе в журнале из перечня рецензируемых научных изданий ВАК:
1. Научно-теоретические основы формирования политического сознания студенческой молодежи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - №2 (36). - С. 69-73.
2. Формирование политического сознания студентов ВУЗа: особенности и содержание // Современные проблемы социально¬гуманитарных наук. - 2016. - №2 (4). - С. 40-42.
3. Теоретико-методологические основы исследования политического
сознания молодежи в условиях модернизации / Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации: Материалы IV
Всероссийской научно-практической конференции. 14-15 ноября 2014 г. - Липецк: ЛГПУ, 2014. - С. 21-23.
4. Политическое сознание современной российской молодежи в условиях модернизации / Сборник докладов 62-й Международной молодежной научно-технической конференции «Молодежь. Наука. Инновации», 18-25 ноября 2014. - Владивосток: Мор. гос. ун-т; ООО «Рея»,
2014. - С. 398-401.
5. Формирование политического сознания современной российской
молодежи под влиянием модернизации / Гуманитарное знание и духовная безопасность: Материалы научно-практической конференции с
международным участием (г. Грозный, 13 декабря 2014 г.). - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.М.), 2014. - С. 185-190.
6. Политическое сознание молодежи в современных условиях (на примере г. Красноярска) / Интеграция науки и практики: проблемы, перспективы, развитие: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Старый Оскол, апрель 2015 г. / Под ред. Н.В. Юриной, Л.В. Лаенко, А.В. Рудакова и др. - Старый Оскол: ООО «Оскольская типография», 2015 г. - С. 18-22.
7. Политическое сознание современной российской молодежи в условиях модернизации / Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России. VI Всероссийские научные Зворыкинские чтения: сб. тез. докл. Всероссийской межвузовской научной конференции. Муром, 6 февр. 2015 г. - Муром: Изд.- полиграфический центр МИ ВлГУ, 2015. - С. 194-195. [Электронный ресурс].
8. Политическое сознание студентов в образовательной среде ВУЗа: к вопросу об актуальности / Воспитание современной молодежи: проблемы и пути решения // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов, аспирантов и преподавателей. 25 ноября 2015 г. / Под ред. доцента З.Ш. Магомедовой, доцента Н.З. Мунгиевой. - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2015. - С. 105-109.
9. Актуальные проблемы формирования политического сознания студентов ВУЗа в образовательном процессе / Сборник докладов 63-й Международной молодежной научно-технической конференции «Молодежь. Наука. Инновации», 17-20 ноября 2015 г. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2015. - С. 29-32.
10. Организационно-педагогические условия формирования политического сознания студентов ВУЗа / Современные проблемы социально-гуманитарных наук: Сборник докладов IV Международной научно-практической конференции (29 апреля 2016 года) / Научный ред. д.э.н., проф. А.В. Гумеров. - Казань: ООО «Рокета Союз», 2016. - С. 63-66.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Педагогический смысл понятия «политическое сознание студентов ВУЗа» есть совокупность социально-психологических новообразований (социально-политическая сопричастность, политическое самосознание, политическое самоопределение), которые обеспечивают социально¬политическую самореализацию в обществе. Политическое сознание является стержнем духовной жизни всего общества, фундаментом нравственности каждого человека. Оно дает возможность познавать мир политический во всем его многообразии, во всей сложности и противоречивости, а также помогает правильно понять тенденции социально-политического развития, придает целеустремленность человеческой деятельности.
Формирование политического сознания студентов ВУЗа обеспечивается развитием когнитивного, аксиологического и функционального компонентов политического сознания.
При организации процесса формирования политического сознания студентов ВУЗа в образовательной среде необходимо учитывать особенности формирования политического сознания в студенческом возрасте: свобода от политических стереотипов, что позволяет сформировать навыки открытого, объективного, отстраненно-критического восприятия политической действительности; малый жизненный опыт, что создает условия для формирования положительного отношения к социально-политическому творчеству; отсутствие устойчивой личностной позиции, недостаточность знаний, что делает студентов ВУЗа незащищенными от агрессивной политической агитации и пропаганды; высокий потенциал социально-политического творчества, что дает возможность считать студентов ВУЗа реальной политической силой.
При осуществлении комплексного подхода к формированию политического сознания студентов ВУЗа целесообразно уделить внимание следующим предложениям: учесть потребности студентов в изучении политико-теоретических и политико-практических вопросов; разнообразить и целенаправленно организовать систему удовлетворения культурно-просветительских потребностей студентов; постоянно совершенствовать формы и средства обучения в ВУЗе; совершенствовать пути, средства и формы образования и воспитания студентов в духе патриотизма, интернационализма, дружбы народов и веры в будущее.
Реализация комплекса организационно-педагогических (реализация интегрального подхода; принципов патриотизма и мультикультурализма) и психолого-педагогических (признание ценности каждой личности; обеспечение четкого понимания гражданственности, демократичности; равноправие участников образовательного процесса; вовлечение студентов в разнообразные виды деятельности с целью повышения социально-политической ответственности; обеспечение развития прогностических компетенций и критического мышления, социально значимых качеств) условий обеспечивает оптимальность процесса формирования политического сознания студентов ВУЗа.
Эффективность формирования политического сознания студентов ВУЗа опосредуется: обеспечением методологических, психолого-педагогических и организационно-педагогических условий; внедрением достижений мирового педагогического опыта формирования политического сознания студентов во внеучебную работу ВУЗа с учетом национальной специфики.
Комплексное психолого-педагогическое обеспечение формирования политического сознания студентов ВУЗа в единстве трех компонентов (когнитивного, аксиологического, функционального) возможно через организацию результативной коллективно-творческой, социально-политической деятельности.
Положительные изменения показателей, полученные в результате реализации авторской формирующей программы формирования политического сознания студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева), свидетельствуют об эффективности разработанной программы в условиях образовательной среды.
Формирование политического сознания студентов ВУЗа является основой формирования гражданской политической культуры личности и становления личности, способной свободно ориентироваться в социально-политическом пространстве.
Намеченные здесь рекомендации и предложения, разумеется, не могут исчерпать всего многообразия средств эффективного формирования политического сознания студентов ВУЗа. Оно утверждается у них не непосредственно, а складывается под воздействием общих социальных и конкретных условий жизни, труда и быта каждого молодого человека. Важно, чтобы все компоненты политического сознания формировались как прогнозируемый закономерный и естественный процесс, а не стихийно. Все это предоставляет эффективные возможности для дальнейшего решения задач по формированию политического сознания студентов ВУЗа в образовательной среде.
В силу всего сказанного выше, с учетом выводов и практических рекомендаций в заключении представляется необходимым констатировать, что исследование проблемы формирования политического сознания студентов ВУЗа познавательно не завершено. Оно представляет собой лишь авторский вариант исследования ее основных направлений и предполагает дальнейшее изучение и осмысление проблемы.
Материалы исследования могут быть использованы в практике высших учебных заведений при организации внеучебной работы. Результаты исследования могут быть также использованы в курсах лекций для студентов психолого-педагогических направлений, на курсах повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, а также в общих курсах педагогики и политологии и спецкурсах.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке вариативных педагогических программ развития политического сознания студентов ВУЗа в образовательном процессе.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. / Г.С. Абрамова - 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения / Б.В. Авво. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
3. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Путевка в жизнь: образование, профессия, карьера / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. - М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
4. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / В.А. Адольф, А.Н. Савчук. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 352 с.
5. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина // Высшее образование в России. - 2010. - №1. - С. 81-87.
6. Ананьев Б.Г. К психологизации студенческого возраста / Б.Г. Ананьева // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - С. 44-49.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
8. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании / А.Л. Андреев. - Педагогика. - 2005.- №4. - С. 19-27.
9. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 163 с.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
11. Антонова Л.Н. Управление рисками в сфере образования: социально-педагогический аспект: монография / Л.Н. Антонова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2003. - 135 с.
12. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 558 с.
13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М.: Наука, 1992. - 345 с.
14. Баранов Н.А. Теория политики: учебное пособие / Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. - В 3-х ч. - СПб.: Изд-во БГТУ, 2003. - 480 с.
15. Беспаленко Е.М. Гуманитаризация профессионального образования и профессионального самоопределения / Е.М. Беспаленко //Актуальные проблемы гуманитаризации высшего образования: материалы научно-методической конференции. - Воронеж, 2000. - С. 121-123.
16. Беспалов П.В. Компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / П.В. Беспалов // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 41-45.
17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М., 2005. - 392 с.
18. Боголюбов Л.Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры / Л.Н. Боголюбов // Социально-политический журнал. - 1997. - №3. - С. 111¬112.
19. Богуславский М.В. XX век российского образования / М.В. Богуславский. - М., 2003. - 164 с.
20. Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков: монография / М.В. Богуславский. - М., 2002. - 128 с.
21. Богуславский М.В. Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст): монография / М.В. Богуславский. - М., 2007. - 288 с.
22. Богуславский М.В. Модернизация российского образования: проблемы и решения / М.В. Богуславский. - М., 2004. - 96 с.
23. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8¬14.
24. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М.: Алетейя, 2003.
25. Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев, И.М. Устинова // Современные научные достижения. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogikal/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm
26. Бурдье П. Социология социального пространства / П. Бурдье / пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. - М.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 2005. - 288 с.
27. Вачков И.В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию / И.В. Вачков // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 16¬29.
28. Велихов Е.Л. Сознание: опыт междисциплинарного исследования / Е.Л. Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1988. - №11. - С. 3-30.
29. Вульфов Б.З. Основы педагогики / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 616 с.
30. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 671 с.
31. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М., 2005. - 183 с.
32. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения / Л.С. Выготский // Собрание сочинений / под ред. А.Р. Лурии, М.Г. Ярошевского. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
33. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной
педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М., 2002. - 296 с.
34. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России,
2003. - 512 с.
35. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 448 с.
36. Глоссарий по политической психологии. - М.: РУДН, 2003.
37. Григорьев В.Г. Интеллектуальные технологии поиска, мониторинга и анализа социально-политической информации / В.Г. Григорьев // Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: материалы Всерос. науч.-практич. конф. (27-29 марта 2009 г.). - Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2010. - 384 с. - С. 103-107.
38. Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности / Е.А. Гришина. - М., 1999. - 115 с.
39. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование / А.Н. Дахин. - М., 2001. - С. 10.
40. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 329 с.
41. Деркач А.А. Самореализация - основа акмеологического развития: монография / А.А. Деркач, Э.В. Сайко. - М.: МПСИ, 2010. - 224 с.
42. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология / Г.Г. Дилигенский. - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
43. Доган М. Сравнительная политическая социология / М. Доган, Д. Пеласси. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1994. - С. 272.
44. Долинина И.Г. Политическая культура (социально-педагогический контекст) / И.Г. Долинина. - Пермь, 2007. - 106 с.
45. Донецкая О.И. Включение молодежи в общественную деятельность: видение проблемы студентами // Образование и саморазвитие. - 2006. - №1. - С. 74-81.
46. Донецкая О.И. Образовательные проекты как метод повышения политической культуры студентов / О.И. Донецкая // Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-29 марта 2009 г.). - Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2010. - 384 с. - С. 30-37.
47. Жуков В.И. Образование XXI века / В.И. Жуков. - М.: МГСУ, 2001. - 627 с.
48. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - №3. - Ст. 150.
49. Законодательные перспективы молодежного патриотического воспитания: материалы к заседанию государственно-патриотического клуба ВНП «Единая Россия» / Национальный институт развития современной идеологии. - М., 2008. - 16 с.
50. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С. 15-36.
51. Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления / В.И. Ильин. - СПб.: Интерсоцис, 2007. - 178 с.
52. Калиничева С.А. Система высшего профессионального образования
Российской Федерации как институт формирования политического сознания молодежи: дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / С.А. Калиничева. -
Владимир, 2003. - 167 с.
53. Калугина М.А. Личные и возрастные особенности студенчества и их влияние на политическое сознание / М.А. Калугина // Высшее образование в малых городах / Материалы шестого международного симпозиума. - Владивосток: Изд-во ДГУ, 2007. - №6. - С. 26-28.
54. Касамара В.А., Сорокина А.А. Образ СССР и современной России в представлениях студенческой молодежи / В.А. Касамара, А.А. Сорокина // Общественные науки и современность. - 2014. - №1. - С. 107-118.
55. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию / В.Е. Кемеров. - М.: Академический проект, 2000. - 314 с.
56. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы / А.И. Ковалева, В.А. Луков. - М.: Социум, 1999. - 198 с.
57. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология / Г.М. Коджаспирова / Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.
58. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
59. Козырев В.А., Родионова Н.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.
60. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под. ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
61. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радоновой, А.П. Тряпицыной. - СПб.: РГПУ, 2005. - 391 с.
62. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. Утв. Распоряжением Правительства РФ №2765-р от 29 декабря 2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736882/
63. Коржуев А.В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проспект, 2009. - 185 с.
64. Краткий терминологический словарь по дисциплине «Политология» / под ред. А.В. Гринева. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 28 с.
65. Лазебный Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности / Л.И. Лазебный. - М.: Знак, 1997. - 102 с.
66. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Изд. центр Академия, 2004. - 352 с.
67. Липская Л.А. Формирование политической культуры студентов высших учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л.А. Липская. - Челябинск, 2001. - 189 с.
68. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков / Т.Д. Марцинковская // Мир психологии. - 2010. - №3. - С. 90-102.
69. Мудрик А.В. Социализация личности / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
70. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: Постановление Правительства Российской Федерации №751 от 4 октября 2000 г. // Бюлл. Министерства образования РФ. - 2000. - №11. - С. 3-13.
71. Новиков А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.
72. Новиков А.М. Образовательный проект (методология
образовательной деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Эгвес,
2004. - 120 с.
73. Новиков А.М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.
74. Ольшанский Д.В. Политическая психология / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 576 с.
75. Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе / В.В. Орлова // Социологические исследования. - 2009. - №6. - С. 95-99.
76. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р).
77. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения; учеб. пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2008. - 128 с.
78. Петерсон Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. - М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000», 2006. - 92 с.
79. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
80. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. - 2-е изд. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
81. Поливаева Н.Л. Тип общества и политического сознания / Н.Л. Поливаева // Вестник МГУ. Сер. 18. Социологические и политические науки. - 2002. - №2. - С. 26-37.
82. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
83. Селевко Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.
84. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с.
85. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социологические исследования. - 2007. - №4. - С. 37-43.
86. Сорокин О.В. Формирование политического сознания молодежи в
условиях трансформации современного российского общества: социокультурный аспект: Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / О.В.
Сорокин. - М., 2008. - 179 с.
87. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996¬₽).
88. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/
89. Чекулаев Е.П. Информационное воздействие на сознание как средство формирования гражданской позиции молодежи / Е.П. Чекулаев // Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: мат. Всерос. науч.-практ. конф. (27-29 марта 2009 г.). - Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2010. - 384 с. - С. 128-133.
90. Чернов С.Н. Методика формирования политической культуры студентов вуза на основе конструктивистского подхода: метод. пособие / С.Н. Чернов. - Сибай: РИЦ СИ БГУ, 2011. - 109 с.
91. Чернов С.Н. Практикум по формированию политической культуры студентов вуза: методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных заведений / С.Н. Чернов. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - 87 с.
92. Чернов С.Н. Политическая культура студентов вуза как объект педагогического анализа / С.Н. Чернов // Проектирование и организация воспитательной работы в образовательных учреждениях: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: БГУ, 2010. - С. 19-26.
93. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве / В.И. Чупрунов // Социологические исследования. - 1998. - №3. - С. 93-106.
94. Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет / Ф.Э. Шереги, М.К. Горшков. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
95. Щербинин А.И. Политическое образование: учеб. пособие / А.И. Щербинин. - М.: Весь Мир, 2005. - 288 с.
96. Almond G.A. Comporative Politics. A Development Approach / G.A. Almond, G.B. Powell. - Boston, 1996. - P. 64-65.
97. Oakshott M. Rationalism in Politics / M. Oakshott. - London, 1962. - P. 116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ