ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Взаимодействие педагога с детьми в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности и условия речевого развития детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Речь педагога как компонент речевого развития детей старшего
дошкольного возраста 30
1.4. Формы работы педагога по организации речевого развития детей
старшего дошкольного возраст 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 52
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 54
2.1. Исследование особенностей взаимодействия педагога с детьми в
процессе речевого развития 54
2.2. Реализация организационно - педагогических условий
взаимодействия педагога с детьми в области речевого развития 62
2.3. Анализ результатов исследования 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Овладение родным языком и речевое развитие является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и является основой воспитания и обучения детей.
Многие дошкольники к моменту поступления в школу не способны связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, поэтому в этом не легком деле им должен помочь педагог.
С развитие речи тесным образом связано развитие сознания, познание окружающего мира, развитием личности в целом. Язык является средством овладения знаниями, изучения учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [9]. Многолетние исследования отечественных психологов доказали, что овладение речью перестраивает всю психику и деятельность ребенка.
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании.
Культура речи — многоаспектное явление, главным результатом которого считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Правильная и коммуникативная речь является главной ступенью овладения литературным языком.
В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает наличие большого объема словаря, понимание и употребление в речи слов и словосочетаний, а также использование в речи большинства языковых средств. Точность речи рассматривается как оптимальное словоупотребление: это такие слова, которые наилучшим образом передадут содержание высказывания, раскроют тему и главную мысль в логической последовательности.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе дошкольного образования показал, что количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии, постоянно растет. Такие дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одним из таких проявления является низкий, не соответствующий возрастным нормам, уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Так как целью современной школы в настоящее время является повышение качества обучения, которое предполагает повышение требований к подготовке детей к школьному обучению. Таким образом, практическая потребность в реализации данной педагогической идеи явно выражена, решение ее положительно скажется на разных сторонах практики образования [12].
Исходя из вышесказанного, нами были выявлены противоречия на следующих уровнях:
1. социально-педагогическом — между предъявляемыми обществом требованиями к развитию речевого общения дошкольников, обусловленными региональными социально-экономическими, культурно¬национальными особенностями, и несоответствием этим требованиям уровня культурно-речевого развития детей дошкольного возраста;
2. научно-педагогическом — между необходимостью подготовки высоко квалифицированных педагогов в системе непрерывного образования и недостаточной разработанностью технологий культурно-речевого развития детей дошкольного возраста;
3. научно-методическом — необходимостью обновления содержания культурно-речевой подготовки педагогов путем включения игровых форм обучения и отсутствием научно-педагогических разработок, способствующих рациональному отбору и внедрению их в воспитательно- образовательный процесс;
4. между необходимостью развития коммуникативных умений детей и недостаточно организованным процессом взаимодействия педагога и детей в ДОО, способствующим полноценному речевому развитию.
Следовательно, развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами - всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего, педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих речь детей, готовя их к обучению в школе [31].
Цель исследования: Выделить организационно - педагогические условия взаимодействия педагога с детьми в области речевого развития и опытно - экспериментальным путем проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности речевого взаимодействия педагога с детьми в организованном педагогическом процессе.
3. Разработать и проверить эффективность программы по оптимизации взаимодействия педагога с детьми в области речевого развития.
Объект исследования: Процесс оптимизации взаимодействия педагога с детьми в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие».
Предмет исследования: Организационно - педагогические условия оптимизации взаимодействия педагога с детьми в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие».
Гипотеза исследования: Оптимизации взаимодействия педагогов с детьми в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие» будет способствовать реализация следующих организационно - педагогических условий:
1. если будет разработано содержание программы совершенствования деятельности педагога с детьми в области речевого развития;
2. при использовании интерактивных форм работы.
Методологической основой исследования является:
• Труды К.Ю. Белой, Т.Н Бондаренко, Н. В Евдокимовой по взаимодействию педагога с детьми в совместной речевой деятельности [7].
• Теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина [42].
• Труды О.Ю. Голиковой, Е.А.Смирновой, Ю.В. Ушачевой по взаимодействию педагога с детьми в речевой деятельности [45].
В исследовании применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение за особенностями взаимодействия педагога с детьми», Н.Н. Сидоренко [8]; изучение речевого развития детей при помощи диагностической методики «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста», О.А. Безруковой,
О.Н. Каленковой [20].
3. Метод математической статистики «t-критерий Стьюдента» [38].
Новизна исследования:
-конкретизировано содержание понятия взаимодействие, как контакта педагога с детьми, целью которого является изменение в поведении, деятельности и отношениях ребенка, порождающие их взаимную связь.
-разработана структура взаимодействия педагога с детьми в области речевого развития, включающая содержание и формы взаимодействия.
-на основе теоретического и экспериментального исследования разработана и апробирована карта наблюдения за особенностями взаимодействия педагога с детьми в области речевого развития.
-обоснованно и доказано, что организационно-педагогические условия, заявленные в гипотезе в совокупности обеспечивают оптимизацию взаимодействия педагога с детьми в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие».
Теоретическая значимость: выделены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, которые составляют основу оптимизации взаимодействия педагога с детьми в области речевого развития, что обогащает теорию педагогики.
Практическая значимость: научно обоснованы практические рекомендации по оптимизации взаимодействия педагога с детьми в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие». Разработаны программа совершенствования организации взаимодействия педагога с детьми в области речевого развития, содержание и процесс организации семинара-практикума, лекции-диалога, педагогических ситуаций, тренинга в условиях ДОО.
Основные результаты, полученные в ходе исследования, апробированы путем публикации в научных печатных изданиях [16; 17].
Актуальность исследования обусловлена тем, что широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное вещание с экранов телевизоров, агрессивно - примитивная речь, насаждаемая телевизорной рекламой, западными фильмами и мультфильмами, ведет к снижению культуры речи. В этой связи все более актуальной для педагогики и психологии становится проблема речевого развития подрастающего поколения.
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего, педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих речь детей, готовя их к обучению в школе.
Поэтому целью исследования стало выявление организационно - педагогических условий взаимодействия педагога с детьми в области речевого развития, а также проверка их эффективности опытно¬экспериментальным путем.
В основу исследования легло предположение о том, что оптимизации взаимодействия педагогов с детьми в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие» будет способствовать реализация следующих организационно - педагогических условий:
3. Если будет разработано содержание программы совершенствования деятельности педагога с детьми в области речевого развития;
4. При использовании интерактивных форм работы.
Для реализации цели исследования необходимо было провести констатирующий и контрольный срезы. В данном исследование принимали участие педагоги в количестве 20 человек и дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек. Базой исследования являлось МБДОУ №ххх, г. Красноярска. Для определения характера взаимодействия педагога с детьми был использован метод наблюдения.
В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: уважение, доброжелательность по отношению к ребенку у большинства педагогов наблюдается время от времени, либо практически не наблюдается; поощрение инициативы детей практически не наблюдается в деятельности педагогов; практически у всех педагогов практически не наблюдается общение в позиции «глаза на одном уровне»; в большинстве случаев голос педагога доминирует над голосом дошкольников; многие педагоги не учитывают возрастные и индивидуальные особенностей детей при взаимодействии с ними; поддержание речевой инициативы и познавательной активности ребенка, практически не наблюдается; педагоги редко используют в своей речи разнообразные коммуникативные средства; время от времени педагоги стараются следить за собственной речью, а также создают оптимальные условия для мотивации детской речи; педагогами не всегда осуществляется целенаправленный отбор программного содержания.
В результате проведения диагностической методики «определения уровня речевого развития» детей старшего дошкольного возраста (О.Н. Безруковой, О.А. Коленковой) было выявлено, что у детей преобладает низкий и средний уровень речевого развития.
После изучения теоретического материала, а также проведения диагностического этапа исследования, была разработана программа совершенствования организации взаимодействия педагогов с детьми в области речевого развития, которая была реализована в ходе формирующего этапа работы.
По итогам контрольного среза было выявлено, что наблюдаемые моменты во взаимодействии педагогов стали проявляться в большей степени.
Исходя из сравнения результатов экспериментальной выборки до и после реализации программы, с помощью расчета метода «Определение t- критерия Стьюдента получили результаты, которые подтверждают достоверные различия.
Таким образом, с помощью контрольного среза было доказано, что разработанная программа совершенствования организации взаимодействия педагогов с детьми в области речевого развития является эффективной. Так, проведенная работа с педагогами позволила оптимизировать знания педагогов по организации взаимодействия в области речевого развития.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М.: "Академия", 2006. 400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
3. Астафьева Н.С. Оценка деятельности воспитателя: практический материал в помощь воспитателю ДОУ. М.: Восхождение, 2008. 64 с.
4. Бабанский Ю.К., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. М.: Айрис пресс, 2006. 128 с.
5. Бакланова О.А. Особенности деятельности воспитателя в ДОУ. М.: Сфера, 2013. 236 с.
6. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. М.: Просвещение, 2012. 218 с.
7. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.
8. Бондаренко Т.М. диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: В - пресс, 2010. 176 с.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей: курс лекций для студентов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". М.: "Просвещение", 2001. 255с.
10. Бутырина Н.М. Технология форм взаимодействия педагогов ДОУ. М.: Просвещение, 2012. 177 с.
11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 2001. 336 с.
12. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. М.: Айрис - пресс, 2008. 192 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.
РСФСР, 1961. 256 с.
14. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и
методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 567 c .
15. Голикова О.Ю. Практикум по развитию общения педагогов. М.: Просвещение, 2008. 341 с.
16. Грицкевич Е.В. Методическое сопровождение деятельности педагогов по речевому развитию // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании: материалы IV Всероссийской конференции: в 3 т. - Красноярск: Издательство Крас. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2015. - Т.2. С. 257¬261.
17. Грицкевич Е.В. Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании: материалы IV Всероссийской конференции: в 3 т. - Красноярск: Издательство Крас. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2015. - Т.2. С.10-15.
18. Давыдова О.И. Работа педагога в ДОУ. М.: Сфера, 2012. 144 с.
19. Данилина Т.С. Современные проблемы взаимодействия педагогов в ДОУ. М.: Сфера, 2014. 144 с.
20. Евдокимова Н.В. Развиваем речь детей: практическое пособие по взаимодействию детского сада с семьей. Тольятти, 2007. 96 с.
21. Зверева О.Л. Общение педагога с детьми в ДОУ. М.: Сфера, 2012. 180 с.
22. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы педагогов по речевому развитию дошкольников. М.: Академия, 2013. 195 с.
23. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по речевому развитию детей в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2011. 107 с.
24. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога
дошкольного учреждения: справочник старшего воспитателя. М.:
Просвещение, 2009. 174 с.
25. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Современная Россия, 1973г. 160с.
26. Коноваленко В.В. Особенности влияния взрослого на развитие речи дошкольника. М.: Просвещение, 2012. 159 с.
27. Куликова Т.А. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М.: Сфера, 2011. 286 с.
28. Леханова О.Л. Развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ. М.: Центр «Школьная книга», 2011. 284 с.
29. Любавина М.Р. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 2012. 187 с.
30. Максаков А.И. Речь воспитателя / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: 1986. 348 с.
31. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. М.: Лайнер, 2005. 235 с.
32. Оверчук Т.И. Педагогическая деятельность педагогов ДОУ. М.: Сфера, 2014. 112 с.
33. Павленок П.Д. Основы педагогического взаимодействия. М.: Сфера, 2011. 376 с.
34. Поздеева С.И. Детский сад: теория и практика // Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей. М.: Сфера, 2013. 189 с.
35. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. 269 с.
36. Российская Федерация. Законы. Об образовании: [федер. закон: принят Гос. Думой 13 янв. 1996: по состоянию на 1 марта 2016]. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. 62 с.
37. Савельева Е.В. Взаимодействие педагогов ДОУ в ходе реализации компетентного подхода. М.: Просвещение, 2011. 148 с.
38. Сидоренко Е.А. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 230 с.
39. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2008. 178 с.
40. Созонова В.П. Организация педагогического взаимодействия в группе детского сада. М.: Педагогический поиск, 2012. 184 с.
41. Соловьева Л.Г. Формы работы педагога ДОУ. М.: Просвещение, 2013. 216 с.
42. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников. М.: Просвещение, 1989. 237 с.
43. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие. М.: Просвещение, 2006. 129 с.
44. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2001. 159 с.
45. Ушачева Ю.В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников. М.: Просвещение, 2008. 156 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва.
47. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977г. 239 с.
48. Шептенко П.А. Методика и технология работы педагога ДОУ. М.: Академия, 2011. 208 с.
49. Шипицина Л.В., Защиринская О.В., Воронова А.П. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб: Детство - Пресс, 2001. 380с.
50. Яшина В.И., Колосовская А.В. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения. М.: Прометей, 2010. 147 с.