Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фантастическое как средство выражения реального (О.Бальзак «Человеческая комедия»)

Работа №17049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы42
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
894
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Роль фантастического в раскрытии художественных образов ... 6
§ 1. Образ искусителя Рафаэля де Валантена 7
§ 2. Элементы фантастического в характеристике образа Рафаэля де
Валантена 12
§ 3. Фантастическое и реальное в женских образах 15
Глава 2. Атрибуты фантастического 21
§ 1. Волшебная сила шагреневой кожи 21
§ 2. Деталь интерьера и портрета 33
§ 3. Двоемирие 39
Заключение 42
Библиографический список 46


В историю мировой литературы Оноре де Бальзак вошел как создатель
единственной в своем роде художественной энциклопедии жизни Франции XIX века. Наиболее значительным и ярким произведением в эпопее является роман «Шагреневая кожа». Это не только роман Франции, но и философский роман, в котором присутствует фантастика. Его герой, Рафаэль де Валантен, стал обладателем могущественного волшебного талисмана и должен сделать выбор - жить полнокровно, но кратко, или длить долгую череду дней серого однообразного существования. Став владельцем Шагреневой кожи, которая носит желания, он заключает своего рода договор с дьяволом. Можно ли выиграть, если заключаешь сделку с дьяволом? Этот вопрос никогда не оставлял равнодушными как писателей, так и читателей. Если ты молод, влюблен и честолюбив, но знаешь, что все твои мечты обречены из-за отсутствия денег, то можно ли устоять перед
искушением расплатиться с сроком собственной жизни за исполнение желаний?
В романе - история жизни, история борьбы, разочарований, страстей и непоправимых заблуждений, кончающаяся гибелью героя, которая наступила много позднее его духовной смертью.
Фантастику и бытопись, трагедийность и иронию - все вместил роман « Шагреневая кожа».
«Философские этюды» Бальзака традиционно рассматриваются как яркий образец проявления фантастического и реального в его творческом наследии.
При этом, во-первых, сами понятия фантастического и реалистического остаются крайне противоречивыми и неоднородными, во-вторых, специфика фантастики и реализма бальзаковской прозы является одним из значимых аспектов в мировой литературе. Этим и определяется актуальность данного исследования, посвященного изучению романного творчества Бальзака с точки зрения проявления в нем различных аспектов фантастического и реального. Фантастическое и реалистическое в данной работе
рассматриваются как взаимодополняющие аспекты произведений, функционирующие в единой художественной системе.
Научная новизна данной работы заключается в попытке сопоставить фантастическое и реальное как средства выражения мотива воссоздания героя как формы метода реализма на примере «Шагреневой кожи» Оноре Бальзака.
Объектом работы является роман О. Бальзака «Шагреневая кожа».
Предметом работы - особенности фантастического как средства выражения реального в системе образов и в отдельных атрибутах.
Целью данной работы является выявление фантастического как средства выражения реального в «Шагреневой коже».
Задачи работы:
- рассмотреть роль фантастического в системе художественных образов;
- выявить функцию основных атрибутов фантастического в романе «Шагреневая кожа»;
- Отметить особенности двоемирия в романе.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы Б.А. Грифцова, А.И. Пузикова, А.В. Чичерина, И.А. Лилиевой, Н.И. Муравьевой, В.А. Бахмутского, В.Р. Гриба, Д. Обломиевского, Б.Г. Реизова.
Методами исследования в данной работе являются метод филологического анализа и сравнительно-сопоставительный метод.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования материала на семинарских и практических занятиях для студентов филологического факультета при изучении зарубежной литературы, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству О. Бальзака, а также в школьной практике на элективных курсах по зарубежной литературе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При рассмотрении фантастических произведений и элементов фантастики внимание акцентируется, прежде всего, на нравственных аспектах анализа, «заземляя»
высокий «глобальный» смысл текста.
При создании романа « Шагреневая кожа» Бальзак выступает как реалист,
который в свете Июльской революции 1830 года нарисовал портрет буржуазного общества и судьбу молодого человека, подверженного влиянию буржуазных
отношений в обществе. Он нарисовал жизненно-правдивую картину растлевающего влияния золота на человека в буржуазном обществе. И пусть отдельные его мысли были субъективны и неверны, но объективные выводы, вытекающие из нарисованной им картины, совпадали с народной точкой зрения на уродство буржуазной действительности.
Шагреневая кожа приобрела достоверность как активная действующая сила, стала частью жизни, вошла в нее в качестве непреложного закона. Реалистические мотивировки чудесного не отменяют фантастического, придают волшебной власти шагреневой кожи еще более абсолютный характер. Таким образом, в руках Бальзака фантастический мотив послужил одной из важнейших задач реалистического искусства: выразить через личность типические черты общества.
Рафаэль Валантен по происхождению и воспитанию - утонченный аристократ, но его род лишился всего в ходе революции, а действие в романе разворачиваются в 1829 году послереволюционном французском обществе. Честолюбивые желания возникают у молодого человека. Рафаэля обуревают желания славы, богатства, любви прекрасных женщин. Вера в собственное предназначение, в свою гениальность заставляют Рафаэля испытать два пути к славе.
В романе эгоизм человека рассмотрен как искушение Рафаэля. Для него чужды интересы других, а могущество, обращённое на удовлетворение лишь корыстных помыслов, бессмысленно и отвратительно. Искушение
является одним из пороков Рафаэля Валантена. Цена его искушения не удовлетворяет его, в конце он болен и немощен. Его изгоняют из общества, сторонятся, циничным равнодушием относятся к его физическим и нравственным страданиям.
Бальзак, выделяет в истории Рафаэля де Валантена его философский, метафизический аспект: мысль и воля — живые силы, они обладают убийственной энергией, которая способна погубить человека. Рафаэля погубили не столько социальные условия жизни или отрицательные свойства характера, сколько страшная сила мысли. Его судьба — это «формула жизни».
В романе основными женскими образами являются Полина и графиня Феодора. Полина, честна и невинна. У нее настоящие чувства, чистые лишенные эгоизма. Она ведет себя кротко и смиренно, отдается в своей безответной любви и не просит ничего взамен.
Другой образ, совсем противоположный образу Полины, - образ графини
Феодоры. Она сказочно красивая и богатая, пользовалась безупречной репутацией, имела за плечами брак, но не имеющая любовника, не поддающаяся парижским соблазнам.
К второстепенным женским образам можно отнести куртизанок, Акилина и
Ефрасию которые, живут сегодняшним днем, наслаждаясь оргиями и гулянками, не
думая о завтрашнем дне, ведь все равно завтра всех ждет смерть.
Бальзаковский роман «Шагреневая кожа» среди современной ему
художественной литературы, точнее, среди современных ему романов, занимает в самом деле довольно своеобразное положение. Положение это во многом
определяется теми литературными взглядами, которые разделял в то время писатель. Бальзак, судя по его очеркам «О литературных салонах» и «Романтические акафисты», принимал активное участие в борьбе, которую вели в те годы многие писатели Франции вокруг наследия романтизма. Он примыкал тогда к противникам этого направления.
В романе поразительном по широте и универсальности охвата жизни, найдены
такие обстоятельства, конфликты, ситуации, в которых общие закономерности социального, философского, нравственного порядка проявляются ярко и наглядно, а
типические характеры реализуются с наибольшей полнотой.
Бальзак в своем романе представляет фантастический случай как
квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаруживает с его помощью
основной социальный двигатель общества - денежный интерес, разрушающий
личность.
Портрет, интерьер, деталь - основные элементы, создающие образ. Используя
композиционные средства, автор последовательно ведет от внешнего восприятия к его внутренней сути. Рафаэль де Валантен - порождение своего времени. Убеждения героя менялись своеобразно обстоятельствам. Это основной принцип всего человеческого мироздания .
Автор создает реалистический образ представителя своего поколения, молодого - высокоодарённого человека, который мечтает о славе, о «завоевании Парижа», о счастье, но мечты которого безжалостно рушатся при столкновении с действительностью. Исповедь Рафаэля, история крушения его иллюзий, относится к числу наиболее сильных и проникновенных страниц романа.
Таким образом, проблема двоемирия в романе основывается в реализме буржуазного мира, в котором если, ты не богат и не влиятелен, то ты просто член общества, который в последствии никому не нужен.
Данная позиция автора романа близка к современному человеку. Не секрет, что в нашей стране в настоящее время назревает тенденция всемогущества богатых и никчемности народа, который по нашему мнению назревает по такому же принципу как и в начале XVIII в.
В заключении хочется отметить что, обладатели всевозможных благ и
материальных богатств, становятся черствыми и бездушными. Описание образа и
жизни Рафаэля реалистичен еще, потому что данный образ хоть и 43
обладает несметной властью, он огражден от общества. Герой символически
выступают как существенные черты многоликого социального типа, носителя
определенных идей своего времени.



1. Бальзак О. Шагреневая кожа: Пер. с франц. Б. Грифцова /Вступ. ст. Р.
Резник; Ил. А. Голицына. - М.: Правда, 1982.
2. Алексеев М. П. Русско-английские литературные связи. JL, 1982.
3. Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVIII века.
М., 1987.
4. Антология новой английской поэзии. Л., 1937.
5. Аникст А. История английской литературы. М., 1976.
6. Аникст А. Оскар Уайльд. В кн.: О. Уайльд. Избр. произвед. в 2-х т. Т. 1. М.,
1960.
7. Бальзак в воспоминаниях современников: сборник / Сост., вступ. ст. И.
Лилеевой ; Коммент. и указ. И. Лилеевой, В. Мильчиной. М.:
Художественная литература, 1986.
8. Бальзак О. де. Шагреневая кожа. - М., 1998.
9. Варламова, Е. А. История постижения Бальзаком наследия Шекспира (к проблеме «Бальзак и Шекспир») / Е. А. Варламова // Личность язык- культура. Саратов, 2008.
Ю.Варламова, Е. А. К проблеме драматизма в «Человеческой комедии» Бальзака / Е. А. Варламова // Филологические этюды. Саратов, 2003.
11 .Гальцова,Е.Д. К вопросу о теории прекрасного во французском сюрреализме
/ Е. Д. Гальцова // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. 2008. -И 2 (март-апрель).
12. Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа / М. М. Гиршман М.: Высшая школа, 1991. История английской литературы. Т. 3.
М., Изд-во АН СССР, 1957.
13. Грифцов, Б. А. Гений Бальзака / Б. А. Грифцов; Вступительная заметка и публикация В. Лушпая // Вопросы литературы : Журнал критики и литературоведения. 2002.-№ 3.
14.3енкин С. Н. Работы по французской литературе. - Екатеринбург, 1999.
15. История английской литературы, тт. 1 - 3. М. - Л., 1943 - 1958.
16. Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. Биография писателя.М., 1979.
17. Кеттл А. Введение в историю английской новеллы. М., 1986.
18. Кеттл А. Введение в историю английской новеллы. М., 1986.
19. Колобова, Т. К проблеме реализма и стиля О. Бальзака : Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вологда, 1998. - Вып.6.
20. Кучборская, Е. П. Творчество Бальзака / Е. П. Кучборская. М. : Высшая школа, 1970.
21. Литературный энциклопедический словарь / Редкол.: Л. Г. Андреев и др. ; Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. -М. : Советская энциклопедия, 1987.
22. Лифшиц М. Художественный метод Бальзака // Лифшиц М. А. Собрание сочинений : в 3-х т. Т. 2. М. : Изобразительное искусство, 1986.
23. Луков. Вл. А. Реалистическая драматургия Бальзака и его «Человеческая
комедия» / Вл. А. Луков // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе : Межвуз. сб. научных трудов. М.: МГПИ, 1986.
24. Морозова, Е. Юный Оноре де Бальзак, или Господин Орас де Сент- Обен / Е. Морозова // Новая юность. М., 2001. - N 5.
25. Муравьева Н.И. О. Бальзак, /пособие для учителей - М., 1952 26.0бломиевский Д. Д. Бальзак. Этапы творческого пути. / Д.
Д.Обломиевский. -М., Гослитиздат, 1961.
27. Прекрасное пленяет навсегда: Из английской поэзии XVIII - XIX веков. М.,
1988.
28. Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. Из истории зарубежной литературы 1830-1850-х годов. М., Посткриптум, 1999.
29. Пекарская, Е.А. Истинное и мнимое величие в произведениях О. Бальзака «Шагреневая кожа» и О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» / Е.А. Пекарская // Актуальные проблемы изучения языка и литературы. Абакан, 2003.
ЗО.Петрова, Е. А.; Варламова, Е. А. Становление нового типа романа Бальзака в контексте литературного процесса Франции первой трети XIX века / Е.А. Петрова // Междисциплинарные связи при изучении литературы. Саратов, 2009. - Вып. 3.
31 .Пузиков А. И.Оноре Бальзак : критико-биогр. очерк / А. И. Пузиков. М.: Гослитиздат, 1955.
32. Реизов Б. Г. Бальзак. Сборник статей / Б. Г.Реизов. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.
33. Сиприо, П. Бальзак без маски / П. Сиприо ; пер. с фр., сост. ил. Е. Сергеевой ; вступ. ст., науч. ред. А. П. Левандовского. Москва : Молодая гвардия, 2003.
34. Цвейг С. Бальзак. Борьба с безумием: Гельдерлин, Клейст, Ницше. - М, 1999.
35. Французские реалисты: Стендаль, Бальзак, Мериме. - М., 1993.
36. Французский символизм. Le symbolisme francais. Драматургия и театр:
Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма. - СПб, 2000.
37. Фриче, В. М. Очерки по истории западноевропейской литературы / В. М. Фриче. М. : Вузовская книга, 2009.
38.Эпштейн, М. О стилевых началах реализма. Поэтика Стендаля и
Бальзака / М. Эпштейн // Вопросы литературы. 1977. - N 8. - С. 106134.
39. Пузиков А. Бальзак о нем. 5 портретов. М.: 1972.
40. Пузиков А. Бальзак о нем. Портреты французских писателей. М.: 1967.
41. Пазиков А. О. Бальзак. Критико-биографический очерк. 2-е изд. М.:
42. Кирий Г. Роман Бальзака « Шагреневая кожа». Тюмень, 1960.
43. Елизарова М. Бальзак. Очерк творчество. - М.: Худ. лит., 1951.
44.Эмиль 3. Собр. Соч. В 26-ти т. Т.26. - М, 1967.
45. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т.36.
46. Муравьева Н. И. О Бальзак. Пособие для учителей средней школы. - М.:
1951.
47. Бальзак О. Собрание сочинений. Человеческая комедия. Т. 10 Философские этюды: Пер. с фр. - М.: Худож. лит., 1987.
48. Анненская А. А. О. Бальзак, его жизнь и литературная деятельность: Биографический очерк. СПб.: 1895.
49. Марямов А. Бальзак. К столетию со дня смерти «Литературная газета», 17 августа 1950.
50.Чернышевский Н. Г. - Полн. собр . соч., т. 3. Гослитиздат, - 1947.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ